Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Социально-средовая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями языковых и речевых функций различного генеза, не включенные в другие целевые реабилитационные группы.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации |
|
4. Перечень мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации для детей-инвалидов
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
Социально-средовая диагностика |
Первичная социально-средовая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-средовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-средового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса (при необходимости, с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя), анкетирования (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью); - тестовые задания и функциональные пробы для исследования навыков: взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием TCP и ассистивно-коммуникативных технологий (при необходимости); ориентирования в сооружениях городской инфраструктуры, на улице; обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (жилой, градостроительной, образовательной, производственной); - формирование заключения по результатам социально-средовой диагностики, содержащего: оценку социально-средового статуса ребенка-инвалида как возможности взаимодействия в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной) (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); рекомендации по социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; индивидуальный план социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-средовой реабилитации и абилитации, их количества, необходимости использования TCP ассистивно-коммуникативных технологий (при необходимости) |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) социально-средовая диагностика |
- анкетирование ребенка-инвалида (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью); - тестовые задания и функциональные пробы для оценки степени сформированности навыков взаимодействия, ориентирования, обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия в условиях социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (МКФ "Общение", "Мобильность", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"), а именно: взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием TCP и ассистивно-коммуникативных технологий (при необходимости); ориентирования в сооружениях городской инфраструктуры, на улице; обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (жилой, градостроительной, образовательной, производственной); беседа с ребенком-инвалидом или/и родителем/законным или уполномоченным представителем с целью определения уровня оценки удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации; разработка заключения по итогам повторной социально-средовой диагностики ребенка-инвалида, содержащего: оценку количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-средовой диагностики; оценку эффективности проведенного реабилитационного курса на основании определения динамики социально-средового статуса ребенка-инвалида; рекомендации по дальнейшей социально-средовой реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или/и его родителя/законного или уполномоченного представителя предоставленными мероприятиями по социально-средовой реабилитации и абилитации |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации |
||
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|||
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социально-средовой реабилитации и абилитации; - информирование о мерах соблюдения безопасности жизнедеятельности ребенка-инвалида в социальной среде (жилой, городской, транспортной, информационной); - информирование о способах социального взаимодействия и коммуницирования на улице и в помещениях; - информирование о деятельности общественных организаций, направленных на работу с детьми-инвалидами, и о способах взаимодействия с ними; |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации |
Итого по мероприятию |
0,5 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-3 |
|
|
||||
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- консультирование по вопросам: - получения TCP и ассистивно-коммуникативных технологий (коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, голосообразующие аппараты, GPS-навигаторы с текстовым вводом информации и т.д.) для целей социально-средовой реабилитации и абилитации (при необходимости); - использования TCP ассистивно-коммуникативных технологий для целей социально-средовой реабилитации и абилитации (при необходимости); - специфики использования TCP ассистивно-коммуникативных технологий в зависимости от среды пребывания (при необходимости); - обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в окружающей среде (невербальное общение, обращение за помощью); - по различным вопросам, относящимся к социально-средовой реабилитации и абилитации родителя/законного или уполномоченного представителя, в том числе по вопросам нормативного правового обеспечения доступности объектов социальной среды |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации |
Итого по мероприятию |
0,5 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-3 |
|
|
||||
|
Практические занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом, родителем/законным или уполномоченным представителем |
|
- обучение ребенка-инвалида социальному взаимодействию и коммуницированию на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и др. инфраструктур, в том числе с использованием TCP ассистивно-коммуникативных технологий (индивидуальные занятия); - обучение технологиям использования TCP и ассистивно-коммуникационных средств на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и др. инфраструктур (GPS-навигаторы с текстовым выводом информации коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, голосообразующие аппараты); - обучение пользованию общественным транспортом с пониманием невербальной среды общения и использования TCP и ассистивно-коммуникативных технологий |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации |
Итого по мероприятию |
0,75 |
10 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
5-15 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ: |
|
16 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
9-23 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социально-средовой диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий, реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оснащения оборудованием и вспомогательными средствами:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечания |
1 |
Вспомогательные средства для тренировки и обучения способности ориентироваться |
04 36 06 |
1 |
|
2 |
Портативные компьютеры и персональные цифровые ассистенты (PDA) |
22 33 06 |
1 |
Для демонстрационных целей |
9. Примерный перечень методик социально-средовой реабилитации и абилитации:
Методы альтернативной аугментированной коммуникации (АСС):
1. Кинетика - система знаков, включающая жесты, мимику, пантомимику, обучающая ребенка-инвалида отображать эмоциональные реакции через общую моторику различных частей тела.
2. Паралингвистика - система знаков, представляющая собой дополнение к вербальному общению, как вокализация, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность; включение в речь пауз, покашливание, плач, смех, темп речи.
3. Проксемика - пространственная и временная организация общения, которая также служит особой знаковой системой.
4. Визуальное общение - специфическая знаковая система, используемая в процессе общения и представляющая собой контакт органов зрения специалиста и ребенка. Знаки, демонстрируемые движением глаз, включаются в очень широкий диапазон ситуаций, возникающих во время общения.
5. Метод пиктограмм или пиктографическая идеографическая коммуникация - система стилизованных рисунков, которые образуют белый силуэт на чёрном фоне, и слов (обозначающих эти рисунки), написанных белыми буквами над изображением.
6. Система Макатон - это языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, которая помогает людям с речевыми трудностями общаться.
7. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) Фрост Л., Бонди.
8. Электронные устройства, используемые при социально-средовой реабилитации и абилитации для альтернативной коммуникации:
1) записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы (например, "Big Mac", "Step by step", "GoTalk", "MinTalker" и др.).
2) Компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.).
3) Информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, "Boardmaker", "Alladin" и др.), системы символов (например, "Bliss"); компьютерные программы для общения (например, "Общение" и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи.
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов проведенного курса социально-средовой реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-средовой диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий
1) Оценка полноты (объема) проведенных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Качественная оценка динамических изменений социально-средового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий
Результаты восстановления (формирования) способности ориентироваться и передвигаться в условиях окружающей среды, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Навыки взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием TCP и ассистивно-коммуникационных технологий |
|
|
Навыки ориентирования в сооружениях городской инфраструктуры, на улице |
|
|
Навыки обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (жилой, градостроительной, образовательной, производственной) |
|
|
Навыки персональной безопасности при пользовании авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и т.д. |
|
|
Родительская компетенция по вопросам социально-средовой реабилитации ребенка-инвалида |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий курса социально-средовой реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-средового статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-средовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
социально-средовой статус частично восстановлен/частично сформирован |
|||
отрицательный реабилитационный результат |
социально-средовой статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
2 |
1-3 |
Консультирование |
2 |
1-3 |
Практические занятия |
10 |
5-15 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
16 |
9-23 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.