Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Социально-психологическая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды вследствие отдельных социально-значимых инфекционных заболеваний, поствакцинальных осложнений, приведших к нарушениям различных функций организма.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
|
4. Перечень мероприятий по социально-психологической реабилитации и абилитации детей-инвалидов
N |
Наименование мероприятия по социально-психологической реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Примечание |
1 |
Социально-психологическая диагностика |
Ребенок-инвалид |
Первичная социально-психологическая диагностика |
Ребенок-инвалид |
Повторная(контрольная) социально-психологическая диагностика |
||
2 |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/законный представитель |
|
3 |
Психологическое консультирование |
Ребенок-инвалид; родитель/законный представитель |
Индивидуально-личностное психологическое консультирование |
Семейное консультирование (по запросу) | |||
4 |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
Ребенок-инвалид |
|
5 |
Социально-психологические тренинги |
Ребенок-инвалид |
|
6 |
Социально-психологическое просвещение |
Родитель/законный представитель |
|
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-психологической реабилитации и абилитации для детей-инвалидов
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
Социально-психологическая диагностика |
Первичная социально-психологическая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-психологической реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-психологического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя); - исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений высших психических функций, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности, оценки суицидального риска с помощью пато- и нейропсихологических методик и личностных тестов; используются вербальные и невербальные формы диагностического материала; - исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений когнитивно-интеллектуальных функций, эмоционально-волевой и личностной сфер методами аппаратно-программной диагностики; - исследование локомоторных функций (включая крупную и мелкую моторику) нейропсихологическими методами (при необходимости); - исследование локомоторных функций (включая крупную и мелкую моторику) методами аппаратно-программной диагностики (при необходимости); - формирование заключения по результатам первичной социально-психологической диагностики, которое должно содержать: оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); рекомендации по социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; индивидуальный план социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с указанием объема конкретных мероприятий социально-психологической реабилитации и абилитации, их количества |
|
|
Индивидуальная |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) социально-психологическая диагностика |
- беседа с ребенком-инвалидом, в том числе с целью определения уровня удовлетворенности качеством реабилитационных мероприятий по социально-психологической реабилитации; - анкетирование ребенка-инвалида (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью); - проведение диагностических методик для оценки уровня развития высших психических функций, состояния психоэмоциональной сферы, степени сформированности коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и др. (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни", "Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь"), включая: - исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений высших психических функций, эмоционально-волевых, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности, оценки суицидального риска с помощью пато- и нейропсихологических методов, а также личностных методик (опросники, тесты) с учетом принципа комплексности (всесторонности) обследования; - исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений когнитивно-интеллектуальных функций, эмоционально-волевой и личностной сфер методами аппаратно-программной диагностики; - исследование локомоторных функций (включая крупную и мелкую моторику) нейродиагностическими методами (при необходимости); - исследование локомоторных функций (включая крупную и мелкую моторику) методами аппаратно-программной диагностики (при необходимости); - формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-психологической диагностики ребенка-инвалида, которое должно содержать: оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку эффективности проведенного курса социально-психологической реабилитации (на основании анализа динамики количественных и качественных психологических показателей); рекомендации по дальнейшей социально-психологической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида (с 14 лет) реализованными мероприятиями по социально-психологической реабилитации и абилитации |
|
|
Индивидуальная |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
||
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|||
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя |
|
- изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социально-психологической реабилитации и абилитации; - информирование родителя/законного представителя о специфике раскрытия ВИЧ-статуса ребенку в зависимости от возраста и личностных особенностей ребенка (при необходимости); - информирование об организациях, реализующих мероприятия по социально-психологической реабилитации и др. |
|
|
Индивидуальная |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
