Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Социально-педагогическая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с тяжелыми множественными нарушениями структур и функций организма вследствие врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Педагог-психолог |
Специалист по работе с семьей |
Логопед/дефектолог |
Социальный педагог |
4. Перечень мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов
N |
Наименование мероприятия по социально-педагогической реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Примечание |
1 |
Социально-педагогическая диагностика |
Ребенок-инвалид |
Первичная социально-педагогическая диагностика |
Ребенок-инвалид |
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика |
||
2 |
Информирование |
Родитель/законный представитель |
|
3 |
Консультирование |
Родитель/законный представитель |
|
4 |
Практические коррекционно-развивающие занятия (тренинги) |
Ребенок-инвалид |
|
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
Социально-педагогическая диагностика |
Первичная социально-педагогическая диагностика |
- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), педагогическая характеристика, заключение дефектолога и других специалистов); - сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством анкетирования родителя/законного представителя; - проведение педагогического (дефектологического и/или логопедического) обследования, направленного на определение: уровня развития у ребенка-инвалида речевого развития и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, чтения на языке письма с учетом возможностей ребенка-инвалида и др.); уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности в целом; уровня обучаемости и освоения новой информации ребенком-инвалидом; предпочтений и интересов у ребенка-инвалида; уровня владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью; уровня развития мелкой моторики у ребенка-инвалида; уровня сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) у ребенка-инвалида и др.; - формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего: оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку нуждаемости в специальных условиях получения образования; рекомендации по социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; индивидуальный план социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в использовании TCP и ассистивных технологий в рамках социально-педагогической реабилитации и абилитации и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика |
- проведение педагогического (дефектологического и/или логопедического) обследования, направленного на определение сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"), а именно: уровня развития у ребенка-инвалида речевого развития и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, чтения с учетом возможностей ребенка-инвалида и др.); уровня владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью; уровня развития мелкой моторики у ребенка-инвалида; уровня сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) у ребенка-инвалида и др.; - формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего: оценку количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики; оценку эффективности проведенного реабилитационного курса на основании определения динамики социально-педагогического статуса ребенка-инвалида; рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается) |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог |
||
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|||
|
Информирование родителя/законного представителя |
|
- информирование о целях, задачах, мероприятиях, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации; - информирование о различных вариантах получения общего образования (в том числе с учетом заключения ПМПК, разработки СИПР, склонностей и интересов ребенка-инвалида); - информирование о возможности получения образования по специализированным образовательным программам: адаптированной образовательной программе (АОП), адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и др.; - информирование об организациях, осуществляющих обучение; - информирование о современных TCP и ассистивных технологиях для обучения, в том числе приобретаемых за счет средств родителя/законного представителя ребенка-инвалида; - информирование о нормативном правовом регулировании порядка реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей |
Итого по мероприятию |
1,0 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Консультирование родителя/законного представителя |
|
- консультирование по вопросам использования TCP и ассисивных технологий, специальных учебных пособий для целей получения образования; - консультирование по разработке образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения общего образования); - консультирование по вопросам выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступности; - консультирование по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (самостоятельного развития речи, коррекции чтения и письма с учетом возможностей ребенка-инвалида) |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей |
Итого по мероприятию |
