Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VII. Адаптивная физическая культура (АФК)
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по адаптивной физической культуре и спорту (инструктор-методист по АФК и адаптивному спорту)*/инструктор по ЛФК/врач по лечебной физкультуре |
|
______________________________
* Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 апреля 2019 г. N 197н "Об утверждении профессионального стандарта "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту".
4. Перечень мероприятий по реабилитации или абилитации детей-инвалидов методами адаптивной физической культуры
5. Условия реализации мероприятия: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий реабилитации или абилитации детей-инвалидов методами адаптивной физической культуры
Код мероприятия |
Вид мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятия |
|
Диагностика |
Первичная диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в информировании и консультировании инвалида и членов его семьи по вопросам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя) с целью определения индивидуальных потребностей в области развития физических и жизненно важных навыков; - выявление отсутствия у детей-инвалидов медицинских противопоказаний для занятий по программе адаптивной физической культуры; - проведение исследования: мобильности (изменение позы тела при положениях лежа, на корточках или на коленях, сидя или стоя, наклон и перемещение центра тяжести; нахождение в положении лежа, на корточках, на коленях, стоя и сидя; поднятие, перенос с использованием рук, плеч, бедер и спины, головы, размещение объектов; перемещение объектов стопами; ходьба на короткие или длинные расстояния; ходьба по различным поверхностям; ходьба вокруг препятствий; ползанье; преодоление препятствий; бег; бег трусцой; прыжки; плавание; передвижение в пределах своего жилища; ползание или преодоление препятствий в пределах своего жилища; ходьба и передвижение вне своего жилища и другие сочетания двигательной активности), в том числе с использованием высокотехнологического оборудования; способности к манипулированию предметами и объектами; уровня толерантности к физическим нагрузкам ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам первичной диагностики, содержащего оценку физического состояния ребенка-инвалида; - разработка индивидуального плана физической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий АФК, их количества, необходимости использования TCP и вспомогательных технических устройств и др. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по адаптивной физической культуре и спорту (инструктор-методист по АФК и адаптивному спорту)/инструктор по ЛФК/врач по лечебной физкультуре |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) диагностика |
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя) с целью определения уровня оценки его удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий по АФК; - тестовые задания и функциональные пробы для оценки физических показателей и уровня толерантности к физическим нагрузкам ребенка-инвалида (МКФ "Мобильность"), а именно исследование: мобильности (изменение позы тела при положениях лежа, на корточках или на коленях, сидя или стоя, наклон и перемещение центра тяжести; нахождение в положении лежа, на корточках, на коленях, стоя и сидя; поднятие, перенос с использованием рук, плеч, бедер и спины, головы, размещение объектов; перемещение объектов стопами; ходьба на короткие или длинные расстояния; ходьба по различным поверхностям; ходьба вокруг препятствий; ползанье; преодоление препятствий; бег; бег трусцой; прыжки; плавание; передвижение в пределах своего жилища; ползание или преодоление препятствий в пределах своего жилища; ходьба и передвижение вне своего жилища и другие сочетания двигательной активности), в том числе с использованием высокотехнологического оборудования; способности к манипулированию предметами и объектами; уровня толерантности к физическим нагрузкам ребенка-инвалида; формирование заключения по итогам повторной диагностики ребенка-инвалида, содержащего: оценку физических показателей ребенка-инвалида; оценку эффективности проведенного курса АФК (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной диагностики); рекомендации по дальнейшим мероприятиям АФК, информационной поддержке физической и спортивной деятельности (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя/законного или уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по АФК |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по адаптивной физической культуре и спорту (инструктор-методист по АФК и адаптивному спорту)/инструктор по ЛФК/врач по лечебной физкультуре |
||
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
|
|
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
- информирование о порядке реализации мероприятий по АФК; - информирование о правах получателя мероприятий, предоставление информации об организациях-поставщиках и перечне мероприятий по АФК, которые они реализуют; - информирование об имеющейся спортивной инфраструктуре в субъекте Российской Федерации, приближенной к месту проживания ребенка-инвалида; - информирование о возможностях сочетания методов АФК с иными методами и средствами физической реабилитации |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по адаптивной физической культуре и спорту (инструктор-методист по АФК и адаптивному спорту)/инструктор по ЛФК/врач по лечебной физкультуре |
|
Итого по мероприятию |
0,5 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
Консультирование по вопросам: - реабилитации ребенка-инвалида методами АФК; - значимости АФК в комплексной реабилитации и абилитации; - возможностей использования комплекса средств физической реабилитации и абилитации детей-инвалидов методами АФК; - обеспечения безопасности во время занятий АФК; - особенностей проведения домашних занятий для детей-инвалидов с преимущественными нарушениями функций центральной нервной системы, нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций и др. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по адаптивной физической культуре и спорту (инструктор-методист по АФК и адаптивному спорту)/инструктор по ЛФК/врач по лечебной физкультуре |