Итого по мероприятию |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Психологическое консультирование ребенка-инвалида, родителя/законного представителя |
Индивидуально-личностное психологическое консультирование |
Консультирование, направленное на проработку и решение обусловленных болезнью и инвалидностью проблем, включая: - формирование и коррекцию самосознания (внутренняя картина болезни и инвалидности; формирование гармоничного типа отношения к болезни с целью психологической адаптации к заболеванию); - коррекцию эмоциональной, мотивационной, ценностно-смысловой сфер, копинг-компетентности, обеспечивающих реабилитационную приверженность личности к активному участию в бытовой, образовательной, производственной, межличностной, культурно-досуговой, а также здоровьесберегающей деятельности и др.: работу с актуальными переживаниями, сопровождающими социально-значимое инфекционное заболевание (тревога, страх, агрессия, сниженный фон настроения и др.); работу с глубинными переживаниями, сопровождающими социально-значимое инфекционное заболевание (обида, чувство вины, стыд, изоляция (самостигматизация) и т.д.); работу с деструктивными психологическими защитами; расширение диапазона совладающего со стрессом поведения (адаптивные копинг-стратегии), а также поиск внешних и внутренних ресурсов для повышения функциональности; профилактику суицидального поведения; профилактику социальной изоляции и дезадаптации |
|
|
Индивидуальная |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
Итого |
1,0 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-3 |
||||||
Семейное консультирование |
Консультирование, целью которого является решение проблем детско-родительских отношений (минимизация эмоциональной и социальной изоляции, установление адекватной коммуникации, уменьшение родительской гиперопеки; профилактика кризисных ситуаций в семье и т.д.) и др. |
|
|
||||
Итого |
1,0 |
1 |
|||||
Диапазонный показатель |
1-2 |
||||||
Итого по мероприятию |
2,0 |
3 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
2-4 |
|
|
||||
|
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с ребенком-инвалидом |
|
- коррекция психоэмоциональной сферы психологическими и психотерапевтическими методами; - коррекция психоэмоциональной сферы аппаратно-программными методами; - развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) различными психологическими и психотерапевтическими методами и др.; - развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) аппаратно-программными методами и др. - коррекция и развитие высших психических функций посредством пато- и нейрокоррекционных методов; - коррекция и развитие высших психических функций с использованием аппаратно-программных методов; - коррекция локомоторных функций (включая крупную и мелкую моторику) посредством пато- и нейрокоррекционных методов (при необходимости); - коррекция локомоторных функций (включая крупную и мелкую моторику) с использованием аппаратно-программных методов (при необходимости) |
|
|
Индивидуальная |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
Итого по мероприятию |
0,5 |
10 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
7-17 |
|
|
||||
|
Социально-психологические тренинги с ребенком-инвалидом |
|
- формирование навыков эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии ребенка-инвалида с представителями социума; - развитие и личностный рост ребенка-инвалида (повышение стрессоустойчивости, уверенности в себе, снижение агрессивности, тревожности и др.); - обучение техникам саморегуляции, релаксации и др. |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
Итого по мероприятию |
1,5 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Социально-психологическое просвещение родителя/законного представителя |
|
- профилактика развития психологических нарушений посредством повышения у ребенка-инвалида и его родителей (законных представителей) психологической грамотности и социально-психологической компетентности, а также формирование потребности (мотивации) использовать эти знания в работе над собой и различными проблемами социально-психологического характера и др., в том числе с использованием раздаточного материала, вебинаров, лекций и др. |
|
|
Групповая |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
Итого по мероприятию |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ: |
|
18 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
14-22 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социально-психологической диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечание |
|
1 |
Средства для тестирования и оценки психических функций организма, в том числе аппаратно-программными методами |
04 25 06 |
1 |
|
|
2 |
Устройства для тренировки пальцев и кистей рук, в том числе стол механотерапии, шнуровки |
04 48 12 |
1 |
|
|
3 |
Вспомогательные средства для обучения (тренировки) сенсорной интеграции, включая сенсорную комнату и песочную терапию |
04 36 09 |
1 |
|
|
4 |
Вспомогательные средства для тренировки памяти |
05 12 03 |
1 |
|
|
5 |
Вспомогательные средства для тренировки внимания |
05 12 09 |
1 |
|
|
6 |
Вспомогательные средства обучения навыкам умозрительного восприятия |
05 12 12 |
1 |
|
|
7 |
Вспомогательные средства обучения способности решать различные проблемы |
05 12 18 |
1 |
|
|
8 |
Вспомогательные средства обучения навыкам индуктивного/дедуктивного мышления |
05 12 21 |
1 |
|
|
9 |
Вспомогательные средства для развития способности понимать причину и следствие |
05 12 24 |
1 |
|
9. Примерный перечень методик социально-психологической реабилитации и абилитации:
Диагностические методики:
1. Абрамс А., Эмчин А. "Человек под дождем".
