Решение Верховного Суда Республики Адыгея от 21 марта 2022 г. N 3а-18/2022
Верховный суд Республики Адыгея в составе
председательствующего Тхагапсовой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Датхужевой З.А.,
с участием прокурора ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-18/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, ФГБУ филиал "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Адыгея об оспаривании нормативного правового акта недействующим в части, установил:
ФИО1 обратилась в Верховный суд Республики Адыгея с административным иском о признании недействующими в части с момента принятия пунктов N 10809, N 10810, N 10823, N 10824 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2020 N 370.
В обоснование требований указала, что является собственником:
- нежилого помещения с кадастровым номером 01:08:0503005:573, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, ул. <адрес>, 3В, строение 1, помещение 1;
- нежилого помещения с кадастровым номером 01:08:0503005:574, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, ул. <адрес>, 3В, строение 1, помещение 2;
- нежилого помещения с кадастровым номером 01:08:0503005:561, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, ул. <адрес>, 3В, строение 2;
- нежилого помещения с кадастровым номером 01:08:0503005:571, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, ул. <адрес>, 3В, строение 2, помещение 1;
- нежилого помещения с кадастровым номером 01:08:0503005:572, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, ул. <адрес>, 3В, строение 2, помещение 2.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 01:08:0503005:30, площадью 1430+/-14 кв. м, категория земель: "Земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "Пищевая промышленность", адрес: <адрес>, <адрес>, ул. <адрес>, 3В, и приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2020 N 370 включены в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Приказ Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2020 N 370 в части включения принадлежащих ей объектов в Перечень ФИО1 полагала незаконным и недействующим с момента издания, поскольку принадлежащие ей нежилые помещения используются в производственных целях и расположены на одном земельном участке, с видом разрешенного использования в производственных (промышленных) целях, в связи с чем, спорные объекты недвижимости не отвечают признакам объектов, подлежащих включению в Перечень по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. Включение указанных объектов в Перечень считала неправомерным, необоснованно возлагающим на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере, что влечет нарушение ее прав как налогоплательщика.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности - ФИО9 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности - ФИО5 полагал административный иск не подлежащим удовлетворению. Поддержал представленный и приобщенный в материалы административного дела письменный Отзыв, подписанный председателем Комитета ФИО6 от 16.03.2022 N 01-1101, в которых содержатся возражения на заявленные требования. По мнению административного ответчика, спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами 01:08:0503005:573, 01:08:0503005:574, 01:08:0503005:561, 01:08:0503005:571, 01:08:0503005:572 правомерно включены в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса РФ на основании данных филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея, поскольку указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 01:08:0503005:30, категории земель: "Земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "Пищевая промышленность. Для размещения объектов общественного питания". При этом согласно Международному стандарту ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания" под предприятием (объектом) общественного питания "заготовочный цех" понимается объект, осуществляющий изготовление кулинарной продукции, хлебобулочных и кондитерских изделий и снабжение ими доготовочных объектов, магазинов (отделов) кулинарии, розничной торговой сети и других организаций, а также для доставки потребителям по их заказам.
Прокурор ФИО7, участвующий в деле, в своем заключении полагал административный иск ФИО1 подлежащим удовлетворению.
Административный истец ФИО1, представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, сведений о причинах неявки суду не сообщили.
Заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии со статьей 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования и фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов административного дела, истец ФИО1 является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 01:08:0503005:573, 01:08:0503005:574, 01:08:0503005:561, 01:08:0503005:571, 01:08:0503005:572, имеют общее наименование "Кондитерский цех", расположены по адресу: <адрес>, <адрес>, ул. <адрес>, 3В (л.д. 6-13-об.).
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2020 N 370 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Республики Адыгея, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год на основании Закона Республики Адыгея от 22.11.2003 N 183 "О налоге на имущество организаций", подпункта "а" пункта 45 Положения "О Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 02.07.2008 N 118, Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 14.04.2017 N 59 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений" (л.д.14, 15-16-об.).
