Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Социально-педагогическая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями сенсорных функций (зрения).
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Педагог-психолог |
Специалист по работе с семьей |
Дефектолог/тифлопедагог |
Социальный педагог |
4. Перечень мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятия |
|
Социально-педагогическая диагностика |
Первичная социально-педагогическая диагностика |
- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение ПМПК, педагогическая характеристика, заключения тифлопедагога, педагога-психолога, дефектолога и других специалистов); - сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (включая адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.)), при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя; - проведение педагогического (дефектологического) обследования, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, электронные лупы и др.), а также с применением вербальных или адаптированных форм диагностического материала (отрицательная контрастность (60-100%), увеличенный размер изображений (с учетом возможностей остаточного зрения и возраста ребенка-инвалида) и др.) с опорой на слухоречевое и тактильное восприятие, направленного на определение: уровня развития у ребенка-инвалида базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, счета, письма и правильного чтения (с использованием краткописи по Гебольду, рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости))); уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности в целом; уровня обучаемости и усвоения новой информации ребенком-инвалидом; предпочтений и интересов у ребенка-инвалида; уровня владения ребенком-инвалидом устной и письменной речью с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости); уровня развития локомоторных функций у ребенка-инвалида (включая мелкую моторику) (при необходимости); умения пользования компьютерными технологиями для слепых или слабовидящих; педагогической компетенции родителя/законного или уполномоченного представителя и членов семьи ребенка-инвалида, в том числе диапазона и широты знаний и умений, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида, знания и умения использования вспомогательных средств и ассистивных технологий и др.; - формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего: оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку нуждаемости в специальных условиях получения образования; рекомендации по социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; разработку индивидуального плана социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в услугах тифлопедагога, а также в использовании TCP и ассистивных технологий в рамках социально-педагогической реабилитации и абилитации и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, дефектолог/тифлопедагог, социальный педагог |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика |
- опрос и анкетирование ребенка-инвалида (включая адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.)), при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя; - проведение педагогического (дефектологического) обследования, при необходимости с использованием оптических средств коррекции, а также с применением вербальных или адаптированных форм диагностического материала (отрицательная контрастность (60-100%), увеличенный размер изображений (с учетом возможностей остаточного зрения и возраста ребенка-инвалида) и др.) с опорой на слухоречевое и тактильное восприятие, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"): уровня развития у ребенка-инвалида базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, счета, письма и правильного чтения (с использованием краткописи по Гебольду, рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости))); уровня владения ребенком-инвалидом устной и письменной речью с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости); уровня развития локомоторных функций у ребенка-инвалида (включая мелкую моторику) (при необходимости); умения пользования компьютерными технологиями для слепых или слабовидящих; педагогической компетенции родителя/законного или уполномоченного представителя и членов семьи ребенка-инвалида, в том числе диапазона и широты знаний и умений, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида и др.; - беседа с ребенком-инвалидом, родителем/законным или уполномоченным представителем ребенка-инвалида с целью определения уровня оценки его удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий по социально-педагогической реабилитации; - формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего: оценку количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики; оценку эффективности проведенного реабилитационного курса на основании определения динамики социально-педагогического статуса ребенка-инвалида; рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида, родителя/законного или уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, дефектолог/тифлопедагог, социальный педагог |
||
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
|
|