2. Друкаревич М.З. "Несуществующее животное".
3. Бажин Е.Ф., Эткинд A.M. "Экспресс-цветодиагностика эмоциональных состояний".
4. Собчик Л.Н. "Метод цветовых выборов (модифицированный восьмицветовой тест М. Люшера)".
5. Захаров А.И., Панфилова М.А. "Страхи в домиках".
6. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (модификация Тарабриной Н.В.).
7. Ковач М. Опросник детской депрессии (CDI).
8. Спилбергер Ч.Д. Методика на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ханиным Ю.Л.).
9. Кучер А.А., Костюкевич В.П. "Выявление суицидального риска у детей".
10. Щур В.Г. "Лесенка".
11. Панфилова М.А. "Кактус".
12. Методика исследования самооценки по Дембо-Рубинштейн (модификация A.M. Прихожан).
13. Личностная шкала проявлений тревоги Тейлора (TMAS) (адаптирована на русский язык Немчиным Т.А.).
14. Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS), Zigmond A.S., Snaith R.P.
15. Шкала Гамильтона для оценки депрессии (HDRS).
16. Шкала явной тревожности для детей (CMAS).
17. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. "Самочувствие-активность-настроение" (САН).
18. Балашова Т.Н., Елисеев О.П. Шкала депрессии.
19. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунга (ZARS) (адаптирована на русский язык Балашовой Т.Н.).
20. Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Карпова Э.Б., НИПНИ им. В.М. Бехтерева "Тип отношения к болезни" (ТОБОЛ).
21. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд A.M., НИПНИ им В.М. Бехтерева "Уровень субъективного контроля личности" (УСК).
22. НИПНИ им. В.М. Бехтерева Методика диагностики совладающего со стрессом поведения (копинг-стратегии).
23. Диагностическая батарея нейропсихологических тестов (А.Р. Лурия).
24. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте.
25. Глозман Ж.М., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста.
26. Шкала Векслера (детский вариант).
27. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности.
28. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект Семаго для работы в сенсорной комнате.
29. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.
30. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика углубленной психологической диагностики. От раннего до подросткового возраста.
31. Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников.
32. Ахутина Т.В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. Альбом.
33. Ахутина Т.В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. Глава 1-2.
34. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет (Комплект: Монография + Приложение: протоколы обследования). Под общей редакцией Т.В. Ахутиной.
35. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания.
36. Белопольская Н.Л. Методики исследования познавательных процессов у детей 4-6 лет.
37. Белопольская Н.Л. Методики исследования познавательных процессов у детей 6-11 лет.
38. Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний). Руководство по использованию + Стимульный материал.
39. Белопольская Н.Л. Недостающие предметы: Психодиагностическая методика (Модификация методики Г.И. Россолимо) (комплект).
40. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии (Комплект: Практическое руководство + Стимульный материал).
41. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Под редакцией Л.М. Шипицыной.
42. Собчик Л.Н. Методика классификации предметов. Практикум по психодиагностике.
43. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей. Психодиагностика.
44. Салли Годдард Блайт "Оценка нейромоторной готовности к обучению. Диагностический тест уровня развития от ИНФП и школьная коррекционная программа".
45. Немов Р.С. "Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?" (оценивание коммуникативных качеств личности ребенка дошкольного возраста и эмпатии).
46. Тест для оценки мыслительных способностей "Прогрессивные матрицы Равена" (модификация Т.В. Розановой).
47. Методика "Кубики Кооса".
48. Методика "Понимание скрытого смысла в коротких рассказах".
49. Методика "Последовательность картинок".
50. Методика "Подбор слов-антонимов".
