Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Социально-психологическая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями психических функций.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
Врач-психотерапевт |
4. Перечень мероприятий по социально-психологической реабилитации и абилитации детей-инвалидов
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-психологической реабилитации и абилитации для детей-инвалидов
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность реализации мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятия |
|
Социально-психологическая диагностика |
Первичная социально-психологическая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-психологической реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-психологического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя); - исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений высших психических функций, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности с помощью пато- и нейропсихологических методик и личностных тестов; - исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивно-интеллектуальных функций, эмоционально-волевой и личностной сфер методами аппаратно-программной диагностики; - исследование крупной и мелкой моторики нейропсихологическими методами; - исследование крупной и мелкой моторики методами аппаратно-программной диагностики; - исследование речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) у ребенка-инвалида при помощи пато- и нейропсихологических методик; - формирование заключения по результатам первичной социально-психологической диагностики, которое должно содержать: оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); рекомендации по социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; разработку индивидуального плана социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с указанием объема конкретных мероприятий социально-психологической реабилитации и абилитации, их количества и др. |
|
|
Индивидуальная |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) социально-психологическая диагностика |
- анкетирование и опрос ребенка-инвалида (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя), в том числе с целью определения уровня удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-психологической реабилитации; - проведение диагностических методик для оценки уровня развития высших психических функций, состояния психоэмоциональной сферы, степени сформированности коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и др. (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни", "Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь"), включая: - исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений высших психических функций, эмоционально-волевых, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности с помощью пато- и нейропсихологических методов, а также личностных методик (опросники, тесты) с учетом принципа комплексности (всесторонности) обследования; - исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений когнитивно-интеллектуальных функций, эмоционально-волевой и личностной сфер методами аппаратно-программной диагностики; - исследование крупной и мелкой моторики нейродиагностическими методами; - исследование крупной и мелкой моторики методами аппаратно-программной диагностики; - исследование речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) у ребенка-инвалида с помощью пато- и нейропсихологических методов; - формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-психологической диагностики ребенка-инвалида, которое должно содержать: оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку эффективности проведенного курса социально-психологической реабилитации (на основании анализа динамики количественных и качественных психологических показателей); рекомендации по дальнейшей социально-психологической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя/законного или уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-психологической реабилитации и абилитации |
|
|
Индивидуальная |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
||
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|||
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социально-психологической реабилитации и абилитации; - информирование об организациях, реализующих мероприятия по социально-психологической реабилитации и др. |
|
|
Индивидуальная |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, врач-психотерапевт |
Итого по мероприятию |
0,5 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-3 |
|
|
||||
|
Психологическое консультирование ребенка-инвалида, родителя/законного или уполномоченного представителя |
Индивидуально-личностное психологическое консультирование |
консультирование, направленное на проработку и решение обусловленных болезнью и инвалидностью проблем, включая: - формирование и коррекцию самосознания (внутренняя картина болезни и инвалидности); - формирование (восстановление) социальных навыков; - обучение навыкам сотрудничества у ребенка-инвалида и установление руководящего контроля в процессе взаимодействия с ним; - коррекцию пищевого поведения ребенка-инвалида; - коррекцию агрессивного (аутоагрессивного) и деструктивного поведения, включая обучение методам самокоррекции; - коррекцию стереотипий посредством их гашения, замещения и др.; - формирование (восстановление) функциональной и альтернативной коммуникации, в том числе посредством тренинга функциональной коммуникации; - коррекцию агрессивного (аутоагрессивного) и деструктивного поведения, включая обучение методам самокоррекции; - коррекцию эмоциональной, мотивационной, ценностно-смысловой сфер, копинг-компетентности, обеспечивающих реабилитационную приверженность личности к активному участию в бытовой, образовательной, производственной, межличностной, культурно-досуговой, а также здоровьесберегающей деятельности и др. |
|
|
Индивидуальная |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, врач-психотерапевт |
Итого |
1,0 |
2 |
|||||
Диапазонный показатель |
1-3 |
||||||
Семейное консультирование |
консультирование, целью которого является решение проблем детско-родительских отношений и др. |
|
|
||||
Итого |
1,0 |
4 |
|||||
Диапазонный показатель |
1-3 |
||||||
Итого по мероприятию |
3,0 |
4 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
2-6 |
|
|
||||
|
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с ребенком-инвалидом |
|
- коррекция и развитие высших психических функций посредством пато- и нейрокоррекционных методов; - коррекция и развитие высших психических функций с использованием аппаратно-программных методов; - коррекция психоэмоциональной сферы психологическими и психотерапевтическими методами; - коррекция психоэмоциональной сферы аппаратно-программными методами; - формирование (восстановление) социальных навыков; - обучение навыкам сотрудничества и установление руководящего контроля; - коррекция агрессивного (аутоагрессивного) и деструктивного поведения, включая обучение методам самокоррекции; - коррекция пищевого поведения; - обучение ребенка-инвалида осознанию своих телесных границ в целях безопасности при взаимодействии с людьми, а также осознанию телесных границ других людей; - развитие мелкой и крупной моторики, в том числе аппаратно-программными методами; - развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) различными психологическими и психотерапевтическими методами и др.; - развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) аппаратно-программными методами и др. |
