Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Социально-средовая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными комбинированными нарушениями сенсорных функций (слуха и зрения).
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации |
Врач-сурдолог |
|
Сурдопереводчик |
|
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ |
4. Перечень мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации для детей-инвалидов
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятия |
|
Социально-средовая диагностика |
Первичная социально-средовая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-средовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-средового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя) (адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровой форме при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.)); - тестовые задания и функциональные пробы для исследования навыков: ориентирования, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием собак-проводников (с привлечением специалиста-кинолога), TCP и ассистивно-коммуникативных технологий (вибро-/свето-/звуковые сигнализаторы, устройства сканирования текста с речевым выводом информации, устройства и знаковые системы, коммуникаторы, слуховые аппараты, электронные и видеоувеличители (лупы), белые тактильные трости и др.); пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (многофункциональные центры (далее - МФЦ), медицинские организации, покупка билетов и т.д.); пользования общественным транспортом, в том числе с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами (информационное табло с бегущей строкой, световые индикаторы направления движения, остановки, тактильные подсказки и т.д.) и информационными системами со звуковым оповещением (например, "Голосовая остановка" и др.); ориентировки в сооружениях городской инфраструктуры, на улице (GPS-навигаторы с текстовым или голосовым выходом информации и возможностью голосового или тактильного набора, со встроенными видеоувеличителями - лупами и др.); обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной); распоряжения денежными средствами, производить денежные расчеты при оплате услуг и покупок (голосовые калькуляторы, системы терминалов с голосовым выводом информации, говорящие кредитные карты и др.); персональной безопасности при пользовании авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и т.д.; - определение уровня осведомленности о приспособлении инфраструктурной среды к нуждам ребенка-инвалида; - выявление существующих барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам социально-средовой диагностики, содержащего: оценку социально-средового статуса ребенка-инвалида как возможности ориентации, передвижения и взаимодействия в условиях окружающей среды (жилой, градостроительной, образовательной, производственной) (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку родительской компетенции по вопросам социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; рекомендации по социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; разработку индивидуального плана социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-средовой реабилитации и абилитации, их количества, необходимости использования TCP и вспомогательных технических устройств (в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в услугах по сурдопереводу) и др. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации, сурдопереводчик |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) социально-средовая диагностика |
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя); - тестовые задания и функциональные пробы для оценки степени сформированности навыков взаимодействия, ориентировки, обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия в условиях социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (МКФ "Общение", "Мобильность", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"), а именно: ориентирования, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе с использованием TCP и ассистивно-коммуникативных технологий (вибросветовые сигнализаторы звука, устройства сканирования текста с речевым выводом информации, белые тактильные трости, устройства и знаковые системы, коммуникаторы, слуховые аппараты, электронные и видеоувеличители (лупы) и др.); пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (МФЦ, медицинские организации, покупка билетов и т.д.); пользования общественным автотранспортом, в том числе с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами (информационное табло с бегущей строкой, световые индикаторы направления движения остановки, тактильные подсказки и т.д.) и информационными системами со звуковым оповещением (например, "Голосовая остановка" и др.); ориентирования в сооружениях городской инфраструктуры, на улице (GPS-навигаторы с текстовым или речевым выводом информации, с возможностью голосового или тактильного набора, со встроенными видеоувеличителями - лупами и др.); обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной); распоряжения денежными средствами, производить денежные расчеты при оплате услуг и покупок (голосовые калькуляторы, системы терминалов и банкоматов с голосовым выводом информации, говорящие кредитные карты и т.д.); персональной безопасности при пользовании авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и т.д.; - выявление оставшихся барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для ребенка-инвалида; - беседа с ребенком-инвалидом (при необходимости с привлечением сурдопереводчика) и/или родителем/законным или уполномоченным представителем с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством реабилитационных мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации; - разработка заключения по итогам повторной социально-средовой диагностики ребенка-инвалида, содержащего: оценку количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-средовой диагностики; оценку родительской компетенции по вопросам социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; оценку эффективности проведенного реабилитационного курса на основании определения динамики социально-средового статуса ребенка-инвалида; рекомендации по дальнейшей социально-средовой реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя/законного или уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-средовой реабилитации и абилитации |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации, сурдопереводчик |
||
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|||
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социально-средовой реабилитации и абилитации; - информирование о доступной и безбарьерной городской, транспортной и информационной инфраструктуре (об обеспечении автотранспортных средств дополнительными световыми сигнализаторами остановки и начала движения транспорта, бегущая строка и мигающие маячки направления движения на картах, предупредительных знаках "Желтый круг", о системе радиоинформирования и звукового ориентирования "Говорящий город", звуковых приставках на светофорах, о маркировке тактильной плиткой опасных участков и т.д.); - о мерах соблюдения безопасности жизнедеятельности ребенка-инвалида в социальной среде (городской, транспортной, информационной); - о способах ориентировки на улице и в помещениях, в том числе посредством информационно-знаковых голосовых и тактильных систем, вспомогательных средств; - о деятельности общественных организаций, направленных на работу с детьми-инвалидами с нарушением функций слуха и зрения, и о способах взаимодействия с ними; - о современных методах альтернативных коммуникаций средствами социальных сетей и т.д. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации, сурдопереводчик |
