Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Социально-педагогическая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями психических функций.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Педагог-психолог |
Социальный педагог |
Логопед/дефектолог/олигофренопедагог |
Специалист по работе с семьей |
|
Врач-психиатр детский, врач-педиатр подростковый |
|
Врач-сексолог |
4. Перечень мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
Социально-педагогическая диагностика |
Первичная социально-педагогическая диагностика |
- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение ПМПК, педагогическая характеристика, заключение логопеда, дефектолога и других специалистов); - сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя); - проведение педагогического (дефектологического и/или логопедического) обследования, направленного на определение: уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.) (в соответствии с возрастом); уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности в целом; уровня обучаемости и освоения новой информации ребенком-инвалидом; предпочтений и интересов у ребенка-инвалида; уровня владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью; уровня сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) у ребенка-инвалида; уровня владения коммуникативными навыками и навыками поведения в социуме; уровня владения ребенком-инвалидом альтернативной и дополнительной коммуникацией (при отсутствии речи); уровня развития крупной и мелкой моторики у ребенка-инвалида; педагогической компетентности родителя/законного или уполномоченного представителя и членов семьи ребенка-инвалида, в том числе диапазона и широты знаний и умений, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида и др.; - формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего: оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку нуждаемости в специальных условиях получения образования; оценку социально-педагогического реабилитационного прогноза (благоприятный, относительно благоприятный, сомнительный (неопределенный), неблагоприятный); рекомендации по социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; разработку индивидуального плана социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в использовании TCP и ассистивных технологий в рамках социально-педагогической реабилитации и абилитации и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог/олигофренопедагог, социальный педагог |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика |
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя); - проведение педагогического (дефектологического и/или логопедического) обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"): уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.); уровня владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью; уровня развития крупной и мелкой моторики у ребенка-инвалида; уровня сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) у ребенка-инвалида; уровня владения коммуникативными навыками; уровня владения ребенком-инвалидом альтернативной и дополнительной коммуникацией (при отсутствии речи); педагогической компетенции родителя/законного или уполномоченного представителя и членов семьи ребенка-инвалида, в том числе диапазона и широты знаний и умений, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида и др.; - беседа с ребенком-инвалидом и/или с родителем/законным или уполномоченным представителем ребенка-инвалида с целью определения уровня оценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-педагогической реабилитации; - формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего: оценку количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики; оценку эффективности проведенного реабилитационного курса на основании определения динамики социально-педагогического статуса ребенка-инвалида; рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); - оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя/законного или уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог/олигофренопедагог, социальный педагог |
||
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|||
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- о целях, задачах, мероприятиях, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации; - о различных вариантах получения общего и профессионального образования (в том числе с учетом заключения ПМПК, склонностей и интересов ребенка-инвалида, а также о возможности получения образования по специализированным образовательным программам: адаптированной образовательной программе (АОП), адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специальной индивидуальной программе развития (СИПР) и др.); - об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; - о нормативном правовом регулировании порядка реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог/олигофренопедагог, социальный педагог, специалист по работе с семьей, врач-психиатр детский, врач-педиатр подростковый, врач-сексолог |
Итого по мероприятию |
0,5 |
5 |
|
|
|||
Диапазонный показатель: |
4-6 |
|
|
||||
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- по вопросам получения и использования специальных учебных пособий для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации; - по разработке образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения основного, общего и профессионального образования, в том числе профессиональной переподготовки с получением новой профессии (специальности)); - по выбору образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступности; - по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (самостоятельного развития речи, коррекции чтения и письма); - по вопросам полового воспитания ребенка-инвалида; - по вопросам духовного воспитания и развития ребенка-инвалида и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог/олигофренопедагог, социальный педагог, специалист по работе с семьей, врач-психиатр детский, врач-педиатр подростковый, врач-сексолог |
Итого по мероприятию |
0,5 |
5 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
4-6 |
|
|
||||
|
Практические коррекционно-развивающие занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом, родителем/законным или уполномоченным представителем |