|
|
Индивидуальная |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
Итого по мероприятию |
0,5 |
7 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
4-10 |
|
|
||||
|
Социально-психологические тренинги с ребенком-инвалидом, родителем/законным или уполномоченным представителем |
|
- формирование навыков эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии ребенка-инвалида с представителями социума; - развитие и личностный рост ребенка-инвалида (повышение стрессоустойчивости, уверенности в себе, снижение агрессивности, тревожности и др.); - гармонизация детско-родительских отношений; - обучение родителя/законного или уполномоченного представителя методам и приемам восстановления (формирования) когнитивно-интеллектуальных и эмоционально-волевых функций у ребенка-инвалида в домашних условиях; - обучение родителя/законного или уполномоченного представителя психологическим приемам формирования у ребенка-инвалида реабилитационной приверженности, адекватной внутренней картины болезни и инвалидности; - формирование (восстановление) функциональной коммуникации посредством тренинга функциональной коммуникации; - проведение родительского тренинга по введению в АВА-терапию и др. |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
Итого по мероприятию |
1,5 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель: |
1-3 |
|
|
||||
|
Социально-психологическое просвещение ребенка-инвалида, родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- саморазвитие, формирование реабилитационной приверженности, повышение мотивации к ведению здорового образа жизни; - информирование о возможностях и обучение навыкам активного участия в различных сферах социальных взаимодействий (быт, общение, учеба, трудоустройство, спортивная, культурно-досуговая самореализация и др.); - профилактика развития психологических нарушений посредством повышения у ребенка-инвалида и его родителя/законного или уполномоченного представителя психологической грамотности и социально-психологической компетентности, а также формирование потребности (мотивации) использовать эти знания в работе над собой и различными проблемами социально-психологического характера и др. |
|
|
Групповая |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
Итого по мероприятию |
0,5 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
|
18 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
10-26 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социально-психологической диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечание |
1. |
Средства для тестирования и оценки психических функций организма, в том числе аппаратно-программными методами |
04 25 06 |
1 |
|
2. |
Вспомогательные средства для когнитивной (познавательной) терапии |
04 26 |
1 |
|
3. |
Вспомогательные средства для тренировки (обучения) способности различать и сравнивать |
04 36 03 |
1 |
|
4. |
Вспомогательные средства для обучения (тренировки) сенсорной интеграции, включая сенсорную комнату и песочную терапию |
04 36 09 |
1 |
|
5. |
Вспомогательные средства для тренировки памяти |
05 12 03 |
1 |
|
6. |
Вспомогательные средства обучения последовательности действий |
05 12 06 |
1 |
|
7. |
Вспомогательные средства для тренировки внимания |
05 12 09 |
1 |
|
8. |
Вспомогательные средства обучения навыкам умозрительного восприятия |
05 12 12 |
1 |
|
9. |
Вспомогательные средства обучения способности классифицировать |
05 12 15 |
1 |
|
10. |
Вспомогательные средства для развития способности понимать причину и следствие |
05 12 24 |
1 |
|
11. |
Средства для поддержания памяти |
22 27 16 |
1 |
|
9. Примерный перечень методик социально-психологической реабилитации и абилитации:
Диагностические методики:
1. Диагностическая батарея нейропсихологических тестов (А.Р. Лурия)
2. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте
3. Глозман Ж.М., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста
4. Методика диагностики интеллекта по тесту Векслера (WISC) (детский вариант).
5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности
6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект Семаго для работы в сенсорной комнате
7. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст
8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика углубленной психологической диагностики. От раннего до подросткового возраста
9. Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников
10. Ахутина Т.В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. Альбом
11. Ахутина Т.В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. Глава 1-2
12. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет (Комплект: Монография + Приложение: протоколы обследования). Под общей редакцией Т.В. Ахутиной
13. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания
14. Белопольская Н.Л. Методики исследования познавательных процессов у детей 4-6 лет
15. Белопольская Н.Л. Методики исследования познавательных процессов у детей 6-11 лет
16. Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний). Руководство по использованию + Стимульный материал
17. Белопольская Н.Л. Недостающие предметы: Психодиагностическая методика (Модификация методики Г.И. Россолимо) (комплект)
18. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии (Комплект: Практическое руководство + Стимульный материал)
19. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Под редакцией Л.М. Шипицыной
20. Собчик Л.Н. Методика классификации предметов. Практикум по психодиагностике
21. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей. Психодиагностика
22. Салли Годдард Блайт. Оценка нейромоторной готовности к обучению. Диагностический тест уровня развития от ИНФП и школьная коррекционная программа
23. "Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?" (Р.С. Немов) (оценивание коммуникативных качеств личности ребенка дошкольного возраста и эмпатии)
24. Тест для оценки мыслительных способностей "Прогрессивные матрицы Равена" (модификация Т.В. Розановой) (цветной для детей от 5 до 11 лет, черно-белый для детей от 6 лет)
25. Методика "Кубики Кооса"
26. Методика "Понимание скрытого смысла в коротких рассказах"
27. Методика "Последовательность картинок"
28. Методика "Подбор слов-антонимов"
29. Методика для оценки мыслительных способностей "Угадайка" Л.И. Переслени
30. Исследование личностно-социальной сферы с помощью проективной методики "Рисунок семьи"
31. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова
32. Карта интересов А.Е. Голомшток
33. Методика "Аналитическая проверка произношения"
34. Методика "Обследование словарного запаса"
35. Методика "Обследование умения составлять связный текст по картинкам"
36. Счет по Е. Крепелину (с условием использования методики является умение ребенка производить в уме счетные операции в пределах 20)
37. Методика "Таблицы Шульте"
38. Методика "Подбор парных аналогий"
39. Методика "Простые аналогии"
40. Методика "Простые невербальные аналогии"
41. Методика "Исключение понятий"
42. Методика "Исключение предметов"
43. Разбор и складывание пирамиды (Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И.)
44. Работа с парными картинками (выбор по образцу). (Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И.)
45. Методика Р. Тэмма, М. Дорки, В. Амэн
46. Методика Р. Жиля
47. Методика М
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.