Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VII. Адаптивная физическая культура (АФК)
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями психических функций.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по адаптивной физической культуре и спорту (инструктор-методист по АФК и адаптивному спорту)*/инструктор по ЛФК/врач по лечебной физкультуре |
|
______________________________
* Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 апреля 2019 г. N 197н "Об утверждении профессионального стандарта "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту".
4. Перечень мероприятий по реабилитации или абилитации детей-инвалидов методами адаптивной физической культуры
N |
Наименование мероприятия по адаптивной физической культуре |
Получатель мероприятия |
Примечание |
1 |
Диагностика |
Ребенок-инвалид |
Первичная диагностика |
Ребенок-инвалид |
Повторная (контрольная) диагностика |
||
2 |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/законный представитель |
|
3 |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/законный представитель |
|
4 |
Практические занятия, проводимые в группах и/или индивидуально |
Ребенок-инвалид |
|
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий реабилитации или абилитации детей-инвалидов методами адаптивной физической культуры
Код мероприятия |
Вид мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятия |
|
Диагностика |
Первичная диагностика |
анализ сведений по определению нуждаемости в информировании и консультировании инвалида и членов его семьи по вопросам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в ИПРА ребенка-инвалида; сбор анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя) с целью определения индивидуальных потребностей в области развития физических и жизненно важных навыков; выявление отсутствия у детей-инвалидов медицинских противопоказаний для занятий по программе адаптивной физической культуры; проведение исследования: мобильности (изменение позы тела при положениях лежа, на корточках или на коленях, сидя или стоя, наклон и перемещение центра тяжести; нахождение в положении лежа, на корточках, на коленях, стоя и сидя; поднятие, перенос с использованием рук, плеч, бедер и спины, головы, размещение объектов; перемещение объектов стопами; ходьба на короткие или длинные расстояния; ходьба по различным поверхностям; ходьба вокруг препятствий; ползанье; преодоление препятствий; бег; бег трусцой; прыжки; плавание; передвижение в пределах своего жилища; ползание или преодоление препятствий в пределах своего жилища; ходьба и передвижение вне своего жилища и другие сочетания двигательной активности), в том числе с использованием высокотехнологического оборудования; способности к манипулированию предметами и объектами; способности к передвижению ребенка-инвалида; уровня толерантности к физическим нагрузкам ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам первичной диагностики, содержащего оценку физического состояния ребенка-инвалида; - индивидуальный план физической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий АФК, их количества, необходимости использования TCP и вспомогательных технических устройств и др. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по адаптивной физической культуре и спорту (инструктор-методист по АФК и адаптивному спорту)/инструктор по ЛФК/врач по лечебной физкультуре |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) диагностика |
- анкетирование и опрос ребенка инвалида (его родителя/законного представителя) с целью определения уровня оценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по АФК; - тестовые задания и функциональные пробы для оценки физических показателей и уровня толерантности к физическим нагрузкам ребенка-инвалида (МКФ "Мобильность"), а именно исследование: мобильности (изменение позы тела при положениях лежа, на корточках или на коленях, сидя или стоя, наклон и перемещение центра тяжести; нахождение в положении лежа, на корточках, на коленях, стоя и сидя; поднятие, перенос с использованием рук, плеч, бедер и спины, головы, размещение объектов; перемещение объектов стопами; ходьба на короткие или длинные расстояния; ходьба по различным поверхностям; ходьба вокруг препятствий; ползанье; преодоление препятствий; бег; бег трусцой; прыжки; плавание; передвижение в пределах своего жилища; ползание или преодоление препятствий в пределах своего жилища; ходьба и передвижение вне своего жилища и другие сочетания двигательной активности), в том числе с использованием высокотехнологического оборудования; способности к манипулированию предметами и объектами; уровня толерантности к физическим нагрузкам ребенка-инвалида; формирование заключения по итогам повторной диагностики ребенка-инвалида, содержащего: оценку физических показателей ребенка-инвалида; оценку эффективности проведенного курса АФК (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной диагностики); рекомендации по дальнейшим мероприятия АФК, информационной поддержке физической и спортивной деятельности (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида (с 14 лет) предоставленными мероприятиями по АФК |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по адаптивной физической культуре и спорту (инструктор-методист по АФК и адаптивному спорту)/инструктор по ЛФК/врач по лечебной физкультуре |
||
|
|
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|
|
|
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя |
- информирование о порядке реализации мероприятий по АФК; - информирование о правах получателя мероприятий; - информирование об организациях-поставщиках и перечне мероприятий по АФК, которые они реализуют; - об имеющейся спортивной инфраструктуре в субъекте, приближенной к месту проживания ребенка-инвалида; - о возможностях сочетания методов АФК с иными методами и средствами физической реабилитации |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по адаптивной физической культуре и спорту (инструктор-методист по АФК и адаптивному спорту)/инструктор по ЛФК/врач по лечебной физкультуре |
|
Итого по мероприятию |
0,5 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя |
Консультирование по вопросам: - реабилитации ребенка-инвалида методами АФК; - значимости АФК в комплексной реабилитации и абилитации; - возможностей применения методов АФК в процессе физической реабилитации и абилитации детей-инвалидов; - по безопасности во время занятий АФК; - особенностей проведения домашних занятий для детей-инвалидов с преимущественными нарушениями психических функций. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по адаптивной физической культуре и спорту (инструктор-методист по АФК и адаптивному спорту)/инструктор по ЛФК/врач по лечебной физкультуре |
|
Итого по мероприятию |
0,5 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Практические занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом |
Проведение практических занятий (тренингов), в том числе с использованием высокотехнологичного оборудования, направленных на: - формирование и (или) восстановление мобильности ребенка-инвалида в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств, а именно: принятие, изменение положения тела и перемещение с одного места в другое (изменение позы тела при положениях лежа, на корточках или на коленях, сидя или стоя, наклон и перемещение центра тяжести); пребывание в необходимом положении определенный период времени (нахождение в положении лежа, на корточках, на коленях, стоя и сидя); перемещение с одной поверхности на другую (перемещение тела сидя или лежа); - формирование и (или) восстановление способности к манипулированию предметами и объектами ребенка-инвалида в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств, а именно: подъем и перекладывание объекта с одного места на другое (поднятие, перенос с использованием рук, плеч, бедер и спины, головы, размещение объектов); выполнение координированных действий с целью перемещения объектов ногами и стопами (толкание ногами; удар ногой); - формирование и (или) восстановление способности к передвижению: передвижение по поверхности пешком, шаг за шагом, так, что одна нога всегда касается поверхности (ходьба на короткие или длинные расстояния; ходьба по различным поверхностям; ходьба вокруг препятствий); передвижение из одного места в другое способами, отличающимися от ходьбы (ползанье, преодоление препятствий, бег, бег трусцой, прыжки, плавание); передвижение из одного места в другое, по любой поверхности или в любом месте, используя специальные средства, предназначенные для облегчения передвижения или передвижения особым образом (передвижение в кресле-коляске или с ходунками, костылями, тростью) - увеличение толерантности к физическим нагрузкам, восстановление двигательных функций посредством: - физических упражнений; - мышечной гимнастики; - дыхательных упражнений; - занятий на тренажерах и с помощью тренажёрных устройств; - физиотерапии; - гидротерапии; - массажа; - естественно-средовых факторов. |
|
|
Групповая и/или индивидуальная |
Специалист по адаптивной физической культуре и спорту (инструктор-методист по АФК и адаптивному спорту)/инструктор по ЛФК/врач по лечебной физкультуре |
|
Итого по мероприятию |
1 |
10 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
5-15 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
|
14 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
|
9-19 |
|
|
7. Результат реализации мероприятий: заключение по результатам диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий методами адаптивной физической культуры; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечание |
1. |
Устройства для тренировки пальцев и кистей рук |
04 48 12 |
1 |
|
2. |
Устройства для тренировки рук, тренировки туловища и тренировки ног |
04 48 15 |
1 |
|
3. |
Вспомогательные средства для командных видов спорта с мячом |
30 09 03 |
1* |
|
4. |
Вспомогательные средства для занятий другими видами спорта |
30 09 39 |
|
______________________________
* Допустимо наличие минимум одного из указанных наименований.
9. Примерный перечень методик АФК:
Общие методики:
1. Разнообразные комплексы общеукрепляющих упражнений.
2. Двигательная рекреация.
3. Утренняя гимнастика.
4. Дыхательные упражнения
Специальные методики:
1. Обучение ходьбе с применением различных систем.
2. Вертикализация.
3. Механотерапия.
4. Программы виртуальной реабилитации типа "Орторент виртуал".
5. Комплексы занятий на тренировочных платформах типа "balance system sd", "biodex medical balance system sd".
6. Комплексы занятий, проводимые посредством подвесных систем типа "Экзарта".
Занятия на высокотехнологичном оборудовании:
1. Кинезиотейпирование.
2. Методика "The MOVE Programme".
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий комплексной реабилитации и абилитации методами адаптивной физической культуры производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка объема реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Качественная оценка динамических изменений физического состояния и мобильности после реализованных реабилитационных мероприятий методами АФК:
Результаты восстановления (формирования) мобильности, достигнутые в ходе предоставления реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Изменение и поддержание положения тела, координация движений, общей мобильности |
|
|
Объем движений (в категории ходьба и передвижение), в том числе передвижение способом отличным от ходьбы |
|
|
Повышение способности к манипулированию предметами и объектами |
|
|
Повышение уровня толерантности к физическим нагрузкам ребенка-инвалида |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий АФК (реабилитационного результата) на основании оценки динамики физического состояния и мобильности ребенка-инвалида:
положительный реабилитационный результат |
координаторно-двигательные навыки полностью восстановлены/полностью сформированы |
||
|
|
координаторно-двигательные навыки частично восстановлены/частично сформированы |
|
отрицательный реабилитационный результат |
координаторно-двигательные навыки не восстановлены/не сформированы |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по адаптивной физической культуре:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
1 |
1-2 |
Консультирование |
1 |
1-2 |
Практические занятия |
10 |
5-15 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
14 |
9-19 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.