Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VI. Профессиональная ориентация (с 14 лет)*
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями сенсорных функций (слуха).
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
Профконсультант/специалист по профориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан* |
|
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации |
|
Врач-педиатр подростковый |
|
Сурдопереводчик |
______________________________
* Должности указаны в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.09.2021 г. N 642н.
4. Перечень мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов (с 14 лет)
N |
Наименование мероприятия по профессиональной ориентации детей-инвалидов (с 14 лет) |
Получатель мероприятия |
Примечание |
1 |
Профориентационная диагностика |
Ребенок-инвалид |
|
2 |
Профориентационное информирование |
Ребенок-инвалид |
|
3 |
Профориентационное консультирование |
Ребенок-инвалид |
Индивидуальное и групповое профориентационное консультирование |
4 |
Профориентационная коррекция |
Ребенок-инвалид |
|
5 |
Профотбор |
Ребенок-инвалид |
|
6 |
Профподбор |
Ребенок-инвалид |
|
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов (с 14 лет)
Код мероприятия |
Вид мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
Профориентационная диагностика |
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях по профессиональной реабилитации и абилитации (профессиональной ориентации) в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя) с целью выявления психофизиологических особенностей ребенка-инвалида; - изучение медицинской документации с целью оценки состояния здоровья, наличия сопутствующих заболеваний (клинико-функциональный диагноз, степень выраженности основных категорий жизнедеятельности, функциональных нарушений и т.д.); - тестовые задания для оценки степени сформированности профессионально-значимых качеств и готовности к осознанному выбору профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений исходя из особенностей психофизического состояния (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Главные сферы жизни"), а именно: - исследование психологического статуса ребенка-инвалида - состояние когнитивной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сфер, особенности нейродинамики психических процессов и умственной работоспособности с целью оценки сформированности необходимых для будущей профессии профессионально-значимых качеств; - исследование готовности к осознанному выбору профессии; - исследование профессиональных установок, интересов, желаний, индивидуальных предпочтений; - формирование заключения по результатам профориентационной диагностики, которое должно содержать: оценку сформированности готовности к осознанному выбору профессии. оценку адекватности/неадекватности профессиональных интересов и предпочтений исходя из особенностей психофизического состояния; оценку сформированности профессионально-значимых качеств исходя из интересов, склонностей и предпочтений к будущей профессии; рекомендации по профориентации (профориентационное консультирование, профориентационная коррекция); индивидуальный план профориентации с указанием объема конкретных мероприятий социально-психологической реабилитации и абилитации, их количества и др. |
|
|
Индивидуальная |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, сурдопереводчик |
|
|
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|
Итого по мероприятию |
1,0 |
1 |
|
|
|||
|
Профориентационное информирование |
|
- ознакомление с различными профессиями (в том числе посредством использования профессиограмм); - ознакомление с состоянием рынка труда (востребованные профессии); - ознакомления с профессиональными стандартами и требования к различным профессиям; - информирование об особенностях трудоустройства (необходимые документы и т.д.); - информирование о способах получения профессии; - информирование о профессиях, доступных для инвалидов по слуху (архитектор, геодезист, лаборант, научный сотрудник, переводчик технической и художественной литературы и др.); - информирование о требованиях к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов по слуху с учетом выполняемой трудовой функции (в том числе для рабочего места, предполагающего работу на компьютере): звукоусиливающей аппаратурой, телефонами громкоговорящими; визуальными индикаторами, преобразующими звуковые сигналы в световые, речевые сигналы в текстовую бегущую строку |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, профконсультант/специалист по профориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан, специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации, врач-педиатр подростковый, сурдопереводчик |
Итого по мероприятию |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Профориентационное консультирование |
|
Консультирование по вопросам: - рационального (адекватного) профессионального самоопределения (выявление имеющихся проблем в области профессионального самоопределения); - мотивации к повышению деловой активности и участию в реализации трудовых установок (включая трудоустройство, освоение навыков самопрезентации при трудоустройстве и др.) |
|
|
Индивидуальная |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, профконсультант/специалист по профориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан, специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации, врач-педиатр подростковый, сурдопереводчик |
Итого по мероприятию |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Профориентационная коррекция |
|
- психологической готовности к выбору профессии; - коррекция неадекватного профессионального выбора; - формирование, коррекция и развитие профессионально значимых качеств, необходимых для будущей профессии; - обучение навыкам самопрезентации при трудоустройстве (составление резюме, оформление пакета документов, прохождение собеседования и т.д.) |
