N п/п |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Установление в контракте условия об авансировании в соответствии с пунктом 2 Постановления N 505 является обязанностью или правом получателя средств федерального бюджета? |
Обязанность - в случае, если госконтракт под казначейским сопровождением (расчеты или авансы); право - в случае, если госконтракт не подлежит казначейскому сопровождению. Справочно: Положениями пункта 2 Постановления N 505 установлено, что в 2022 году получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими государственных контрактах на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), средства на финансовое обеспечение которых: подлежат в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, казначейскому сопровождению, - авансовые платежи в размере от 50 до 90 процентов суммы государственного контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год; не подлежат казначейскому сопровождению, - авансовые платежи в размере до 50 процентов суммы государственного контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год. Положениями пункта 2 Постановления N 505 минимальный размер авансового платежа для государственных контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), не подлежащих казначейскому сопровождению, не предусмотрен, в этой связи, по мнению Минфина России, получатели средств федерального бюджета могут не предусматривать авансовые платежи в таких государственных контрактах. При этом включение в государственные контракты на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), подлежащие в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, казначейскому сопровождению, авансовых платежей в размерах, определенных абзацем вторым пункта 2 Постановления N 505, по мнению Минфина России, является обязательным. |
2 |
Распространяются ли положения Постановления N 505 об авансировании на бюджетные и автономные учреждения? |
Распространяются. Справочно: В соответствии с пунктом 16 1 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетные учреждения при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, соблюдают требования, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Аналогичная норма в отношении автономных учреждений предусмотрена положениями части 3.11-1 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". В этой связи требования к размерам авансовых платежей, установленные в Постановлении N 505, для получателей средств федерального бюджета, должны соблюдаться при заключении договоров о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг федеральными бюджетными и автономными учреждениями. |
3 |
Возможно ли получателю средств федерального бюджета в соответствии с положениями абзацев второго и третьего пункта 2 Постановления N 505 предусматривать в контракте условия об авансовом платеже в размере 0%? |
В случае, если госконтракт под казначейским сопровождением, в соответствии с положениями абзаца второго пункта 2 Постановления N 505 аванс - от 50 до 90 процентов. Соответственно "0" быть не может. По контрактам, не подлежащим казначейскому сопровождению, нижней границы аванса абзацем третьим пункта 2 Постановления N 505 не предусмотрено. |
4 |
Нужно ли предусматривать авансовый платеж, подлежащий казначейскому сопровождению, в размере от 50 до 90 процентов в государственных контрактах, расчеты по которым подлежат в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, казначейскому сопровождению? |
Нужно предусматривать. Справочно: Положениями пункта 2 Постановления N 505 установлено, что в 2022 году получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими государственных контрактах на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), средства на финансовое обеспечение которых: подлежат в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, казначейскому сопровождению, - авансовые платежи в размере от 50 до 90 процентов суммы государственного контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год; |
5 |
Допускается ли выплата аванса, увеличенного в соответствии с положениями пункта 2 Постановления N 505, частями за счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года, а также каждого последующего года многолетнего контракта? |
Допускается. Справочно: Положениями статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что принятие и исполнение получателями бюджетных средств бюджетных обязательств осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. В этой связи осуществление частичной выплаты аванса, увеличенного в соответствии с положениями Постановления N 505, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год, а также на соответствующий год планового периода, по мнению Минфина России, возможно. При этом выплата авансовых платежей в очередном финансовом году должна осуществляться с учетом положений абзаца четвертого пункта 2 Постановления N 505. |
6 |
Могут ли устанавливаться в заключенных до 30 марта 2022 года контрактах авансовые платежи, которые при их заключении предусмотрены не были? |
Устанавливаются. Справочно: В силу положений части 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ в 2022 году допускается внесение изменений в существенные условия ранее заключенных государственных контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Пунктом 4 Постановления N 505 установлено право в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Закона N 44 получателей средств федерального бюджета по соглашению сторон вносить изменения в ранее заключенные договоры (государственные контракты), в целях увеличения предусмотренных ими размеров авансовых платежей до размеров, аналогичных размерам, установленным пунктом 2 постановления N 505. При этом в случае принятия решения о необходимости внести вышеуказанные изменения в ранее заключенные договоры (государственные контракты), государственные заказчики должны соблюдать требования норм статьи 96 Закона N 44-ФЗ, в части определения размера обеспечения исполнения договора (государственного контракта). Учитывая вышеуказанные положения, в случае, если в ранее заключенных государственных контрактах на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) условия о выплате авансовых платежей не были предусмотрены, по мнению Минфина России, при возникновении обстоятельств, влекущих к невозможности исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) получатели средств федерального бюджета могут предусматривать условия о выплате авансовых платежей, аналогичных размерам и условиям, установленным пунктом 2 Постановления N 505, при внесении изменений в такие государственные контракты. |
7 |
