Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Ростовской-на-Дону городской
Думы "Об утверждении отчета о работе
Контрольно-счетной палаты города
Ростова-на-Дону за 2021 год"
Отчет
о работе Контрольно-счетной палаты города Ростова-на-Дону за 2021 год
Настоящий отчет о работе Контрольно-счетной палаты города Ростова-на-Дону за 2021 год подготовлен в соответствии с требованиями п. 8 ст. 53.1 Устава города Ростова-на-Дону, ст. 2, 21 решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 20.12.2011 N 222 "О принятии "Положения о Контрольно-счетной палате города Ростова-на-Дону" в новой редакции", ст. 19 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
1. Основные результаты деятельности
В отчетном году Контрольно-счетная палата города Ростова-на-Дону осуществляла свою деятельность в соответствии с утверждённым планом работы на 2021 год.
В соответствии с решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.12.2020 N 50 "О поручениях Ростовской-на-Дону городской Думы в план работы Контрольно-счетной палаты города Ростова-на-Дону на 2021 год" в отчетном году включено 7 контрольных мероприятий позволивших охватить основные направления расходов бюджета.
Совместно с Муниципальным казначейством города Ростова-на-Дону проведено одно внеплановое контрольное мероприятие по запросу правоохранительных органов.
Всего Палатой проведено 35 мероприятий, в том числе 14 контрольных и 21 экспертно-аналитическое, которыми охвачено 272 объектов, в том числе 137 объектов в рамках аудита в сфере закупок. По результатам проведенных мероприятий подготовлены 3 аналитические записки, 35 заключений (отчетов), 75 актов.
В 2021 году наблюдается положительная динамика в части увеличение проводимых в течение года контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Так, по сравнению с 2020 годом более, чем в 1,5 раза увеличено количество проводимых контрольных мероприятий. Данные представлены на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Графический объект не приводится
Ежегодно в рамках проведения экспертиз проекта бюджета города и изменений к нему экспертно-аналитическими мероприятиями охватывается 100% расходной и доходной частей бюджета.
В отчетном периоде общий объем проверенных средств составил 6 953 021,9 тыс. рублей, что практически идентично объему проверенных Палатой средств в 2020 году. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Виды средств |
Общий объем проверенных средств, тыс. рублей |
|
2020 год |
2021 год |
|
Бюджетные средства |
6 581 016,4 |
6 932 922,20 |
по доходам, из них: |
1 528 187,4 |
36 671,40 |
по контрольным мероприятиям |
251 129,5 |
269,7 |
по экспертно-аналитическим мероприятиям |
1 277 057,90 |
36 401,7 |
по расходам, из них: |
2 366 788,7 |
2 890 373,60 |
по контрольным мероприятиям |
2 043 089,2 |
2 560 166,50 |
по экспертно-аналитическим мероприятиям |
323 699,50 |
330 207,10 |
в рамках аудита в сфере закупок, из них: |
2 686 040,3 |
4 005 877,20 |
по контрольным мероприятиям |
2 936,2 |
0,00 |
по экспертно-аналитическим мероприятиям |
2 683 104,10 |
4 005 877,20 |
Иные средства |
219 512,6 |
20 099,70 |
по контрольным мероприятиям |
219 512,6 |
20 099,70 |
по экспертно-аналитическим мероприятиям |
0,0 |
0,00 |
Итого |
6 800 529,0 |
6 953 021,90 |
Так же проведена проверка реализация прав владения, пользования и распоряжения земельными участками и имуществом общей балансовой стоимостью 1 533 312,6 тыс. рублей.
Общий объем финансовых нарушений, выявленных в рамках контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в 2021 году уменьшился по сравнению с предыдущим годом. Так в 4,5 раза снизились нарушения при проведении контрольных мероприятий. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование группы финансовых нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий |
Выявлено нарушений |
|||
2020 год |
2021 год |
|||
Кол-во (ед.) |
Сумма (тыс. рублей) |
Кол-во (ед.) |
Сумма (тыс. рублей) |
|
Нарушение порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания |
64 |
1 059 360,0 |
0 |
0,00 |
Излишне запланирован и предоставлен объем субсидий муниципальным учреждениям |
56 |
298 825,2 |
0 |
0,00 |
Нарушения при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в том числе: |
55 |
104 079,1 |
562 |
78 969,1 |
Использование муниципального имущества третьими лицами без правовых оснований и оплаты |
853 |
32 358,7 |
0 |
0,00 |
Неэффективное (избыточное) расходование бюджетных средств |
167 |
16 811,3 |
5 |
3 981,3 |
Нарушение порядка и условий оплаты труда |
451 |
15 786,6 |
217 |
116 198,2 |
Нарушение порядка применения бюджетной классификации |
1 |
2 936,2 |
1 |
552,91 |
Необоснованный расход бюджетных средств |
13 |
672,5 |
7 |
29 438,0 |
Неэффективное использование муниципального имущества |
1 |
314,7 |
2 |
1 043,8 |
Иные нарушения и недостатки |
20 |
89,5 |
6 |
104 728,6 |
Итого по финансовым нарушениям |
1 681 |
1 531 233,8 |
800 |
334 911,92 |
Фактов нецелевого использования бюджетных средств в отчетном году не выявлено.
