Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Социально-педагогическая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями языковых и речевых функций различного генеза, не включенные в другие целевые реабилитационные группы.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Педагог-психолог |
Специалист по работе с семьей |
Логопед/дефектолог |
Социальный педагог |
4. Перечень мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов
N |
Наименование мероприятия по социально-педагогической реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Примечание |
1 |
Социально-педагогическая диагностика |
Ребенок-инвалид |
Первичная социально-педагогическая диагностика |
Ребенок-инвалид |
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика |
||
2 |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); Родитель/законный представитель |
|
3 |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); Родитель/законный представитель |
|
4 |
Практические коррекционно-развивающие занятия (тренинги) |
Ребенок-инвалид |
|
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятия |
|
Социально-педагогическая диагностика |
Первичная социально-педагогическая диагностика |
- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ПМПК), педагогическая характеристика, заключение логопеда и др.); - сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя), анкетирования (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью); - проведение педагогического (логопедического/дефектологического) обследования, направленного на определение навыков самообслуживания, передвижения в быту (МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность"): уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.); уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности, в целом; уровня обучаемости и освоения новой информации ребенком-инвалидом; предпочтений и интересов у ребенка-инвалида; уровня владения ребенком-инвалидом альтернативной аугментированной коммуникацией и/или русским жестовым языком, письменной и устной речью; уровня развития мелкой моторики у ребенка-инвалида (исследование праксиса и др.); уровня сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи, программирования речевых функций, наличие персеверации и др.) у ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего: оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку нуждаемости в специальных условиях получения образования; рекомендации по социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; индивидуальный план социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в использовании TCP и ассистивно-коммуникативных технологий в рамках социально-педагогической реабилитации и абилитации и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектодог, социальный педагог |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика |
- анкетирование ребенка-инвалида (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью); - проведение педагогического (логопедического) обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"), включая определение: уровня развития у ребенка-инвалида базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.); уровня владения ребенком-инвалидом альтернативной аугментированной коммуникацией и/или русским жестовым языком, письменной и устной речью; уровня развития мелкой моторики у ребенка-инвалида (исследование праксиса и др.); уровня сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи, программирования речевых функций, наличие персеверации и др.) у ребенка-инвалида; - формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего: оценку количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики; оценку эффективности проведенного реабилитационного курса на основании определения динамики социально-педагогического статуса ребенка-инвалида; рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида (с 14 лет) реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог |
||
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|||
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя |
|
Информирование о целях, задачах, мероприятиях, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации; - информирование о различных вариантах получения общего образования (в том числе с учетом заключения ПМПК, склонностей и интересов ребенка-инвалида); - информирование о современных TCP и ассистивно-коммуникативных технологиях для обучения, в том числе приобретаемых за счет средств ребенка-инвалида (при необходимости); - информирование об организациях, осуществляющих обучение альтернативной аугментированной коммуникации; - информирование об организациях, осуществляющих обучение русскому жестовому языку; - информирование об организациях, оказывающих логопедическую помощь; - информирование о нормативном правовом регулировании порядка реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей |
Итого по мероприятию |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя |
|
Консультирование по вопросам использования TCP, ассистивно-коммуникативных и специальных учебных пособий для целей получения образования (при необходимости); - консультирование по вопросам использования специальных учебных пособий, в том числе для речевого развития ребенка, для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации; - консультирование по разработке образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения основного, общего и профессионального образования, в том числе профессиональной переподготовки с получением новой профессии (специальности); - консультирование по выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступности; - консультирование по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (самостоятельного развития речи, коррекция чтении и письма и др.); |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей |
Итого по мероприятию |
0,5 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Практические коррекционно-развивающие занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом |
|
- восстановление (формирование) коммуникативных навыков, устной и письменной речи, в том числе обучение альтернативной аугментированной коммуникации и русскому жестовому языку; - формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и др.); - формирование (восстановление) навыков длительного удерживания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности; - отработка навыков использования альтернативной аугментированной коммуникации и русского жестового языка; - обучение и отработка навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях; - проведение с ребенком-инвалидом логопедических занятий по коррекции речевых нарушений, нарушений чтения и письма, в том числе с использованием компьютерных технологий: развитие лексического строя речи; развитие связного высказывания; развитие умения составлять рассказ и пересказывать текст; развитие грамматического строя речи и коррекция его нарушений; развитие способности грамотно формулировать и задавать вопросы, отвечать на них; улучшение общей разборчивости речевого высказывания; развитие артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи; коррекция речедвигательных расстройств; развитие артикуляционной моторики; развитие речевого дыхания и голоса (силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в потоке речи); развитие просодики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической характеристик речи); развитие слухового контроля за звукопроизношением; развитие фонематического восприятия и звукового анализа; развитие умения дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне; - проведение занятий по использованию TCP и ассистивно-коммуникативными технологиями (коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, голосообразующие аппараты) для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации; - обучение пользованию компьютером, в том числе электронными ресурсами (государственными порталами "Госуслуги", "Росреестр", электронной медицинской картой и др. |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей |
Итого по мероприятию |
0,5 |
18 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
10-26 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ: |
|
22 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
12-32 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социально-педагогической диагностики, отражающего эффективность проведения реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечания |
1. |
Средства для проверки (испытания) и оценки устной речи |
04 25 03 |
1 |
|
2. |
Вспомогательные средства для тренировки голоса и тренировки речи |
05 03 03 |
1 |
|
3. |
Учебные средства для развития навыков устной речи |
05 03 06 |
1 |
|
4. |
Учебные средства для развития навыков письменной речи |
05 03 09 |
1 |
|
5. |
Вспомогательные средства обучения общению с помощью изображений и рисунков |
05 06 27 |
1 |
|
6. |
Наборы букв, символов и наборные панели |
22 21 03 |
1 |
|
7. |
Устройства для корректировки произношения |
22 21 15 |
1 |
|
9. Примерный перечень методик социально-педагогической реабилитации и абилитации:
1. Стандартизированный комплекс методик для оценки развития детей дошкольного возраста (Л.A. Венгер).
2. Диагностика развития речи (М.П. Злобенко, О.Н. Ерофеева).
3. Забрамная С.Д., Боровик О.В. "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей".
4. Комплексная методика психолого-педагогического обследования дошкольников с помощью таблиц (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик).
5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Психолого-педагогическая диагностика. Оценка готовности ребенка к началу школьного обучения.
6. Диагностика готовности ребенка к школе. Тест Керна - Иерасека.
7. Методика Н.И. Гуткиной "Домик" (готовность к школе).
8. Тест "Способность к обучению в школе" Г. Вицлака.
Методики диагностики восприятия:
1. Методика "Чего не хватает на этих рисунках?".
2. Методика "Узнай, кто это".
3. Методика "Какие предметы спрятаны в рисунках?".
Методики диагностики внимания:
1. Методика "Найди и вычеркни".
2. Методика "Проставь значки".
3. Методика "Запомни и расставь точки".
Методики оценки развития мышления:
1. Методика "Времена года".
2. Методика "Что здесь лишнее?".
3. Методика "Кому чего недостает?".
4. Методика "Раздели на группы".
5. Методика "Воспроизведи рисунки".
6. Методика "Обведи контур".
7. Методика "Лабиринт".
8. Методика "Отгадай загадки".
9. Методика "Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок.
10. Методика "Обследование умения составлять связный текст по картинкам".
11. Понимание скрытого смысла текста.
Методики диагностики памяти:
1. Методика "Узнай фигуры".
2. Методика "Запомни рисунки".
3. Методика "Запомни цифры".
Методики диагностики речи:
1. Методика "Расскажи по картинке".
2. Методика "Назови слова".
3. Методика "Аналитическая проверка произношения".
4. Методика "Обследование словарного запаса".
5. Методика "Звуковые прятки".
6. Методика "Аналитическая проверка произношения".
