Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу здравоохранения
Новосибирской области
от 30 декабря 2021 г. N 3674
Положение
о порядке подготовки и проведения специальной оценки условий труда в министерстве здравоохранения Новосибирской области
I. Область применения
1. Настоящее Положение о порядке подготовки и проведения специальной оценки условий труда в министерстве здравоохранения Новосибирской области (далее - Положение) является локальным актом министерства здравоохранения Новосибирской области (далее - Минздрав НСО) и устанавливает цели, порядок подготовки и проведения специальной оценки условий труда в Минздраве НСО, а также порядок оформления и использования результатов оценки.
2. Положение является обязательным к руководству и исполнению подразделениями Минздрава НСО.
II. Нормы, регулирующие специальную оценку условий труда
3. Настоящее положение разработано в соответствии со следующими документами:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ;
3) Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ);
4) постановление Правительства РФ от 30.06.2014 N 599 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда";
5) постановление Правительства РФ от 03.07.2014 N 614 "О порядке аттестации на право выполнения работ, по специальной оценке, условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ, по специальной оценке, условий труда и его аннулирования";
6) приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" (далее - Приказ Минтруда России от 21.01.2014 N 33н);
7) приказ Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020 "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры";
8) приказ Роструда от 02.06.2014 N 199 "Об утверждении рекомендаций по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда" (далее - Приказ Роструда N 199);
9) ОК 010-2014 (МСКЗ-08) "Общероссийский классификатор занятий", утвержденный приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст (далее - Общероссийский классификатор).
III. Термины и определения
4. Специальная оценка условий труда - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на сотрудника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
5. По результатам специальной оценке условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
6. Классы условий труда на рабочих местах:
1) оптимальные условия труда (1 класс) - это условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия, которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;
2) допустимые условиями труда (2 класс) - это условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма сотрудника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
3) вредными условиями труда (3 класс) - это условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
а) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма сотрудника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
б) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме сотрудника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
в) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме сотрудника приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
г) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
4) опасные условия труда (4 класс) - условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни сотрудника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
7. Отчет о проведении специальной оценки условий труда (далее - Отчет) - документ который составляется организацией, проводящей специальную оценку условий труда (форма Отчета утверждена Приказом Минтруда России от 21.01.2014 N 33н).
8. Аналогичные рабочие места - это рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых служащие работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляющие одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
9. Декларация соответствия условий труда - документ, подтверждающий, что на рабочих местах, вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми.
Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда является бессрочной в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте.
IV. Общие положения
10. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом N 426-ФЗ и Приказом Минтруда России от 21.01.2014 N 33н.
11. Специальной оценке труда подлежат все имеющиеся в Минздраве НСО рабочие места работников, замещающие должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы.
12. Обязанности по организации и контролю проведения специальной оценки условий труда в Минздраве НСО возлагаются на управление государственной гражданской службы, кадров, документационного и правового обеспечения Минздрава НСО.
13. Положение устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам:
1) отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
2) оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
V. Подготовительный этап проведения специальной оценки условий труда
14. Субъекты специальной оценки условий труда:
1) Минздрав НСО - издает приказ о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда.
2) Комиссия по проведению специальной оценки условий труда Минздрава НСО (далее - Комиссия) - организует работу по подготовке и проведению специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона N 426-ФЗ, настоящего положения и иных нормативных правовых документов, регламентирующих процедуру проведения специальной оценки условий труда.
3) Управление государственной гражданской службы, кадров, документационного и правового обеспечения - проводит разъяснительную работу в коллективе о целях и задачах проведения специальной оценки условий труда, участвует в подготовке и проведении специальной оценки условий труда.
4) Организация, проводящая специальную оценку условий труда (далее - Организация) - проводит измерения и готовит документы согласно договора на проведение специальной оценки условий труда.
5) Эксперт(ы) Организации(й), проводящих специальную оценку условий труда (далее Эксперт) - участвует(ют) в работе Комиссии от лица Организации.
6) Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов - это сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды, и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным приказом Минтруда N 33н.
15. Специальная оценка условий труда проводится управления государственной гражданской службы, кадров, документационного и правового обеспечения (далее - управление СОУТ) совместно с организацией, соответствующей требованиям статьи 19 Федерального закона N 426-ФЗ привлекаемой на основании гражданско-правого договора заключаемого в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
16. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.
Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном Федеральным законом N 426-ФЗ, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения Отчета.
17. В случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, ее проведение осуществляется с учетом требований Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
18. Процедуру проведения специальной оценки условий труда условно можно подразделить на три этапа: подготовительный этап, проведение специальной оценки условий труда, оформление результатов.
19. Для организации и проведения специальной оценки условий труда образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - Комиссия).
В состав Комиссии входит пять человек. Комиссию возглавляет начальник управления государственной гражданской службы, кадров, документационного и правового обеспечения.
В состав Комиссии в обязательном порядке включаются специалист по охране труда отдела специальной оценки условий труда, ответственные по охране труда в подразделениях Минздрава НСО.
Комиссии предоставлены права по принятию и утверждению всех документов, по специальной оценке, условий труда.
20. Перед проведением специальной оценки условий труда Комиссия, на основании штатного расписания, полученного в управлении государственной гражданской службы, кадров, документационного и правового обеспечения и на основании информации, полученной от руководителей подразделений, включенных в СОУТ, управление СОУТ составляет перечень всех рабочих мест (далее - Перечень), на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.
В Перечне для каждого рабочего места желательно сразу указать:
1) индивидуальный номер рабочего места (не более 8 цифр), в котором предусмотреть отражение аналогичных рабочих мест буквой "А";
2) наименование рабочего места (должность, профессия) в соответствии со штатным расписанием, названия должностей, по возможности, приводится в соответствие с Общероссийским классификатором;
3) проводимые предварительные и периодические медицинские осмотры с указанием основания их проведения в соответствии приказом Минздрава России N 1420н от 31.12.2020;
21. Для проведения специальной оценки условий труда Минздрав НСО заключает контракт (соглашение) с Организацией в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области.
В такой контракт подлежат включению:
1) перечень оцениваемых рабочих мест;
2) виды работ и услуг, по специальной оценке, условий труда;
3) сроки выполнения работ и оказания услуг, по специальной оценке, условий труда;
4) стоимость выполнения работ, по специальной оценке, условий труда, порядок их оплаты;
5) права и обязанности Работодателя при проведении специальной оценки условий труда;
6) права и обязанности Организации при проведении специальной оценки условий труда;
7) ответственность сторон в случае неисполнения обязательств по контракту.
22. Выбор Организации и заключение контракта.
1) Для организации специальной оценке условий труда отдел контрактной службы и контрольно-ревизионной работы Минздрава НСО проводит запрос коммерческих предложений на проведение специальной оценке условий труда.
2) Организация должна удовлетворять критериям, указанным в статьях 19, 20, 21, 22, 27 Федерального закона N 426-ФЗ и приказе Роструда N 199, а именно:
а) в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
б) имеет в своей структуре испытательную лабораторию (центр), аккредитованную в национальном органе по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 Федерального закона N 426-ФЗ, с учетом требований, установленных частью 4 статьи 12 Федерального закона N 426-ФЗ;
в) наличие у Организации аттестата аккредитации у испытательной лаборатории (центра), выданного Федеральной службой по аккредитации, срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) должен действовать до окончания контракта;
г) наличие в Организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ, по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
д) наличие в области аккредитации испытательной лаборатории всех необходимых вредных и (или) опасных производственных факторов, которые требуется измерять, а по химическому фактору измерения в воздухе рабочей зоны химических веществ и смесей;
е) испытательная лаборатория Организации, проводящая замеры физических и химических факторов, проводит лабораторно-инструментальные исследования и измерения на основании собственной материально-технической базы;
ж) наличие уведомления о регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда выданное Министерством Труда и Социальной Защиты Российской Федерации.
3) До подписания контракта Организация, предоставляет в Минздрав НСО заверенную в установленном порядке выписку из приказа, в котором назначаются эксперты, проводящие специальную оценку условий труда, и специалисты, осуществляющие исследования и испытания, идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов с указанием их полномочий.
VI. Проведение специальной оценки условий труда
23. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается Приказ Минтруда РФ N 33н.
24. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее соответственно вредные и (или) опасные факторы, идентификация) включает в себя следующие этапы:
а) выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
б) сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды, и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утверждаемым в порядке, установленном Федеральным законом N 426-ФЗ;
3) принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;
4) оформление результатов идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов (далее соответственно вредные и (или) опасные факторы.
25. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом Организации.
26. Выявление на рабочем месте потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется путем изучения экспертом представляемых Минздравом НСО:
1) технической (эксплуатационной) документации на оборудование, используемое государственными служащими (работниками) на рабочем месте;
2) должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работников Минздрава НСО;
3) технологической документации, характеристик технологического процесса;
4) обследование рабочего места;
5) результатов, ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;
6) предложений работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);
7) результатов, полученных при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда (при наличии);
8) случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшее в связи с воздействием на государственного служащего на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;
9) результатов, полученных при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
10) иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, согласно методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.
Указанные в подпункте 1, 2, 6, 7, 9 настоящего пункта документация и материалы предоставляются Минздравом НСО при их наличии.
27. Эксперт Организации, в целях определения перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, на рабочих местах, указанных в пункте 26 настоящего Положения, может осуществлять:
1) изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности государственного служащего, занятого на данном рабочем месте;
2) обследование рабочего места;
3) ознакомление с работами, фактически выполняемыми сотрудниками на рабочем месте;
4) иные мероприятия, предусмотренные пунктом 26 настоящего Положения.
28. При проведении измерений (исследований) присутствует специалист управления СОУТ.
29. При проведении измерений необходимо обращать внимание на:
1) исправность и наличие поверки используемого оборудования;
2) соблюдение методик измерения и. соблюдение технологических требований, режимов работы оборудования, станков во время замеров;
3) фиксировать факт превышения допустимых уровней, выявлять причину и, при возможности, устранять ее и проводить повторные замеры, не дожидаясь получения заключения (протокола).
30. Выявление на рабочем месте потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса сотрудника и (или) его непосредственных руководителей.
31. Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды, и трудового процесса, предусмотренными классификатором, производятся путем сравнения их наименований.
32. Имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами в случае совпадения их наименований с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором.
33. Все вредные и (или) опасные факторы, которые идентифицированы на рабочем месте, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям в порядке, установленном разделом 6 настоящего Положения.
34. При несовпадении наименований, имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором, экспертом фиксируется в своем заключении отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов.
35. В случае если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов не проводятся.
36. Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям, с указанием:
1) полного наименования организации, проводящей специальную оценку условий труда, регистрационного номера записи в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, а также сведений об аккредитации в национальной системе аккредитации (номер аттестата аккредитации (при наличии));
2) уникального номера протокола (определяется Организацией), содержащегося на каждой странице протокола вместе с номером страницы протокола;
3) полного наименования Работодателя;
4) места нахождения и места осуществления деятельности Работодателя;
5) наименования структурного подразделения Работодателя (при наличии);
6) индивидуального номера рабочего места, который при внеплановой и (или) повторной специальной оценке условий труда должен полностью совпадать с первоначально указанным для данного рабочего места, наименования должности, профессии или специальности сотрудника (сотрудников), занятого (занятых) на данном рабочем месте, в соответствии с наименованием этих должностей, профессий или специальностей, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в установленном порядке;
7) наименования вредного и (или) опасного фактора, в отношении которого проведены исследования (испытания) и измерения, в соответствии с классификатором;
8) даты проведения исследований (испытаний) и измерений вредного и (или) опасного фактора;
9) сведений о применяемых средствах измерений (наименования прибора, инструмента, заводского номера, срока действия и номера свидетельства о поверке);
10) наименования примененных методик (методов) измерений вредных и (или) опасных факторов, реквизитов нормативных правовых актов, их утвердивших (вида нормативного правового акта, наименования органа, его издавшего, названия, даты и номера);
11) реквизитов нормативных правовых актов (вида нормативного правового акта, наименования органа, его издавшего, названия, даты и номера), регламентирующих предельно допустимые концентрации (далее - ПДК), предельно допустимые уровни (далее - ПДУ), а также нормативные уровни исследуемого (испытуемого) и измеряемого вредного и (или) опасного фактора;
12) места проведения исследований (испытаний) и измерений вредного и (или) опасного фактора с приложением при необходимости эскиза помещения, в котором они проводились, с указанием размещения оборудования и нанесением на нем точки (точек) исследований (испытаний) и измерений вредного и (или) опасного фактора (отбора проб);
13) нормативного и фактического значений уровня, исследуемого (испытуемого) и измеряемого вредного и (или) опасного фактора с указанием при необходимости единиц измерений и продолжительности его воздействия на всех местах проведения исследований (испытаний) и измерений;
14) заключения по фактическому уровню вредного и (или) опасного фактора на всех местах проведения его исследований (испытаний) и измерений с указанием итогового класса (подкласса) условий труда вредного и (или) опасного фактора;
15) фамилий, имен, отчеств (при наличии), должностей специалистов Организации, проводящей специальную оценку условий труда, проводивших исследования (испытания) и измерения вредного и (или) опасного фактора.