Итого по мероприятию |
0,5 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-3 |
|
|
||||
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- по вопросам получения TCP и вспомогательных технических устройств для целей социально-средовой реабилитации и абилитации; - по вопросам использования TCP и вспомогательных технических устройств для целей социально-средовой реабилитации и абилитации; - по вопросам, относящимся к обеспечению персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в окружающей среде (градостроительной, образовательной, производственной); - по вопросам специфики использования TCP в зависимости от среды пребывания и поставленной задачи; - по различным вопросам, относящимся к социально-средовой реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного или уполномоченного представителя), в том числе по вопросам нормативного правового обеспечения доступности объектов социальной среды; - по вопросам доступности градостроительных и транспортных социально значимых объектов, в том числе с использованием "Карты доступности объектов по субъектам РФ", портала "Доступная среда", "Zhit-vmeste" |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации, врач-сурдолог, сурдопереводчик |
Итого по мероприятию |
0,5 |
4 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
3-5 |
|
|
||||
|
Практические занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом, родителем/законным или уполномоченным представителем |
|
- обучение ребенка-инвалида самостоятельной ориентировке и передвижению на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и др. инфраструктур, в том числе с использованием TCP и вспомогательных технических устройств в целях коммуникации и ориентирования (слежение рукой по стене; пробы ногой; защитные техники рукой; передвижение с сопровождающим; передвижение с помощью тактильной трости; передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции; передвижение с использованием сохранных анализаторов и т.д.); - обучение ребенка-инвалида эффективному и безопасному социальному и средовому взаимодействию на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и др. инфраструктур, в том числе с использованием TCP и вспомогательных технических устройств для коммуникации и ориентирования (GPS-навигаторы, устройства сканирования текста с речевым выводом, коммуникаторы, в том числе со встроенными видеоувеличителями, лупами и др.) (индивидуальные занятия); - обучение технологиям использования ассистивно-коммуникационных средств (GPS-навигаторы с текстовым выводом информации, коммуникаторы, знаковые системы, слуховые аппараты и др.); - обучение пользованию общественным транспортом (включая составление маршрутов передвижения), в том числе с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами (звуковое оповещение, информационное табло с бегущей строкой, световые индикаторы направления движения, остановки и др.); - обучение социальному взаимодействию в различных ситуациях нахождения ребенка-инвалида на объектах городской среды (транспортной, культурной и т.д.), в том числе умению обращаться за помощью в рамках средового взаимодействия с социумом; - обучение технологиям использования ассистивно-коммуникативных средств (устройства сканирования текста с речевым выводом, синтезатор речи по тексту, брайлевские дисплеи, белые тактильные трости, коммуникаторы, электронные и видеоувеличители (лупы) и др.) - обучение умению пользоваться государственными услугами, включая услуги медицинских организаций; - формирование навыков персональной безопасности в условиях городской среды (например, при пользовании авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строительными площадками) и т.д. - обучение и отработка навыков использования, при необходимости, собаки-проводника (с привлечением специалиста кинолога) и др. |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации, сурдопереводчик, ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ |
Итого по мероприятию |
0,75 |
16 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
|
11-21 |
|
|
|||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ: |
|
24 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
16-32 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социально-средовой диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий, реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оснащения оборудованием и вспомогательными средствами:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечания |
1 |
Вспомогательные средства для тренировки и обучения способности ориентироваться |
04 36 06 |
1 |
|
2 |
Вспомогательные средства для обучения (тренировки) ходьбе |
04 48 07 |
1 |
|
3 |
Вспомогательные средства для обучения способности обращаться с деньгами |
05 15 12 |
1 |
|
4 |
Вспомогательные средства обучения правилам личной безопасности |
05 27 09 |
1 |
|
5 |
Тактильные трости или белые палки |
12 39 03 |
1 |
|
6 |
Тактильные средства для ориентации |
12 39 18 |
1 |
|
9. Примерный перечень методик социально-средовой реабилитации и абилитации:
1. Учебно-методический комплекс "Специальные методики школьного обучения".
2. Учебно-методический комплекс "Социально-бытовая ориентировка".
3. Учебно-методический комплекс "Социальное ориентирование".
4. Методика обучения слепых пространственной ориентации (методике М.Н. Наумова).
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-средовой реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-средовой диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий
1) Оценка полноты (объема) проведенных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Качественная оценка динамических изменений социально-средового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:
Результаты восстановления (формирования) способности ориентироваться и передвигаться в условиях окружающей среды, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Навыки ориентирования, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием TCP и ассистивно-коммуникативных технологий |
|
|
Навыки пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (многофункциональные центры, медицинские организации, покупка билетов и т.д. |
|
|
Навыки пользования общественным автотранспортом с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами |
|
|
Навыки ориентирования в сооружениях городской инфраструктуры, на улице |
|
|
Навыки обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной) |
|
|
Навыки персональной безопасности при пользовании авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и т.д. |
|
|
Родительская компетенция по вопросам социально-средовой реабилитации детей-инвалидов |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-средовой реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-средового статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-средовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
социально-средовой статус частично восстановлен/частично сформирован |
|||
отрицательный реабилитационный результат |
социально-средовой статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
2 |
1-3 |
Консультирование |
4 |
3-5 |
Практические занятия |
16 |
11-21 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
24 |
16-32 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.