Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Социально-средовая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями сенсорных функций (слуха).
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации |
Сурдопереводчик |
4. Перечень мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов
N |
Наименование мероприятия по социально-средовой реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Примечание |
1 |
Социально-средовая диагностика |
Ребенок-инвалид |
Первичная социально-средовая диагностика |
Ребенок-инвалид |
Повторная (контрольная) социально-средовая диагностика |
||
2 |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/законный представитель |
|
3 |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/законный представитель |
|
4 |
Практические занятия (тренинги) |
Ребенок-инвалид |
|
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации для детей-инвалидов
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
Социально-средовая диагностика |
Первичная социально-средовая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-средовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-средового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя); - тестовые задания и функциональные пробы для исследования навыков: ориентирования, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием TCP и ассистивно-коммуникативных технологий (вибро-световые сигнализаторы звука, устройства и знаковые системы, коммуникаторы, слуховые аппараты и др.); пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (многофункциональные центры (далее - МФЦ), медицинские организации, покупка билетов и т.д.); пользование общественным автотранспортом, в том числе с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами (информационное табло с бегущей строкой, световые индикаторы направления движения, остановки и т.д.); ориентировки в сооружениях городской инфраструктуры, на улице (GPS-навигаторы с текстовым выходом информации); обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной); персональной безопасности при пользовании авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и т.д.; - определение уровня осведомленности о приспособлении инфраструктурной среды к нуждам ребенка-инвалида; - выявление существующих барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам социально-средовой диагностики, содержащего: оценку социально-средового статуса ребенка-инвалида как возможности ориентации, передвижения и взаимодействия в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной) (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); рекомендации по социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; индивидуальный план социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации, их количества, необходимости использования TCP и вспомогательных технических устройств (в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в услугах по сурдопереводу) и др. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог, сурдопереводчик |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) социально-средовая диагностика |
- анкетирование ребенка-инвалида (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью); - тестовые задания и функциональные пробы для оценки степени сформированности навыков взаимодействия, ориентировки, обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия в условиях социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (МКФ "Общение", "Мобильность", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"), а именно: взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе с использованием TCP и ассистивно-коммуникативных технологий (вибро-световые сигнализаторы звука, устройства и знаковые системы, коммуникаторы, слуховые аппараты и др.); пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (МФЦ, медицинские организации, покупка билетов и т.д.); пользования общественным автотранспортом, в том числе с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами (информационное табло с бегущей строкой, световые индикаторы направления движения, остановки и т.д.); ориентировки в сооружениях городской инфраструктуры, на улице (GPS-навигаторы с текстовым выходом информации); обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной); персональной безопасности при пользовании авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и т.д.; - выявление оставшихся барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для ребенка-инвалида; - разработка заключения по итогам повторной социально-средовой диагностики ребенка-инвалида, содержащего: оценку количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-средовой диагностики; оценку эффективности проведенного реабилитационного курса на основании определения динамики социально-средового статуса ребенка-инвалида; рекомендации по дальнейшей социально-средовой реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида (с 14 лет) предоставленными мероприятиями по социально-средовой реабилитации и абилитации |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог, сурдопереводчик |
||
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|||
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя |
|
- изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социально-средовой реабилитации и абилитации; - информирование о доступной и безбарьерной городской, транспортной и информационной инфраструктуре (об обеспечении автотранспортных средств дополнительными световыми сигнализаторами остановки и начала движения транспорта, бегущая строка и мигающие маячки направления движения на картах и т.д.); - информирование о мерах соблюдения безопасности жизнедеятельности ребенка-инвалида в социальной среде (городской, транспортной, информационной); - информирование о способах ориентирования на улице и в помещениях, в том числе посредством информационно-знаковых систем; - информирование о деятельности общественных организаций, направленных на работу с детьми-инвалидами с нарушением функций слуха, и о способах взаимодействия с ними; - информирование о современных методах альтернативных коммуникаций средствами социальных сетей и т.д. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог, сурдопереводчик |
Итого по мероприятию |
0,5 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя |
|