В 2021 году установлено 49 фактов нарушений порядка ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности, суммарный объем которых составил 1 040 324,0 тыс. рублей.
При проведении аудита закупок в рамках экспертно-аналитических мероприятий установлено нарушений и недостатков, допущенных заказчиками на общую сумму 101 924,8 тыс. рублей.
В отчетном периоде контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводились по бюджетным активам у 9 главных распорядителях бюджетных средств города Ростова-на-Дону и подведомственных им учреждениях.
Данные по выявленным нарушениям и недостаткам, имеющим суммовое выражение в разрезе ГРБС представлены на диаграмме 2.
Диаграмма 2
Графический объект не приводится
В целях принятия надлежащих мер по устранению нарушений и недостатков при использовании муниципальных финансовых ресурсов и муниципальной собственности руководителям объектов контроля направлено 59 представлений и 1 предписание, из которых выполнены в полном объеме 27 представлений и 1 предписание, остальные исполнены частично и находятся на контроле у аудиторов Палаты.
В отчетном периоде более чем 2 раза увеличилось количество представлений, направленных объектам контроля по итогам проведенных контрольных мероприятий. Динамика представлена на диаграмме 3.
Диаграмма 3
Графический объект не приводится
Растущее количество представлений в отчетном периоде в первую очередь связано с увеличением числа самих объектов контроля, например по направлению социально-культурной сферы увеличение в 3,6 раза, с 16 до 58 единиц.
Должностными лицами Палаты составлено 12 протоколов об административных правонарушениях - сумма штрафов составила 171,0 тыс. рублей (при этом фактическая оплата штрафов на дату подготовки настоящего отчета составила 156,0 тыс. руб.).
Диаграмма 4
Графический объект не приводится
В отчетном году по итогам выполнения представлений Контрольно-счетной палаты привлечено к дисциплинарной ответственности 32 должностных лица.
Диаграмма 5
Графический объект не приводится
Важнейшим направлением в работе Контрольно-счетной палаты является контроль за устранением нарушений и недостатков, выявленных при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Диаграмма 6
Графический объект не приводится
В отчетном году обеспечено устранение выявленных нарушений, в том числе непосредственно в ходе контрольных мероприятий:
- восстановлено и возмещено в бюджет города средств на сумму 2 367,6 тыс. рублей;
- выполнено работ, устранено недостатков на сумму 3 060,1 тыс. рублей;
- подан судебный иск к подрядной организации на сумму 5 778,3 тыс. рублей;
- переданы в службу судебных приставов исполнительные документы для взыскания 269,6 тыс. рублей.
Контрольно-счетной палатой продолжена введенная в 2020 году практика направления материалов по событиям административных правонарушений, по которым Палата не наделена полномочиями по составлению протоколов в органы, обладающие соответствующими полномочиями в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ. За 2021 год в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области направлены материалы по результатам 4 контрольных мероприятий для возбуждения административных дел по 9 событиям правонарушений.
Результаты одного контрольного мероприятия направлены в Прокуратуру города.
В 2021 году особое внимание уделялось реализации нарушений и недостатков, выявленных в предшествующих периодах и находящихся на контроле Палаты. В ходе проведенной работы 27 из 46 представлений сняты с контроля, что превышает показатель прошлого года более чем в 2 раза.
Диаграмма 7
Графический объект не приводится
С учетом предложений и рекомендаций Палаты в отчетном периоде принято 2 муниципальных правовых акта: постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 29.04.2021 N 362 "О выводе из эксплуатации автоматизированной информационной системы "Контроль-4"; постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 18.03.2021 N 202 "О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 28.12.2018 N 1377" и актуализировано 4 муниципальных правовых акта: Прогнозный план (программу) приватизации города Ростова-на-Дону на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов; решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.12.2020 N 42 "Об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"; постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 28.12.2018 N 1370 "Об утверждении муниципальной программы "Управление имущественно-земельным комплексом городского округа "Город Ростов-на-Дону"; внесены изменения в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 25.12.2017 N 1361 "Об утверждении муниципальной программы "Формирование современной городской среды города Ростова-на-Дону".
