Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Социально-педагогическая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями сенсорных функций (слуха).
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Педагог-психолог |
Социальный педагог |
Логопед/дефектолог/сурдопедагог |
Специалист по работе с семьей |
|
Сурдопереводчик |
4. Перечень мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность предоставления мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
Социально-педагогическая диагностика |
Первичная социально-педагогическая диагностика |
- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение ПМПК, педагогическая характеристика, заключения сурдопедагога, логопеда и других специалистов); - сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя); - проведение педагогического (дефектологического и/или логопедического) обследования, направленного на определение: уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.); уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности в целом; уровня обучаемости и освоения новой информации ребенком-инвалидом; предпочтений и интересов у ребенка-инвалида; уровня владения ребенком-инвалидом русским жестовым языком, письменной и устной речью; педагогической компетенции родителя/законного или уполномоченного представителя и членов семьи ребенка-инвалида, в том числе диапазона и широты знаний и умений, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида, знания и умения использования жестовой речи, а также вспомогательных средств и ассистивных технологий и др.; - формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего: оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку нуждаемости в специальных условиях получения образования; рекомендации по социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; разработку индивидуального плана социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в услугах по сурдопереводу, а также в использовании TCP и ассистивных технологий в рамках социально-педагогической реабилитации и абилитации и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог/сурдопедагог, социальный педагог, сурдопереводчик |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
|
|
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика |
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя); проведение педагогического (дефектологического и/или логопедического) обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"): уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.); уровня владения ребенком-инвалидом русским жестовым языком, письменной и устной речью; педагогической компетенции родителя/законного или уполномоченного представителя и членов семьи ребенка-инвалида, в том числе диапазона и широты знаний и умений, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида и др.; - беседа с ребенком-инвалидом (при необходимости с привлечением сурдопереводчика) и/или с родителем/законным или уполномоченным представителем ребенка-инвалида с целью определения уровня оценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-педагогической реабилитации; - формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего: оценку количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики; оценку эффективности проведенного реабилитационного курса на основании определения динамики социально-педагогического статуса ребенка-инвалида; рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя/законного или уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог/сурдопедагог, социальный педагог, сурдопереводчик |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
|
|
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- о целях, задачах, мероприятиях, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов; - о различных вариантах получения общего и профессионального образования (в том числе с учетом заключения ПМПК, склонностей и интересов ребенка-инвалида); - о современных TCP и ассистивных технологиях для обучения, в том числе приобретаемых за счет средств законного/уполномоченного представителя ребенка-инвалида; - об организациях, осуществляющих обучение русскому жестовому языку; - о нормативном правовом регулировании порядка реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог/сурдопедагог, социальный педагог, специалист по работе с семьей, сурдопереводчик |
Итого по мероприятию |
0,5 |
3 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
2-4 |
|
|
||||
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- по вопросам использования TCP, вспомогательных технических устройств и специальных учебных пособий для целей получения образования; - по разработке образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения основного, общего и профессионального образования, в том числе профессиональной переподготовки с получением новой профессии (специальности); - по выбору образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступности; - по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (самостоятельного развития речи, коррекции чтения и письма); - духовного воспитания и развития ребенка-инвалида и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог/сурдопедагог, социальный педагог, специалист по работе с семьей, сурдопереводчик |