Вправе ли получатель средств федерального бюджета предусмотреть включение в контракты на сумму менее 100 000 тыс. рублей условия о казначейском сопровождении авансовых платежей без издания отдельных правовых актов Правительства Российской Федерации, Предусмотренных подпунктом 9 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"? |
Вправе. Справочно: Пунктом 3 Постановления N 505 установлено, что в соответствии с подпунктом 9 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" главные распорядители средств федерального бюджета вправе принимать правовые акты, предусматривающие включение в заключаемые в 2022 году договоры (государственные контракты) на сумму менее 100 000 тыс. рублей условий о казначейском сопровождении авансовых платежей в размере от 50 до 90 процентов суммы договора (государственного контракта). При этом дополнительное решение Правительства Российской Федерации о включении указанных условий в договоры (государственные контракты) не требуется. Указанный пункт Постановления N 505 разработан в соответствии с подпунктом 9 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", предусматривающим, что казначейскому сопровождению могут подлежать средства федерального бюджета, получаемые юридическими лицами, в том числе в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. |
8 |
Распространяется ли действие положений Постановления N 505 на осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)? |
Распространяется. Справочно: Положения Постановления N 505 распространяются на заключенные в 2022 году в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" договоры (государственные контракты) (Закон N 44-ФЗ). Если средства на финансовое обеспечение договоров (государственных контрактов) подлежат, в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, казначейскому сопровождению, то получатели средств федерального бюджета, по мнению Минфина России, предусматривают в указанных договорах, в том числе заключаемых в соответствии со статьей 93 Закона N 44-ФЗ условие об осуществлении авансового платежа в размере, установленном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 Постановления N 505. При этом, в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрен иной порядок оплаты коммунальных услуг, в том числе выплата авансовых платежей, то, по мнению Минфина России, следует руководствоваться соответствующим порядком, регулирующим предоставление таких коммунальных услуг (например, положениями постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" и постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлен общий размер авансовых платежей по государственному контракту - 70 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата и 30 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата. При этом итоговая оплата поставленной электрической энергии или тепловой энергии осуществляется в следующем месяце на основании соответствующего документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства (счет). |
9 |
Распространяется ли действие положений пункта 2 Постановления N 505 на контракты, извещение об осуществлении закупки или приглашение которых направлены до 29 марта 2022 года. |
Не распространяется, если контракт еще не заключен. Справочно: В соответствии с положениями части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт. Законом N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, установленными контрактом. При этом в силу положений пункта 4 Постановления N 505, по мнению Минфина России, при первом изменении в заключенный государственный контракт возможно предусмотреть аванс с учетом положений, предусмотренных пунктом 2 указанного постановления (обязан установить размер аванса от 50 до 90 процентов, если госконтракт под казначейским сопровождением (расчеты или авансы); вправе увеличить аванс до 50 процентов - в случае, если госконтракт не подлежит казначейскому сопровождению). |
10 |
Допускается ли в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ внесение изменений в контракт в части увеличения предусмотренных размеров авансовых платежей в отсутствие обстоятельств, влекущих невозможность исполнения такого контракта (или в отсутствие документов, подтверждающих такие обстоятельства)? |
Не допускается. Справочно: В силу положений части 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ в 2022 году допускается внесение изменений в существенные условия ранее заключенных государственных контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. |
11 |
При увеличении размера авансового платежа в соответствии с пунктом 2 Постановления N 505 требуется ли для выплаты в текущем финансовом году увеличенного аванса подтверждение факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме ранее произведенного авансового платежа?
|
Не требуется. Справочно. При внесении изменений в государственный контракт в части увеличения авансового платежа в соответствии с пунктом 2 Постановление N 505, по мнению Минфина России, в денежное обязательство по выплате авансового платежа, поставленное на учет в органе Федерального казначейства, может быть внесено изменение в соответствии с Порядком учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. N 258н, без подтверждения ранее произведенного авансового платежа, если иной порядок расчетов по указанному государственному контракту не установлен законодательством Российской Федерации. |
По-видимому, в тексте предыдущей строки таблицы допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "30 октября 2020 г."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правительство РФ определило особенности установления размеров авансовых платежей при заключении госконтрактов в 2022 г. Так, авансы в размере от 50% до 90% проводятся с казначейским сопровождением, а платежи до 50% от него освобождены. В связи с этим, в частности, разъяснено:
- установление в контракте условия об авансировании является обязанностью или правом получателя средств федерального бюджета;
- распространяются ли особенности авансирования на бюджетные и автономные учреждения;
- допускается ли выплата увеличенного аванса частями за счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года, а также каждого последующего года многолетнего контракта;
- могут ли устанавливаться в заключенных до 30 марта 2022 г. контрактах авансовые платежи, которые при их заключении предусмотрены не были.
Информация Минфина России от 13 мая 2022 г. "Перечень вопросов по постановлению Правительства Российской Федерации от 29 марта 2022 г. N 505 "О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году" (далее - Постановление N 505)"
Опубликование:
-