В 2021 году в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Палатой проведены внешние проверки годового отчета об исполнении бюджета города за 2020 год совместно с проверкой годовой бюджетной отчетности 18 главных администраторов бюджетных средств. Также проведена экспертиза проекта решения Ростовской-на-Дону городской Думы "Об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" с предоставлением заключения в городскую Думу.
В отчетном периоде также проводился оперативный анализ и контроль за исполнением бюджета города, по результатам которых подготовлены аналитические записки.
Палатой проведено 6 экспертиз проектов решений городской Думы "О внесении изменений в решение о бюджете города на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годов", заключения направлены в городскую Думу.
В целях повышения качества управления финансами, а также минимизации рисков возникновения нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере в Контрольно-счетная палата в отчетном периоде осуществляла постоянное взаимодействие с Ростовской-на-Дону городской Думой и Администрацией города, и регулярно информировала Председателя городской Думы - главу города Ростова-на-Дону и главу Администрации города о результатах проведенных мероприятий, выявленных нарушениях и недостатках.
2. Обобщенная информация об итогах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
2.1. Результаты контрольных мероприятий и принятые по ним меры
2.1.1. Проверки эффективности использования бюджетных средств муниципальными учреждениями города Ростова-на-Дону.
В соответствии с утвержденным планом работы Палатой в отчетном периоде было проведено 5 контрольных мероприятий по проверке эффективности использования бюджетных средств муниципальными учреждениями города.
Объектами проверок по данному направлению являлись три главных распорядителя средств бюджета (далее - ГРБС): Администрация города, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (далее - ДЖКХиЭ), Департамент капитального строительства и перспективного развития (далее - ДКСПР) и 6 подведомственных им учреждений. Общий объем проверенных бюджетных средств - 687 930,7 тыс. рублей.
Проведенные Палатой проверки показали, что, в целом муниципальными учреждениями соблюдается бюджетное законодательство.
Вместе с тем, анализ итогов проверок позволил выделить наиболее характерные нарушения при исполнении объектами контроля бюджетных расходов:
1. Наиболее распространенными нарушениями являются нарушения, связанные с формированием и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) при осуществлении закупок для муниципальных нужд. В нарушение ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) муниципальными учреждениями не должным образом осуществлён анализ сложившихся рыночных цен на товары, в результате чего НМЦК значительно превышает реально сложившуюся рыночную стоимость. Названные нарушения приводят как к завышению объема планируемых ассигнований, так и к избыточным расходам бюджета при исполнении договорных отношений (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ). Результат - допущено использование средств с нарушением принципа эффективности и результативности в сумме 9 347,3 тыс. рублей;
2. В ходе документарных проверок и визуальных обследований установлены отдельные факты невыполнения, либо завышения объемов выполненных работ по муниципальным контрактам (договорам). Наибольший объем названных нарушений выявлен в МКУ "Служба городских кладбищ". В целом по данным основаниям допущено использование средств бюджета при отсутствии достаточных оснований на сумму более 5 500,0 тыс. рублей;
3. Проверкой ДКСПР установлено, что приобретенные в 2019 - 2020 годах 9 жилых помещения (общей стоимостью 35 730,5 тыс. руб.) для переселения граждан из аварийного жилья не использовались, в связи с наличием отдельных несоответствий помещений требованиям действующего законодательства, а также отсутствием оснований на передачу гражданину в связи с наличием у него жилья. Таким образом, не достигнут результат и допущено неэффективное использование муниципального имущества.
Департаментом приняты меры по передаче гражданам по договорам социального найма 3 жилых помещений общей стоимостью 11 896,5 тыс. рублей, по оставшимся 6 помещениям ведется работа по перераспределению или принудительному вселению;
4. Большинством муниципальных учреждений не реализуется законное право применения к подрядным организациям мер юридической ответственности за несвоевременное, либо некачественное выполнение предусмотренных контрактом обязательств, не предъявляются контрагентам гарантийные требования при наступлении соответствующих случаев. Это ведет к потерям бюджетных доходов в виде поступлений штрафов, либо обременяет бюджет дополнительными расходами, направляемыми на устранение недостатков, которые подлежали устранению по гарантийным обязательствам. Условная потеря дохода бюджета (в т.ч. обременение дополнительными расходами) составила 1 077,2 тыс. рублей.
При этом в ходе контрольных мероприятий, либо непосредственно после их окончания муниципальными учреждениями направлялись в адрес таких контрагентов требования по уплате штрафных санкций и гарантийному восстановлению утраченных результатов работ. На настоящий момент восстановлено средств в доход бюджета на сумму 287,2 тыс. рублей.
