Банк России рассмотрел обращение Ассоциации российских банков от 22.04.2022 N А-02/5-178 по вопросу о необходимости контролирования банком исполнения должником, на которого распространяется действие моратория на возбуждение дел о банкротстве, запрета на выплату дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника (далее - запрет на выплату дивидендов, распределение прибыли) и сообщает следующее.
Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления отнесены к компетенции Минэкономразвития России (пункт 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437).
Вместе с тем полагаем возможным высказать следующее мнение.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 1, предусмотренные мораторием мероприятия предоставляют лицам, на которых он распространяется, преимущества (в частности, освобождение от уплаты неустойки и иных финансовых санкций) и одновременно накладывают на них дополнительные ограничения (например, запрет на выплату дивидендов, распределение прибыли).
Как представляется, установленный в соответствии со статьей 9 1Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" запрет на выплату дивидендов, распределение прибыли установлен в отношении должника как прямое последствие введения моратория.
Учитывая, в том числе нормы Федерального закона "Об акционерных обществах", Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", представляется, что запрет на выплату дивидендов, распределение прибыли следует рассматривать в качестве запрета обществу совершать определенные корпоративные действия.
При этом, на наш взгляд, положения статей 9 1 и 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не устанавливают непосредственно обязанности банка контролировать исполнение должником, на которого распространяется действие моратория на возбуждение дел о банкротстве, запрета на выплату дивидендов, распределение прибыли.
Вместе с тем, полагаем, что банки вправе устанавливать, в том числе во внутренних документах, договорах с клиентами, дополнительные процедуры приема к исполнению распоряжений о переводе денежных средств.
Статс-секретарь - заместитель |
А.Г. Гузнов |
------------------------------
1 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В России временно введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов. Предусмотренные им мероприятия предоставляют лицам, на которых он распространяется, преимущества, в т. ч. освобождение от уплаты неустойки и иных финансовых санкций, и одновременно накладывают на них дополнительные ограничения, например, запрет на выплату дивидендов и распределение прибыли.
По мнению ЦБ РФ? такой запрет нужно рассматривать в качестве запрета обществу совершать определенные корпоративные действия. При этом банк не обязан контролировать исполнение должником, на которого распространяется действие моратория, запрета на выплату дивидендов и распределение прибыли.
Вместе с тем банки вправе устанавливать, в т. ч. во внутренних документах, договорах с клиентами, дополнительные процедуры приема к исполнению распоряжений о переводе денег.
Письмо Банка России от 17 мая 2022 г. N 010-31-2/4257 "О выплате дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределении прибыли между учредителями (участниками) должника в период моратория на банкротство"
Опубликование:
приложение к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы", 24-30 мая 2022 г. N 20