0,5 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Практические коррекционно-развивающие занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом |
|
- достижение сотрудничества с ребенком-инвалидом и установление руководящего контроля во взаимодействии с ним; - формирование учебного поведения (понимание и выполнение инструкций, выдерживание времени занятий в учебном режиме и др.); - формирование (восстановление) коммуникативных навыков; - формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и др.); - формирование (восстановление) навыков длительного удерживания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности; - обучение и отработка навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях; - проведение с ребенком-инвалидом логопедических занятий по коррекции речевых нарушений, нарушений чтения и письма, в том числе с использованием компьютерных технологий; - проведение занятий по использованию TCP и ассистивными технологиями для целей получения образования; - обучение пользованию TCP для организации процесса обучения; - обучение пользованию компьютером, в том числе электронными ресурсами (государственными порталами "Госуслуги", "Росреестр", электронной медицинской картой и др.) |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей |
Итого по мероприятию |
0,5 |
16 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
10-22 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ: |
|
20 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
15-25 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социально-педагогической диагностики, отражающего эффективность проведения реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечания |
||||
1 |
Средства для проверки (испытания) и оценки устной речи |
04 25 03 |
1 |
|
||||
2 |
Средства для тестирования и оценки психических функций организма |
04 25 06 |
1 |
|
||||
3 |
Вспомогательные средства для тренировки (обучения) способности различать и сравнивать |
04 36 03 |
1 |
|
||||
4 |
Вспомогательные средства для тренировки и обучения способности ориентироваться |
04 36 06 |
1 |
|
||||
5 |
Вспомогательные средства обучения последовательности действий |
05 12 06 |
1 |
|
||||
6 |
Вспомогательные средства обучения навыкам умозрительного восприятия |
05 12 12 |
1 |
|
||||
7 |
Вспомогательные средства обучения способности классифицировать |
05 12 15 |
1 |
|
||||
8 |
Вспомогательные средства обучения социальному поведению |
05 27 06 |
1 |
|
||||
9 |
Средства для рисования и рукописи |
22 12 03 |
1 |
|
||||
10 |
Доски для письма, доски для черчения и доски для рисования |
22 12 06 |
1 |
|
||||
11 |
Оборудование площадок для игр |
30 03 06 |
1 |
|
9. Примерный перечень методик социально-педагогической реабилитации и абилитации:
1. Стандартизированный комплекс методик для оценки развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер).
2. Диагностика развития речи (М.П. Злобенко, О.Н. Ерофеева).
3. Забрамная С.Д., Боровик О.В. "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей".
4. Комплексная методика психолого-педагогического обследования дошкольников с помощью таблиц (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик).
5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Психолого-педагогическая диагностика. Оценка готовности ребенка к началу школьного обучения.
6. Диагностика готовности ребенка к школе. Тест Керна - Иерасека.
7. Методика Н.И. Гуткиной "Домик" (готовность к школе).
8. Тест "Способность к обучению в школе" Г. Вицлака.
Методики диагностики восприятия:
1. Методика "Чего не хватает на этих рисунках?".
2. Методика "Узнай, кто это".
3. Методика "Какие предметы спрятаны в рисунках?".
Методики диагностики внимания:
1. Методика "Найди и вычеркни".
2. Методика "Проставь значки".
3. Методика "Запомни и расставь точки".
Методики оценки развития мышления:
1. Методика "Времена года".
2. Методика "Что здесь лишнее?".
3. Методика "Кому чего недостает?".
4. Методика "Раздели на группы".
5. Методика "Воспроизведи рисунки".
6. Методика "Обведи контур".
7. Методика "Лабиринт".
8. Методика "Отгадай загадки".
9. Методика "Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок.
10. Методика "Обследование умения составлять связный текст по картинкам".
11. Понимание скрытого смысла текста.
Методики диагностики памяти:
1. Методика "Узнай фигуры".
2. Методика "Запомни рисунки".
3. Методика "Запомни цифры".
Методики диагностики речи:
1. Методика "Расскажи по картинке".
2. Методика "Назови слова".
3. Методика "Аналитическая проверка произношения".
4. Методика "Обследование словарного запаса".
5. Методика "Звуковые прятки".
6. Методика "Аналитическая проверка произношения".
7. Определение общего уровня развития коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
8. Диктант, изложение.
9. Грамматическое задание.
Методики диагностики воображения:
1. Исследование продуктивности воображения (В.П. Глухов, 1985).
2. Исследование индивидуальных особенностей воображения (В.П. Глухов, 1985).
3. Методика "Придумай рассказ" (Р.С. Немов, 1997).
4. Методика "Придумай игру" (Е.А. Панько).
Логопедические методики:
5. Архипова Е.Ф. "Технологии коррекционно-логопедической работы".
6. Бессонова Т.П., Грибова О.Е., Корнев А.Н., Лурия А.Р. "Выдел
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.