По итогам проведенных контрольных мероприятий объектам контроля направлены представления с предложениями по устранению выявленных нарушений, а также мерами по их пресечению и предупреждению. Большинство нарушений объектами контроля своевременно устранено, в том числе путем:
- возмещения подрядными организациями средств в бюджет города;
- взыскания штрафных санкций по муниципальным контрактам в доход бюджета, в том числе по средствам обращения в судебные инстанции;
- внесения изменений в муниципальные правовые акты;
- внесения изменений в заключенные контракты (договора);
- применения мер дисциплинарной ответственности к сотрудникам, допустившим нарушения и т.д.
2.1.2. Проверка правомерности и эффективности использования муниципальными учреждениями средств субсидий и муниципального имущества.
В отчетном периоде проведено 4 контрольных мероприятия по проверке правомерности и эффективности использования муниципальными учреждениями средств субсидий и муниципального имущества.
Объектами проверок являлись три ГРБС: Управление образования города, Управление Культуры города, Департаменте социальной защиты населения города (далее - ДСЗН) и 55 подведомственных им учреждений. Общий объем проверенных бюджетных средств - 1 325 400 тыс. рублей.
1. Основным видом нарушения явилось несоблюдение требований действующего законодательства при установлении, начислении и выплате заработной платы сотрудникам.
Так в основном, выплаты заработной платы производились по недооформленным документам, а именно: в трудовых договорах (дополнительных соглашениях) отсутствовали сведения об объеме, содержании и размере выплат компенсационного характера; без учета показателей эффективности деятельности работника, установленных трудовыми договорами, производились выплаты по персональному повышающему коэффициенту; отсутствовали решения комиссий по премированию; без заключения отдельных трудовых договоров произведена оплата за работу по совместительству и т.д. В целом по данным основаниям допущен расход бюджета по недооформленным документам на общую сумму 113 458,8 тыс. рублей.
Кроме того, муниципальными учреждениями произведены необоснованные и неправомерные выплаты заработной платы на общую сумму 1 865,5 тыс. рублей, при осуществлении выплат компенсационного характера за работу, входящую в должностные обязанности работника, а также доплат за квалификацию работника при работе по должности, по которой отсутствует квалификационная категория.
Объектами контроля приняты действенные меры - нарушения, связанные с выплатой заработной платы прекращены, документы основания для выплат приведены в соответствие с требованием законодательства, внесены необходимые изменения в локальные акты учреждений.
2. При проверке эффективности использования средств бюджета, выделенных образовательным учреждениям на закупку материальных ценностей в том числе и в рамках "субсидии на иные цели" установлены отдельные факты завышения реальной рыночной стоимости приобретаемых товаров при обосновании НМЦК или цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком. Общая сумма завышений НМЦК контрактов составила более 3 500 тыс. рублей, что при исполнении договорных отношений привело к нарушению принципа эффективности использования бюджетных средств и соответственно к избыточным расходам бюджета.
3. Выявлены отдельные нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности, на общую сумму 67 640,03 тыс. рублей. По названным фактам составлены протоколы об административных правонарушениях и направлены в мировой суд. Штрафы на общую сумму 30,0 тыс. рублей уплачены в полном объеме. Нарушения объектами контроля устранены.
2.1.3. Проверка целевого и результативного использования средств бюджета города муниципальными учреждениями.
В отчетном периоде было проведено 4 контрольных мероприятия по проверке целевого и результативного использования средств бюджета города муниципальными учреждениями.
Объектами проверок являлись три ГРБС: Управление Культуры города, Департамент жилищно-коммунального хозяйства города, ДКСПР и 2 подведомственных им учреждений. Общий объем проверенных бюджетных средств - 561 420,9 тыс. рублей.
Проверенные средства бюджета направлены на:
- реализацию мероприятий по национальному проекту "Жилье и городская среда" в части благоустройства прибрежной зоны вдоль реки Темерник;
- строительство здания детской поликлиники в Железнодорожном районе по улице Профсоюзной;
- реализацию мероприятий по национальному проекту "Демография" в части строительства комплекса специализированных трасс для занятия велоспортом - ВМХ и велоспортом-маунтинбайком;
- разработку проектно-сметной документации по объекту "Рекультивация земельных участков полигона ТБО, расположенного в Северо-Западной промышленной зоне г. Ростова-на-Дону".
1. Основным нарушением стало завышение стоимости выполненных работ, предоставленных услуг, связанное с фактическим отсутствием отдельных объемов и видов работ, услуг, отраженных в первичных учтённых документах, с несоответствием фактически выполненных объемов и видов работ, примененных материалов, установленного оборудования, предоставленных услуг принятым и оплаченным заказчиком в соответствии с первичными учетными документами, а также с завышением норм, расценок, коэффициентов и др.
Общий объем нарушений по объектам составил более 2 500,0 тыс. рублей. При этом наибольший объем нарушений приходится на ДКСПР и подведомственное ему МКУ "Управление капитального строительства".
