Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Социально-педагогическая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с тяжелыми множественными нарушениями структур и функций организма вследствие врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Педагог-психолог |
Специалист по работе с семьей |
Логопед/дефектолог |
Социальный педагог |
4. Перечень мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
Социально-педагогичесекая диагностика |
Первичная социально-педагогическая диагностика |
- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), педагогическая характеристика, заключение дефектолога и других специалистов); - сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством анкетирования родителя/законного или уполномоченного представителя; - проведение педагогического (дефектологического и/или логопедического) обследования, направленного на определение: уровня развития у ребенка-инвалида речевого развития и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, чтения на языке письма с учетом возможностей ребенка-инвалида и др.); уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности в целом; уровня обучаемости и освоения новой информации ребенком-инвалидом; предпочтений и интересов у ребенка-инвалида; уровня владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью; уровня развития мелкой моторики у ребенка-инвалида; уровня сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) у ребенка-инвалида; уровня педагогической компетенции родителя/законного или уполномоченного представителя и членов семьи ребенка-инвалида, в том числе диапазона и широты знаний и умений, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида, знаний и умений использования вспомогательных средств и ассистивных технологий и др.; - формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего: оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку нуждаемости в специальных условиях получения образования; рекомендации по социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; индивидуальный план социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в использовании TCP и ассистивных технологий в рамках социально-педагогической реабилитации и абилитации и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
|
|
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика |
- анкетирование родителя/законного или уполномоченного представителя; - проведение педагогического (дефектологического и/или логопедического) обследования, направленного на определение сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"), в том числе: - уровня развития у ребенка-инвалида речевого развития и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, чтения с учетом возможностей ребенка-инвалида и др.); - уровня владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью; - уровня развития мелкой моторики у ребенка-инвалида; - уровня сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) у ребенка-инвалида; - уровня педагогической компетенции родителя/законного или уполномоченного представителя и членов семьи ребенка-инвалида, в том числе диапазона и широты знаний и умений, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида и др.; - беседа с родителем/законным или уполномоченным представителем с целью определения уровня оценки удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-педагогической реабилитации; - формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего: оценку количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики; оценку эффективности проведенного реабилитационного курса на основании определения динамики социально-педагогического статуса ребенка-инвалида; рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); - оценку удовлетворенности родителя/законного или уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
|
|
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|
|
Информирование родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- информирование о целях, задачах, мероприятиях, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации; - информирование о различных вариантах получения общего образования (в том числе с учетом заключения ПМПК, разработки, склонностей и интересов ребенка-инвалида (СИПР); - информирование о возможности получения образования по специализированным образовательным программам: адаптированной образовательной программе (АОП), адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и др.; - информирование об организациях, осуществляющих обучение; - информирование о современных TCP и ассистивных технологиях для обучения, в том числе приобретаемых за счет средств ребенка-инвалида; - информирование о нормативном правовом регулировании порядка реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей |
Итого по мероприятию |
1,0 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-3 |
|
|
||||
|
Консультирование родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- консультирование по вопросам использования TCP и ассистивных технологий, специальных учебных пособий для целей получения образования; - консультирование по вопросам разработки образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения общего образования); - консультирование по вопросам выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступности; - по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (самостоятельного развития речи, коррекции чтения и письма с учетом возможностей ребенка-инвалида) |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей |
Итого по мероприятию |
0,5 |
6 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
5-7 |
|
|
||||
|
Практические коррекционно-развивающие занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом, родителем/законным или уполномоченным представителем |
|
- достижение сотрудничества с ребенком-инвалидом и установление руководящего контроля во взаимодействии с ним; - формирование учебного поведения (понимание и выполнение инструкций, выдерживание времени занятий в учебном режиме и др.); - формирование (восстановление) коммуникативных навыков; - формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и др.); - формирование (восстановление) навыков длительного удерживания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности; - обучение и отработка навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях; - проведение с ребенком-инвалидом логопедических занятий по коррекции речевых нарушений, нарушений чтения и письма, в том числе с использованием компьютерных технологий; - проведение занятий по использованию TCP и ассистивных технологий для целей получения образования; - обучение пользованию TCP для организации процесса обучения; - обучение родителя/законного или уполномоченного представителя навыкам социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов для самостоятельных занятий в домашних условиях; - обучение родителя/законного или уполномоченного представителя навыкам социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов для использования в домашних условиях; - обучение пользованию компьютером, в том числе электронными ресурсами (государственными порталами "Госуслуги", "Росреестр", электронной медицинской картой и др.) |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей |
Итого по мероприятию |
0,5 |
12 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
7-17 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ: |
|
22 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
15-33 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социально-педагогической диагностики, отражающего эффективность проведения реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оснащения оборудованием и вспомогательными средствами:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечания |
1 |
Средства для проверки (испытания) и оценки устной речи |
04 25 03 |
1 |
|
2 |
Средства для тестирования и оценки психических функций организма |
04 25 06 |
1 |
|
3 |
Вспомогательные средства для тренировки (обучения) способности различать и сравнивать |
04 36 03 |
1 |
|
4 |
Вспомогательные средства для тренировки и обучения способности ориентироваться |
04 36 06 |
1 |
|
5 |
Вспомогательные средства обучения последовательности действий |
05 12 06 |
1 |
|
6 |
Вспомогательные средства обучения навыкам умозрительного восприятия |
05 12 12 |
1 |
|
7 |
Вспомогательные средства обучения способности классифицировать |
05 12 15 |
1 |
|
8 |
Вспомогательные средства обучения социальному поведению |
05 27 06 |
1 |
|
9 |
Средства для рисования и рукописи |
22 12 03 |
1 |
|
10 |
Доски для письма, доски для черчения и доски для рисования |
22 12 06 |
1 |
|
11 |
Оборудование площадок для игр |
30 03 06 |
1 |
|
9. Примерный перечень методик социально-педагогической реабилитации и абилитации:
Общие методики
1. Стандартизированный комплекс методик для оценки развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер)
2. Диагностика развития речи (М.П. Злобенко, О.Н. Ерофеева)
3. Забрамная С.Д., Боровик О.В. "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей"
4. Комплексная методика психолого-педагогического обследования дошкольников с помощью таблиц (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик)
5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Психолого-педагогическая диагностика. Оценка готовности ребенка к началу школьного обучения.
6. Диагностика готовности ребенка к школе. Тест Керна-Иерасека
7. Методика Н.И. Гуткиной "Домик" (готовность к школе)
8. Тест "Способность к обучению в школе" Г. Вицлака
Методики диагностики восприятия:
1. Методика "Чего не хватает на этих рисунках?"
2. Методика "Узнай, кто это"
3. Методика "Какие предметы спрятаны в рисунках?"
Методики диагностики внимания:
1. Методика "Найди и вычеркни"
2. Методика "Проставь значки"
3. Методика "Запомни и расставь точки".
Методики оценки развития мышления:
1. Методика "Времена года"
2. Методика "Что здесь лишнее?"
3. Методика "Кому чего недостает?"
4. Методика "Раздели на группы"
5. Методика "Воспроизведи рисунки"
6. Методика "Обведи контур".
7. Методика "Лабиринт"
8. Методика "Отгадай загадки".
9. Методика "Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок
10. Методика "Обследование умения составлять связный текст по картинкам".
11. Понимание скрытого смысла текста.
Методики диагностики памяти:
1. Методика "Узнай фигуры"
2. Методика "Запомни рисунки"
3. Методика "Запомни цифры"
Методики диагностики речи:
1. Методика "Расскажи по картинке"
2. Методика "Назови слова"
3. Методика "Аналитическая проверка произношения"
4. Методика "Обследование словарного запаса"
5. Методика "Звуковые прятки"
6. Методика "Аналитическая проверка произношения"
7. Определение общего уровня развития коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
8. Диктант, изложение.
9. Грамматическое задание.
Методики диагностики воображения:
1. Исследование продуктивности воображения (В.П. Глухов, 1985).
2. Исследование индивидуальных особенностей воображения (В.П. Глухов, 1985).
3. Методика "Придумай рассказ" (Р.С. Немов 1997).