51. Переслени Л.И. методика для оценки мыслительных способностей "Угадайка".
52. Исследование личностно-социальной сферы с помощью проективной методики "Рисунок семьи".
53. Методика "Обследование умения составлять связный текст по картинкам".
54. Счет по Э. Крепелину (условием использования методики является умение ребенка производить в уме счетные операции в пределах 20).
55. Методика "Таблицы Шульте".
56. Методика "Подбор парных аналогий".
57. Методика "Простые аналогии".
58. Методика "Простые невербальные аналогии".
59. Методика "Исключение понятий".
60. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. "Разбор и складывание пирамиды".
61. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. "Работа с парными картинками (выбор по образцу)".
62. Тэммл Р., Дорки М., Амэн В. "Тест тревожности".
63. Жиль Р. методика "Межличностные отношения ребенка".
64. Беллак Л. "Детский апперцептивный тест" (CAT).
65. Подмазин С.И. Метод незаконченных предложений.
66. Морено Дж. методика "Социометрия".
67. Геворкян P.M. методика "Особенности проявления воли дошкольников".
68. Бернс Р., Кауфман С. Кинестетический рисунок семьи.
69. Тест школьной тревожности Филлипса (SAS).
70. 14-факторный личностный опросник Кеттелла 14PF/HSPQ.
71. Ассингер А. "Оценка агрессивности в отношениях".
72. Графическая беседа "Мой круг общения".
73. Эткинд A.M. "Цветовой тест отношений".
74. Кеэс П. "Тест школьной зрелости" (адаптация Лидерса А.Г., Колесникова В.Г.).
75. Методика опосредованного запоминания по А.Н. Леонтьеву (стандартный набор изображений).
76. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. "Экспресс-диагностика в детском саду".
77. Методика для исследования уровня сформированности понятийного мышления Выготского-Сахарова.
78. Дюсс Л. тест "Сказка".
79. Синявский В.В., Федорошин В.А. методика "Коммуникативные и организаторские склонности" (КОС).
80. Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Гильбуха Ю.З.).
81. Ряховский В.Ф. "Оценка уровня общительности" (адаптированный вариант).
82. Творогов Н.Д. шкала "Техника общения" (адаптированный вариант).
Коррекционные методики:
1. Ахутина Т.В. Скоро школа. Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математику.
2. Ахутина Т.В. Учимся видеть и называть. Рабочая тетрадь 2.
3. Ахутина Т.В. Учимся видеть и называть. Рабочая тетрадь 1.
4. Ахутина Т.В. Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7-9 лет.
5. Ахутина Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.
6. Талызина Н.К. Альбом для тренировки мозга от нейропсихолога.
7. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у дошкольников.
8. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем внимание с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного младшего школьного возраста.
9. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем память с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
10. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем речь с нейропсихологом. Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
11. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Учимся мыслить с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
12. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
13. Кагарлицкая Г.С. Что за чем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет.
14. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза.
15. Колганова B.C., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. Часть 1.
16. Колганова B.C., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. Часть 2.
17. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. Практическое пособие.
18. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Учимся видеть и называть. Методика развития зрительно-вербальных функций дошкольников. КОМПЛЕКТ: Рабочая тетрадь + Методическое руководство.
19. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Готовимся к школе. Рабочая тетрадь.
20. Праведникова И.И. Развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков. Нейропрописи.
21. Хотылева Т.Ю., Пылаева Н.М. Графические диктанты.
22. Рахмани Мария, Анастасия Ульянова. Раз, два, три! Сравни и забери. Нейропсихологическая игра.
23. Куликова И.С., Сунцова А.В. Прятки-заплатки. Нейропсихологическое лото.
24. Мухаматулина Е., Михеева Н. Попробуй повтори! Нейропсихологическая игра.
25. Два притопа, три прихлопа. Ритмичная нейропсихологическая игра
26. Новикова О. Четыре ключа. Нейропсихологическая игра для развития пространственных представлений.
27. Ткаченко Т.А. Развитие речи и общей моторики у дошкольников.