Вышеназванный приказ принят Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям в пределах предоставленных полномочий с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие.
Пунктами 10809, 10810, 10823, 10824 нежилые помещения с кадастровыми номерами 01:08:0503005:573, 01:08:0503005:133, 01:08:0503005:574, 01:08:0503005:561, 01:08:0503005:571, 01:08:0503005:572 включены административным ответчиком в оспариваемый Перечень на основании сведений ЕГРН и данных, полученных от филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея" от 05.11.2020 N 1-25/2842, согласно которым, данные нежилые помещения с наименованием: "Кондитерский цех" расположены на земельном участке с кадастровым номером 01:08:0503005:30, категория земель: "Земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "Пищевая промышленность. Для размещения объектов общественного питания" (л.д. 47-49).
Таким образом, из материалов административного дела усматривается, что, единственным основанием, послужившим для включения спорных нежилых помещений в оспариваемый Перечень, явились сведения ФКП Росреестра о расположении данных объектов на земельном участке с видом разрешенного использования "Пищевая промышленность. Для размещения объектов общественного питания".
Между тем, на основании истребованного ранее рассмотренного административного дела N 3а-49/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании недействующими с 01.01.2020 пунктов 11598, 11599, 11629, 11630 приказа Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2019 N 458 в части включения в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, - нежилых помещений с кадастровыми номерами 01:08:0503005:573, 01:08:0503005:133, 01:08:0503005:574, 01:08:0503005:561, 01:08:0503005:571, 01:08:0503005:572, расположенных по адресу: Республика Адыгея, <адрес>, ул. <адрес>, 3В, судом установлено, что по договору купли-продажи от 03.10.1996 ФИО1 приобрела в собственность здание столовой-пекарни литер А01:08:0503005:30 с подвалом по вышеуказанному адресу.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано за ФИО1 14.12.2010, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с видом разрешенного использования "Под зданием столовой" (дело N 3а-49/2020, т.1, л.д. 167, 168).
После реконструкции здания столовой, на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.12.2018 за ИП ФИО1 признано право собственности на нежилое здание столовой общей площадью 818,9 кв. м, расположенное по адресу: Республика Адыгея, <адрес>, ул. <адрес>, 3В (дело N 3а-49/2020, т.1, л.д. 185-188).
На основании решения арбитражного суда от 05.12.2018 нежилые помещения столовой с кадастровыми номерами 01:08:0503005:573, 01:08:0503005:574, расположенные в здании с общим кадастровым номером 01:08:0503005:133; а также нежилые помещения с кадастровыми номерами 01:08:0503005:571, 01:08:0503005:572, расположенные в здании с общим кадастровым номером 01:08:0503005:561, поставлены на кадастровый учет, сведения о которых внесены в Единый Государственный реестр недвижимости 27-28.03.2019 (дело N 3а-49/2020, т.1, л.д. 150-166).
Как следует из сообщения руководителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея от 29.06.2020 N 1-2.9/1486, представленного в административное дело N 3а-49/2020, в уведомительном порядке с 27.03.2020 в сведения ЕГРН были внесены изменения по объектам недвижимости с кадастровыми номерами 01:08:0503005:573, 01:08:0503005:133, 01:08:0503005:574, 01:08:0503005:561, 01:08:0503005:571, 01:08:0503005:572, расположенных по адресу: Республика Адыгея, <адрес>, ул. <адрес>, 3В в части наименования нежилых помещений со "Столовая" на "Кондитерский цех" на основании заявления собственника от 19.03.2020.
Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка, под вышеуказанными объектами капитального строительства, с кадастровым номером 01:08:0503005:30, расположенного по адресу: Республика Адыгея, <адрес>, ул. <адрес>, 3В, с наименования ВРИ "Под зданием столовой" 19.05.2020 также были изменены на ВРИ "Пищевая промышленность" на основании заявления собственника ФИО1 и в соответствии со Справкой о градостроительном регламенте Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея на земельный участок с кадастровым номером 01:08:0503005:30 от 30.04.2020 N 1880 (дело N 3а-49/2020, т.1, л.д. 61-64).