Итого по мероприятию |
0,5 |
5 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
4-6 |
|
|
||||
|
Практические коррекционно-развивающие занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом, родителем/законным или уполномоченным представителем |
|
- восстановление (формирование) коммуникативных навыков, устной и письменной речи, в том числе обучение русскому жестовому языку и методам альтернативной коммуникации; - формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и др.); - формирование (восстановление) навыков длительного удерживания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности; - обучение и отработка навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях; - отработка навыков использования русского жестового языка и методов невербальной (альтернативной, дополнительной) комуникации; - проведение с ребенком-инвалидом логопедических занятий по коррекции речевых нарушений, нарушений чтения и письма, в том числе с использованием компьютерных технологий; - занятия по использованию TCP (устройства визуального дублирования информации и коммуникаторы) и ассистивными технологиями для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации; - обучение пользованию TCP и ассистивными коммуникативными технологиями для организации процесса обучения; - обучение родителя/законного или уполномоченного представителя навыкам социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов для самостоятельных занятий в домашних условиях; - обучение пользованию компьютером, в том числе электронными ресурсами (государственными порталами "Госуслуги", "Росреестр", электронной медицинской картой и др.) |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог/сурдопедагог, социальный педагог, специалист по работе с семьей, сурдопереводчик |
Итого по мероприятию |
0,5 |
12 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
7-17 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ: |
|
22 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
15-29 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социально-педагогической диагностики, отражающего эффективность проведения реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательного средства в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечания |
1. |
Средства для проверки (испытания) и оценки устной речи |
04 25 03 |
1 |
|
2. |
Вспомогательные средства для тренировки голоса и тренировки речи |
05 03 03 |
1 |
|
3. |
Учебные средства для развития навыков устной речи |
05 03 06 |
1 |
|
4. |
Учебные средства для развития навыков письменной речи |
05 03 09 |
1 |
|
5. |
Вспомогательные средства обучения жестовому языку |
05 06 06 |
1 |
|
6. |
Вспомогательные средства обучения языку пиктограмм и символов |
05 06 21 |
1 |
|
7. |
Вспомогательные средства обучения последовательности действий |
05 12 06 |
1 |
|
8. |
Вспомогательные средства обучения способности классифицировать |
05 12 15 |
1 |
|
9. |
Вспомогательные средства для раннего обучения способности считать |
05 15 03 |
1 |
|
10. |
Вспомогательные средства обучения способности понимать время |
05 15 09 |
1 |
|
11. |
Вспомогательные средства обучения способности обращаться с деньгами |
05 15 12 |
1 |
|
12. |
Вспомогательные средства обучения пониманию измерения размеров и емкости |
05 15 15 |
1 |
|
13. |
Вспомогательные средства обучения родному языку |
05 18 03 |
1 |
|
14. |
Вспомогательные средства обучения социальному поведению |
05 27 06 |
1 |
|
15. |
Игрушки |
30 03 03 |
1 |
|
16. |
Оборудование площадок для игр |
30 03 06 |
1 |
|
17. |
Игры |
30 03 09 |
1 |
|
9. Примерный перечень методик социально-педагогической реабилитации и абилитации:
Общие методики:
1. Методика диагностики умственных нарушений Стребелевой Е.А..
2. Стандартизированный комплекс методик для оценки развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер).
3. Комплексная методика психолого-педагогического обследования дошкольников с помощью таблиц (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик).
4. Диагностика готовности ребенка к школе. Тест Керна-Иерасека.
A. Копирование фразы "Ей дан чай".
Б. Срисовывание группы точек.
B. Рисунок человека.
5. Тест "Способность к обучению в школе" Г. Вицлака (1972 г.).
6. Методика "Рисование по точкам" или "Образец и правило" (А.Л. Венгер).
7. Грамматическое задание.
8. Сформированность познавательных учебных действий.
Методики диагностики восприятия:
1. Методика "Чего не хватает на этих рисунках?".
2. Методика "Узнай, кто это".
3. Методика "Какие предметы спрятаны в рисунках?".
4. Методика "Чем залатать коврик?".
Методики диагностики состояния внимания:
1. Методика "Найди и вычеркни".
2. Методика "Проставь значки".
3. Методика "Запомни и расставь точки".
Методики оценки развития мышления:
1. Методика "Времена года".
2. Методика "Что здесь лишнее?".
3. Методика "Кому чего недостает?".
4. Методика "Раздели на группы".
5. Методика "Воспроизведи рисунки".
6. Методика "Вырежи фигуры".
7. Методика "Обведи контур".
8. Методика "Лабиринт".
9. Методика "Последовательные картинки" (тест умственного развития младшего школьника) Е.М. Борисова, В.П. Арсланьян.
10. Методика "Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок".
Методики диагностики состояния памяти:
1. Методика "Узнай фигуры".
2. Методика "Запомни рисунки".
3. Методика "Запомни цифры".
Методики диагностики речевых функций:
1. Методика "Аналитическая проверка произношения".
2. Методика "Обследование словарного запаса".
3. Методика "Обследование умения составлять связный текст по картинкам".
Методики диагностики воображения:
1. Исследование продуктивности воображения (В.П. Глухов, 1985).
2. Исследование индивидуальных особенностей воображения (В.П. Глухов, 1985).
Логопедические методики:
1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей".
2. Иншакова О.Б. "Методика обследования самостоятельной речи".
3. Лурия А.Р. "Понимание и употребление в речи всех предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов". "Оценка сформированности сложных пространственных и квазипространственных представлений".
4. Чиркина Г.В. "Визуальный осмотр", "Оценка строения и двигательных функций артикуляционного аппарата":
5. Чиркина Г.В. "Оценка уровня сформированности навыка письма".
6. Чиркина Г.В. "Выявление состояния устно-речевых предпосылок письменной речи". "Оценка потенциальной готовности к овладению самостоятельной письменной речью".
Диагностическая программа для определения уровня готовности слабослышащих дошкольников к началу школьного обучения:
1. Исследование аффективно-потребностной сферы: методика по определению доминирующего мотива у ребенка, экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника.
2. Исследование произвольной сферы: методика Н.И. Гуткиной "Домик", методика "Да и Нет".
Методики альтернативной, поддерживающей и дополнительной (невербальной) коммуникации:
1. Кроссли Р., Метод FC (Facilitated Communication - облегченная, облегчаемая, или альтернативная коммуникация).
2. Альтернативная коммуникация посредством системы жестов.
3. Альтернативная коммуникация посредством символов:
1) Блисс-символы;
2) Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC);
3) Боровенко Т.Г., Визель Т.Г., Шкловский В.М., Метод пиктограмм для восстановления коммуникации;
4) Картиночные символы коммуникации (PCS);
5) Система символов Виджит (Widgit Literacy Symbols);
6) Система Сигсимволы;
7) Коммуникативные таблицы;
8) Коммуникативные книги;
9) Альтернативная система обучения коммуникации "PECS" (Picture Exchange Communication System).
4. Альтернативная коммуникация посредством орфографического письма.
5. Альтернативная коммуникация посредством предметных символов (Словесные кубики Примака).
6. Глен Доман, Шаничи Сузуки "Глобальное чтение", Маниченко А.А. "Читаем с пеленок", Штягинова Е.А. "Альтернативная коммуникация".
7. Маргарет Уокер "Макатон".
8. Альтернативная коммуникация посредством электронных устройств для альтернативной коммуникации:
1) записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы (например, "Big Mac", "Step by step", "GoTalk", "MinTalker" и др.), компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);
2) информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, "Boardmaker", "Alladin" и др.), системы символов (например, "Bliss"); компьютерные программы для общения (например, "Общение" и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи.
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Качественная оценка динамических изменений социально-педагогического статуса после реализованных реабилитационных мероприятий
Результаты восстановления (формирования) способности к обучению, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Базовые компетенции (навыки и умения), необходимые для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.) |
|
|
Общая осведомленность и познавательная активность |
|
|
Уровень обучаемости и освоения новой информации |
|
|
Уровень владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью |
|
|
Уровень развития мелкой и крупной моторики у ребенка-инвалида |
|
|
Уровень сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) |
|
|
Педагогическая компетенция родителей по вопросам социально-педагогической реабилитации, получения образования ребенком-инвалидом |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-педагогического статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-педагогический статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
социально-педагогический статус частично восстановлен/частично сформирован |
|||
отрицательный реабилитационный результат |
социально-педагогический статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
3 |
2-4 |
Консультирование |
5 |
4-6 |
Практические занятия |
12 |
7-17 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
22 |
15-29 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.