Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Социально-педагогическая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями психических функций.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Педагог-психолог |
Социальный педагог |
Логопед/дефектолог/олигофренопедагог |
Специалист по работе с семьей |
|
Врач-психиатр детский, врач-педиатр подростковый |
|
Врач-сексолог |
4. Перечень мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов
N |
Наименование мероприятия по социально-педагогической реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Примечание |
1 |
Социально-педагогическая диагностика |
Ребенок-инвалид |
Первичная социально-педагогическая диагностика |
Ребенок-инвалид |
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика |
||
2 |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/законный представитель |
|
3 |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/законный представитель |
|
4 |
Практические коррекционно-развивающие занятия (тренинги) |
Ребенок-инвалид |
|
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
Социально-педагогическая диагностика |
Первичная социально-педагогическая диагностика |
- анализ исходной документации ребенка-инвалида заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), педагогическая характеристика, заключение логопеда, дефектолога и других специалистов); - сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя); - проведение педагогического (дефектологического и/или логопедического) обследования, направленного на определение: уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.) (в соответствии с возрастом); уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности в целом; уровня обучаемости и освоения новой информации ребенком-инвалидом; предпочтений и интересов у ребенка-инвалида; уровня владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью; уровня развития мелкой моторики у ребенка-инвалида; уровня сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) у ребенка-инвалида; уровня владения коммуникативными навыками и навыками поведения в социуме; уровня владения ребенком-инвалидом альтернативной и дополнительной коммуникацией (при отсутствии речи); - формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего: оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку нуждаемости в специальных условиях получения образования; оценку социально-педагогического реабилитационного прогноза (благоприятный, относительно благоприятный, сомнительный (неопределенный), неблагоприятный); рекомендации по социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; индивидуальный план социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в использовании TCP и ассистивных технологий в рамках социально-педагогической реабилитации и абилитации и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог/олигофренопедагог, социальный педагог |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика |
- анкетирование ребенка-инвалида (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью); - проведение педагогического (дефектологического и/или логопедического) обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"): уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.); уровня владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью; уровня развития крупной и мелкой моторики у ребенка-инвалида; уровня сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) у ребенка-инвалида; уровня владения коммуникативными навыками; уровня владения ребенком-инвалидом альтернативной и дополнительной коммуникацией (при отсутствии речи) и др.; - формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего: оценку количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики; оценку эффективности проведенного реабилитационного курса на основании определения динамики социально-педагогического статуса ребенка-инвалида; рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида (с 14 лет) реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог/олигофренопедагог, социальный педагог |
||
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
|
|
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет) родителя/законного представителя |
|
- о целях, задачах, мероприятиях, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации; - информирование о различных вариантах получения общего и профессионального образования (в том числе с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), склонностей и интересов ребенка-инвалида, а также о возможности получения образования по специализированным образовательным программам: адаптированной образовательной программе (АОП), адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специальной индивидуальной программе развития (СИПР) и др.); - информирование об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; - информирование о нормативно-правовом регулировании порядка реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог/олигофренопедагог, социальный педагог, специалист по работе с семьей, врач-психиатр детский, врач-педиатр подростковый, врач-сексолог |
Итого по мероприятию |
0,5 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель: |
1-2 |
|
|
||||
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя законного представителя |
|
- консультирование по вопросам получения и использования специальных учебных пособий для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации; - консультирование по разработке образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения основного, общего и профессионального образования, в том числе профессиональной переподготовки с получением новой профессии (специальности); - консультирование по выбору образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступности; - консультирование по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (самостоятельного развития речи, коррекции чтения и письма); - консультирование по вопросам полового воспитания ребенка-инвалида; - консультирование по вопросам духовного воспитания и развития ребенка-инвалида и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог/олигофренопедагог, социальный педагог, специалист по работе с семьей, врач-психиатр детский, врач-педиатр подростковый, врач-сексолог |