7. Определение общего уровня развития коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
8. Диктант, изложение.
9. Грамматическое задание.
Методики диагностики воображения:
1. Исследование продуктивности воображения (В.П. Глухов, 1985).
2. Исследование индивидуальных особенностей воображения (В.П. Глухов, 1985).
3. Методика "Придумай рассказ" (Р.С. Немов, 1997).
4. Методика "Придумай игру" (Е.А. Панько).
Логопедические методики:
1. Архипова Е.Ф. "Технологии коррекционно-логопедической работы".
2. Методика формирования языковой системы Новиковой-Иванцовой Т.М. (МФЯС).
3. Бессонова Т.П., Грибова О.Е., Корнев А.Н., Лурия А.Р. "Выделение заданного звука из слова (на слух)". "Звуковой анализ".
4. Венгер Л.А. Методика "Графический диктант".
5. Методика. "Графический диктант" Д.Б. Эльконина.
6. Волкова Г.А. "Логопедическая ритмика".
7. Иншакова О.Б. "Методика обследования самостоятельной речи".
8. Лурия А.Р. "Понимание и употребление в речи всех предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов".
9. Макарова А.К. "Методика обследования слоговой структуры слова".
10. Pay Ф.Ф., Фомичева М.Ф. "Методика обследования звукопроизношения".
11. Смирнова И.А. "Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алания, дизартрия, ОНР".
12. Чиркина Г.В. "Визуальный осмотр", "Оценка строения и двигательных функций артикуляционного аппарата":
1) особенности анатомического строения;
2) соотношение нарушений;
3) объем пассивного и активного словарного запаса (названия предметов, действий, качеств предмета - конкретная лексика).
13. Чиркина Г.В. "Оценка уровня сформированности навыка письма".
14. Чиркина Г.В. "Выявление состояния устно-речевых предпосылок письменной речи". "Оценка потенциальной готовности к овладению самостоятельной письменной речью".
15. Чиркина Г.В., Грибова О.Е. "Оценка состояния звукопроизношения".
16. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Каше Г.А., Грибова О.Е. "Объем пассивного и активного словарного запаса".
Методики альтернативной, поддерживающей и дополнительной (невербальной) коммуникации:
1. Кроссли Р., Метод FC (Facilitated Communication - облегченная, облегчаемая, или альтернативная коммуникация).
2. Альтернативная коммуникация посредством системы жестов.
3. Альтернативная коммуникация посредством символов:
1) Блисс-символы;
2) Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC);
3) Боровенко Т.Г., Визель Т.Г., Шкловский В.М., Метод пиктограмм для восстановления коммуникации;
4) Картиночные символы коммуникации (PCS);
5) Система символов Виджит (Widgit Literacy Symbols);
6) Система Сигсимволы;
7) Коммуникативные таблицы;
8) Коммуникативные книги;
9) Альтернативная система обучения коммуникации "PECS" (Picture Exchange Communication System).
4. Альтернативная коммуникация посредством орфографического письма.
5. Альтернативная коммуникация посредством предметных символов (Словесные кубики Примака).
6. Глен Доман, Шаничи Сузуки "Глобальное чтение", Маниченко А.А. "Читаем с пеленок", Штягинова Е.А. "Альтернативная коммуникация".
7. Маргарет Уокер "Макатон".
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) проведенных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Качественная оценка динамических изменений социально-педагогического статуса после реализованных реабилитационных мероприятий
Результаты восстановления (формирования) способности к обучению, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Базовые компетенции (навыки и умения), необходимые для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.) |
|
|
Общая осведомленность и познавательная активность |
|
|
Уровень обучаемости и освоения новой информации |
|
|
Уровень владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью |
|
|
Уровень развития мелкой моторики у ребенка-инвалида |
|
|
Уровень сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий курса социально-педагогической реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-педагогического статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-педагогический статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
|
|
социально-педагогический статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
социально-педагогический статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
1 |
1-2 |
Консультирование |
1 |
1-2 |
Практические занятия |
18 |
10-26 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
22 |
12-32 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.