Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел V. Социокультурная реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными комбинированными нарушениями сенсорных функций (слуха и зрения).
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации |
Сурдопереводчик |
|
Культорганизатор |
|
Тифлокомментатор |
4. Перечень мероприятий по социокультурной реабилитации и абилитации детей-инвалидов
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социокультурной реабилитации и абилитации для детей-инвалидов
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
Социокультурная диагностика |
Первичная социокультурная диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социокультурной реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социокультурного анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя) (адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровой форме при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.)); - определение уровня общей осведомленности ребенка-инвалида в культурно-досуговой сфере и искусстве; - выявление актуального уровня включенности ребенка-инвалида в культурно-досуговую среду; - выявление существующих возможностей/барьеров для ребенка-инвалида в посещении организаций культуры (музеи, театры, клубы, дома творчества, библиотеки и т.д.) с учетом возможностей остаточного слуха и зрения; - выявление интересов и предпочтений ребенка-инвалида в культурно-досуговой сфере; - формирование заключения по результатам первичной социокультурной диагностики, содержащего: оценку социокультурного статуса ребенка-инвалида, как возможности полноценного взаимодействия в социокультурной среде, рационального проведения досуга (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); рекомендации по социокультурной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; разработку индивидуального плана социокультурной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социокультурной реабилитации и абилитации, их количества, необходимости использования TCP и вспомогательных технических устройств, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в услугах сурдоперевода, необходимости использования вспомогательных оптических устройств и др. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог, сурдопереводчик |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) социокультурная диагностика |
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя) с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством реабилитационных мероприятий по социокультурной реабилитации и абилитации; - тестовые задания для оценки степени сформированности навыков эффективной коммуникации, планирования досуга, уровня развития духовно-нравственных ценностей и др. (МКФ "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни", "Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь"); - выявление неустраненных препятствий и барьеров в социокультурной жизнедеятельности (в культурно-досуговой сфере) у ребенка-инвалида; - формирование заключения по итогам повторной социокультурной диагностики ребенка-инвалида, содержащего: оценку эффективности проведенного курса социокультурной реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социокультурной диагностики); рекомендации по дальнейшей социокультурной реабилитации и абилитации, информационной поддержке культурно-досуговой деятельности (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя/законного или уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социокультурной реабилитации и абилитации |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог, сурдопереводчик |
||
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|||
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социокультурной реабилитации и абилитации для детей-инвалидов; - информирование о доступных для ребенка-инвалида видах культурно-досуговой деятельности (посещение театров, концертов, зоопарков, экскурсий, в т.ч. с сурдопереводом и т.д.); - о доступных для ребенка-инвалида видах творческой, в том числе публичной, деятельности (участие в театральных постановках для глухих, жестовое пение, танцы, декламирование стихов, театры для слепых и т.д.); - о различных видах народного и декоративно-прикладного искусства, которыми может заниматься ребенок-инвалид по месту жительства; - об организациях, реализующих мероприятия по социокультурной реабилитации и абилитации, в том числе о работе кружков по интересам, творческих мастерских, театральных студий и т.д.; - о возможностях участия ребенка-инвалида в выставках, ярмарках, мероприятиях самодеятельного народного творчества, а также в смотрах, конкурсах, соревнованиях, играх и др.; - об организациях, осуществляющих деятельность в сфере безбарьерного туризма и др.; - о предстоящих культурно-досуговых мероприятиях регионального, Всероссийского, международного уровней и т.д. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог, сурдопереводчик |
Итого по мероприятию |
0,5 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-3 |
|
|
||||
