Приложение 1 изменено с 19 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 2 декабря 2022 г. N 1050
Приложение N 1
к Порядку формирования федерального
перечня электронных образовательных
ресурсов, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего,
среднего общего образования,
утвержденному приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
от 15 апреля 2022 г. N 243
(с изменениями от 2 декабря 2022 г.)
Форма
Экспертное заключение
_____________________________________________________________________
(наименование ЭОР; краткое описание (структура, предметное содержание, метаданные), позволяющее однозначно идентифицировать ЭОР; класс)
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
(правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому принадлежит исключительное право на ЭОР)
1. |
Сведения об экспертах, привлеченных к проведению экспертизы: |
||
N п/п |
Фамилия, имя, отчество (при наличии) |
Квалификационные характеристики эксперта (образование/ученая степень и (или) ученое звание (при наличии)/стаж педагогической деятельности и (или) педагогический опыт реализации основных образовательных программ/навыки работы с ЭОР |
Дополнительная информация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист А экспертного заключения
(для заполнения экспертом, привлеченным для проведения экспертизы)
Индивидуальный лист эксперта по результатам проведения экспертизы
_____________________________________________________________________
(название ЭОР; краткое описание (структура, предметное содержание, метаданные), позволяющее однозначно идентифицировать ЭОР; класс)
_____________________________________________________________________
(правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому принадлежит исключительное право на ЭОР)
_____________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта)
1 .Сведения о квалификации эксперта: | ||||
Образование |
Уровень образования, специализация/специальность/направления подготовки/профиль |
|||
Ученая степень и (или) ученое звание |
Указываются при наличии |
|||
Стаж педагогической деятельности и (или) педагогический опыт реализации основных образовательных программ |
Количество лет стажа/опыта, область знаний |
|||
Навыки работы с ЭОР |
Да (указываются наименования ЭОР, с которыми работал эксперт)/нет |
|||
Опыт осуществления картографической деятельности (для экспертизы УММ, содержащих картографический материал) |
Количество лет стажа, опыта/наименования организаций |
|||
Наличие высшего образования (квалификации) и опыта работы в области коррекционной педагогики (при проведении экспертизы адаптированных ЭОР) |
Образование/квалификация/количество лет стажа, опыта/наименования организаций |
|||
2. Информация об ЭОР: | ||||
2.1. Наименование; краткое описание (структура, предметное содержание, метаданные), позволяющее однозначно идентифицировать ЭОР; класс |
|
|||
2.2. Инструкция по установке, настройке и использованию. |
|
|||
2.3. Методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модулей), по методике воспитания (при наличии). |
|
|||
3. Критерии экспертизы ЭОР. | ||||
N п/п |
Критерии экспертизы |
Экспертная оценка по критерию в соответствии с пунктом 6 Порядка |
Примечание |
|
3.1. |
Соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основных образовательных программ, содержанию федеральных основных образовательных программ и (или) федеральной рабочей программе воспитания. |
|
|
|
3.2. |
Принадлежность к совокупности ЭОР, обеспечивающих систематическое изучение учебного предмета, курса (в том числе внеурочной деятельности), модуля (дисциплины), предназначенных для реализации обязательной части общеобразовательной программы или части, формируемой участниками образовательных отношений, на соответствующем уровне образования (за исключением адаптированного ЭОР или ЭОР, направленного на достижение личностных или метапредметных результатов). |
|
|
|
3.3. |
Соответствие наименования ЭОР наименованию учебного предмета, курса (в том числе внеурочной деятельности), модуля (дисциплины) обязательной части образовательной программы согласно федеральному государственному образовательному стандарту. |
|
|
|
3.4. |
Полнота представления в УММ научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету. |
|
|
|
3.5. |
Использование понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания. |
|
|
|
3.6. |
Наличие сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (при условии применимости). |
|
|
|
3.7. |
Изложение с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для ЭОР, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования). |
|
|
|
3.8. |
Структурированность, логичность и последовательность в изложении материалов. |
|
|
|
3.9. |
Проработанность методического аппарата в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся. |
|
|
|
3.10. |
Проработанность методического аппарата в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему. |
|
|
|
3.11. |
Проработанность методического аппарата в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности. |
|
|
|
3.12. |
Проработанность методического аппарата в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения. |
|
|
|
3.13. |
Обеспечение возможности использования УММ в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений. |
|
|
|
3.14. |
Разнообразие видов текстовой, графической и мультимедийной информации. |
|
|
|
3.15. |
Изложение информации с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся. |
|
|
|
3.16. |
Соответствие формы подачи информации примерным адаптированным основным образовательным программам (для адаптированных ЭОР). |
|
|
|
3.17. |
Наличие ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующие обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации. |
|
|
|
3.18. |
Отражение вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости). |
|
|
|
3.19. |
Направленность на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности. |
|
|
|
3.20. |
Правильность отображения государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в материалах (при проведении экспертизы УММ, содержащих указанную информацию). |
|
|
|
3.21. |
Отсутствие в текстовой составляющей ошибок, в том числе грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, опечаток (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям). |
|
|
|
3.22. |
Соответствие текстовой и мультимедийной составляющей нормам речи и правилам речевого этикета, а также отсутствие ненормативной лексики. |
|
|
|
3.23. |
Соответствие текстового и мультимедийного содержания целям достижения образовательных результатов по образовательным программам соответствующего уровня общего образования и направленности. |
|
|
|
3.24. |
Отсутствие сведений (информации), противоречащих (противоречащей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих (оправдывающей) противоправное поведение. |
|
|
|
3.25. |
Отсутствие сведений (информации), направленных (направленной) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам. |
|
|
|
3.26. |
Отсутствие сведений (информации), побуждающих (побуждающей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству). |
|
|
|
3.27. |
Отсутствие сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических. |
|
|
|
3.28. |
Отсутствие сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции. |
|
|
|
3.29. |
Отсутствие сведений (информации), обосновывающих (обосновывающей) или оправдывающих (оправдывающей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих (побуждающей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным. |
|
|
|
3.30. |
Отсутствие сведений (информации), направленных (направленной) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, в том числе ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов и (или) на доменные имена, указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". |
|
|
|
3.31. |
Отсутствие информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи. |
|
|
|
3.32. |
Отсутствие недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны. |
|
|
|
3.33. |
Отсутствие фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий. |
|
|
Эксперт
__________________/____________________________________________________/
(подпись) фамилия, имя, отчество (при наличии)
"___"_______________20__г.