Многие нарушения стали возможными в результате низкого качества проектно-сметной документации и ненадлежащего строительного надзора за ходом выполнения работ.
При этом основная часть нарушений устранена путем возврата подрядными организациями денежных средств в доход бюджета, либо выполнения дополнительных работ необходимых муниципальному учреждению.
2. Типичным нарушением по отрасли строительства являлась единовременная приемка и оплата работ по уходу за компенсационными высадками, подлежащих поэтапному предъявлению по мере их выполнения в течение трех последующих лет. Данное нарушение после проведения контрольных мероприятий устранено, денежные средства, полученные подрядчиками возвращены в бюджет, либо исключены из контракта.
3. Также как и по другим направлениям Палатой в ходе контрольных мероприятий установлены отдельные факты завышения НМЦК по сравнению с реальной среднерыночной стоимостью. Всего завышение составило практически 500,0 тыс. рублей, что на стадии исполнения договорных отношений привело к избыточным расходам бюджета.
Названная ситуация, встречающаяся во всех направлениях контрольной деятельности, может свидетельствовать о том, что муниципальными учреждениями при осуществлении закупок не должным образом исполняется обязанность по анализу рынку и выявлению наиболее эффективного способа исполнения бюджета.
4. МКУ "Управление капитального строительства" при реализации мероприятий по национальному проекту "Демография" в части строительства комплекса специализированных трасс для занятия велоспортом - ВМХ и велоспортом-маунтинбайком принимались и оплачивались работы на основании актов о приемки выполненных работ (первичный учетный документ), по которым невозможно идентифицировать выполненные работы и их объем.
В целях устранения выявленного нарушения МКУ "УКС" внесены изменения в условия контракта, согласно которым в последующих актах о приемке выполненных работ будет указываться информация, позволяющая однозначно идентифицировать принимаемые по такому акту работы и их объемы.
2.1.4. Проверка соблюдения муниципальными учреждениями требований нормативных правовых актов в части распоряжения и использования имущества.
В отчетном периоде проведено 1 контрольное мероприятие объектами которого являлись Управлении Культуры города Ростова-на-Дону и 2 подведомственных ему учреждения: МАУ ПКиО "Левобережный" (далее - Парк "Левобережный") и МАУ ПКиО им. Н. Островского (далее - Парк Островского).
Результаты контрольного мероприятия:
- установлены факты использования земельных участков с нарушениями требований законодательства, что привело к недопоступлению денежных средств в бюджет города в расчетном размере 2 800 тыс. рублей ежегодно;
- установлены факты использования имущества учреждений с нарушениями требований законодательства;
- отсутствует как управленческий, так и аналитический учет зеленых насаждений, что не способствует их сохранности, а также затрудняет определение потребности в финансовых ресурсах на проведение уходных работ;
- допущено нарушение установленных правил ведения бухгалтерского учета на общей сумме 111 315,4 тыс. рублей.
На сегодняшний день учреждениями приняты меры по устранению выявленных нарушений, представление с предложениями по устранению нарушений, а также мерами по их пресечению и предупреждению снято с контроля.
Также в ходе контрольных мероприятий выявлялись и иные нарушения, характеризующие низкий уровень исполнительской дисциплины в муниципальных учреждениях, а именно технические ошибки в обосновывающих расходы документах, несоответствия адресов, кадастровых номеров участков и т.д. Названные факторы несли риски признания произведенных расходов необоснованными и неправомерными, однако были своевременно устранены и исправлены по результатам проведенных Палатой контрольных мероприятий.
2.1.5. Внеплановые контрольные мероприятия.
Проведено одно контрольное мероприятие, объектом которого являлась Администрация Пролетарского района города Ростова-на-Дону.
По результатам контрольного мероприятия установлено:
1. В нарушение требований правовых актов, регулирующих оплату труда допущены факты необоснованных начислений и выплат заработной платы на общую сумму 873,9 тыс. рублей.
2. Не выполнялись отдельные требования трудового законодательства: не заключались дополнительные соглашения к трудовому договору об изменениях условий оплаты труда, отсутствовали решения о конкретном размере премий за выполнение особо важных и сложных заданий; отсутствовали представления руководителей структурных подразделений администрации Пролетарского района на премирование и т.д.
Представление Палаты исполнено в полном объеме, выявленные нарушения прекращены.
2.2. Результаты экспертно-аналитических мероприятий
На 2021 год Палатой запланировано 21 экспертно-аналитическое мероприятие, в том числе 12 мероприятий, связанных с финансовой-экономической экспертизой и 9 тематических.