|
|
Индивидуальная |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, профконсультант/специалист по профориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан, специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации, сурдопереводчик |
Итого по мероприятию |
1,0 |
7 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
2-6 |
|
|
||||
|
Профотбор |
|
- составление рекомендаций и перечня профессий, исходя из интересов, склонностей и предпочтений, состояния рынка труда в субъекте Российской Федерации архитектор, геодезист, лаборант, научный сотрудник, переводчик технической и художественной литературы и др.); - выполнение профессиональных проб в формате серии последовательных имитационных (деловых) игр; творческих заданий исследовательского характера (например, задание по изучению предложенных материалов (статьи, видеоролики и др.) по теме конкретной профессии с последующим докладом об изученном) |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, профконсультант/специалист по профориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан, специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации, сурдопереводчик |
Итого по мероприятию |
1 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель: |
|
1-2 |
|
|
|||
|
Профподбор |
|
- определение степени профессиональной пригодности к конкретной профессии, специальности с учетом медицинского аспекта; - составление заключения о результатах профориентации с рекомендациями |
|
|
Групповая |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, профконсультант/специалист по профориентации/специалист по социальной и психологической адаптации граждан, специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации, сурдопереводчик |
Итого по мероприятию |
1 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ: |
|
12 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
8-16 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам профориентации, содержащей рекомендации; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечание |
1. |
Средства для тестирования и оценки психических функций организма |
04 25 06 |
1 |
|
2. |
Вспомогательные средства для когнитивной (познавательной) терапии |
04 26 |
1 |
|
3. |
Вспомогательные средства для тренировки (обучения) способности различать и сравнивать |
04 36 03 |
1 |
|
4. |
Вспомогательные средства для тренировки внимания |
05 12 09 |
1 |
|
5. |
Вспомогательные средства обучения навыкам умозрительного восприятия |
05 12 12 |
1 |
|
6. |
Вспомогательные средства для развития способности понимать причину и следствие |
05 12 24 |
1 |
|
7. |
Средства для поддержания памяти |
22 27 16 |
1 |
|
8. |
Вспомогательные средства для определения профессиональной пригодности и профориентации |
28 27 03 |
1 |
|
9. Примерный перечень методик профессиональной ориентации детей-инвалидов:
1. Диагностическая батарея нейропсихологических тестов (А.Р. Лурия).
2. Шкала Векслера (детский вариант).
3. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова.
4. Карта интересов А.Е. Голомшток.
5. Методика "Обследование умения составлять связный текст по картинкам".
6. Счет по Е. Крепелину (с условием использования методики является умение ребенка производить в уме счетные операции в пределах 20)
7. Методика "Таблицы Шульте".
8. Методика "Подбор парных аналогий".
9. Методика "Простые аналогии".
10. Методика "Простые невербальные аналогии".
11. Методика "Исключение понятий".
12. Методика "Исключение предметов".
13. Методика "Определение профессиональных склонностей" (методика Л.А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной).
14. Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Н.О. Садовникова).
15. Карта интересов (модификация О.Г. Филимоновой).
16. Матрица выбора профессии (Г.В. Резапкина).
17. Опросник для определения профессиональной готовности (Л.Н. Кабардова).
18. Анкета "Ориентация" (И.Л. Соломин).
19. Профориентационный тест "Профассоциации".
20. Методика "Профессиональные намерения".
21. Методика "Цель - Средство - Результат" (ЦСР) (А.А. Карманов).
22. Экспресс-диагностика социальных ценностей личности (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).
23. Методика "Тип мышления" (Г.В. Резапкина).
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий по профориентации производится на основании анализа качественных и количественных показателей повторно проведенной диагностики ребенка-инвалида:
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Количественная оценка динамических изменений по окончании реализации мероприятий профессиональной ориентации детей-инвалидов
N |
Критерии |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
||
1. |
Представления о профессиях и возможностях их получения |
|
|
2. |
Адекватные профессиональные интересы |
|
|
3. |
Мотивация на трудовую деятельность |
|
|
4. |
Профессионально-значимые качества |
|
|
5. |
Навык составления резюме |
|
|
6. |
Навык самопрезентации |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий профессиональной ориентации детей-инвалидов (реабилитационного результата) на основании оценки динамических изменений:
положительный реабилитационный результат |
критерии полностью сформированы |
||
|
критерии частично сформированы |
||
отрицательный реабилитационный результат |
критерии не сформированы |
4) Выдано на руки заключение по результатам проведения реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов (с 14 лет):
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Профориентационная диагностика |
1 |
1 |
Профориентационное информирование |
1 |
1-2 |
Профориентационное консультирование |
1 |
1-2 |
Профориентационная коррекция |
7 |
2-6 |
Профотбор |
1 |
1-2 |
Профподбор |
1 |
1-2 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
12 |
8-16 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.