|
- достижение сотрудничества с ребенком-инвалидом и установление руководящего контроля во взаимодействии с ним; - формирование учебного поведения (понимание и выполнение инструкций, выдерживание времени занятий в учебном режиме и др.); - восстановление (формирование) коммуникативных навыков, устной и письменной речи (в том числе проведение тренинга функциональной коммуникации); - формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и др.); - формирование (восстановление) навыков длительного удерживания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности; - обучение и отработка навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях, включая дифференциацию собственности вещей (личные границы); - проведение с ребенком-инвалидом логопедических занятий по коррекции речевых нарушений, нарушений чтения и письма, в том числе с использованием компьютерных технологий; - обучения родителя/законного или уполномоченного представителя навыкам социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов для самостоятельных занятий в домашних условиях; - обучение родителя/законного или уполномоченного представителя навыкам социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов для использования в домашних условиях; - обучение пользованию компьютером, в том числе электронными ресурсами (государственными порталами "Госуслуги", "Росреестр", электронной медицинской картой и др.) |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог/олигофренопедагог, социальный педагог, специалист по работе с семьей |
Итого по мероприятию |
0,5 |
8 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
5-11 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
|
20 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
|
14-26 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социально-педагогической диагностики, отражающее эффективность проведения реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечание |
1. |
Средства для проверки (испытания) и оценки устной речи |
04 25 03 |
1 |
|
2. |
Вспомогательные средства для стимуляции ощущений и чувствительности |
04 27 18 |
1 |
|
3. |
Устройства для тренировки пальцев и кистей рук |
04 48 12 |
1 |
|
4. |
Вспомогательные средства для тренировки голоса и тренировки речи |
05 03 03 |
1 |
|
5. |
Учебные средства для развития навыков письменной речи |
05 03 09 |
1 |
|
6. |
Вспомогательные средства обучения языку пиктограмм и символов |
05 06 21 |
1 |
|
7. |
Вспомогательные средства обучения последовательности действий |
05 12 06 |
1 |
|
8. |
Вспомогательные средства обучения способности классифицировать |
05 12 15 |
1 |
|
9. |
Вспомогательные средства для раннего обучения способности считать |
05 15 03 |
1 |
|
10. |
Вспомогательные средства обучения способности понимать время |
05 15 09 |
1 |
например: часы (электронные, со стрелками) |
11. |
Вспомогательные средства обучения способности обращаться с деньгами |
05 15 12 |
1 |
|
12. |
Вспомогательные средства обучения пониманию измерения размеров и емкости |
05 15 15 |
1 |
например: сантиметр, электронные весы, емкости различного объема и т.д. |
13. |
Вспомогательные средства обучения основам геометрии |
05 15 18 |
1 |
например: линейки, геометрические фигуры (плоскостные, объемные и т.д.) |
14. |
Вспомогательные средства обучения родному языку |
05 18 03 |
1 |
|
15. |
Калькуляторы |
22 15 06 |
1 |
|
16. |
Программное обеспечение связи "лицом к лицу" |
22 21 12 |
1 |
|
17. |
Вспомогательные средства и инструменты для измерения объема |
27 06 09 |
1 |
|
18. |
Вспомогательные средства и инструменты для измерения массы (кроме массы человека) |
27 06 12 |
1 |
|
19. |
Игрушки |
30 03 03 |
1* |
|
20. |
Игры |
30 03 09 |
|
|
21. |
Оборудование площадок для игр |
30 03 06 |
1 |
|
______________________________
* Допустимо наличие минимум одного из указанных наименований.
9. Примерный перечень методик социально-педагогической реабилитации и абилитации:
1. Методика диагностики умственных нарушений Стребелевой Е.А.
2. Стандартизированный комплекс методик для оценки развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер).
3. Комплексная методика психолого-педагогического обследования дошкольников с помощью таблиц (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик).
4. Диагностика готовности ребенка к школе. Тест Керна-Иерасека.
A. Копирование фразы "Ей дан чай".
Б. Срисовывание группы точек.
B. Рисунок человека.
5. Методика Н.И. Гуткиной "Домик" (готовность к школе).
6. Тест "Способность к обучению в школе" Г. Вицлака (1972 г.).
7. Методика "Графический диктант" Д.Б. Эльконина.
8. Методика "Рисование по точкам" или "Образец и правило" (А.Л. Венгер).
9. Анализ продуктов деятельности ребенка.
10. Определение общего уровня развития коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
11. Самооценка учебных успехов и "зоны незнания".
12. Сформированность познавательных учебных действий.
13. Психолого-педагогическая диагностика. Оценка готовности ребенка к началу школьного обучения Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Методики диагностики восприятия:
1. Методика "Чего не хватает на этих рисунках?".
2. Методика "Узнай, кто это".
3. Методика "Какие предметы спрятаны в рисунках?".
4. Методика "Чем залатать коврик?".
Методики диагностики внимания:
1. Методика "Найди и вычеркни".
2. Методика "Проставь значки".
3. Методика "Запомни и расставь точки".
Методики оценки развития мышления:
1. Методика "Времена года".
2. Методика "Что здесь лишнее?".
3. Методика "Кому чего недостает?".
4. Методика "Раздели на группы".
5. Методика "Воспроизведи рисунки".
6. Методика "Вырежи фигуры".
7. Методика "Обведи контур".
8. Методика "Лабиринт".
9. Методика "Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок".
10. Методика "Выделение двух существенных признаков".
11. Методика "Последовательные картинки" (тест умственного развития младшего школьника) Е.М. Борисова, В.П. Арсланьян.
12. Понимание скрытого смысла текста.
Методики диагностики памяти:
1. Методика "Узнай фигуры".
2. Методика "Запомни рисунки".
3. Методика "Запомни цифры".
Методики диагностики речевых функций:
1. Методика "Расскажи по картинке".