В 2021 году согласно нормам ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ, Положения о Контрольно-счетной палате города, Положения "О бюджетном процессе в городе..." Палатой проведены: внешняя проверка годовой отчетности главных администраторов бюджетных средств и отчета об исполнении бюджета города за 2020 год; анализ отчетов об исполнении бюджета в 2021 году; экспертиза проектов решений городской Думы "О внесении изменений в решение о бюджете города на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов"; экспертиза проекта "Об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов".
При проведении 9 тематических мероприятий объектами исследований являлась деятельность: Муниципального казначейства города; главных администраторов доходов бюджета города; главных распорядителей бюджетных средств города; учреждений подведомственных Управлению образования города, Управлению физической культуры и спорта города; Департаменту социальной защиты населения города.
В ходе проведения мероприятий рассматривались следующие вопросы:
- эффективность реализации муниципальных программ и их соответствие документам стратегического планирования;
соблюдение требований нормативных правовых актов по приватизации;
- соблюдение установленного порядка формирования перечня налоговых расходов и оценка их эффективности;
- соблюдения законодательства в сфере закупок (аудит в сфере закупок).
Выявлены отдельные нарушения и недостатки, по которым сформированы предложения направленные на повышение качества принимаемых управленческих решений (экономических процессов).
1. Анализ формирования и исполнения муниципальных программ показал следующее:
- утвержденные в программах объемы финансирования не всегда соответствуют решениям о бюджете;
- размеры целевых показателей по отдельным программам не являются обоснованными и прозрачными (отсутствуют методики расчетов показателей, достоверные данные по статистическому наблюдению, данные исследований (мониторингов) и т.д.);
- отдельные показатели программ не соответствуют Стратегии социально-экономического развития города - нарушение принципы единства и согласованности этих документов;
- не производились корректировки размеров целевых показателей, либо включение новых показателей при существенном изменении объема финансирования по программам или включении новых программных мероприятий;
- бюджетные ассигнования не всегда увязаны с конкретными показателями программных мероприятий, что не соответствует принципам программного бюджетирования, ориентированного на результат и достижение стратегических целей и задач.
В целях устранения названных недостатков Палатой рекомендовано:
- усилить контроль за своевременным внесением изменений в муниципальные программы;
- повысить уровень взаимодействия между отраслевыми (функциональными) органами Администрации, органами статистики и иными органами.
2. По итогам мероприятия в сфере приватизации муниципального имущества установлено:
- несоблюдение принципа реалистичности отражения доходов бюджета, установленного ст. 37 БК РФ (объем ожидаемых поступлений от приватизации, отраженных в Прогнозных планах приватизации, не соответствовал показателям бюджета);
- отсутствие в Программах приватизации детализации по видам доходов планируемых поступлений;
- факты неисполнения Прогнозных планов;
- наличие просроченной дебиторской задолженности по договорам купли-продажи имущества в сумме 6 349,8 тыс. рублей.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетная палата рекомендовала:
- обеспечить соблюдение принципа реалистичности отражения доходов бюджета, в том числе внесения изменений в показатели бюджета города на 2021 год;
- детализировать поступления в разрезе КБК;
- принять меры по реализации объектов, включенных в программы приватизации прошлых лет;
- обеспечить снижение размера просроченной дебиторской задолженности по договорам купли-продажи.
3. Итогами проверки соблюдения порядка формирования перечня налоговых расходов установлено следующее:
- низкий уровень исполнения кураторами (ответственными отраслевыми органами Администрации) требований нормативных правовых актов при осуществлении деятельности, связанной с оценкой эффективности налоговых расходов;
- паспорта налоговых расходов в основной своей массе неинформативны и затрудняют процесс их оценки;
- оценки эффективности налоговых расходов не содержат всех необходимых выводов (о вкладе налоговых расходов в достижение целей муниципальных программ, о необходимости сохранения, уточнения или отмене налоговых льгот и др.).
Контрольно-счетной палатой рекомендовано:
- сформировать паспорта налоговых расходов в соответствии с требованиями законодательства;
- внести изменения в утвержденные методики оценки эффективности налоговых расходов, в части порядка расчета и алгоритмов оценки показателей по критерию результативности; отражения конкретных источников сведений, необходимых для осуществления оценки, по курируемым налоговым расходам в разрезе установленных критериев и др.;
- обеспечить практическое применение утвержденных методик в процессе осуществления оценки эффективности налоговых расходов;
- оценку эффективности налоговых расходов осуществлять отдельно по каждому курируемому налоговому расходу.
4. В рамках мероприятий по аудиту закупок выявлено следующее:
1) Неисполнение отдельных норм Закона N 44-ФЗ и требований Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567:
- отсутствие нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров, работ и услуг) и к определению нормативных затрат; не размещение в ЕИС указанных документов (ст. 19 Закона);
- неправомерное применением нормативного метода обоснования НМЦК (ч. 7 ст. 22);
- завышение НМЦК при закупке товаров (ч. 1 ст. 12);
- изменение существенных условий контрактов (ч. 1 ст. 95);
- приемка товара без внесения поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (ст. 34 и 94);
- не соблюдены принципы прозрачности и обеспечения конкуренции (ст. 7 и 8).