Итого по мероприятию |
0,5 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-3 |
|
|
||||
|
Практические коррекционно-развивающих занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом |
|
- достижение сотрудничества с ребенком-инвалидом и установление руководящего контроля во взаимодействии с ним; - формирование учебного поведения (понимание и выполнение инструкций, выдерживание времени занятий в учебном режиме и др.); - восстановление (формирование) коммуникативных навыков, устной и письменной речи (в том числе проведение тренинга функциональной коммуникации); - формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и др.); - формирование (восстановление) навыков длительного удерживания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности; - обучение и отработка навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях, включая дифференциацию собственности вещей (личных границ); - проведение с ребенком-инвалидом логопедических занятий по коррекции речевых нарушений, нарушений чтения и письма, в том числе с использованием компьютерных технологий; - обучение пользованию компьютером, в том числе электронными ресурсами (государственными порталами "Госуслуги", "Росреестр", электронной медицинской картой и др.) |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог/олигофренопедагог, социальный педагог, специалист по работе с семьей |
Итого по мероприятию |
0,5 |
15 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
10-20 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
|
20 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
|
14-26 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социально-педагогической диагностики, отражающего эффективность проведения реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечание |
1. |
Средства для проверки (испытания) и оценки устной речи |
04 25 03 |
1 |
|
2. |
Вспомогательные средства для стимуляции ощущений и чувствительности |
04 27 18 |
1 |
|
3. |
Устройства для тренировки пальцев и кистей рук |
04 48 12 |
1 |
|
4. |
Вспомогательные средства для тренировки голоса и тренировки речи |
05 03 03 |
1 |
|
5. |
Учебные средства для развития навыков письменной речи |
05 03 09 |
1 |
|
6. |
Вспомогательные средства обучения языку пиктограмм и символов |
05 06 21 |
1 |
|
7. |
Вспомогательные средства обучения последовательности действий |
05 12 06 |
1 |
|
8. |
Вспомогательные средства обучения способности классифицировать |
05 12 15 |
1 |
|
9. |
Вспомогательные средства для раннего обучения способности считать |
05 15 03 |
1 |
|
10. |
Вспомогательные средства обучения способности понимать время |
05 15 09 |
1 |
например: часы (электронные, со стрелками) |
11. |
Вспомогательные средства обучения способности обращаться с деньгами |
05 15 12 |
1 |
|
12. |
Вспомогательные средства обучения пониманию измерения размеров и емкости |
05 15 15 |
1 |
например: сантиметр, электронные весы, емкости различного объема и т.д. |
13. |
Вспомогательные средства обучения основам геометрии |
05 15 18 |
1 |
например: линейки, геометрические фигуры (плоскостные, объемные и т.д.) |
14. |
Вспомогательные средства обучения родному языку |
05 18 03 |
1 |
|
15. |
Калькуляторы |
22 15 06 |
1 |
|
16. |
Программное обеспечение связи "лицом к лицу" |
22 21 12 |
1 |
|
17. |
Вспомогательные средства и инструменты для измерения объема |
27 06 09 |
1 |
|
18. |
Вспомогательные средства и инструменты для измерения массы (кроме массы человека) |
27 06 12 |
1 |
|
19. |
Игрушки |
30 03 03 |
1* |
|
20. |
Игры |
30 03 09 |
|
|
21. |
Оборудование площадок для игр |
30 03 06 |
1 |
|
______________________________
* Допустимо наличие минимум одного из указанных наименований.
9. Примерный перечень методик социально-педагогической реабилитации и абилитации:
1. Методика диагностики умственных нарушений Стребелевой Е.А.
2. Стандартизированный комплекс методик для оценки развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер).
3. Комплексная методика психолого-педагогического обследования дошкольников с помощью таблиц (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик).
4. Диагностика готовности ребенка к школе. Тест Керна - Иерасека.
A. Копирование фразы "Ей дан чай".
Б. Срисовывание группы точек.
B. Рисунок человека.
5. Методика Н.И. Гуткиной "Домик" (готовность к школе).
6. Тест "Способность к обучению в школе" Г. Вицлака (1972 г.).
7. Методика "Графический диктант" Д.Б. Эльконина.
8. Методика "Рисование по точкам" или "Образец и правило" (А.Л. Венгер).
9. Самооценка учебных успехов и "зоны незнания".
10. Сформированность познавательных учебных действий.
11. Анализ продуктов деятельности ребенка.
12. Психолого-педагогическая диагностика. Оценка готовности ребенка к началу школьного обучения. Семаго Н.Я., Семаго М.М.
13. Определение общего уровня развития коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Методики диагностики восприятия:
1. Методика "Чего не хватает на этих рисунках?".
2. Методика "Узнай, кто это".
3. Методика "Какие предметы спрятаны в рисунках?".
4. Методика "Чем залатать коврик?".
Методики диагностики внимания:
1. Методика "Найди и вычеркни".
2. Методика "Проставь значки".
3. Методика "Запомни и расставь точки".
Методики оценки развития мышления:
1. Методика "Времена года".
2. Методика "Что здесь лишнее?".
3. Методика "Кому чего недостает?".
4. Методика "Раздели на группы".
5. Методика "Воспроизведи рисунки".
6. Методика "Вырежи фигуры".
7. Методика "Обведи контур".
8. Методика "Лабиринт".
9. Методика "Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок".
10. Понимание скрытого смысла текста.
11. Методика "Выделение двух существенных признаков".
12. Методика "Последовательные картинки" (тест умственного развития младшего школьника) Е.М. Борисова, В.П. Арсланьян.
Методики диагностики памяти:
1. Методика "Узнай фигуры".
2. Методика "Запомни рисунки".
3. Методика "Запомни цифры".
Методики диагностики речевых функций:
1. Методика "Расскажи по картинке".
2. Методика "Аналитическая проверка произношения".
3. Методика "Обследование словарного запаса".
4. Методика "Обследование умения составлять связный текст по картинкам".
5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.