Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к МП
"Повышение уровня благоустройства
и улучшение санитарного состояния"
Подпрограмма 1
"Обеспечение санитарного благополучия населения"
25 февраля, 2 августа, 18 ноября 2022 г., 1 марта, 6 июля, 10 октября 2023 г., 12 февраля 2024 г.
Раздел I изменен с 14 февраля 2024 г. - Постановление Администрации города Пскова от 12 февраля 2024 г. N 285
I. Паспорт
подпрограммы "Обеспечение санитарного благополучия населения"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Управление городского хозяйства Администрации города Пскова |
|||||||||||||||
Участники подпрограммы |
Управление городского хозяйства Администрации города Пскова (УГХ), МКУ г. Пскова "Служба благоустройства города" (СБГ) МКУ г. Пскова "Специализированный заказчик" (СЗ) |
|||||||||||||||
Цель подпрограммы |
Обеспечение санитарного благополучия и соблюдения экологических стандартов окружающей среды, определяющей условия жизнедеятельности населения. |
|||||||||||||||
Задачи подпрограммы |
1.1. Поддержание города в чистоте и развитие системы раздельного накопления мусора. 1.2. Обеспечение экологической безопасности и защита от неблагоприятного воздействия отдельных факторов окружающей среды. |
|||||||||||||||
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
1.1. Доля отходов, вывезенных с несанкционированных мест размещения отходов в общем объеме отходов, вывезенных с муниципальных территорий города Пскова (процент). 1.2. Наличие актов (или иных документов) о проведенных контрольных мероприятиях по выявлению очагов произрастания борщевика Сосновского на территориях, обязанности по содержанию которых, в соответствии с правилами благоустройства города не возложены на муниципалитет (1-да, 0-нет). |
|||||||||||||||
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2022-2027 этапы не выделяются |
|||||||||||||||
Источники и объемы финансирования подпрограммы, в том числе по годам: |
Расходы (тыс. руб.) |
|||||||||||||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
Итого |
||||||||||
местный бюджет |
18129,1 |
34853,2 |
17350,0 |
15050,0 |
15103,0 |
8302,0 |
108787,3 |
|||||||||
областной бюджет |
8071,5 |
6270,9 |
4295,0 |
4295,0 |
4295,0 |
|
27227,4 |
|||||||||
федеральный бюджет |
178344,9 |
178344,9 |
|
|
|
|
356689,80 |
|||||||||
внебюджетные средства |
|
|
|
|
|
|
0 |
|||||||||
Всего по подпрограмме: |
204545,5 |
219469,0 |
21645,0 |
19345,0 |
19398,0 |
8302,0 |
492704,5 |
|||||||||
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
За период с 2022 года по 2027 год планируется достижение следующих результатов: - уменьшение доли отходов, вывезенных с несанкционированных мест размещения отходов в общем объеме отходов, вывезенных с муниципальных территорий города Пскова, с 13% в 2021 году до 6% к 2027 году. - уменьшение площади распространения борщевика Сосновского с 111 га в 2021 году до 80 га к 2027 году. |
II. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Отходы производства и потребления являются самой серьезной проблемой, угрожающей экологии всей планеты. Усугубляют проблему кучи мусора, которые могут стихийно возникают в любом месте, образуя несанкционированные свалки. Эта проблема частично решается централизацией сбора мусора в специальных местах и его переработкой.
Руководствуясь действующей редакцией "Правил благоустройства, санитарного содержания и озеленения города Пскова", утвержденных решением Псковской городской Думы от 29.04.2011 N 1692, собственник отходов должен обеспечить сбор, транспортировку и захоронение собственных отходов безопасным для окружающей среды способом. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов с 01.01.2019 в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами, статья 1, Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Администрацией города Пскова с 2019 года проводятся работы по оборудованию контейнерных площадок, в том числе и для установки контейнеров для раздельного сбора мусора. В 2019 - 2020 годах оборудованы контейнерные площадки для установки 53-х контейнеров на территории города Пскова. Организация раздельного сбора мусора - это очень важный этап в процессе перехода к современной системе обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), ведь раздельный сбор отходов - это один из способов, позволяющий снизить экологическую нагрузку на окружающую среду, увеличить процент отходов, которые направляются на вторичную переработку. Содержимое наших мусорных ведер состоит в основном из четырех частей: органических отходов, пластика, стекла и бумаги, эти материалы пригодны для вторичной переработки. Разделение ТКО позволяет не загрязнять остатками пищи материалы, пригодные к вторичной переработке, сохраняет перерабатываемые материалы в целости и предохраняет от гниения и размножения бактерий и при этом позволяет экономить не восполняемые ресурсы вроде нефти и природного газа, из которых производится пластик и большая часть синтетических волокон. Для государства отпадает и необходимость отдавать большие площади под полигоны захоронения ТКО.
Новая система обращения с твердыми коммунальными отходами, предполагающая создание региональных операторов, начала работать в большинстве российских регионов в 2019 году. При этом законодатели четко прописали: регоператор может вывозить и утилизировать самостоятельно не более 50 процентов ТКО. Остальные 50 процентов он должен разыгрывать на торгах. Маленькие компании, владеющие одним-двумя мусоровозами, были вынуждены закрыться, когда им отрезали путь на рынок ТКО. Более крупные предприятия, у которых есть широкий парк транспорта и спецтехники, большой опыт работы, смогли перепрофилироваться.
Один из перевозчиков, который раньше вывозил, сортировал, перерабатывал и утилизировал отходы в Пскове и в Псковском районе, теперь занимается уборкой снега, грузоперевозками, принимает и транспортирует в места по обезвреживанию ртутные лампы, вывозит промышленные и строительные отходы. Однако передел рынка привел к разрушению системы раздельного сбора мусора, которую в 2012 году создало это предприятие. До "мусорной" реформы в Пскове и в Псковском районе насчитывалось более 300 контейнеров для пластика, полиэтилена, стекла и макулатуры, более ста контейнеров в 2019 году были демонтированы.
Почти весь 2019 год, после закрытия 1 января городской свалки под Псковом, (на начало 2021 года проект на рекультивацию проходит экспертную оценку) в Псковской области выстраивалась новая схема работы с мусором. Пройдя все конкурсные процедуры, победителем стала нижегородская компания "Экопром", которая входит в холдинг "Мехуборка групп". По результатам проведенной антимонопольной службой проверки, первоначально установленные тарифы для псковского регионального оператора на 2019 - 2020 годы с 1 августа 2020 года снизились, плата за вывоз ТКО на одного человека в месяц, с 89,27 рубля до 79,44 рубля в Северной зоне и с 86,62 рубля до 74,44 рубля в Южной зоне. Приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 15.11.2016 N 127-ОД (ред. от 29.11.2017, с изм. от 20.07.2020) "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Псковской области" регион утвердил территориальную схему обращения с отходами. Некоторые предприятия, владеющие полигонами и техникой, были неприятно удивлены, не обнаружив себя на карте. Мусороперерабатывающий комплекс в деревне Котово, по территориальной схеме сможет работать с твердыми коммунальными отходами только до 2023 года, это предприятие играет в "мусорной" цепочке очень важную роль, в том числе с точки зрения экологии. Оно занимается глубокой сортировкой ТКО, формирует транспортные партии вторсырья и отправляет их на перерабатывающие предприятия, где ресурсы получают вторую жизнь. Часть отходов перерабатывается непосредственно внутри комплекса, превращаясь в плитку, брусчатку, бордюры. Единые требования к работе мусороперерабатывающих заводов и полигонов в РФ установлены постановлением правительства от 12 октября 2020 года N 1657, в соответствии с этим документом, теперь захоронение и сжигание отходов разрешается только в случае их непригодности для переработки. Приоритет при сортировке мусора при этом должен отдаваться автоматизированному труду. Это позволит извлекать максимальное количество видов отходов для дальнейшей утилизации.
Основные направления развития деятельности по обращению с ТКО до 2030 года:
1. Повышение прозрачности и содействие деятельности регионального оператора по обращению с отходами Псковской области на территории города Пскова.
2. Развитие конкуренции среди компаний-подрядчиков регионального оператора в городе Пскове.
3. Обеспечение обратной связи для населения по вопросам тарифов на вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) и поддержка общественного контроля над обращением с ТКО.
4. Проведение информационной кампании среди населения и хозяйствующих субъектов по вопросам обращения с ТКО, в том числе, для предотвращения локальных мест размещения отходов в черте города и затруднения работы отходовывозящих компаний, информирование о правилах вывоза строительных отходов.
5. Своевременное выявление и предотвращение повторного возникновения несанкционированных мест размещения отходов посредством усиления мониторинга и проведения работы с собственниками земельных участков, на которых они обнаружены.
6. Развитие инфраструктуры обращения с ТКО города Пскова: ликвидация устаревших контейнеров для накопления отходов и установка быстромодульных стационарных площадок со специализированными контейнерами, контейнерами для смешанных отходов и сетчатыми контейнерами для пластика.
7. Адаптация системы сортировки и переработки отходов в городе.
В 2015 году борщевик Сосновского был переведен из категории особо ценных кормовых сельскохозяйственных культур в состав агрессивных сорных растений, подлежащих массовому уничтожению в местах произрастания. В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации проведение мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями, в том числе борщевиком Сосновского, возложено на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. На муниципальных территориях распространение борщевика ограничивается ежегодным выкашиванием и химической обработкой, в случае возможности применения этого метода. На участках, на которых больше никто не живет, и собственник которых не определен борщевик распространяется беспрепятственно и засаживает все вокруг, завозится на территории города при организации их благоустройства, и озеленения (семена могут ждать своего часа в земле около 10 лет) количество борщевика увеличивается каждый год приблизительно на 10%.
В таблице 2 приведены данные о площади территорий, обработанных от борщевика Сосновского в 2018 - 2020 годах:
Таблица 2
Год |
Площадь территории обработка от борщевика Сосновского на которых выполнена. (Га) |
|
Обработка гербицидами |
Скос |
|
2018 |
4,0 |
26,2 |
2019 |
4,0 |
26,2 |
2020 |
35,5 |
40,9 |
Возможные меры борьбы с борщевиком Сосновского:
1. Механические приемы преимущественно направлены для борьбы с борщевиком на небольших участках либо единичными растениями: обрезка растений в период бутонизации и начала цветения; выкапывание; сжигание; использование укрывных материалов; кошение; прополка и вспашка.
2. Химические мероприятия: обработка различными гербицидами.
Для успеха необходим комплексный подход, сочетающий химические и агротехнические мероприятия. Важно также проводить мероприятия и на сопредельных территориях, занятых борщевиком, так как локальная борьба даст меньший эффект.
Обеспечение безопасности населения города от неблагоприятного воздействия безнадзорных животных (отлов бродячих животных, размещение и содержание их в пункте передержки безнадзорных животных) позволяет улучшить экологическую обстановку. В Пскове и Псковской области проблему с бесконтрольным распространением популяции бесхозных кошек и собак пытаются решить две зоозащитные организации: АНЗО "Шанс" и ПРОО "Зоозащита". Они занимаются отловом, стерилизацией и лечением брошенных псковичами животных и даже после выполнения всех этих процедур успешно пристраивают питомцев в семьи неравнодушных псковичей. С 1 января 2020 года всех животных предписано Законом "Об ответственном обращении с животными", принятым в 2016 году, (в связи со сложностью реализации, положение, касающиеся приютов, вступило в силу только с 2020 года.) помещать в приюты в обязательном порядке. В этих приютах их чипируют, стерилизуют, привьют от бешенства и отпустят обратно на волю. С начала 2021 года возможна только программа "отлов - стерилизация - вакцинация - возврат в прежнее место обитания", причем с не снимаемой меткой. После отлова безнадзорное животное немедленно должно быть передано в приют, а сам процесс отлова и выпуска на прежнее место обитания будет фиксироваться на видео. Запрещен отлов животных с данными владельцами (например, со специальными бирками на ошейниках), необходимо будет обеспечить возврат зверя владельцу. Если такое животное какое-то время, пока идут поиски хозяина, будет находиться в приюте, то потом владелец будет обязан возместить все затраты по отлову и временному содержанию животного в приюте. Председателем комитета по ветеринарии Псковской области 3 февраля 2021 года подписан приказ N 18 об утверждении "Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев" Документ подготовлен во исполнение федерального закона от 27 декабря 2018 года "498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными". Данный Порядок устанавливает требования к осуществлению деятельности по обращению с животными, которые не имеют владельца, а также с животными, владельцы которых не известны.
III. Цели, задачи, целевые показатели, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Целью подпрограммы является: обеспечение санитарного благополучия и соблюдения экологических стандартов окружающей среды, определяющей условия жизнедеятельности населения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1.1 Поддержание города в чистоте и развитие системы раздельного накопления отходов.
1.2. Обеспечение экологической безопасности и защита от неблагоприятного воздействия отдельных факторов окружающей среды
Реализация подпрограммы МП позволит достичь следующих результатов: За период с 2022 года по 2027 год планируется достижение следующих результатов:
- уменьшение доли отходов, вывезенных с несанкционированных мест размещения отходов в общем объеме отходов, вывезенных с муниципальных территорий города Пскова, с 13% в 2021 году до 6% к 2027 году.