|
Итого по мероприятию |
0,5 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
2-4 |
|
|
||||
|
Практические занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом и родителем/законным или уполномоченным представителем |
Проведение практических занятий (тренингов), в том числе с использованием высокотехнологичного оборудования, направленных на: - формирование и (или) восстановление мобильности ребенка-инвалида в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств, а именно: принятие, изменение положения тела и перемещение с одного места в другое (изменение позы тела при положениях лежа, на корточках или на коленях, сидя или стоя, наклон и перемещение центра тяжести); пребывание в необходимом положении определенный промежуток времени (нахождение в положении лежа, на корточках, на коленях, стоя и сидя); перемещение с одной поверхности на другую (перемещение тела сидя или лежа); формирование и (или) восстановление способности к манипулированию предметами и объектами ребенка-инвалида в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств, а именно: подъем и перекладывание объекта с одного места на другое (поднятие, перенос с использованием рук, плеч, бедер и спины, головы, размещение объектов); выполнение координированных действий с целью перемещения объектов ногами и стопами (толкание ногами; удар ногой); - формирование и (или) восстановление способности к передвижению: передвижение по поверхности пешком, шаг за шагом, так, что одна нога всегда касается поверхности (ходьба на короткие или длинные расстояния; ходьба по различным поверхностям; ходьба вокруг препятствий); передвижение из одного места в другое способами, отличающимися от ходьбы (ползанье, преодоление препятствий, бег, бег трусцой, прыжки, плавание); передвижение из одного места в другое, по любой поверхности или в любом месте, используя специальные средства, предназначенные для облегчения передвижения или передвижения особым образом (передвижение в кресле-коляске или с ходунками, костылями, тростью); - увеличение толерантности к физическим нагрузкам, восстановление двигательных функций посредством: - физических упражнений; - мышечной гимнастики; - дыхательных упражнений; - занятий на тренажерах и с помощью тренажёрных устройств; - физиотерапии; - гидротерапии; - массажа; - естественно-средовых факторов. |
|
|
Групповая и/или индивидуальная |
Специалист по адаптивной физической культуре и спорту (инструктор-методист по АФК и адаптивному спорту)/инструктор по ЛФК/врач по лечебной физкультуре |
|
Итого по мероприятию |
1,0 |
10 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
5-15 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
|
15 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
|
10-20 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий методами адаптивной физической культуры; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательного средства в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечания |
1. |
Вертикализаторы и конструкции для поддержки человека в стоячем положении |
05 36 03 |
1 |
|
2. |
Вспомогательные средства для обучения (тренировки) ходьбе |
04 48 07 |
1* |
|
3. |
Устройства для тренировки пальцев и кистей рук |
04 48 12 |
|
|
4. |
Устройства для тренировки рук, тренировки туловища и тренировки ног |
04 48 15 |
|
______________________________
* Допустимо наличие минимум одного из указанных наименований.
9. Примерный перечень методик АФК:
Общие методики:
1. Разнообразные комплексы общеукрепляющих упражнений;
2. Двигательная рекреация;
3. Утренняя гимнастика;
4. Дыхательные упражнения
Специальные методики:
1. Обучение ходьбе с применением различных систем;
2. Вертикализация;
3. Механотерапия;
4. Программы виртуальной реабилитации типа "Орторент виртуал";
5. Комплексы занятий на тренировочных платформах типа "balance system sd", "biodex medical balance system sd";
6. Комплексы занятий, проводимые посредством подвесных систем типа "Экзарта"
Занятия на высокотехнологичном оборудовании:
1. Кинезиотейпирование;
2. Методика "The MOVE Programme".
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов проведенного курса комплексной реабилитации и абилитации методами адаптивной физической культуры производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка объема реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Качественная оценка динамических изменений физического состояния и мобильности после реализованных реабилитационных мероприятий методами АФК:
Результаты восстановления (формирования) мобильности, достигнутые в ходе предоставления реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Изменение и поддержание положения тела, координация движений, общей мобильности |
|
|
Объем движений (в категории ходьба и передвижение), в том числе передвижение способом отличным от ходьбы |
|
|
Способность к манипулированию предметами и объектами |
|
|
Уровень толерантности к физическим нагрузкам ребенка-инвалида |
|
|
Родительская компетенция по вопросам АФК в домашних условиях |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий АФК (реабилитационного результата) на основании оценки динамики физического состояния и мобильности ребенка-инвалида:
положительный реабилитационный результат |
координаторно-двигательные навыки полностью восстановлены/полностью сформированы |
||
координаторно-двигательные навыки частично восстановлены/частично сформированы |
|||
отрицательный реабилитационный результат |
координаторно-двигательные навыки не восстановлены/не сформированы |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по адаптивной физической культуре:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
1 |
1-2 |
Консультирование |
2 |
2-4 |
Практические занятия |
10 |
5-15 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
15 |
10-20 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.