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- о целях, задачах, мероприятиях, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов - о различных вариантах получения общего и профессионального образования (в том числе с учетом заключения ПМПК, склонностей и интересов ребенка-инвалида); - о современных TCP и ассистивных технологиях для обучения, в том числе приобретаемых за счет средств ребенка-инвалида; - об организациях, осуществляющих обучение рельефно-точечному шрифту Брайля; - о нормативном правовом регулировании порядка реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, дефектолог/тифлопедагог, социальный педагог, специалист по работе с семьей |
Итого по мероприятию |
1,0 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-3 |
|
|
||||
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- по вопросам использования TCP, вспомогательных технических устройств и специальных учебных пособий для целей получения образования; - по разработке образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения основного, общего и профессионального образования, в том числе профессиональной переподготовки с получением новой профессии (специальности)); - по выбору образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступности; - по профилактике формализма и вербализма знаний; - по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (самостоятельного развития необходимых учебных навыков); - по вопросам духовного воспитания и развития ребенка-инвалида и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, дефектолог/тифлопедагог, социальный педагог, специалист по работе с семьей |
Итого по мероприятию |
1,5 |
4 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
2-6 |
|
|
||||
|
Практические коррекционно-развивающих занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом, родителем/законным или уполномоченным представителем |
|
- восстановление (формирование) коммуникативных навыков; - формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и др.); - формирование (восстановление) навыков длительного удерживания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности; - обучение и отработка навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях; - обучение и отработка навыков использования рельефно-точечного шрифта Брайля, краткописи (по Гебольду), в том числе с использованием компьютерных технологий; - отработка навыков пользования ассистивными технологиями (коммуникаторы, устройства сканирования текста с речевым выводом и др.); - занятия по использованию TCP (устройства вербального дублирования информации, коммуникаторы и др.) и ассистивными технологиями для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации; - обучение пользованию TCP и ассистивными технологиями для организации процесса обучения; - обучение родителя/законного или уполномоченного представителя навыкам социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов для самостоятельных занятий в домашних условиях; - обучение пользованию компьютером, в том числе электронными ресурсами (государственными порталами "Госуслуги", "Росреестр", электронной медицинской картой и др.) |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Педагог-психолог, дефектолог/тифлопедагог, социальный педагог, специалист по работе с семьей |
Итого по мероприятию |
0,5 |
14 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
9-19 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ: |
|
22 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
14-30 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социально-педагогической диагностики, отражающего эффективность проведения реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечание |
1 |
Средства для тестирования и оценки психических функций организма |
04 25 06 |
1 |
|
2 |
Вспомогательные средства для тренировки и обучения способности ориентироваться |
04 36 06 |
1 |
|
3 |
Вспомогательные средства обучения способности читать и писать с помощью осязания пальцев |
05 06 03 |
1 |
|
4 |
Вспомогательные средства обучения азбуке Брайля |
05 06 15 |
1 |
|
5 |
Вспомогательные средства для раннего обучения способности считать |
05 15 03 |
1 |
|
6 |
Вспомогательные средства обучения способности понимать время |
05 15 09 |
1 |
|
7 |
Вспомогательные средства обучения способности обращаться с деньгами |
05 15 12 |
1 |
|
8 |
Вспомогательные средства обучения основам геометрии |
05 15 18 |
1 |
|
9 |
Материалы для чтения со звуковым выходом |
22 30 03 |
1 |
|
10 |
Материалы для чтения с укрупненным шрифтом (не менее 16 кегля) |
22 30 06 |
1 |
|
11 |
Тактильные материалы для чтения |
22 30 24 |
1 |
|
12 |
Устройство для чтения электронных книг |
22 30 30 |
1 |
|
13 |
Игрушки |
30 03 03 |
1 |
|
14 |
Оборудование площадок для игр |
30 03 06 |
1 |
|
15 |
Игры |
30 03 09 |
1 |
|
16 |
Вспомогательные средства для тренировки (обучения) способности различать и сравнивать |
04 36 03 |
1 |
|
17 |
Вспомогательные средства обучения последовательности действий |
05 12 06 |
1 |
|
18 |
Вспомогательные средства обучения навыкам умозрительного восприятия |
05 12 12 |
1 |
|
19 |
Вспомогательные средства обучения способности классифицировать |
05 12 15 |
1 |
|
9. Примерный перечень методик социально-педагогической реабилитации и абилитации:
1. Стандартизированный комплекс методик для оценки развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер).
2. Комплексная методика психолого-педагогического обследования дошкольников с помощью таблиц (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик)
3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Психолого-педагогическая диагностика. Оценка готовности ребенка к началу школьного обучения.
4. Сформированность познавательных учебных действий.
5. Анализ продуктов деятельности ребенка.
6. Самооценка учебных успехов и "зоны незнания".