37. В случае если в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочем месте производственного контроля за условиями труда, то к протоколу прикладывается заключение эксперта о возможности использования указанных результатов.
38. В отношении рабочего места, на котором вредные и (или) опасные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, Минздравом НСО дается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в порядке, установленном статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ.
39. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников.
40. Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям.
41. В приложении к заключению эксперта, указанного в подпункте 12 пункта 49 настоящего Положения должны быть перечни:
1) рабочих мест, на которых факторы не идентифицированы;
2) рабочих мест, на которых требуется проводить измерения вредных и (или) опасных производственных факторов по результатам идентификации с указанием наименований вредных и (или) опасных производственных факторов по Классификатору вредных и (или) опасных производственных факторов, а также времени их воздействия на сотрудников;
3) рабочих местах, где идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в соответствии с пунктом 30. настоящего Положения, и на которых необходимо проводить измерения (исследования) вредных и (или) опасных производственных факторов с указанием наименований этих факторов, а также времени их воздействия на сотрудников.
42. Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на указанных в пункте 50 настоящего Положения рабочих местах определяется экспертом Организации, исходя из учета перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 Федерального закона N 426-ФЗ.
43. Результаты идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются Комиссией с учетом пункта 7 статьи 10 Федерального закона N 426-ФЗ.
44. Комиссия рассматривает заключение(я) эксперта и при согласии утверждает предоставленный экспертом перечень рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся, и признает условия труда на этих рабочих местах допустимыми.
Для рабочих мест, на которых факторы идентифицированы, или их идентификация не проводится, формируется перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих измерениям.
Решение Комиссия оформляется протоколом.
45. При необходимости Комиссия принимает решение о невозможности проведения измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на ряде рабочих мест, на которых может создаться угроза для жизни работников, экспертов и других лиц. В этом случае условия труда на данных рабочих местах признаются опасными (класс 4) со всеми вытекающими последствиями.
Свое решение комиссия оформляет протоколом.
46. В случае принятия решения, указанного в пункте 45 настоящего Положения Минздрав НСО в течении 10 (десяти) рабочих дней со дня принятия такого решения, направляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения копию протокола Комиссии, содержащего это решение.
47. Результаты идентификации заносятся в раздел "Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда" Отчета.
48. Идентификация не осуществляется в отношении:
1) рабочих мест сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
2) рабочих мест, в связи с работой на которых сотрудникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
VII. Оформление результатов проведения специальной оценки условий труда
49. По результату проведения специальную оценку условий труда Организация, составляет Отчет, в который включаются следующие результаты проведения:
1) титульный лист Отчета содержит сведения об Организации;
2) приложение копий документов, подтверждающих соответствие Организации требованиям установленным статьей 19 Федерального закона N 426-ФЗ;
3) сведения об экспертах и иных сотрудников организации, участвующих в проведении специальной оценки условий труда;
4) сведения о средствах измерений испытательной лаборатории (центра) организации, использовавшихся при проведении специальной оценки условий труда;
5) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
6) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
7) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
8) протокол оценки эффективности применяемых сотрудниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);
9) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 Федерального закона N 426-ФЗ (при наличии такого решения);
10) сводная ведомость специальной оценки условий труда;
11) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
12) заключение(я) эксперта Организации;
13) замечания и возражения сотрудника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона N 426-ФЗ (при наличии).
50. Отчет о проведении специальной оценки условий труда должен содержать идентификационный номер, указанный в части 6 статьи 8 Федерального закона N 426-ФЗ.
51. Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления в Минздрав НСО Организацией.
Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.
52. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
53. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются сведения, предусмотренные пунктами 1 - 3, 7 и 9 части 1 статьи 15 Федерального закона N 426-ФЗ.