2) Имеют место случаи недостижения показателей муниципальных программ. Большинством муниципальных учреждений не ведется работа, направленная достижение позитивного значения индикаторов "конкурентность" и "экономность".
Приоритетный метод закупок в учреждениях (особенно в отрасли образование)- закупка у единственного поставщика, доля которых составляет от 43% до 68% от общего объема закупок. Более половины объема средств бюджета расходуются учреждениями без конкурентной борьбы, а соответственно без снижения начальной стоимости товаров (работ, услуг) по итогам борьбы на торгах. Итог: значение показателя "конкурентность" низкое - не превышает 2,5 участника, допущенных к торгам, в расчете на одну конкурентную процедуру; значение показателя "экономность" (средний процент снижения НМЦК) не превышает 10%, а в отдельных случаях составляет от 0 до 3 процентов. Сложившаяся ситуация приводит к невозможности исполнения принципов эффективности использования средств бюджета, а также отсутствию дополнительных возможностей исполнения расходных обязательств за счет средств экономии, сложившейся по результатам торгов.
По итогам мероприятий Контрольно-счетной палатой рекомендовано принять меры по:
- уменьшению удельного веса закупок у единственного поставщика;
- обеспечению прозрачности, доступности документации и исключению наличия факторов, ограничивающих конкуренцию;
- повышению качества ведомственного контроля к сфере закупок.
Информация о результатах проведенных мероприятий направлена Председателю городской Думы - главе города Ростова-на-Дону и в Администрацию города для сведения и принятия мер.
3. Результаты иной деятельности
3.1. Обеспечение гласности и противодействие коррупции
В отчетном периоде реализация принципов гласности и открытости в деятельности Палаты осуществлялась путем регулярного размещения информации о проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, их результатах, принятых решениях и мерах по выполнению предложений и рекомендаций на странице Контрольно-счетной палаты на официальном портале городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в 2021 году Контрольно-счётная палата осуществляла работу с обращениями граждан и организаций. В отчетном периоде в Контрольно-счетную палату поступило 28 обращений, которые рассмотрены в рамках действующего законодательства. Тематика поступивших обращений касалась преимущественно вопросов благоустройства территории города, использования и распоряжения муниципальным имуществом, правомерности и эффективности расходования бюджетных средств в рамках осуществления муниципальных закупок.
В 2021 году в Контрольно-счетной палате города работа по осуществлению мероприятий по противодействию коррупции проводилась в соответствии с утвержденным Планом, которым предусмотрен комплекс мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению коррупционных проявлений и конфликта интересов на муниципальной службе.
Факты, связанные с нарушением муниципальными служащими требований к служебному поведению, и факты склонения муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений не зафиксированы.
В отчетном периоде Палатой организована работа по приему и обработке сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от муниципальных служащих палаты, представивших сведения на себя и членов семьи за 2020 год. Признаков представления недостоверных или неполных сведений, признаков конфликта интересов и иных нарушений положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции не выявлено.
В рамках выполнения мероприятий по противодействию коррупции в городе Ростове-на-Дону председатель и аудиторы Палаты принимали участие в заседаниях Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в городе Ростове-на-Дону и Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ростовской области. Во втором квартале 2021 года на заседании Комиссии Палатой представлен доклад на тему "Основные коррупционные риски при расходовании бюджетных средств, направляемых на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов муниципальной собственности и благоустройство территорий".
3.2. Взаимодействие и сотрудничество с органами местного самоуправления города Ростова-на-Дону и другими КСО
В 2021 году по итогам проведенных Палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в адрес Председателя городской Думы - главы города и главы Администрации города в установленном порядке направлялась подробная информация о результатах мероприятий, а также предложения по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений и недостатков в деятельности объектов контроля.
В отчетном году продолжена практика выступлений должностных лиц Контрольно-счётной палаты на заседании Думы с докладом по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города.
Совместная работа Палаты и профильных комиссий городской Думы позволила снизить в отчетном периоде объем финансовых нарушений, выявленных контрольными мероприятиями по отношению к 2020 году. А такие виды нарушений как "Нарушение порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания", "Излишнее планирование и предоставление объема субсидий муниципальным учреждениям", "Использование муниципального имущества третьими лицами без правовых оснований и оплаты" отчетном периоде не установлены вовсе.
В 2021 году межмуниципальное сотрудничество осуществлялось в рамках Союза муниципальных контрольно-счетных органов (далее - Союз МКСО), его комиссий, а также представительства Союза МКСО в Южном федеральном округе.