- консультирование по вопросам получения TCP и вспомогательных технических устройств для целей социально-средовой реабилитации и абилитации; - консультирование по вопросам использования TCP и вспомогательных технических устройств для целей социально-средовой реабилитации и абилитации; - консультирование по вопросам, относящимся к обеспечению персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в окружающей среде (градостроительной, образовательной, производственной); - консультирование по вопросам специфики использования TCP в зависимости от среды пребывания и поставленной задачи; - консультирование по различным вопросам, относящимся к социально-средовой реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя), в том числе по вопросам нормативного правового обеспечения доступности объектов социальной среды; - консультирование по вопросам доступности градостроительных и транспортных социально значимых объектов, в том числе с использованием "Карты доступности объектов по субъектам РФ", портала "Доступная среда", "Zhit-vmeste" |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог, сурдопереводчик |
Итого по мероприятию |
0,5 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
|
1-2 |
|
|
|||
|
Практические занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом |
|
- обучение ребенка-инвалида самостоятельной ориентировке и передвижению на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и др. инфраструктур, в том числе с использованием TCP и вспомогательных технических устройств (GPS-навигаторы с текстовым выходом информации, коммуникаторы, знаковые системы, слуховые аппараты и др.) в целях коммуникации и ориентирования (индивидуальные занятия); - обучение ребенка-инвалида эффективному и безопасному социальному и средовому взаимодействию на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и др. инфраструктур, в том числе с использованием TCP и вспомогательных технических устройств для коммуникации и ориентирования (индивидуальные занятия); - обучение технологиям использования ассистивно-коммуникационных средств (GPS-навигаторы с текстовым выводом информации, коммуникаторы, знаковые системы, слуховые аппараты и др.); - обучение пользованию общественным транспортом (включая составление маршрутов передвижения), в том числе с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами (информационное табло с бегущей строкой, световые индикаторы направления движения, остановки и др.); - обучение социальному взаимодействию в различных ситуациях нахождения ребенка-инвалида на объектах городской среды (транспортной, культурной и т.д.), в том числе умению обращаться за помощью в рамках средового взаимодействия с социумом; - обучение умению пользоваться государственными услугами, включая услуги медицинских организаций; - формирование навыков персональной безопасности в условиях городской среды (например, при пользовании авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строительными площадками) и т.д. |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог, сурдопереводчик |
Итого по мероприятию |
0,75 |
16 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
10-22 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ: |
|
20 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
13-27 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социально-средовой диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий, реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательного средства в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечания |
1. |
Вспомогательные средства обучения правилам передвижения вне дома |
05 27 12 |
1 |
|
2. |
Вспомогательные электронные средства ориентации |
12 39 06 |
1 |
|
3. |
Материалы для визуальной ориентации |
12 39 21 |
1 |
|
4. |
Коммуникационные усилители |
22 21 06 |
1 |
|
9. Примерный перечень методик социально-средовой реабилитации и абилитации:
Учебно-методические комплексы "Специальные методики школьного обучения "Социально-бытовая ориентировка" и "Социальное ориентирование"
Диагностические:
1. "Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?" (автор Р.С. Немов) (оценка эмпатии и коммуникативных качеств личности ребенка дошкольного возраста).
2. Программа наблюдения за культурой поведения детей в группе (автор A.M. Щетинина) (определение наличия знаний о различных видах социальной культуры в общении с людьми (взрослыми и сверстниками), реализации их на практике).
Электронные устройства для альтернативной коммуникации:
1) записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы (например, "Big Mac", "Step by step", "GoTalk", "MinTalker" и др.);
2) компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);
3) информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, "Boardmaker", "Alladin" и др.), системы символов (например, "Bliss"); компьютерные программы для общения (например, "Общение" и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи.
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-средовой реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-средовой диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Качественная оценка динамических изменений социально-средового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий
Результаты восстановления (формирования) способности ориентироваться и передвигаться в условиях окружающей среды, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Навыки ориентирования, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием TCP и ассистивно-коммуникативных технологий |
|
|
Навыки пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (многофункциональные центр, медицинские организации, покупка билетов и т.д.) |
|
|
Навыки пользование общественным автотранспортом с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами |
|
|
Навыки ориентирования в сооружениях городской инфраструктуры, на улице |
|
|
Навыки обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной) |
|
|
Навыки персональной безопасности при пользовании авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и т.д. |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-средовой реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-средового статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-средовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
|
|
социально-средовой статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
социально-средовой статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
1 |
1-2 |
Консультирование |
1 |
1-2 |
Практические занятия |
16 |
10-22 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
20 |
13-27 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.