Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Социально-педагогическая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Педагог-психолог |
Социальный педагог |
Логопед/дефектолог |
Специалист по работе с семьей |
4. Перечень мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов
N |
Наименование мероприятия по социально-педагогической реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Примечание |
1 |
Социально-педагогическая диагностика |
Ребенок-инвалид |
Первичная социально-педагогическая диагностика |
Ребенок-инвалид |
Повторная(контрольная) социально-педагогическая диагностика |
||
2 |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/законный представитель |
|
3 |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/законный представитель |
|
4 |
Практические коррекционно-развивающие занятия (тренинги) |
Ребенок-инвалид |
|
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
Социально-педагогическая диагностика |
Первичная социально-педагогическая диагностика |
- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), педагогическая характеристика, заключение логопеда и других специалистов); - сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя); - проведение педагогического (дефектологического и/или логопедического) обследования, направленного на определение: уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.) (в соответствии с возрастом); уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности в целом; уровня обучаемости и освоения новой информации ребенком-инвалидом; предпочтений и интересов у ребенка-инвалида; уровня владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью; уровня развития локомоторных функций у ребенка-инвалида (включая мелкую моторику); уровня сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) у ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего: оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку нуждаемости в специальных условиях получения образования; рекомендации по социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; индивидуальный план социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в использовании TCP и ассистивных технологий в рамках социально-педагогической реабилитации и абилитации и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика |
- анкетирование ребенка-инвалида (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью); - проведение педагогического (дефектологического и/или логопедического) обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"), а именно: уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.); уровня владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью; уровня развития локомоторных функций у ребенка-инвалида (включая мелкую моторику); уровня сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) у ребенка-инвалида и др.; - формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего: оценку количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики; оценку эффективности проведенного реабилитационного курса на основании определения динамики социально-педагогического статуса ребенка-инвалида; рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида (с 14 лет) реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог |
||
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|||
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя |
|
- информирование о целях, задачах, мероприятиях, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации; - информирование о различных вариантах получения общего и профессионального образования (в том числе с учетом заключения ПМПК, склонностей и интересов ребенка-инвалида); - информирование о современных TCP и ассистивных технологиях для обучения, в том числе приобретаемых за счет средств ребенка-инвалида; - информирование об организациях, осуществляющих обучение; - информирование о нормативном правовом регулировании порядка реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей |
Итого по мероприятию |
0,5 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя |
|
- консультирование по вопросам использования TCP, вспомогательных технических устройств и специальных учебных пособий для целей получения образования; - консультирование по разработке образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения основного, общего и профессионального образования, в том числе профессиональной переподготовки с получением новой профессии (специальности); - консультирование по вопросам выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступности; - консультирование по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (самостоятельного развития речи, коррекции чтения и письма); - консультирование по вопросам духовного воспитания и развития ребенка-инвалида и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей |
Итого по мероприятию |
0,5 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Практические коррекционно-развивающих занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом |
|
