Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Социально-средовая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями психических функций.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог |
|
4. Перечень мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов
N |
Наименование мероприятия по социально-средовой реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Примечание |
1 |
Социально-средовая диагностика |
Ребенок-инвалид |
Первичная социально-средовая диагностика |
Ребенок-инвалид |
Повторная (контрольная) социально-средовая диагностика |
||
2 |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/законный представитель |
|
3 |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/законный представитель |
|
4 |
Практические занятия (тренинги) |
Ребенок-инвалид |
|
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации для детей-инвалидов
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятия |
|
Социально-средовая диагностика |
Первичная социально-средовая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-средовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-средового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя); - тестовые задания и функциональные пробы для исследования навыков: ориентирования, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды; пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (многофункциональные центры (далее - МФЦ), медицинские организации, покупка билетов и т.д.); пользование общественным транспортом; ориентирования в городской инфраструктуре, на улице; обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной), в том числе с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации; распоряжаться денежными средствами, производить денежные расчеты при оплате услуг и покупок; персональной безопасности при пользовании авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и т.д.; - определение уровня осведомленности о приспособлении инфраструктурной среды к нуждам ребенка-инвалида; - выявление существующих барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам социально-средовой диагностики, содержащего: оценку социально-средового статуса ребенка-инвалида как возможности ориентации, передвижения и взаимодействия в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной) (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); рекомендации по социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; индивидуальный план социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-средовой реабилитации и абилитации, их количества и др. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) социально-средовая диагностика |
- анкетирование ребенка-инвалида (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью); - тестовые задания и функциональные пробы для оценки степени сформированности навыков взаимодействия, ориентирования, обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия в условиях социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (МКФ "Общение", "Мобильность", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"), а именно: ориентирования, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (МФЦ, медицинские организации, покупка билетов и т.д.); пользования общественным транспортом; ориентирования и передвижения в городской инфраструктуре, на улице; составления и пользования визуальными инструкциями и подсказками; обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной), в том числе с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации; распоряжаться денежными средствами, производить денежные расчеты при оплате услуг и покупок; персональной безопасности при пользовании авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и т.д.; - выявление оставшихся барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для ребенка-инвалида; - разработка заключения по итогам повторной социально-средовой диагностики ребенка-инвалида, содержащего: оценку количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-средовой диагностики; оценку эффективности проведенного реабилитационного курса на основании определения динамики социально-средового статуса ребенка-инвалида; рекомендации по дальнейшей социально-средовой реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида (с 14 лет) предоставленными мероприятиями по социально-средовой реабилитации и абилитации |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог |
||
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|||
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя |
|
Информирование по целям, задачам, содержанию мероприятий, ожидаемых результатов социально-средовой реабилитации и абилитации; - информирование о доступной и безбарьерной городской, транспортной и информационной инфраструктуре; - информирование о мерах соблюдения безопасности жизнедеятельности ребенка-инвалида в социальной среде (городской, транспортной, информационной); - информирование о способах ориентирования на улице и в помещениях (в том числе визуальных инструкциях и подсказках); - информирование о деятельности общественных организаций, направленных на работу с детьми-инвалидами, и о способах взаимодействия с ними |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог |
Итого по мероприятию |
0,5 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-3 |
|
|
||||
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя |
|