Методики диагностики восприятия:
1. Узнавание и называние предметов (реальные предметы, модели (игрушки), рельефные изображения, геометрические фигуры).
2. Называние частей предметов, определение недостающих частей.
3. Соотнесение реальных предметов с геометрическими формами.
4. Методика "Коробка форм" (классификация геометрических фигур и предметов по форме и размеру).
5. Методика "Где позвонили?" (определение направления, силы звука).
6. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу.
7. Методика "Что в мешочке?".
Методики диагностики внимания:
1. Методика "Нельзя сказать".
Методики оценки развития мышления:
2. Методика "Времена года".
3. Методика "Что здесь лишнее?".
4. Методика "Кому чего недостает?".
5. Методика "Раздели на группы".
6. Методика "Воспроизведи рисунки".
7. Методика "Вырежи фигуры".
8. Методика "Обведи контур".
9. Методика "Лабиринт".
10. Методика "Отгадай загадки".
11. Методика "Простые аналогии".
12. Методика "Исключение предметов (Четвертый лишний)".
13. Методика "Исключение понятий".
14. Тест на мышление и креативность (Брунер Дж.).
15. Методика "Выделение двух существенных признаков".
16. Методика "Последовательные картинки" (тест умственного развития младшего школьника) Е.М. Борисова, В.П. Арсланьян.
17. Понимание скрытого смысла текста.
18. Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок.
Методики диагностики памяти:
1. Методика "Узнай фигуры".
2. Методика "Запомни рисунки".
3. Методика "Запомни цифры".
4. Методика "10 слов".
5. Запомнить стихотворение (4-6 строк).
6. Запомнить слоги.
7. Запомнить пары слов связанных и несвязанных по смыслу.
Методики диагностики воображения:
1. Исследование продуктивности воображения (В.П. Глухов, 1985).
2. Исследование индивидуальных особенностей воображения (В.П. Глухов, 1985).
3. Методика "Придумай рассказ" (Р.С. Немов 1997).
4. Методика "Придумай игру" (Е.А. Панько).
Методики диагностики речи
1. Методика "Обследование умения составлять предложения по сюжетной картинке"
2. Методика "Аналитическая проверка произношения"
3. Беседа: представления об окружающем.
4. Определение общего уровня развития коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
5. Диктант, изложение.
6. Грамматическое задание.
Обучение и отработка навыков использования рельефно-точечного шрифта Брайля, краткописи (по Гебольду).
Книги и методические рекомендации по психолого-педагогической диагностике детей с нарушением функции зрения:
1. Журавлева, И.А. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха и зрения при проведении обследования ПМПК: методические рекомендации/Журавлева И.А., Городицкая B.C. - Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2021. - 61 с.;
2. Осипова, Л.Б. Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушениями зрения: методическое пособие/Осипова Л.Б. - Челябинск, 2005;
3. Подколзина, Е.Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения/Подколзина Е.Н. - Москва: Обруч, 2014. - 72 с.
4. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха и зрения при проведении обследования ПМПК: методические рекомендации/под общ. ред. И.А. Журавлевой, авт.-сост.: В.С. Городицкая [и др.]; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования". - Ханты-Мансийск : Институт развития образования, 2021. - 61 с.
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Качественная оценка динамических изменений социально-педагогического статуса после реализованных реабилитационных мероприятий
Результаты восстановления (формирования) способности к обучению, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Базовые компетенции (навыки и умения), необходимые для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.) |
|
|
Общая осведомленность и познавательная активность |
|
|
Уровень обучаемости и освоения новой информации |
|
|
Уровень владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости); |
|
|
Уровень развития мелкой и крупной моторики у ребенка-инвалида |
|
|
Педагогическая компетенция родителей по вопросам социально-педагогической реабилитации, получения образования ребенком-инвалидом |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-педагогического статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-педагогический статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
социально-педагогический статус частично восстановлен/частично сформирован |
|||
отрицательный реабилитационный результат |
социально-педагогический статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
2 |
1-3 |
Консультирование |
4 |
2-6 |
Практические занятия |
14 |
9-19 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
22 |
14-30 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.