- восстановление (формирование) коммуникативных навыков, устной и письменной речи; - формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и др.); - формирование (восстановление) навыков длительного удерживания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности; - обучение и отработка навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях; - проведение с ребенком-инвалидом логопедических занятий по коррекции речевых нарушений, нарушений чтения и письма, в том числе с использованием компьютерных технологий; - проведение занятий по использованию TCP и ассистивными технологиями для целей получения образования; - обучение пользованию TCP для организации процесса обучения; - обучение пользованию компьютером, в том числе электронными ресурсами (государственными порталами "Госуслуги", "Росреестр", электронной медицинской картой и др.) |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей |
Итого по мероприятию |
0,5 |
14 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
10-18 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ: |
|
18 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
10-26 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социально-педагогической диагностики, отражающего эффективность проведения реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательного средства в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечания |
1. |
Средства для проверки (испытания) и оценки устной речи |
04 25 03 |
1 |
|
2. |
Вспомогательные средства обучения общению с помощью изображений и рисунков |
05 06 27 |
1 |
|
3. |
Вспомогательные средства обучения последовательности действий |
05 12 06 |
1 |
|
4. |
Вспомогательные средства обучения способности классифицировать |
05 12 15 |
1 |
|
5. |
Вспомогательные средства для раннего обучения способности считать |
05 15 03 |
1 |
|
6. |
Вспомогательные средства обучения способности понимать время |
05 15 09 |
1 |
|
7. |
Вспомогательные средства обучения основам геометрии |
05 15 18 |
1 |
|
8. |
Вспомогательные средства обучения социальному поведению |
05 27 06 |
1 |
|
9. |
Средства для рисования и рукописи |
22 12 03 |
1 |
|
10. |
Доски для письма, доски для черчения и доски для рисования |
22 12 06 |
1 |
|
11. |
Ручные калькуляторы |
22 15 03 |
1 |
|
12. |
Подставки для книг и книгодержатели |
22 30 15 |
1 |
|
13. |
Игрушки |
30 03 03 |
1 |
|
14. |
Оборудование площадок для игр |
30 03 06 |
1 |
|
15. |
Игры |
30 03 09 |
1 |
|
9. Примерный перечень методик социально-педагогической реабилитации и абилитации:
1. Методика диагностики умственных нарушений Стребелевой Е.А.
2. Стандартизированный комплекс методик для оценки развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер).
3. Диагностика развития речи (М.П. Злобенко, О.Н. Ерофеева).
4. Комплексная методика психолого-педагогического обследования дошкольников с помощью таблиц (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик).
5. Диагностика готовности ребенка к школе. Тест Керна - Иерасека.
6. Методика Н.И. Гуткиной "Домик" (готовность к школе).
7. Тест "Способность к обучению в школе" Г. Вицлака (1972 г.).
8. Сформированность познавательных учебных действий.
9. Анализ продуктов деятельности ребенка.
10. Самооценка учебных успехов и "зоны незнания".
11. Беседа: представления об окружающем.
Методики диагностики восприятия:
1. Методика "Чего не хватает на этих рисунках?".
2. Методика "Узнай, кто это".
3. Методика "Какие предметы спрятаны в рисунках?".
Методики диагностики состояния внимания:
1. Методика "Найди и вычеркни".
2. Методика "Проставь значки".
3. Методика "Запомни и расставь точки".
Методики оценки развития мышления:
1. Методика "Времена года".
2. Методика "Что здесь лишнее?".
3. Методика "Кому чего недостает?".
4. Методика "Раздели на группы".
5. Методика "Воспроизведи рисунки".
6. Методика "Обведи контур".
7. Методика "Лабиринт".
8. Методика "Выделение двух существенных признаков".
9. Методика "Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок".
10. Понимание скрытого смысла текста.
11. Методика "Последовательные картинки" (тест умственного развития младшего школьника) Е.М. Борисова, В.П. Арсланьян.
Методики диагностики памяти:
1. Методика "Узнай фигуры".
2. Методика "Запомни рисунки".
3. Методика "Запомни цифры".
Методики диагностики речи:
1. Методика "Расскажи по картинке".
2. Методика "Фонематическое восприятие (анализ и синтез)".
3. Методика "Аналитическая проверка произношения".
4. Методика "Обследование словарного запаса".
5. Методика "Обследование умения составлять связный текст по картинкам".
6. Методика "Звуковые прятки".
7. Методика "Назови слова".
8. Методика для выяснения пассивного словарного запаса.
9. Грамматическое задание.
10. Диктант, изложение.
11. Определение общего уровня развития коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции. Методики диагностики воображения:
12. Исследование продуктивности воображения (В.П. Глухов, 1985).
13. Исследование индивидуальных особенностей воображения (В.П. Глухов, 1985).
14. Методика "Придумай рассказ" (Р.С. Немов, 1997).
15. Методика "Придумай игру" (Е.А. Панько).
Логопедические методики:
1. Архипова Е.Ф. "Технологии коррекционно-логопедической работы".
2. Белякова Л.И. "Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи".
3. Аксанова Т.Ю. "Дыхательные упражнения в системе работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи".
