Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Социально-педагогическая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями функций внутренних органов и систем.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Педагог-психолог |
Социальный педагог |
Логопед/дефектолог |
Специалист по работе с семьей |
4. Перечень мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов
N |
Наименование мероприятия по социально-педагогической реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Примечание |
1 |
Социально-педагогическая диагностика |
Ребенок-инвалид |
Первичная социально-педагогическая диагностика |
Ребенок-инвалид |
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика |
||
2 |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); Родитель/законный представитель |
|
3 |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); Родитель/законный представитель |
|
4 |
Практические коррекционно-развивающие занятия (тренинги) |
Ребенок-инвалид |
|
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
Социально-педагогическая диагностика |
Первичная социально-педагогическая диагностика |
- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), педагогическая характеристика, заключения других специалистов); - сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя), анкетирования при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью; - проведение педагогического (дефектологического и/или логопедического) обследования, направленного на определение: уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.); уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности в целом; уровня обучаемости и освоения новой информации ребенком-инвалидом; предпочтений и интересов у ребенка-инвалида; уровня владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью; уровня развития мелкой моторики у ребенка-инвалида; уровня сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) у ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего: оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку нуждаемости в специальных условиях получения образования; рекомендации по социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; индивидуальный план социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в использовании TCP и ассистивных технологий в рамках социально-педагогической реабилитации и абилитации и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей, логопед/дефектолог |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика |
- анкетирование (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью); проведение педагогического обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"), в том числе: уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.); уровня владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью; уровня развития мелкой моторики у ребенка-инвалида; уровня сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) у ребенка-инвалида; уровня осведомленности ребенка-инвалида по вопросам управления заболеванием, нуждаемости обучения ребенка-инвалида в рамках "Школы диабета", "Школы здоровья" для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями или "Астма-школы"; - формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего: оценку количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики; оценку эффективности проведенного реабилитационного курса на основании определения динамики социально-педагогического статуса ребенка-инвалида; оценку уровня осведомленности ребенка-инвалида по вопросам управления заболеванием, нуждаемости обучения ребенка-инвалида в рамках "Школы диабета", "Школы здоровья", "Астма-школы" для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями; рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида (с 14 лет) реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей, логопед/дефектолог |
||
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
|
|
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя |
|
- информирование о целях, задачах, мероприятиях, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов; - информирование о различных вариантах получения общего и профессионального образования (в том числе с учетом заключения ПМПК, склонностей и интересов ребенка-инвалида); - информирование о возможности обучения ребенка-инвалида на дому; информирование о современных TCP и ассистивных технологиях для обучения, в том числе приобретаемых за счет средств родителя/законного представителя ребенка-инвалида; - информирование об организациях, осуществляющих обучение; - информирование о нормативно-правовом регулировании порядка реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации и др.; - информирование о подборе типа образовательного учреждения в соответствии с физическими и психическими способностями инвалида (образовательные учреждения общего назначения с соблюдением специального режима - питания, физической активности; - информирование о проводимых просветительских занятиях для лиц с преимущественными нарушениями функций внутренних органов и систем, в том числе вследствие врожденных аномалий (пороков развития) соответствующих органов и систем (например, "Школа диабета", "Школа здоровья", "Астма-школа" и др.) |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей, логопед/дефектолог |
Итого по мероприятию |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше14 лет), родителя/законного представителя |
|
- консультирование по разработке образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения основного, общего и профессионального образования, в том числе профессиональной переподготовки с получением новой профессии (специальности)); - консультирование по вопросам использования TCP, вспомогательных технических устройств и специальных учебных пособий для целей получения образования (при необходимости); - консультирование по выбору образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступности; - консультирование по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (самостоятельного развития речи, коррекции чтения и письма); - консультирование духовного и полового воспитания и развития ребенка-инвалида и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей, логопед/дефектолог |
Итого по мероприятию |
|
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1,5 |
1-2 |
|
|
|||
|
Практические коррекционно-развивающих занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом |
|
- формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и др.) (при необходимости); - формирование (восстановление) навыков длительного удерживания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности (при необходимости); - обучение и отработка навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях; - обучение правилам питания, контролю физиологических показателей (например, уровня гликемии, при сахарном диабете, пульса, давления, дыхания при нарушениях функций сердечно-сосудистой, дыхательной системы и др.); - обучение пользованию TCP для организации процесса обучения (при необходимости) |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Педагог-психолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей, логопед/дефектолог |
Итого по мероприятию |
|
11 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
0,5 |
5-17 |
|
|
|||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ: |
|
15 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
7-23 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социально-педагогической диагностики, отражающего эффективность проведения реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечание |
|
1 |
Средства для проверки (испытания) и оценки устной речи |
04 25 03 |
1 |
|
|
2 |
Средства для тестирования и оценки психических функций организма |
04 25 06 |
1 |
|
|
3 |
Материалы для проверки (испытания) и оценки способности обучаться |
04 25 09 |
1 |
|
|
4 |
Вспомогательные средства обучения способности классифицировать |
05 12 15 |
1 |
|
|
5 |
Вспомогательные средства обучения последовательности действий |
05 12 06 |
1 |
|
|
6 |
Вспомогательные средства обучения навыкам умозрительного восприятия |
05 12 12 |
1 |
|
|
7 |
Вспомогательные средства обучения способности классифицировать |
05 12 15 |
1 |
|
|
8 |
Вспомогательные средства обучения способности решать различные проблемы |
05 12 18 |
1 |
|
|
9 |
Вспомогательные средства обучения навыкам индуктивного/дедуктивного мышления |
05 12 21 |
1 |
|
|
10 |
Вспомогательные средства для развития способности понимать причину и следствие |
05 12 24 |
1 |
|
|
11 |
Игрушки |
30 03 03 |
1 |
|
|
12 |
Оборудование площадок для игр |
30 03 06 |
1 |
|
|
13 |
Игры |
30 03 09 |
1 |
|
9. Примерный перечень методик социально-педагогической реабилитации и абилитации:
Общие методики:
1. Анализ продуктов деятельности ребенка.
2. Определение общего уровня развития коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
3. Самооценка учебных успехов и "зоны незнания".
4. Сформированность познавательных учебных действий.
5. Диктант, изложение.
6. Грамматическое задание.
7. Беседа: представления об окружающем.
8. Методика диагностики умственных нарушений Стребелевой Е.А..
9. Стандартизированный комплекс методик для оценки развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер).
10. Диагностика развития речи (М.П. Злобенко, О.Н. Ерофеева).
11. Комплексная методика психолого-педагогического обследования дошкольников с помощью таблиц (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик)
12. Диагностика готовности ребенка к школе. Тест Керна-Иерасека.
1) копирование фразы "Ей дан чай";
2) Срисовывание группы точек;
3) Рисунок человека.
13. Методика Н.И. Гуткиной "Домик" (готовность к школе).
14. Тест "Способность к обучению в школе" Г. Вицлака (1972 г.).
15. Методика "Графический диктант" Д.Б. Эльконина.
16. Методика "Рисование по точкам" или "Образец и правило" (А.Л. Венгер).
Методики диагностики восприятия:
1. Методика "Чего не хватает на этих рисунках?".
2. Методика "Узнай, кто это".
3. Методика "Какие предметы спрятаны в рисунках?".
4. Методика "Чем залатать коврик?".
Методики диагностики состояния внимания:
1. Методика "Найди и вычеркни".
2. Методика "Проставь значки".
3. Методика "Запомни и расставь точки".
Методики оценки развития мышления:
1. Методика "Времена года".
2. Методика "Что здесь лишнее?".
3. Методика "Кому чего недостает?".
4. Методика "Раздели на группы".
5. Методика "Воспроизведи рисунки".
6. Методика "Вырежи фигуры".
7. Методика "Обведи контур".
8. Методика "Лабиринт".
9. Методика "Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок".
10. Методика "Выделение двух существенных признаков".
11. Методика "Последовательные картинки" (тест умственного развития младшего школьника) Е.М. Борисова, В.П. Арсланьян.
Методики диагностики памяти:
1. Методика "Узнай фигуры".
2. Методика "Запомни рисунки".
3. Методика "Запомни цифры".
Методики диагностики речевых функций:
1. Методика "Расскажи по картинке".
2. Методика "Назови слова".
3. Методика для выяснения пассивного словарного запаса.
Методики диагностики воображения:
1. Исследование продуктивности воображения (В.П. Глухов, 1985).
2. Исследование индивидуальных особенностей воображения (В.П. Глухов, 1985).
3. Методика "Придумай рассказ" (Немов Р.С.,1997).
4. Методика "Придумай игру" (Е.А. Панько).
5. Понимание скрытого смысла текста.
Логопедические методики:
1. Архипова Е.Ф. "Технологии коррекционно-логопедической работы".
2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е., Корнев А.Н., Лурия А.Р. "Выделение заданного звука из слова (на слух)". "Звуковой анализ".
3. Венгер Л.А. Методика "Графический диктант".
4. Волкова Г.А. "Логопедическая ритмика".
5. Забрамная С.Д., Боровик О.В. "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей".
6. Иншакова О.Б. "Методика обследования самостоятельной речи".
7. Лурия А.Р. "Понимание и употребление в речи всех предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов". "Оценка сформированности сложных пространственных и квазипространственных представлений".
8. Макарова А.К. "Методика обследования слоговой структуры слова".
9. Pay Ф.Ф., Фомичева М.Ф. "Методика обследования звукопроизношения".
10. Смирнова И.А. "Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДПП. Алалия, дизартрия, ОНР".
11. Чиркина Г.В. "Визуальный осмотр", "Оценка строения и двигательных функций артикуляционного аппарата":
1) особенности анатомического строения;
2) соотношение нарушений;
3) объем пассивного и активного словарного запаса (названия предметов, действий, качеств предмета - конкретная лексика).
12. Чиркина Г.В. "Оценка уровня сформированности навыка письма".
13. Чиркина Г.В. "Выявление состояния устно-речевых предпосылок письменной речи". "Оценка потенциальной готовности к овладению самостоятельной письменной речью".
14. Чиркина Г.В., Грибова О.Е. "Оценка состояния звукопроизношения".
15. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Каше Г.А., Грибова О.Е. "Объем пассивного и активного словарного запаса".
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Качественная оценка динамических изменений социально-педагогического статуса после реализованных реабилитационных мероприятий
Результаты восстановления (формирования) способности к обучению, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Базовые компетенции (навыки и умения), необходимые для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.) |
|
|
Общая осведомленность и познавательная активность |
|
|
Уровень обучаемости и освоения новой информации |
|
|
Уровень владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью |
|
|
Уровень развития мелкой и крупной моторики у ребенка-инвалида |
|
|
Уровень сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-педагогического статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-педагогический статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
|
|
социально-педагогический статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
социально-педагогический статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
1 |
1-2 |
Консультирование |
1 |
1-2 |
Практические занятия |
11 |
5-17 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
15 |
7-23 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.