Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VI. Профессиональная ориентация (с 14 лет)*
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с тяжелыми множественными нарушениями структур и функций организма вследствие врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
Профконсультант/специалист по профориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан* |
|
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации |
|
Врач-педиатр подростковый |
|
Сурдопереводчик |
______________________________
* Должности указаны в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.09.2021 N 642н.
4. Перечень мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов (с 14 лет)
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов (с 14 лет)
Код мероприятия |
Вид мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
Профориентационная диагностика |
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях по профессиональной реабилитации и абилитации (профессиональной ориентации) в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя) с целью выявления психофизиологических особенностей ребенка-инвалида; - изучение медицинской документации с целью оценки состояния здоровья, наличия сопутствующих заболеваний (клинико-функциональный диагноз, степень выраженности основных категорий жизнедеятельности, функциональных нарушений и т.д.); - тестовые задания для оценки степени сформированности профессионально значимых качеств и готовности к осознанному выбору профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений исходя из особенностей психофизического состояния (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Главные сферы жизни"), а именно: - исследование психологического статуса ребенка-инвалида - состояние когнитивной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сфер, особенности нейродинамики психических процессов и умственной работоспособности с целью оценки сформированности необходимых для будущей профессии профессионально значимых качеств; - исследование готовности к осознанному выбору профессии; - исследование профессиональных установок, интересов, желаний, индивидуальных предпочтений; - формирование заключения по результатам профориентационной диагностики, которое должно содержать: оценку сформированности готовности к осознанному выбору профессии. оценку адекватности профессиональных интересов и предпочтений исходя из особенностей психофизического состояния; оценку сформированности профессионально значимых качеств, исходя из интересов, склонностей и предпочтений к будущей профессии; рекомендации по профориентации (профориентационное консультирование, профориентационная коррекция); индивидуальный план профориентации с указанием объема конкретных мероприятий социально-психологической реабилитации и абилитации, их количества и др. |
|
|
Индивидуальная |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
|
|
Итого по мероприятию |
1,0 |
1 |
|
|
|
|
Профориентационное информирование |
|
- ознакомление с различными профессиями (в том числе посредством использования профессиограмм); - ознакомление с состоянием рынка труда (востребованные профессии); - ознакомления с профессиональными стандартами и требования к различным профессиям; - информирование об особенностях трудоустройства (необходимые документы и т.д.); - информирование о способах получения профессии; - информирование о профессиях, доступных для инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями структур и функций организма (садовник, гардеробщик, лифтер, мойщик посуды и т.д.); - информирование о требованиях к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест оборудованием для трудоустройства инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями структур и функций организма в зависимости от характера нарушенных функций (сенсорных, двигательных) |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, профконсультант/специалист по профориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан, специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации, врач-педиатр подростковый |
Итого по мероприятию |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Профориентационное консультирование |
|
- консультирование по вопросам рационального (адекватного) профессионального самоопределения (выявление имеющихся проблем в области профессионального самоопределения); - консультирование по вопросам мотивации к повышению деловой активности и участию в реализации трудовых установок (включая трудоустройство, освоение навыков самопрезентации при трудоустройстве и др.) |
|
|
Индивидуальная |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, профконсультант/специалист по профориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан, специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации, врач-педиатр подростковый |
Итого по мероприятию |
1,0 |
1 |
|
|
|||
|
|
Диапазонный показатель |
|
1-2 |
|
|
|
|
Профориентационная коррекция |
|
- коррекция психологической готовности к выбору профессии; - коррекция неадекватного профессионального выбора; - формирование, коррекция и развитие профессионально значимых качеств, необходимых для будущей профессии; - обучение навыкам самопрезентации при трудоустройстве (составление резюме, оформление пакета документов, прохождение собеседования и т.д.) |
|
|
Индивидуальная |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, профконсультант/специалист по профориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан, специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации |
Итого по мероприятию |
1,0 |
3 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-4 |
|
|
||||
|
Профотбор |
|
- составление рекомендаций и перечня профессий, исходя из интересов, склонностей и предпочтений ребенка-инвалида, состояния рынка труда в субъекте Российской Федерации; - выполнение профессиональных проб в формате серии последовательных имитационных (деловых) игр; творческих заданий исследовательского характера (например, задание по изучению предложенных материалов (статьи, видеоролики и др.) по теме конкретной профессии с последующим докладом об изученном) |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, профконсультант/специалист по профориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан, специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации |
Итого по мероприятию |
1 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель: |
1-2 |
|
|
||||
|
Профподбор |
|
- определение степени профессиональной пригодности к конкретной профессии, специальности с учетом медицинского аспекта; - составление заключения о результатах профориентации с рекомендациями |
|
|
Групповая |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, профконсультант/специалист по профориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан, специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации |
Итого по мероприятию |
1 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
|
8 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
5-11 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам профориентации, содержащей рекомендации; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оснащения оборудованием и вспомогательными средствами:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечание |
1. |
Средства для тестирования и оценки психических функций организма |
04 25 06 |
1 |
|
2. |
Вспомогательные средства для когнитивной (познавательной) терапии |
04 26 |
1 |
|
3. |
Вспомогательные средства для тренировки (обучения) способности различать и сравнивать |
04 36 03 |
1 |
|
4. |
Вспомогательные средства для тренировки внимания |
05 12 09 |
1 |
|
5. |
Вспомогательные средства обучения навыкам умозрительного восприятия |
05 12 12 |
1 |
|
6. |
Вспомогательные средства для развития способности понимать причину и следствие |
05 12 24 |
1 |
|
7. |
Средства для поддержания памяти |
22 27 16 |
1 |
|
8. |
Вспомогательные средства для определения профессиональной пригодности и профориентации |
28 27 03 |
1 |
|
9. Примерный перечень методик профессиональной ориентации детей-инвалидов:
Диагностические методики:
1. Диагностическая батарея нейропсихологических тестов (А.Р. Лурия)
2. Шкала Векслера (детский вариант)
3. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова
4. Карта интересов А.Е. Голомшток
5. Методика "Обследование умения составлять связный текст по картинкам"
6. Счет по Е. Крепелину (с условием использования методики является умение ребенка производить в уме счетные операции в пределах 20)
7. Методика "Таблицы Шульте"
8. Методика "Подбор парных аналогий"
9. Методика "Простые аналогии"
10. Методика "Простые невербальные аналогии"
11. Методика "Исключение понятий"
12. Методика "Исключение предметов"
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий по профориентации производится на основании анализа качественных и количественных показателей повторно проведенной диагностики ребенка-инвалида:
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Количественная оценка динамических изменений по окончании реализации мероприятий профессиональной ориентации детей-инвалидов
3) Оценка эффективности мероприятий профессиональной ориентации детей-инвалидов (реабилитационного результата) на основании оценки динамических изменений:
положительный реабилитационный результат |
критерии полностью сформированы |
||
критерии частично сформированы |
|||
отрицательный реабилитационный результат |
критерии не сформированы |
4) Выдано на руки заключение по результатам проведения реабилитационных мероприятий родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов (с 14 лет):
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Профориентационная диагностика |
1 |
1 |
Профориентационное информирование |
1 |
1-2 |
Профориентационное консультирование |
1 |
1-2 |
Профориентационная коррекция |
3 |
1-4 |
Профотбор |
1 |
1-2 |
Профподбор |
1 |
1-2 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
8 |
5-11 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.