Судом истребована и изучена Справка о градостроительном регламенте Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея на земельный участок от 30.04.2020 N 1880, согласно которой, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея, утвержденными решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 28.10.2011 N 377-рс, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 01:08:0503005:30 находится в зоне предприятий П-5. Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков в зоне П-5, к одному из основных видов разрешенного использования относится ВРИ "Пищевая промышленность - 6.4).
При этом вид разрешенного использования "Общественное питание - 4.6" не относится к основным видам зоны П-5, так как является условно-разрешенным.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 17.01.2022, принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером 01:08:0503005:30, площадью 1430+/-14 кв. м, расположенный по адресу: Республика Адыгея, <адрес>, ул. <адрес>, 3В, относится к категории земель: "Земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования: "Пищевая промышленность". Сведений о наличии вида разрешенного использования "Общественное питание" в отношении указанного земельного участка в ЕГРН не содержится (л.д. 4, 5).
Таким образом, судом установлено, что с 19.05.2020 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 01:08:0503005:30, на котором расположены спорные нежилые помещения производственного назначения с наименованием "Кондитерский цех" не предполагает размещения на нем объектов общественного питания, то есть не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, предусматривающей внесение спорных объектов недвижимости в Перечень.
Отклоняя довод представителя административного ответчика о том, что понятие "кондитерский цех" согласно Международному стандарту ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания" относится к услугам общественного питания суд исходит из того, что приведенные выше стандарты относятся к объектам с именованием "заготовочный цех", что по настоящему делу не установлено.
Иных сведений, позволяющих определить спорные нежилые помещения как объекты, относящиеся к объектам общественного питания, в материалах настоящего административного дела не содержится.
В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем, Акта обследования фактического использования спорных объектов недвижимости, составленного до вынесения Приказа от 30.12.2020 N 370 о включении данных объектов недвижимости в Перечень, с достоверностью свидетельствующего об использовании нежилых помещений под объекты общественного питания на момент издания Приказа от 30.12.2020 либо иных допустимых доказательств, подтверждающих соответствие спорных нежилых помещений условиям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, административным ответчиком не представлено.
При таком положении доводы административного истца ФИО1 о необоснованном включении спорных объектов недвижимости в Перечень, влекущем нарушение ее прав как налогоплательщика вследствие возложения обязанности по уплате налога в завышенном размере, заслуживают внимания.
Конституционный суд Российской Федерации в своих постановлениях неоднократно указывал на обязательную экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного применения, влекущего ущемление материального положения граждан (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2021 N 374-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Торговый мир" на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации").
С учетом установленных обстоятельств оспариваемые пункты N 10809, 10810, 10823, 10824 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, суд находит не соответствующими положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, административный иск подлежит удовлетворению.
Учитывая, что ФИО1 является плательщиком налога на имущество за 2021 год и признание оспариваемой нормы с момента принятия настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, необходимо признать пункты N 10809, 10810, 10823, 10824 Перечня недействующим со дня принятия.
Согласно подпунктам 2, 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, а также на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея.
В силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Вследствие удовлетворения заявленных административных исковых требований, на основании вышеприведенной нормы процессуального права, с административного ответчика в пользу административного истца ФИО1 подлежат взысканию понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (л.д. 17).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление ФИО1 к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, ФГБУ филиал "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Адыгея об оспаривании нормативного правового акта недействующим в части, удовлетворить.
Пункты 10809, 10810, 10823, 10824 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30 декабря 2020 года N 370, признать недействующими с момента принятия.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея (http://www.adygeya.ru), размещению на официальном сайте Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея.
Взыскать с Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции (354000, г. Сочи, ул. Советская, д. 26а) через Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
Е. А. Тхагапсова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Адыгея от 21 марта 2022 г. N 3а-18/2022
Текст решения опубликован в газете "Советская Адыгея" (приложение "Адыгея официальная") от 28 мая 2022 г. N 92