Лист Б экспертного заключения (для заполнения ответственным секретарем или иным уполномоченным лицом Научно-методического совета по ЭОР)
Результат экспертизы и рекомендации Научно-методического совета по ЭОР
Раздел I. Результат проведения экспертизы
1. Информация об ЭОР: | |
1.1. Наименование; краткое описание (структура, предметное содержание, метаданные), позволяющее однозначно идентифицировать ЭОР; класс. |
|
1.2. Инструкция по установке, настройке и использованию. |
|
1.3. Методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модулей), по методике воспитания (при наличии). |
|
2. Критерии экспертизы ЭОР.
N п/п |
Критерии экспертизы |
Общая экспертная оценка по критерию |
Примечание |
2.1. |
Соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию федеральных основных образовательных программ. |
|
|
2.2. |
Принадлежность к совокупности ЭОР, обеспечивающих систематическое изучение учебного предмета, курса (в том числе внеурочной деятельности), модуля (дисциплины), предназначенных для реализации обязательной части общеобразовательной программы или части, формируемой частниками# образовательных отношений, на соответствующем уровне образования (за исключением адаптированного ЭОР или ЭОР, направленного на достижение личностных или метапредметных результатов). |
|
|
2.3. |
Соответствие наименования ЭОР наименованию учебного предмета, курса (в том числе внеурочной деятельности), модуля (дисциплины) обязательной части образовательной программы согласно федеральному государственному образовательному стандарту. |
|
|
2.4. |
Полнота представления в УММ научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету. |
|
|
2.5. |
Использование понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания. |
|
|
2.6. |
Наличие сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (при условии применимости). |
|
|
2.7. |
Изложение с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для ЭОР, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования). |
|
|
2.8. |
Структурированность, логичность и последовательность в изложении материалов. |
|
|
2.9. |
Проработанность методического аппарата в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся. |
|
|
2.10. |
Проработанность методического аппарата в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему. |
|
|
2.11. |
Проработанность методического аппарата в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности. |
|
|
2.12. |
Проработанность методического аппарата в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения. |
|
|
2.13 |
Обеспечение возможности использования УММ в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений. |
|
|
2.14. |
Разнообразие видов текстовой, графической и мультимедийной информации. |
|
|
2.15. |
Изложение информации с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся. |
|
|
2.16. |
Соответствие формы подачи информации примерным адаптированным основным образовательным программам (для адаптированных ЭОР). |
|
|
2.17. |
Наличие ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующие обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации. |
|
|
2.18. |
Отражение вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости). |
|
|
2.19. |
Направленность на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности. |
|
|
2.20. |
Правильность отображения государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в материалах (при проведении экспертизы УММ, содержащих указанную информацию). |
|
|
2.21. |
Отсутствие в текстовой составляющей ошибок, в том числе грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, опечаток (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям). |
|
|
2.22. |
Соответствие текстовой и мультимедийной составляющей нормам речи и правилам речевого этикета, а также отсутствие ненормативной лексики. |
|
|
2.23. |
Соответствие текстового и мультимедийного содержания целям достижения образовательных результатов по образовательным программам соответствующего уровня общего образования и направленности. |
|
|
2.24. |
Отсутствие сведений (информации), противоречащих (противоречащей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих (оправдывающей) противоправное поведение. |
|
|
2.25. |
Отсутствие сведений (информации), направленных (направленной) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам. |
|
|
2.26. |
Отсутствие сведений (информации), побуждающих (побуждающей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству). |
|
|
2.27. |
Отсутствие сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических. |
|
|
2.28. |
Отсутствие сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции. |
|
|
2.29. |
Отсутствие сведений (информации), обосновывающих (обосновывающей) или оправдывающих (оправдывающей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих (побуждающей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным. |
|
|
2.30. |
Отсутствие сведений (информации), направленных (направленной) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, в том числе ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов и (или) на доменные имена, указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". |
|
|
2.31. |
Отсутствие информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи. |
|
|
2.32. |
Отсутствие недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны. |
|
|
2.33. |
Отсутствие фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий. |
|
|
3. Общий вывод | |||
3.1. |
Итоговое значение экспертной оценки содержания материалов ЭОР по совокупности критериев |
|
|
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного лица,
_________________________________________________________________________
заполнившего раздел I листа Б экспертного заключения, должность, подпись)
"___"_____________20__ г.
Председатель
Научно-методического совета
по ЭОР _____________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись
Ответственный секретарь
Научно-методического совета
по ЭОР _____________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись
Протокол заседания
Научно-методического совета по ЭОР
от "___"_____________20__ г. N_______