28. Банди Анита, Лейн Шелли, Мюррей Элизабет. Сенсорная интеграция. Теория и практика.
29. Морозова И.С., Гарусова О.М. Психомоторное развитие дошкольников.
30. Ганичева И.В. Телесноориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). Книга и электронное приложение.
31. Гончарова В.А., Колосова Т.А. Моторные сказки для самых маленьких. Работа с детьми 3-6 лет.
32. Овчинникова Т.С., Черная О.В., Баряева Л.Б. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика.
Методы психологического консультирования и психотерапии:
1. Кризисная интервенция - работа с интенсивными чувствами и проблемой "здесь и сейчас", обусловленной актуальной ситуацией болезни (утрата здоровья, интенсивный страх перед медикаментозной терапией и т.д.).
2. Техники саморегуляции - система обучающих методик, направленных на формирование внутренних средств управления собственным эмоциональным состоянием путем воздействия человека на самого себя с помощью слов (аффирмация), мысленных образов (визуализация), управления мышечным тонусом и дыханием (биологическая обратная связь, методы релаксации, дыхательные упражнения (дыхательная техника VIVATION).
3. Когнитивно-поведенческая терапия направлена на восстановление искаженного восприятия себя, окружающего мира и "избавление" от автоматических мыслей.
4. Семейная психотерапия - это особый вид взаимодействия психотерапевта (или психотерапевтов) с одним или несколькими членами семьи, направленный на коррекцию межличностных отношений и устранение эмоциональных и поведенческих расстройств в семье.
5. Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ). Использование в ходе проведения процедуры ДПДГ повторяющихся серий движений глаз приводит к разблокированию изолированной нейронной сети мозга, где хранится травматический опыт, который, в свою очередь, подвергается десенсибилизации и ускоренной когнитивной переработке.
6. Песочная терапия - метод, где главным инструментом специалистов выступает песочница с речным песком внутри:
1) юнгианская песочница с использованием маленьких игрушек, отражающих все сферы жизни человека;
2) песочница сказкотерапевта (методика "Построение мира") - создание своего мира в песочнице, используя имеющиеся игрушки.
7. Арт-терапия (направление, в котором решение социальных проблем происходит через процесс творчества):
1) пассивная арт-терапия - посещение культурно-досуговых мероприятий, просмотр фильмов и т.д.;
2) активная арт-терапия - творчество своими руками.
8. Музыкотерапия - метод оздоровительного воздействие музыки на психоэмоциональное состояние человека с целью нормализации эмоционального фона, раскрытия творческих возможностей, преодоления сложных жизненных ситуаций.
9. Сказкотерапия - позволяет выявить неосознанные тенденции оценки без социальных установок, с высоким уровнем искренности и с ориентацией на личностные потребности.
10. Игротерапия - метод воздействия на поведение ребенка, созданный на основе педагогических игр, основная цель которого заключается в том, чтобы давать ребенку возможность "прожить" в игре волнующие его ситуации и опробовать различные социальные роли.
11. Психодрама - метод групповой психотерапии, подразумевающий участие группы людей в ролевой игре, в которой разыгрываются острые жизненные ситуации из реальной жизни одного из участников.
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-психологической реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-психологической диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Качественная оценка динамических изменении социально-психологического статуса после реализованных реабилитационных мероприятий
Результаты восстановления (формирования) компонентов психической деятельности, включая личностные характеристики, способствующие повышению активности и участию в жизни общества |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Состояние высших психических функций |
|
|
Состояние психоэмоциональной сферы |
|
|
Состояние личностной сферы |
|
|
Уровень развития моторики (крупной и мелкой) |
|
|
Коммуникативные навыки (вербальные, невербальные) |
|
|
Реабилитационная приверженность |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-психологической реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-психологического статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-психологический статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
|
|
социально-психологический статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
социально-психологический статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по социально-психологической реабилитации и абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
1 |
1-2 |
Консультирование |
3 |
2-4 |
Практические занятия |
10 |
7-17 |
Тренинги |
1 |
1-2 |
Просвещение |
1 |
1-2 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
18 |
14-22 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.