- уменьшение площади распространения борщевика Сосновского с 111 га в 2021 году до 80 к 2027 году.
Сведения о целевых показателях подпрограммы представлены в приложении 1 к МП.
Расчет значений целевых показателей подпрограммы приведен в разделе IV МП.
IV. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы
Для достижения цели и решения задач подпрограммы планируется реализовать следующие основные мероприятия
Задача 1.1 Поддержание города в чистоте и развитие системы раздельного накопления отходов.
Основное мероприятие 1.1.1 Организация деятельности по сбору отходов производства и потребления
Цель основного мероприятия 1.1.1: организация деятельности по оборудованию мест накопления твердых коммунальных отходов, вывоз и размещения иных отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам развитие инфраструктуры обращения с ТКО города Пскова:
Основное мероприятие 1.1.1 включает следующие мероприятия:
1) оборудование контейнерных площадок для сбора отходов производства и потребления на территориях общего пользования;
2) вывоз и размещения иных отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, организация мероприятий по их переработке;
3) охрана и содержание мест размещения отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам.
Основное мероприятие 1.1.2. Выявление и ликвидация несанкционированных свалок мусора, устранение предпосылок для их повторного возникновения.
Цель основного мероприятия 1.1.2.своевременное выявление и предотвращение повторного возникновения несанкционированных мест размещения отходов посредством усиления мониторинга и проведения работы с собственниками земельных участков на которых они обнаружены.
Основное мероприятие 1.1.2 включает следующие мероприятия:
1) выявление и ликвидация несанкционированных мест размещения отходов;
2) установка предупредительных и информационных аншлагов в местах несанкционированных свалок;
Основное мероприятие 1.1.3. (Региональный проект "Чистая СТРАНА") "Ликвидация Псковской городской свалки".
Цель основного мероприятия 1.1.3: снижение негативного воздействия на окружающую среду, ликвидация объекта накопленного вреда Псковская городская свалка.
Основное мероприятие 1.1.3 включает следующие мероприятия:
1) выполнение технического этапа рекультивации объекта накопленного вреда Псковская городская свалка;
2) содержание объекта накопленного вреда Псковская городская свалка до завершения биологического этапа рекультивации.
Задача 1.2. Обеспечение экологической безопасности и защита от неблагоприятного воздействия отдельных факторов окружающей среды.
В рамках данной задачи будут реализовываться следующие основные мероприятия:
Основное мероприятие 1.2.1. Борьба с распространением борщевика Сосновского на территории муниципального образования "Город Псков"
Цель основного мероприятие 1.2.1. Защита населения города Пскова от неблагоприятного воздействия борщевика Сосновского на окружающую среду города,
Основное мероприятие 1.2.1 Включает следующие мероприятия:
1) борьба с распространением борщевика Сосновского химическими методами (опрыскивание очагов гербицидами и арборицидами в соответствии с действующим справочником пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации);
2) борьба с распространением борщевика Сосновского механическими методами (скашивание вегетативной массы борщевика, уборка сухих растений, в некоторых случаях выкапывание корневой системы) и агротехническими методами (обработка почвы, посев многолетних трав и др.);
3) проведение обследования территории муниципального образования "Город Псков" на засоренность борщевиком Сосновского.
Основное мероприятие 1.2.2 Содействие проведению мероприятий по сокращению численности безнадзорных животных
Цель основного мероприятия 1.2.2 защита населения города Пскова от безнадзорных животных, снижение их численности.
Основное мероприятие 1.2.2 включает следующие мероприятия:
1) обеспечение (содействие обеспечению) отлова безнадзорных собак с транспортировкой в пункт содержания;
2) установка приборов для отпугивания птиц.
Основное мероприятие 1.2.3 Экологическое просвещение населения
Цель основного мероприятия 1.2.3 Распространение среди всех слоев населения экологических знаний, пропаганда бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений и особо охраняемых территорий.
Основное мероприятие 1.2.3 включает следующие мероприятия:
1) Проведение осеннего и весеннего месячников по санитарной уборке территорий города Пскова;
2) привлечение общественных объединений, средств массовой информации, образовательных учреждений и учреждений культуры к проведению общегородских экологических мероприятий.
Перечень основных мероприятий, сведения об объемах их финансирования и другая информация об основных мероприятиях приводятся по форме согласно таблице (Приложение 1 к подпрограмме 1).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.