4. Методика "Придумай игру" (Е.А. Панько).
Логопедические методики:
1. Архипова Е.Ф. "Технологии коррекционно-логопедической работы"
2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е., Корнев А.Н., Лурия А.Р. "Выделение заданного звука из слова (на слух)". "Звуковой анализ"
3. Венгер Л.А. Методика "Графический диктант"
4. Методика. "Графический диктант" Д.Б. Эльконина
5. Волкова Г.А. "Логопедическая ритмика"
6. Иншакова О.Б. "Методика обследования самостоятельной речи"
7. Лурия А.Р. "Понимание и употребление в речи всех предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов"
8. Макарова А.К. "Методика обследования слоговой структуры слова"
9. Pay Ф.Ф., Фомичева М.Ф. "Методика обследования звукопроизношения"
10. Смирнова И.А. "Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР"
11. Чиркина Г.В. "Визуальный осмотр", "Оценка строения и двигательных функций артикуляционного аппарата":
1) особенности анатомического строения;
2) соотношение нарушений;
3) объем пассивного и активного словарного запаса (названия предметов, действий, качеств предмета - конкретная лексика)
12. Чиркина Г.В. "Оценка уровня сформированности навыка письма"
13. Чиркина Г.В. "Выявление состояния устно-речевых предпосылок письменной речи". "Оценка потенциальной готовности к овладению самостоятельной письменной речью"
14. Чиркина Г.В., Грибова О.Е. "Оценка состояния звукопроизношения"
15. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Каше Г.А., Грибова О.Е. "Объем пассивного и активного словарного запаса"
Методики альтернативной, поддерживающей и дополнительной (невербальной) коммуникации:
1. Кроссли Р., Метод FC (Facilitated Communication - облегченная, облегчаемая, или альтернативная коммуникация).
2. Альтернативная коммуникация посредством системы жестов.
3. Альтернативная коммуникация посредством символов:
1) Блисс-символы;
2) Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC);
3) Боровенко Т.Г., Визель Т.Г., Шкловский В.М., Метод пиктограмм для восстановления коммуникации;
4) Картиночные символы коммуникации (PCS);
5) Система символов Виджит (Widgit Literacy Symbols);
6) Система Сигсимволы;
7) Коммуникативные таблицы;
8) Коммуникативные книги;
9) Альтернативная система обучения коммуникации "PECS" (Picture Exchange Communication System).
4. Альтернативная коммуникация посредством орфографического письма.
5. Альтернативная коммуникация посредством предметных символов (Словесные кубики Примака)
6. Глен Доман, Шаничи Сузуки "Глобальное чтение", Маниченко А.А. "Читаем с пеленок", Штягинова Е.А. "Альтернативная коммуникация".
7. Маргарет Уокер "Макатон".
8. Электронные устройства для альтернативной коммуникации:
1) записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы (например, "Big Mac", "Step by step", "GoTalk", "MinTalker" и др.), компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);
2) информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, "Boardmaker", "Alladin" и др.), системы символов (например, "Bliss"); компьютерные программы для общения (например, "Общение" и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи.
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов проведенного курса социально-педагогической реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) проведенных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Качественная оценка динамических изменений социально-педагогического статуса после проведенных реабилитационных мероприятий
Результаты восстановления (формирования) способности к обучению, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Базовые компетенции (навыки и умения), необходимые для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.) |
|
|
Общая осведомленность и познавательная активность |
|
|
Уровень обучаемости и освоения новой информации |
|
|
Уровень владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью |
|
|
Уровень развития мелкой и крупной моторики у ребенка-инвалида |
|
|
Уровень сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) |
|
|
Педагогическая компетенция родителей/законных или уполномоченных представителей ребенка-инвалида, в том числе диапазон и широта знаний и умений, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида, знания и умения использования вспомогательных средств и ассистивных технологий и др. |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-педагогического статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-педагогический статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
социально-педагогический статус частично восстановлен/частично сформирован |
|||
отрицательный реабилитационный результат |
социально-педагогический статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
2 |
1-3 |
Консультирование |
6 |
5-7 |
Практические занятия |
12 |
7-17 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
22 |
15-33 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.