Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 апреля 2022 г. N 3а-296/2022
Решение обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции 20 июня 2022 г.
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Хабирова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2021 года N 529-116/тэ-2021 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция", на 2021-2025 годы и признании утратившим силу постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 516-94/тэ-2020", возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт,
установил:
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также Госкомитет, тарифный орган) от 15 декабря 2021 года N 529-116/тэ-2021 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция", на 2021-2025 годы и признании утратившим силу постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 516-94/тэ-2020" установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые указанной организацией с календарной разбивкой согласно приложению к этому постановлению.
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 19 декабря 2021 года за N 8557, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 декабря 2021 года.
В приложении к указанному постановлению в муниципальном образовании города Казани приведены показатели одноставочного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" (далее - ООО "Интеграция"), для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения:
в период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года в размере 560,64 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - в размере 596,31 рубля за Гкал;
в период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 596,31 рублей за Гкал, в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - в размере 596,81 рубля за Гкал;
в период с 1 января 2023 года по 30 июня 2023 года в размере 596,81 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2023 года по 31 декабря 2023 года - в размере 622,27 рубля за Гкал;
в период с 1 января 2024 года по 30 июня 2024 года в размере 616,05 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2023 года по 31 декабря 2023 года - в размере 623,23 рубля за Гкал;
в период с 1 января 2025 года по 30 июня 2025 года в размере 623,23 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2025 года по 31 декабря 2025 года - в размере 641,54 рубля за Гкал (вид теплоносителя - вода) (Приложение 1).
ООО "Интеграция" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 516-94/тэ-2020.
По мнению административного истца, оспариваемое постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам противоречит Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основам ценообразования и Правилам регулирования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 1075 от 22 октября 2012 года "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э.
Кроме того, административный истец полагает, что данные тарифы не является экономически обоснованными, поскольку Госкомитет при их расчете неверно установил в статье расходов на оплату труда нормативную численность персонала, что повлекло снижение объема необходимой валовой выручки (далее - НВВ).
В судебном заседании представители ООО "Интеграция" Горюнова К.С., Галиева Р.Г. административный иск поддержали.
Представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Царева Н.В., Биккинина Ч.А., Халиуллина Л.Д. административный иск не признали.
Акционерное общество (далее - АО) "Татэнерго", Министерство юстиции Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, сведений об уважительности причин неявки не имеется. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливает Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), которыми определены основные принципы и методы определения цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ, а также порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
На основании пункта 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ государственному регулированию в сфере теплоснабжения подлежат тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения отнесено установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Полномочия по установлению тарифов в сфере теплоснабжения органом исполнительной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан - предоставлены Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам как органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.2.1 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 468 от 15 июня 2010 года.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам ООО "Интеграция" об экономической необоснованности установленных тарифов в связи с неверным определением Госкомитетом при их расчете в статье расходов на оплату труда нормативной численности персонала, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод индексации установленных тарифов.
Согласно пунктам 12 и 13 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, осуществляемого, в том числе, по предложению регулируемой организации, с приложением необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных пунктами 15 и 16 данных Правил.
Из материалов дела следует, что ООО "Интеграция", владея тепловыми сетями и являясь организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям, 11 июня 2020 года обратилось в орган регулирования - Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам с заявлением об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2021-2025 годы, приложив пакет обосновывающих материалов. ООО "Интеграция" просило установить тарифы с применением метода индексации установленных тарифов.
По результатам рассмотрения на заседании Правления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам 17 декабря 2020 года заявления ООО "Интеграция" об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии административным ответчиком принято постановление от 17 декабря 2020 года N 516-94/тэ-2020.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 23 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2021 года, постановление Госкомитета от 17 декабря 2020 года N 516-94/тэ-2020 признано недействующим, на административного ответчика возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "Интеграция", на 2021-2025 годы.
Согласно пунктам 71, 73 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов НВВ регулируемой организации включает в себя, в том числе, операционные расходы, которые определяются в соответствии с пунктами 58-60 данного документа.
В свою очередь, операционные расходы регулируемой организации включают в себя, помимо прочих, расходы на оплату труда (подпункт "в" пункта 58 Основ ценообразования).
Пунктом 42 Основ ценообразования установлено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
При утверждении НВВ по статье "подконтрольные расходы" Госкомитетом были учтены не в полном объеме расходы организации на оплату труда производственных рабочих, цехового персонала и административно-управленческого персонала в заявленном ООО "Интеграция" размере 26153,45 тысячи рублей.
Как следует из экспертного заключения, тарифным органом приняты расходы на основную и дополнительную оплату труда производственных рабочих в сумме 10493,81 тысячи рублей (21 штатная единица); на оплату труда цехового персонала - в сумме 3364,55 тысячи рублей (6,5 штатной единицы); на оплату труда административно-управленческого персонала - в сумме 4033,38 тысячи рублей (19 штатных единиц, 25,13 процентов - доля регулируемой деятельности по передаче тепловой энергии), расчет произведен исходя из представленного административным истцом штатного расписания на 2021 год.
Вместе с тем экспертное заключение не содержит расчет и обоснование порядка исчисления органом регулирования численности работников ООО "Интеграция", отличной от заявленной регулируемой организацией и предусмотренной ее штатным расписанием.
В соответствии с представленным с тарифной заявкой штатным расписанием ООО "Интеграция" численность занятого в регулируемой деятельности по передаче тепловой энергии производственного рабочего персонала составляет 29 штатных единиц, общепроизводственного (цехового) персонала - 9 штатных единиц, административно-управленческого персонала - 28 штатных единиц. При этом, определяя соответствующие расходы на 2021 год, административный истец произвел расчет фонда оплаты труда исходя из площади продольного сечения и протяженности тепловых сетей в двухтрубном исчислении 30,83 километра в соответствии с Нормативами численности промышленно-производственного персонала тепловых сетей, разработанными ОАО "ЦОТэнерго" и утвержденными ОАО "РАО "ЕЭС России" 3 декабря 2004 года, которые устанавливают оптимальную численность работников, необходимую для эффективного и стабильного функционирования тепловых сетей.
Вопреки положениям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающей на органы, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, обязанность доказывания законности этих актов и подтверждения фактов, на которые они ссылаются, административным ответчиком не представлено суду доказательств снижения количества производственного рабочего, общепроизводственного (цехового) и административно-управленческого персонала ООО "Интеграция" при расчете оспариваемых тарифов. Перечисление только в дополнительных объяснениях правовых актов, в том числе Нормативов численности промышленно-производственного персонала тепловых сетей, разработанных ОАО "ЦОТэнерго" и утвержденных ОАО "РАО "ЕЭС России" 3 декабря 2004 года, не свидетельствует о предоставлении допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих экономическую обоснованность установленных тарифов на передачу тепловой энергии.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Госкомитета от 15 декабря 2021 года N 529-116/тэ-2021 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы административного истца.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2021-2025 годы), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому суд полагает необходимым признать его недействующими со дня принятия.
Принимая во внимание, что в связи с признанием постановления Госкомитета от 15 декабря 2021 года N 529-116/тэ-2021 недействующим наступит недостаточная правовая урегулированность административных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд, руководствуясь частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым возложить на регулирующий орган как орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2021 года N 529-116/тэ-2021 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция", на 2021-2025 годы и признании утратившим силу постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 516-94/тэ-2020".
Обязать Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам в течение двадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция", на 2021-2025 годы.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 апреля 2022 г. N 3а-296/2022
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 14 сентября 2022 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2022 г. N 66а-1633/2022 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения