Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VII. Адаптивная физическая культура (АФК)
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями сенсорных функций (зрения).
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по адаптивной физической культуре и спорту (инструктор-методист по АФК и адаптивному спорту)*/врач по лечебной физкультуре/инструктор по ЛФК |
|
______________________________
* Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 апреля 2019 г. N 197н "Об утверждении профессионального стандарта "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту".
4. Перечень мероприятий по реабилитации или абилитации детей-инвалидов методами адаптивной физической культуры
N |
Наименование мероприятия по адаптивной физической культуре |
Получатель мероприятия |
Примечание |
1 |
Диагностика |
Ребенок-инвалид |
Первичная диагностика |
Ребенок-инвалид |
Повторная (контрольная) диагностика |
||
2 |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/законный представитель |
|
3 |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/законный представитель |
|
4 |
Практические занятия, проводимые в группах и/или индивидуально |
Ребенок-инвалид |
|
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий реабилитации или абилитации детей-инвалидов методами адаптивной физической культуры
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
Диагностика |
Первичная диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в информировании и консультировании инвалида и членов его семьи по вопросам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (включая адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля), при необходимости с привлечением родителя/законного представителя, с целью выявления психофизиологических особенностей ребенка-инвалида, с целью определения индивидуальных потребностей в области развития физических и жизненно важных навыков; - выявление отсутствия у детей-инвалидов медицинских противопоказаний для занятий по программе адаптивной физической культуры; - проведение исследования: мобильности (изменение позы тела при положениях лежа, на корточках или на коленях, сидя или стоя, наклон и перемещение центра тяжести; нахождение в положении лежа, на корточках, на коленях, стоя и сидя; поднятие, перенос с использованием рук, плеч, бедер и спины, головы, размещение объектов; перемещение объектов стопами; ходьба на короткие или длинные расстояния; ходьба по различным поверхностям; ходьба вокруг препятствий; ползанье; преодоление препятствий; бег; бег трусцой; прыжки; плавание; передвижение в пределах своего жилища; ползание или преодоление препятствий в пределах своего жилища; ходьба и передвижение вне своего жилища, и другие сочетания двигательной активности), в том числе с использованием высокотехнологического оборудования; способности к манипулированию предметами и объектами; уровня толерантности к физическим нагрузкам ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам первичной диагностики, содержащего оценку физического состояния ребенка-инвалида; - индивидуальный план физической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий АФК, их количества, необходимости использования TCP и вспомогательных технических устройств и др. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по адаптивной физической культуре и спорту (инструктор-методист по АФК и адаптивному спорту)/врач по лечебной физкультуре/инструктор по ЛФК |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) диагностика |
- опрос и анкетирование ребенка-инвалида с целью определения уровня оценки его удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий по АФК (включая адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.) или с опорой на слуховой анализатор); - тестовые задания и функциональные пробы для оценки физических показателей и уровня толерантности к физическим нагрузкам ребенка-инвалида (МКФ "Мобильность"), а именно исследование: мобильности (изменение позы тела при положениях лежа, на корточках или на коленях, сидя или стоя, наклон и перемещение центра тяжести; нахождение в положении лежа, на корточках, на коленях, стоя и сидя; поднятие, перенос с использованием рук, плеч, бедер и спины, головы, размещение объектов; перемещение объектов стопами; ходьба на короткие или длинные расстояния; ходьба по различным поверхностям; ходьба вокруг препятствий; ползанье; преодоление препятствий; бег; бег трусцой; прыжки; плавание; передвижение в пределах своего жилища; ползание или преодоление препятствий в пределах своего жилища; ходьба и передвижение вне своего жилища, и другие сочетания двигательной активности), в том числе с использованием высокотехнологического оборудования; способности к манипулированию предметами и объектами; уровня толерантности к физическим нагрузкам ребенка-инвалида; формирование заключения по итогам повторной диагностики ребенка-инвалида, содержащего: оценку физических показателей ребенка-инвалида; оценку эффективности проведенного курса АФК (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной диагностики); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида (с 14 лет) реализованными мероприятиями по АФК; рекомендации по дальнейшим мероприятиям АФК, информационной поддержке физической и спортивной деятельности (нуждается - не нуждается) |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по адаптивной физической культуре и спорту (инструктор-методист по АФК и адаптивному спорту)/врач по лечебной физкультуре/и нструктор по ЛФК |
||
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|||
. |
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя |
- о порядке реализации мероприятий по АФК; - о правах получателя мероприятий, предоставление информации об организациях-поставщиках и перечню мероприятий по АФК, которые они реализуют; - об имеющейся спортивной инфраструктуре в субъекте, приближенной к месту проживания ребенка-инвалида; - о возможностях сочетания методов АФК с иными методами и средствами физической реабилитации |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по адаптивной физической культуре и спорту (инструктор-методист по АФК и адаптивному спорту)/врач по лечебной физкультуре/инструктор по ЛФК |
|
Итого по мероприятию |
0,5 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя |
консультирование по вопросам: - реабилитации ребенка-инвалида методами АФК; - значимости АФК в комплексной реабилитации и абилитации; - возможностей применения методов АФК в процессе физической реабилитации и абилитации детей-инвалидов; - по безопасности во время занятий АФК; - особенностей проведения домашних занятий для детей-инвалидов с преимущественными нарушениями сенсорных функций (зрения) и др. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по адаптивной физической культуре и спорту (инструктор-методист по АФК и адаптивному спорту)/врач по лечебной физкультуре/инструктор по ЛФК |
|
Итого по мероприятию |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Практические занятия с ребенком-инвалидом |
проведение практических занятий (тренингов), в том числе с использованием высокотехнологичного оборудования, направленных на: - формирование и (или) восстановление мобильности ребенка-инвалида в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств, а именно: принятие, изменение положения тела и перемещение с одного места в другое (изменение позы тела при положениях лежа, на корточках или на коленях, сидя или стоя, наклон и перемещение центра тяжести); пребывание в необходимом положении сколько требуется (нахождение в положении лежа, на корточках, на коленях, стоя и сидя); перемещение с одной поверхности на другую (перемещение тела сидя или лежа); - формирование и (или) восстановление способности к манипулированию предметами и объектами ребенка-инвалида в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств, а именно: подъем объекта и перекладывание чего-либо с одного места на другое (поднятие, перенос с использованием рук, плеч, бедер и спины, головы, размещение объектов); выполнение координированных действий с целью перемещения объектов ногами и стопами (толкание ногами; удар ногой); - формирование и (или) восстановление способности к передвижению: передвижение по поверхности пешком, шаг за шагом, так, что одна нога всегда касается поверхности (ходьба на короткие или длинные расстояния; ходьба по различным поверхностям; ходьба вокруг препятствий); передвижение из одного места в другое способами, отличающимися от ходьбы (ползанье, преодоление препятствий, бег, бег трусцой, прыжки, плавание); передвижение из одного места в другое, по любой поверхности или в любом месте, используя специальные средства, предназначенные для облегчения передвижения или передвижения особым образом (передвижение с помощью тактильной трости); - увеличение толерантности к физическим нагрузкам, восстановление двигательных функций посредством: - физических упражнений; - мышечной гимнастики; - дыхательных упражнений; - занятий на тренажерах и с помощью тренажёрных устройств; - физиотерапии; - гидротерапии; - массажа; - естественно-средовых факторов |
|
|
Групповая и/или индивидуальная |
Специалист по адаптивной физической культуре и спорту (инструктор-методист по АФК и адаптивному спорту )/врач по лечебной физкультуре/инструктор по ЛФК |
|
Итого по мероприятию |
1,0 |
12 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
8-16 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ: |
|
16 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
9-23 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий методами адаптивной физической культуры; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечание |
1 |
Вспомогательные средства для обучения (тренировки) ходьбе |
04 48 07 |
1* |
|
2 |
Устройства для тренировки пальцев и кистей рук |
04 48 12 |
|
|
3 |
Устройства для тренировки рук, тренировки туловища и тренировки ног |
04 48 15 |
|
|
4 |
Вспомогательные средства для командных видов спорта с мячом |
30 09 03 |
1 |
|
5 |
Вспомогательные средства для занятий другими видами спорта |
30 09 39 |
1 |
|
______________________________
* Допустимо наличие минимум одного из указанных наименований.
9. Примерный перечень методик АФК:
Общие методики:
1. Разнообразные комплексы общеукрепляющих упражнений.
2. Двигательная рекреация.
3. Утренняя гимнастика.
4. Дыхательные упражнения
Специальные методики:
1. Программы виртуальной реабилитации типа "Орторент виртуал".
2. Комплексы занятий на тренировочных платформах типа "balance system sd", "biodex medical balance system sd".
3. Комплексы занятий, проводимые посредством подвесных систем типа "Экзарта".
Занятия на высокотехнологичном оборудовании:
1. Методика "The MOVE Programme" (Основана на активности по принципу "Сверху вниз" с целью ребенка-инвалида основным функциональным моторным навыкам, необходимым в жизни. Формирует навыки и увеличивает степень независимости в процессе сидения, стояния и ходьбе).
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий комплексной реабилитации и абилитации методами адаптивной физической культуры (АФК) производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Качественная оценка динамических изменений физического состояния и мобильности, после реализованных реабилитационных мероприятий методами АФК
Результаты восстановления (формирования) мобильности, достигнутые в ходе реализованных реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Изменение и поддержание положения тела, координация движений, общей мобильности |
|
|
Объем движений (в категории ходьба и передвижение), в том числе передвижение способом отличным от ходьбы |
|
|
Способность к манипулированию предметами и объектами |
|
|
Уровень толерантности к физическим нагрузкам ребенка-инвалида |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий курса АФК (реабилитационного результата) на основании оценки динамики физического состояния и мобильности ребенка-инвалида:
положительный реабилитационный результат |
координаторно-двигательные навыки полностью восстановлены/полностью сформированы |
||
|
|
координаторно-двигательные навыки частично восстановлены/частично сформированы |
|
отрицательный реабилитационный результат |
координаторно-двигательные навыки не восстановлены/не сформированы |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по реабилитации и абилитации методами адаптивной физической культуры:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
1 |
1-2 |
Консультирование |
1 |
1-2 |
Практические занятия |
12 |
8-16 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
16 |
12-20 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.