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- по вопросам проведения досуга (содействие в выборе театров, концертов, мероприятий), доступного для ребенка-инвалида; - по вопросам процедуры получения услуг по проведению досуга (запись в группы по интересам, выбор организации для досуговой деятельности и т.д.); - по вопросам определения интересов ребенка-инвалида и связанных с ними направлений творческой деятельности и др.; - по вопросам реализации творческой продукции собственного изготовления (продажа изделий, публикации стихов, рассказов, выступления и т.д.); - по вопросам самостоятельного планирования путешествий (в том числе рекреационного туризма): покупке путевок, самостоятельному бронированию билетов, отелей, оформлению виз и загранпаспортов; - по вопросам использования TCP и вспомогательных технических устройств для целей социокультурной реабилитации и абилитации и др. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог, сурдопереводчик |
Итого по мероприятию |
0,5 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-3 |
|
|
||||
|
Практические занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом |
|
проведение практических занятий (тренингов) (при необходимости с привлечением сурдопереводчика), направленных на: - коррекцию психоэмоциональной и личностной сфер методами социокультурной реабилитации (арт-терапия, библиотерапия, сказкотерапия, игровая терапия и др.); - снижение и профилактику психоэмоционального напряжения ребенка-инвалида посредством самовыражения в творчестве (обучение драматическому искусству, занятия лепкой, песочная терапия, танцевально-двигательная терапия и др.); - расширение опыта активного культурно-досугового поведения (обучение планированию и содержательному наполнению свободного времени ребенка-инвалида и членов его семьи); - развитие интеллектуально-познавательной сферы (расширение общего кругозора) ребенка-инвалида посредством участия в интеллектуально-досуговых мероприятиях (образовательных экскурсиях, литературных вечерах, тематических мероприятиях в планетариях, зоопарках, музеях и т.д.); - развитие и отработку навыков эффективной коммуникации, а также на формирование адаптивного социально-ролевого поведения посредством участия в культурно-досуговых мероприятиях (театральные постановки, социоролевые игры, творческие мастерские и клубы, и др.); - развитие духовно-нравственных ценностей ребенка-инвалида с целью привития социальных и морально-нравственных норм посредством совместного (группового) просмотра фильмов с субтитрами (при необходимости), спектаклей с привлечением тифлокомментатора/сурдопереводчика (при необходимости), прочтения художественных литературных произведений с последующим обсуждением в группе; - активизацию и развитие творческих способностей и творческого потенциала ребенка-инвалида средствами социокультурной реабилитации (арт-терапии, народно-прикладного искусства, танцетерапии, музыкотерапии и т.д.); - формирование эстетического отношения к окружающему миру и интереса к искусству и культурной жизни общества (показ художественных произведений разных эпох с субтитрами/тифлокомментариями (при необходимости), знакомство с культурой и традициями разных народов, различными религиями и др.); - занятия по использованию вспомогательных технологий для целей социокультурной реабилитации и абилитации (электронные текстовые и аудиогиды гиды, визуальные и рельефные карты музеев и др.) |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Специалист по социальной работе/социальный педагог, сурдопереводчик, тифлокомментатор |
Итого по мероприятию |
0,5 |
4 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
3-5 |
|
|
||||
|
Организация посещения социокультурных досуговых мероприятий для ребенка-инвалида |
|
организация посещения социокультурных досуговых мероприятий в целях: - обеспечения активного досуга ребенка-инвалида посредством его участия в специально организованных мероприятиях, экскурсиях, выставках, а также посещения библиотек, театров, океанариумов, зоопарков (в том числе контактных) (при необходимости с использованием сурдо- или тифлотехнических средств получения информации); - приобщения к культурным, духовно-нравственным ценностям посредством просмотра специализированных театральных представлений, фильмов с субтитрами/тифлокомментариями (при необходимости); - творческой самореализации ребенка-инвалида посредством занятий декоративно-прикладным искусством (вязание, резьба по дереву, лепка и т.д.); - создания условий для возможности полноценного участия ребенка-инвалида в культурно-досуговых и массовых мероприятиях (праздниках, фестивалях, конкурсах) и др. |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Специалист по социальной работе/социальный педагог, сурдопереводчик, культорганизатор, тифлокомментатор |
Итого по мероприятию |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Социокультурное просвещение ребенка-инвалида |
|
социокультурное просвещение в формате лектория, беседы (при необходимости с привлечением сурдопереводчика), наглядной информации (стенды, брошюры, проспекты, буклеты (при необходимости с использованием оптических средств с учетом возможностей остаточного зрения (очковой коррекции зрения, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности) и др.) в целях: - саморазвития, формирования реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида, в том числе посредством знакомства с биографией людей с инвалидностью, достигнувших высоких результатов в различных сферах культурной, общественной, спортивной, трудовой жизни и т.д.; - повышения мотивации к активному участию в культурной жизни общества, а также к изучению и освоению культурного наследия; - патриотического воспитания посредством знакомства с биографией выдающихся исторических личностей и их достижениями; - профилактики социальной дезадаптации посредством повышения у ребенка-инвалида и его родителя/законного или уполномоченного представителя культурной грамотности и социокультурной компетенции, а также формирования потребности (мотивации) использовать эти знания для личностного роста и коммуникативной направленности и т.д. |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Специалист по социальной работе/социальный педагог, сурдопереводчик, тифлокомментатор |
