Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VI. Профессиональная ориентация (с 14 лет)*
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными комбинированными нарушениями сенсорных функций (слуха и зрения).
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
Профконсультант/специалист по профориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан* |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации | |
Врач-педиатр подростковый | |
Сурдопереводчик |
______________________________
* Должности указаны в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.09.2021 N 642н.
4. Перечень мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов (с 14 лет)
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов (с 14 лет)
Код мероприятия |
Вид мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
Профориентационная диагностика |
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях по профессиональной реабилитации и абилитации (профессиональной ориентации) в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя) с целью выявления психофизиологических особенностей ребенка-инвалида; - изучение медицинской документации с целью оценки состояния здоровья, наличия сопутствующих заболеваний (клинико-функциональный диагноз, степень выраженности основных ограничений жизнедеятельности, функциональных нарушений и т.д.); - тестовые задания для оценки степени сформированности профессионально значимых качеств и готовности к осознанному выбору профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений исходя из особенностей психофизического состояния (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Главные сферы жизни"), а именно: - исследование психологического статуса ребенка-инвалида - состояние когнитивной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сфер, особенности нейродинамики психических процессов и умственной работоспособности с целью оценки сформированности необходимых для будущей профессии профессионально значимых качеств; - исследование готовности к осознанному выбору профессии; - исследование профессиональных установок, интересов, желаний, индивидуальных предпочтений; - формирование заключения по результатам профориентационной диагностики, которое должно содержать: оценку сформированности готовности к осознанному выбору профессии, оценку адекватности/неадекватности профессиональных интересов и предпочтений исходя из особенностей психофизического состояния; оценку сформированности профессионально значимых качеств исходя из интересов, склонностей и предпочтений к будущей профессии; рекомендации по профориентации (профориентационное консультирование, профориентационная коррекция); разработку индивидуального плана профориентации с указанием объема конкретных мероприятий социально-психологической реабилитации и абилитации, их количества и др. |
|
|
Индивидуальная |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, сурдопереводчик |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Итого по мероприятию |
1,0 |
1 |
|
|
|||
|
Профориентационное информирование |
|
- ознакомление с различными профессиями (в том числе посредством использования профессиограмм); - ознакомление с состоянием рынка труда (востребованные профессии); - ознакомления с профессиональными стандартами и требования к различным профессиям; - информирование об особенностях трудоустройства (необходимые документы и т.д.); - информирование о способах получения профессии; - информирование о профессиях, доступных для инвалидов с комбинированными нарушениями сенсорных функций (инженер по нормированию труда, мастер по ремонту обуви, овощевод, пекарь, техник и др.); - информирование о требованиях к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов с комбинированными нарушениями сенсорных функций с учетом выполняемой трудовой функции (тактильные тифлотехнические устройства для беспрепятственного нахождения рабочего места, электронные тифлотехнические средства функционального назначения, устройства телетайпной связи, подсоединяемые к брайлевскому дисплею, тифлоорганайзеры, с использованием дополнительных периферийных устройств и электронных тифлотехнических средств функционального назначения и т.д.) |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, профконсультант/специалист по профориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан, специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации, врач-педиатр подростковый, сурдопереводчик |
Итого по мероприятию |
1,0 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-3 |
|
|
||||
|
Профориентационное консультирование |
|
Консультирование по вопросам рационального (адекватного) профессионального самоопределения (выявление имеющихся проблем в области профессионального самоопределения); Консультирование по вопросам мотивации к повышению деловой активности и участию в реализации трудовых установок (включая трудоустройство, освоение навыков самопрезентации при трудоустройстве и др.) |
|
|
Индивидуальная |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, профконсультант/специалист по профориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан, специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации, врач-педиатр подростковый, сурдопереводчик |
Итого по мероприятию |
1,0 |
2 |
|
|
|||
|
|
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||
|
Профориентационная коррекция |
|
-# психологической готовности к выбору профессии; - коррекция неадекватного профессионального выбора; - формирование, коррекция и развитие профессионально значимых качеств, необходимых для будущей профессии; - обучение навыкам самопрезентации при трудоустройстве (составление резюме, оформление пакета документов, прохождение собеседования и т.д.) |
|
|
Индивидуальная |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, профконсультант/специалист по профориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан, специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации, сурдопереводчик |
Итого по мероприятию |
1,0 |
3 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
2-4 |
|
|
||||
|
Профотбор |
|
- составление рекомендаций и перечня профессий, исходя из интересов, склонностей и предпочтений, состояния рынка труда в субъекте Российской Федерации; - выполнение профессиональных проб в формате серии последовательных имитационных (деловых) игр; творческих заданий исследовательского характера (например, задание по изучению предложенных материалов (статьи, видеоролики и др.) по теме конкретной профессии с последующим докладом об изученном) |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, профконсультант/специалист по профориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан, специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации, сурдопереводчик |
Итого по мероприятию |
1 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель: |
1-2 |
|
|
||||
|
Профподбор |
|
- определение степени профессиональной пригодности к конкретной профессии, специальности с учетом медицинского аспекта; - составление заключения о результатах профориентации с рекомендациями |
|
|
Групповая |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, профконсультант/специалист по профориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан, специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации, сурдопереводчик |
Итого по мероприятию |
1 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
|
9 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
7-11 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам профориентации, содержащей рекомендации; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оснащения оборудованием и вспомогательными средствами:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечание |
1. |
Средства для тестирования и оценки психических функций организма |
04 25 06 |
1 |
|
2. |
Вспомогательные средства для когнитивной (познавательной) терапии |
04 26 |
1 |
|
3. |
Вспомогательные средства для тренировки (обучения) способности различать и сравнивать |
04 36 03 |
1 |
|
4. |
Вспомогательные средства для тренировки внимания |
05 12 09 |
1 |
|
5. |
Вспомогательные средства обучения навыкам умозрительного восприятия |
05 12 12 |
1 |
|
6. |
Вспомогательные средства для развития способности понимать причину и следствие |
05 12 24 |
1 |
|
7. |
Средства для поддержания памяти |
22 27 16 |
1 |
|
8. |
Вспомогательные средства для определения профессиональной пригодности и профориентации |
28 27 03 |
1 |
|
9. Примерный перечень методик профессиональной ориентации детей-инвалидов:
Общие методики:
1. Методика "Определение профессиональных склонностей" (методика Л.А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной)
2. Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Н.О. Садовникова);
3. Карта интересов (модификация О.Г. Филимоновой);
4. Матрица выбора профессии (Г.В. Резапкина);
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий по профориентации производится на основании анализа качественных и количественных показателей повторно проведенной диагностики ребенка-инвалида:
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Количественная оценка динамических изменений по окончании реализации мероприятий профессиональной ориентации детей-инвалидов
3) Оценка эффективности мероприятий профессиональной ориентации детей-инвалидов (реабилитационного результата) на основании оценки динамических изменений:
положительный реабилитационный результат |
критерии полностью сформированы |
||
критерии частично сформированы |
|||
отрицательный реабилитационный результат |
критерии не сформированы |
4) Выдано на руки заключение по результатам проведения реабилитационных мероприятий родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов (с 14 лет):
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Профориентационная диагностика |
1 |
1 |
Профориентационное информирование |
2 |
1-3 |
Профориентационное консультирование |
1 |
1-2 |
Профориентационная коррекция |
3 |
2-4 |
Профотбор |
1 |
1-2 |
Профподбор |
1 |
1-2 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
9 |
7-11 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.