В отчетном периоде Палата неоднократно принимала участие в мероприятиях, проводимых Счетной палатой Российской Федерации, Союзом МКСО, иными государственными органами в режиме видеоконференции на Портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. В 2021 году Палата возглавила комиссию Союза Муниципальных контрольно-счетных органов по информационным технологиям и издательской деятельности. Палата на постоянной основе принимает участие в заседаниях Президиума Союза МКСО.
Участие в межмуниципальном сотрудничестве способствует повышению качества организации деятельности Палаты, позволяет ориентироваться на лучшие практики внешнего муниципального финансового контроля, а также обмениваться передовым опытом с КСО других муниципальных образований.
Оценка работы Контрольно-счетной палаты города за 2021 год посредством использования коэффициентов интенсивности, результативности и эффективности.
Анализ данных показывает, что количественное значение коэффициента персональной нагрузки в 2021 году составило 8 мероприятий на каждого сотрудника, непосредственно участвующего в контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях. Значение названного коэффициента находится на высоком уровне и превышает среднее значение аналогичного коэффициента по ЮФО более чем в 2 раза.
Результативность деятельности Палаты характеризуют количественный коэффициент выявляемости и коэффициент устранения нарушений. В 2021 году в среднем каждым сотрудником, непосредственно участвующим в мероприятиях Палаты, выявлено нарушений и недостатков на сумму свыше 83 млн. рублей. При этом практически 70% из выявленных нарушений устранено либо в ходе проведения мероприятий, либо по их результатам.
Коэффициенты экономической целесообразности и экономической эффективности работы Палаты, показывают, что объем выявленных и устраненных в ходе мероприятий нарушений и недостатков, превышает расходы на функционирование Палаты в расчете на содержание одного сотрудника, в 46 и 32 раза соответственно. Учитывая уровень названных коэффициентов, можно говорить об эффективной деятельности Контрольно-счетной палаты. Справочно: бюджетные ассигнования на функционирование Палаты - 32,7 млн. рублей, штатная численность - 27 единиц.
Высокая квалификация должностных лиц и активная деятельность Палаты по осуществлению внешнего финансового контроля достойно оценены профессиональным сообществом.
Так, по результатам Всероссийского конкурса Союза МКСО аудитор Палаты Гуляева Е.А. признана победителем первого этапа конкурса "Лучший муниципальный финансовый контролер России", проводимого среди муниципальных контрольно-счетных органов по Южному федеральному округу и награждена дипломом I степени, по результатам конкурса на звание "Лучший муниципальный служащий в Ростовской области" аудитор Палаты Арутюнян В.Э. занял первое место в номинации "Лучший муниципальный служащий городского округа".
3.3. Финансово-хозяйственная деятельность
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 20.12.2011 N 222 "О принятии "Положения о Контрольно-счетной палате города Ростова-на-Дону" в новой редакции", решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.12.2020 N 42 "Об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" Контрольно-счетная палата в отчетном периоде осуществляла бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета города Ростова-на-Дону.
Показатели по доходам бюджета города, администрируемым Палатой, утверждены в размере 222,0 тыс. рублей.
По состоянию на 01.01.2022 на лицевой счет Палаты по результатам контрольной деятельности поступили денежные средства в размере 237,0 тыс. рублей.
Утвержденные бюджетные ассигнования на обеспечение деятельности Палаты в 2021 году в рамках возложенных полномочий исполнены на 99,99 процента.
Выполнение мероприятий по материально-техническому обеспечению деятельности Палатой осуществлялось в соответствии с утвержденным локальным актом по нормированию в сфере закупок. В отчетном периоде организовано и проведено 3 конкурентные процедуры закупок. Соблюдение процедур, установленных Законом N 44-ФЗ, позволило повысить результативность закупок и привело в отчетном году к экономии бюджетных средств в размере 1 159,65 тыс. рублей.
В целях реализации требований ст. 30 Закона N 44-ФЗ в 2021 году осуществлены закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 718,05 тыс. рублей (или 97,87% от совокупного годового объема закупок, рассчитанного за вычетом закупок, предусмотренных ч. 1.1. ст. 30 Закона N 44-ФЗ).
В 2021 году продолжена работа по повышению квалификации сотрудников Контрольно-счетной палаты: 11 работников Палаты прошли обучение по актуальным темам, связанным с современными тенденциями совершенствования методологии и практики внешнего муниципального финансового контроля, подготовкой и проведением аудита в сфере закупок, а также по вопросам противодействия коррупции, ведения бухгалтерского учета, охраны труда, и управления персоналом на муниципальной службе.
<< Назад |
||
Содержание Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 26 апреля 2022 г. N 278 "Об утверждении отчета о работе Контрольно-счетной палаты... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.