Итого по мероприятию |
0,5 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ: |
|
12 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
9-15 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социокультурной диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оснащения оборудованием и вспомогательными средствами:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечания |
1 |
Вспомогательные средства обучения музыкальному искусству |
05 24 03 |
1 |
|
2 |
Вспомогательные средства обучения черчению и рисованию |
05 24 06 |
1 |
|
3 |
Вспомогательные средства обучения драматическому искусству и танцам |
05 24 09 |
1 |
|
4 |
Вспомогательные средства обучения навыкам активного отдыха |
05 27 03 |
1 |
|
5 |
Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура |
22 18 03 |
1 |
|
6 |
Видеозаписывающая и видеовоспроизводящая аппаратура |
22 18 06 |
1 |
|
7 |
Телевизоры |
22 18 15 |
1 |
|
8 |
Стандартные сетевые телефонные аппараты |
22 24 03 |
1 |
|
9 |
Игрушки |
30 03 03 |
1 |
|
10 |
Оборудование площадок для игр |
30 03 06 |
1 |
|
11 |
Игры |
30 03 09 |
1 |
|
12 |
Инструменты, материалы и оборудование для занятий живописью |
30 18 15 |
1 |
|
13 |
Инструменты, материалы и оборудование для ручных работ с другими материалами |
30 18 18 |
1 |
|
9. Примерный перечень методик социокультурной реабилитации и абилитации:
1. Песочная терапия (метод, где главным инструментом специалистов выступает песочница с речным песком внутри):
1) Юнгианская песочница с использованием маленьких игрушек, отражающих все сферы жизни человека;
2) Песочница сказкотерапевта (методика "Построение мира") - создание своего мира в песочнице, используя имеющиеся игрушки.
2. Арт-терапия (направление, в котором решение социальных проблем происходит через процесс творчества):
1) Пассивная арт-терапия - посещение культурно-досуговых мероприятий, просмотр фильмов и т.д.;
2) Активная арт-терапия - творчество своими руками.
3. Танцевально-двигательная терапия - направление, в котором используется танцевальное движение для развития физической, социальной и эмоциональной жизни индивида.
4. Музыкотерапия - метод оздоровительного воздействие музыки на психоэмоциональное состояние человека с целью нормализации эмоционального фона, раскрытия творческих возможностей, преодоления сложных жизненных ситуаций.
5. Сказкотерапия - позволяет выявить неосознанные тенденции оценки без социальных установок, с высоким уровнем искренности и с ориентацией на личностные потребности.
6. Библиотерапия (метод, в рамках которого специалисты используют художественную литературу как одну из форм лечения словом в целях нормализации или оптимизации его психических, а через них физиологических и биологических процессов организма).
7. Игротерапия (метод воздействия на поведение ребенка, созданный на основе педагогических игр, основная цель которого заключается в том, чтобы давать ребенку возможность "прожить" в игре волнующие его ситуации и опробовать различные социальные роли).
8. Изотерапия (метод воздействия на психику с помощью изобразительного искусства (рисование, лепка, в том числе из природной глины).
Список литературных источников:
1. Методика обучения живописи у-син слепоглухих людей https://so-edinenie.org/specialistam/metodicheskie-materiali
2. Театральные методики в инклюзии https://so-edinenie.org/specialistam/metodicheskie-materiali
3. Методические рекомендации по досуговой деятельности https://so-edinenie.org/specialistam/metodicheskie-materiali
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социокультурной реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социокультурной диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) проведенных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Качественная оценка динамических изменений социокультурного статуса после реализованных реабилитационных мероприятий
Результаты восстановления (формирования) социокультурных компетенций ребенка-инвалида, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Общая осведомленность ребенка-инвалида в культурно-досуговой сфере и искусстве |
|
|
Включенность ребенка-инвалида в культурно-досуговую среду |
|
|
Рационализация проведения досуга |
|
|
Навык взаимодействия и эффективной коммуникации в социокультурной среде |
|
|
Родительская компетенция по вопросам социокультурной реабилитации детей-инвалидов |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социокультурной реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социокультурного статуса:
положительный реабилитационный результат |
социокультурный статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
социокультурный статус частично восстановлен/частично сформирован |
|||
отрицательный реабилитационный результат |
социокультурный статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по социокультурной реабилитации и абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
2 |
1-3 |
Консультирование |
2 |
1-3 |
Практические занятия |
4 |
3-5 |
Досуговые мероприятия |
1 |
1-2 |
Просвещение |
1 |
1-2 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
12 |
9-15 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.