2. Методика "Аналитическая проверка произношения".
3. Методика "Обследование словарного запаса".
4. Методика "Обследование умения составлять связный текст по картинкам".
5. Методика "Звуковые прятки".
6. Методика "Назови слова".
7. Методика для выяснения пассивного словарного запаса.
8. Диагностика развития речи (М.П. Злобенко, О.Н. Ерофеева).
Методики диагностики воображения:
1. Исследование продуктивности воображения (В.П. Глухов, 1985).
2. Исследование индивидуальных особенностей воображения (В.П. Глухов, 1985).
3. Методика "Придумай рассказ" (Р.С. Немов 1997).
4. Методика "Придумай игру" (Е.А. Панько).
5. Беседа: представления об окружающем.
6. Диктант, изложение.
7. Грамматическое задание.
Логопедические методики:
1. Архипова Е.Ф. "Технологии коррекционно-логопедической работы".
2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е., Корнев А.Н., Лурия А.Р. "Выделение заданного звука из слова (на слух)". "Звуковой анализ".
3. Венгер Л.А. Методика "Графический диктант".
4. Волкова Г.А. "Логопедическая ритмика".
5. Забрамная С.Д., Боровик О.В. "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей".
6. Иншакова О.Б. "Методика обследования самостоятельной речи".
7. Лурия А.Р. "Понимание и употребление в речи всех предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов". "Оценка сформированности сложных пространственных и квазипространственных представлений".
8. Макарова А.К. "Методика обследования слоговой структуры слова".
9. Pay Ф.Ф., Фомичева М.Ф. "Методика обследования звукопроизношения".
10. Смирнова И.А. "Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР".
11. Чиркина Г.В. "Визуальный осмотр", "Оценка строения и двигательных функций артикуляционного аппарата":
1) особенности анатомического строения;
2) соотношение нарушений;
3) объем пассивного и активного словарного запаса (названия предметов, действий, качеств предмета - конкретная лексика).
12. Чиркина Г.В. "Оценка уровня сформированности навыка письма".
13. Чиркина Г.В. "Выявление состояния устноречевых предпосылок письменной речи". "Оценка потенциальной готовности к овладению самостоятельной письменной речью".
14. Чиркина Г.В., Грибова О.Е. "Оценка состояния звукопроизношения".
15. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Каше Г.А., Грибова О.Е. "Объем пассивного и активного словарного запаса".
16. Методика формирования языковой системы Новиковой-Иванцовой Т.Н. (МФЯС)
Методики альтернативной, поддерживающей и дополнительной (невербальной) коммуникации:
1. Кроссли Р., Метод FC (Facilitated Communication - облегченная, облегчаемая, или альтернативная коммуникация).
2. Альтернативная коммуникация посредством системы жестов.
3. Альтернативная коммуникация посредством символов:
1) Блисс-символы;
2) Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC);
3) Боровенко Т.Г., Визель Т.Г., Шкловский В.М., Метод пиктограмм для восстановления коммуникации;
4) Картиночные символы коммуникации (PCS);
5) Система символов Виджит (Widgit Literacy Symbols);
6) Система Сигсимволы;
7) Коммуникативные таблицы;
8) Коммуникативные книги;
9) Альтернативная система обучения коммуникации "PECS" (Picture Exchange Communication System).
4. Альтернативная коммуникация посредством орфографического письма.
5. Альтернативная коммуникация посредством предметных символов (Словесные кубики Примака).
6. Глен Доман, Шаничи Сузуки "Глобальное чтение", Маниченко А.А. "Читаем с пеленок", Штягинова Е.А. "Альтернативная коммуникация".
7. Маргарет Уокер "Макатон".
8. Альтернативная коммуникация посредством электронных устройств для альтернативной коммуникации:
1) записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы (например, "Big Mac", "Step by step", "GoTalk", "MinTalker" и др.), компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);
2) информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, "Boardmaker", "Alladin" и др.), системы символов (например, "Bliss"); компьютерные программы для общения (например, "Общение" и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи.
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Качественная оценка динамических изменений социально-педагогического статуса после реализованных реабилитационных мероприятий
Результаты восстановления (формирования) способности к обучению, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Базовые компетенции (навыки и умения), необходимые для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.) |
|
|
Общая осведомленность и познавательная активность |
|
|
Уровень обучаемости и освоения новой информации |
|
|
Уровень владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью |
|
|
Уровень развития мелкой и крупной моторики у ребенка-инвалида |
|
|
Уровень сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) |
|
|
Педагогическая компетенция родителей по вопросам социально-педагогической реабилитации, получения образования ребенком-инвалидом |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-педагогического статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-педагогический статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
социально-педагогический статус частично восстановлен/частично сформирован |
|||
отрицательный реабилитационный результат |
социально-педагогический статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
5 |
4-6 |
Консультирование |
5 |
4-6 |
Практические занятия |
8 |
5-11 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
20 |
14-26 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.