- консультирование по вопросам, относящимся к обеспечению персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в окружающей среде (градостроительной, образовательной, производственной); - консультирование по различным вопросам, относящимся к социально-средовой реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя), в том числе по вопросам нормативно-правового обеспечения доступности объектов социальной среды; - консультирование по вопросам составления визуальных инструкций и подсказок для ребенка-инвалида для безопасного нахождения в условиях социальной среды; - консультирование по вопросам сенсорной адаптации ребенка-инвалида к условиям внешней среды (использование шумоподавляющих наушников при вероятности громких звуков, солнцезащитных очков при гиперчувствительности к ярким источникам света и др.); - консультирование по вопросам доступности градостроительных и транспортных социально значимых объектов, в том числе с использованием "Карты доступности объектов по субъектам РФ", портала "Доступная среда", "Zhit-vmeste" |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог |
Итого по мероприятию |
0,5 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель: |
1-3 |
|
|
||||
|
Практические занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом |
|
- обучение ребенка-инвалида самостоятельному ориентированию и передвижению на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и др. инфраструктур (индивидуальные занятия) в том числе с использованием визуальных инструкций и подсказок; - обучение ребенка-инвалида эффективному и безопасному социальному и средовому взаимодействию на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и др. инфраструктур (индивидуальные занятия); - обучение ребенка-инвалида осознанию своих телесных границ в целях безопасности при взаимодействии с людьми, а также осознанию телесных границ других людей; - формирование навыка дифференциации "свой-чужой"; - обучение пользованию общественным транспортом (включая составление маршрутов передвижения); - обучение социальному взаимодействию в различных ситуациях нахождения ребенка-инвалида на объектах городской среды (транспортной, культурной и т.д.), в том числе умению обращаться за помощью в рамках средового взаимодействия с социумом, включая использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации; - обучение умению пользоваться государственными услугами, включая услуги медицинских учреждений; - формирование навыков персональной безопасности в условиях городской среды (например, при пользовании авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строительными площадками) и т.д.; - обучение пользованию картой доступности |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог |
|
|
Итого по мероприятию |
0,75 |
11 |
|
|
|
|
|
Диапазонный показатель |
|
6-16 |
|
|
|
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
|
17 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
|
10-24 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социально-средовой диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий, реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечание |
1. |
Вспомогательные средства для тренировки и обучения способности ориентироваться |
04 36 06 |
1 |
|
2. |
Вспомогательные средства обучения способности обращаться с деньгами |
05 15 12 |
1 |
|
3. |
Вспомогательные средства обучения социальным навыкам |
05 27 (кроме 05 27 03) |
1 |
|
4. |
Материалы для визуальной ориентации |
12 39 21 |
1 |
|
5. |
Программное обеспечение связи "лицом к лицу" |
22 21 12 |
1 |
|
9. Примерный перечень методик социально-средовой реабилитации и абилитации:
Учебно-методические комплексы "Специальные методики школьного обучения "Социально-бытовая ориентировка" и "Социальное ориентирование"
Диагностические:
1) "Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?" (автор Р.С. Немов) (оценка эмпатии и коммуникативных качеств личности ребенка дошкольного возраста);
2) Программа наблюдения за культурой поведения детей в группе (автор A.M. Щетинина) (определение наличия знаний о различных видах социальной культуры в общении с людьми (взрослыми и сверстниками), реализации их на практике).
Электронные устройства для альтернативной коммуникации:
1) записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы (например, "Big Mac", "Step by step", "GoTalk", "MinTalker" и др.);
2) компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);
3) информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, "Boardmaker", "Alladin" и др.), системы символов (например, "Bliss"); компьютерные программы для общения (например, "Общение" и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи.
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-средовой реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-средовой диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Качественная оценка динамических изменений социально-средового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий
Результаты восстановления (формирования) способности ориентироваться и передвигаться в условиях окружающей среды, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Навыки ориентирования, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием TCP и ассистивно-коммуникативных технологий |
|
|
Навыки пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (многофункциональные центр, медицинские организации, покупка билетов и т.д.) |
|
|
Навыки пользование общественным автотранспортом с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами |
|
|
Навыки ориентирования в городской инфраструктуре, на улице |
|
|
Навыки обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной) |
|
|
Навыки персональной безопасности при пользовании авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и т.д. |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-средовой реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-средового статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-средовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
социально-средовой статус частично восстановлен/частично сформирован |
|||
отрицательный реабилитационный результат |
социально-средовой статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
2 |
1-3 |
Консультирование |
2 |
1-3 |
Практические занятия |
11 |
6-16 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
17 |
10-24 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.