4. Нищева Н.В. "Веселая артикуляционная гимнастика" (в 2-х частях).
5. Смирнова И.А. "Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения".
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. "Экспресс-исследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста".
7. Бессонова Т.П., Грибова О.Е., Корнев А.Н., Лурия А.Р. "Выделение заданного звука из слова (на слух)". "Звуковой анализ".
8. Венгер Л.А. Методика "Графический диктант".
9. Методика "Графический диктант" Д.Б. Эльконина.
10. Методика формирования языковой системы Новиковой-Иванцовой Т.М. (МФЯС).
11. Волкова Г.А. "Логопедическая ритмика".
12. Забрамная С.Д., Боровик О.В. "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей".
13. Иншакова О.Б. "Методика обследования самостоятельной речи".
14. Лурия А.Р. "Понимание и употребление в речи всех предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов". "Оценка сформированности сложных пространственных и квазипростанственных представлений".
15. Макарова А.К. "Методика обследования слоговой структуры слова".
16. Pay Ф.Ф., Фомичева М.Ф. "Методика обследования звукопроизношения".
17. Смирнова И.А. "Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР".
18. Чиркина Г.В. "Визуальный осмотр", "Оценка строения и двигательных функций артикуляционного аппарата":
1) особенности анатомического строения;
2) соотношение нарушений;
3) объем пассивного и активного словарного запаса (названия предметов, действий, качеств предмета - конкретная лексика).
19. Чиркина Г.В. "Оценка уровня сформированности навыка письма".
20. Чиркина Г.В. "Выявление состояния устноречевых предпосылок письменной речи". "Оценка потенциальной готовности к овладению самостоятельной письменной речью".
21. Чиркина Г.В., Грибова О.Е. "Оценка состояния звукопроизношения".
22. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Каше Г.А., Грибова О.Е. "Объем пассивного и активного словарного запаса".
Методики альтернативной, поддерживающей и дополнительной (невербальной) коммуникации:
1. Кроссли Р., Метод FC (Facilitated Communication - облегченная, облегчаемая, или альтернативная коммуникация).
2. Альтернативная коммуникация посредством системы жестов.
3. Альтернативная коммуникация посредством символов:
1) Блисс-символы;
2) Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC);
3) Боровенко Т.Г., Визель Т.Г., Шкловский В.М., Метод пиктограмм для восстановления коммуникации;
4) Картиночные символы коммуникации (PCS);
5) Система символов Виджит (Widgit Literacy Symbols);
6) Система Сигсимволы;
7) Коммуникативные таблицы;
8) Коммуникативные книги;
9) Альтернативная система обучения коммуникации "PECS" (Picture Exchange Communication System).
4. Альтернативная коммуникация посредством орфографического письма.
5. Альтернативная коммуникация посредством предметных символов:
1) Словесные кубики Примака
6. Глен Доман, Шаничи Сузуки "Глобальное чтение", Маниченко А.А. "Читаем с пеленок", Штягинова Е.А. "Альтернативная коммуникация".
7. Маргарет Уокер "Макатон".
Электронные устройства для альтернативной коммуникации:
1) электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы (например "Big Mac", "Step by step", "GoTalk", "MinTalker" и др.);
2) компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);
3) информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, "Boardmaker", "Alladin" и др.), системы символов (например, "Bliss"); компьютерные программы для общения (например, "Общение" и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи.
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Качественная оценка динамических изменений социально-педагогического статуса после реализованных реабилитационных мероприятий
Результаты восстановления (формирования) способности к обучению, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Базовые компетенции (навыки и умения), необходимые для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.) |
|
|
Общая осведомленность и познавательная активность |
|
|
Уровень обучаемости и освоения новой информации |
|
|
Уровень владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью |
|
|
Уровень развития мелкой и крупной моторики у ребенка-инвалида |
|
|
Уровень сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-педагогического статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-педагогический статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
|
|
социально-педагогический статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
социально-педагогический статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
1 |
1-2 |
Консультирование |
1 |
1-2 |
Практические занятия |
14 |
10-18 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
18 |
10-26 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.