54. Управление государственной гражданской службы, кадров, документационного и правового обеспечения организует ознакомление работников с результатами СОУТ на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 13 (тринадцать) календарных дней со дня утверждения Отчета. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке.
55. Минздрав НСО в течение 3 (трех) рабочих дней со дня утверждения Отчета обязан уведомить об этом Организацию, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного Отчета заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. При наличии в Отчете сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
56. Минздрав НСО с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня утверждения Отчета.
VIII. Отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов
57. По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов экспертом осуществляется отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда (далее - отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда).
58. Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда осуществляется с учетом степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов, полученных по результатам проведения их исследований (испытаний) и измерений в порядке, предусмотренном разделом 6 Положения, от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и продолжительности их воздействия на сотрудника в течение рабочего дня (смены), в соответствии с приказом Минтруда N 33н.
IX. Особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах
59. При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
60. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда.
61. В отношении аналогичных рабочих мест разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.
62. Специальная оценка условий труда на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается оснащенная необходимыми средствами производства часть рабочего места, в которой один работник или несколько работников выполняют схожие работы или технологические операции, проводится путем предварительного определения типичных технологических операций, характеризующихся наличием одинаковых вредных и (или) опасных производственных факторов, и последующей оценки воздействия на работников этих факторов при выполнении таких работ или операций. Время выполнения каждой технологической операции определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем хронометрирования.
63. В случае выявления в ходе проведения специальной оценки условий труда хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности, установленным статьей 9 Федерального закона N 426-ФЗ, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.
X. Поведение внеплановой специальной оценки условий труда
64. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение Минздравом НСО предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
3) изменение технологического процесса, замена оргтехники, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай в министерстве (за исключением несчастного случая в министерстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям сотрудника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте.
65. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в подпунктах 1 и 3 пункта 70 настоящего Положения и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в подпунктах 2, 4 - 7 пункта 70 настоящего Положения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункта 70" имеется в виду "пункта 64"
66. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных подпунктами 3 - 5 и 7 пункта 70 настоящего Положения, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о не проведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься Комиссией.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункта 70" имеется в виду "пункта 64"
67. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном подпунктом 2 пункта 70 настоящего Положения, на период до утверждения Отчета не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований Федерального закона N 426-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункта 70" имеется в виду "пункта 64"
XI. Экспертиза качества специальной оценки условий труда
68. Экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.
69. Экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется:
1) по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных сотрудниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, органов исполнительной власти, организаций, проводивших специальную оценку условий труда;
2) по поданным непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта заявлениям работников, а также работодателей, их объединений, страховщиков, органов исполнительной власти, организаций, проводивших специальную оценку условий труда;
3) по представлениям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
70. Проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 74 настоящего Порядка, осуществляется на платной основе за счет средств заявителя.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпункте 2 пункта 74" имеется в виду "подпункте 2 пункта 69"
Методические рекомендации по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
XII. Рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда
71. Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие сотрудника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы Минздрава НСО на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке.
72. Минздрав НСО, сотрудники, вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.
XIII. Реализация результатов специальной оценки условий труда
73. Результаты проведения специальной оценки условий труда в подразделениях Минздрава НСО используются для:
1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда;
2) установления сотрудникам Минздрава НСО гарантий и компенсаций;
3) информирования сотрудников подразделений об условиях труда на их рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите; о полагающихся им гарантиях и компенсациях;
4) обеспечения сотрудников Минздрава НСО средствами индивидуальной (коллективной) защиты;
5) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
6) организации медицинских осмотров работников в Минздраве НСО
7) подготовки отчетности об условиях труда;
8). установление связи заболеваний работников Минздрава НСО с вредными (опасными) производственными факторами, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
9) рассмотрения и урегулирования разногласий по поводу безопасности труда, между работниками и Минздравом НСО.
XIV. Заключительные положения
74. График проведения специальной оценки труда в Организации утверждается на пять лет.
75. В течение 30 календарных дней со дня утверждения Отчета работники Минздрава НСО должны быть под расписку ознакомлены с результатами оценки.
76. Организация передает результаты специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда.
77. Документы по проведению СОУТ являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.
78. Основную ответственность за качество специальной оценки несут Комиссия Минздрава НСО и эксперты Организации.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства здравоохранения Новосибирской области от 30 декабря 2021 г. N 3674 "Об утверждении Положения о порядке... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.