Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Социально-педагогическая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды вследствие новообразований.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Педагог-психолог |
Специалист по работе с семьей |
Логопед/дефектолог |
Социальный педагог |
4. Перечень мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов
N |
Наименование мероприятия по социально-педагогической реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Примечание |
1 |
Социально-педагогическая диагностика |
Ребенок-инвалид |
Первичная социально-педагогическая диагностика |
Ребенок-инвалид |
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика |
||
2 |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); Родитель/законный представитель |
|
3 |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); Родитель/законный представитель |
|
4 |
Практические коррекционно-развивающие занятия (тренинги) |
Ребенок-инвалид |
|
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
Социально-педагогическая диагностика |
Первичная социально-педагогическая диагностика |
- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), педагогическая характеристика, заключение логопеда и других специалистов); - сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя); - проведение педагогического (дефектологического и/или логопедического) обследования, направленного на определение: уровня речевого развития и сенсорного восприятия (при необходимости) у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.) (в соответствии с возрастом); уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности в целом; уровня обучаемости и освоения новой информации ребенком-инвалидом; предпочтений и интересов у ребенка-инвалида; уровня развития локомоторных функций у ребенка-инвалида (включая мелкую моторику) (при необходимости); уровня сформированности языковых речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) у ребенка-инвалида (при необходимости); уровня владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью (при необходимости); уровня владения коммуникативными навыками и навыками поведения в социуме и др.; - формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего: оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку нуждаемости в специальных условиях получения образования; рекомендации по социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; индивидуальный план социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в использовании TCP и ассистивных технологий в рамках социально-педагогической реабилитации и абилитации и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика |
- анкетирование ребенка-инвалида (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью); - проведение педагогического (дефектологического и/или логопедического) обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"), а именно: уровня речевого развития и сенсорного восприятия (при необходимости) у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.); уровня развития локомоторных функций у ребенка-инвалида (включая мелкую моторику) (при необходимости); уровня сформированности языковых и речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) у ребенка-инвалида (при необходимости); уровня владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью (при необходимости); уровня владения коммуникативными навыками и др.; - формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего: оценку количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики; оценку эффективности проведенного реабилитационного курса на основании определения динамики социально-педагогического статуса ребенка-инвалида; рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида (с 14 лет) реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог |
||
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|||
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя |
|
- информирование о целях, задачах, мероприятиях, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации; - информирование о различных вариантах получения общего и профессионального образования (в том числе с учетом заключения ПМПК, склонностей и интересов ребенка-инвалида); - информирование о возможности получения образования по специализированным образовательным программам: адаптированной образовательной программе (АОП), адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специальной индивидуальной программе развития (СИПР), а также о возможности обучения на дому и др.; - информирование о современных TCP и ассистивных технологиях для обучения, в том числе приобретаемых за счет средств ребенка-инвалида; - информирование об организациях, осуществляющих образовательную деятельность с созданием специальных условий получения образования; - информирование о нормативном правовом регулировании порядка реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей |
Итого по мероприятию |
0,5 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя |
|
- консультирование по вопросам получения и использования TCP, вспомогательных технических устройств и специальных учебных пособий для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации (при необходимости); - консультирование по выбору образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступности; - консультирование по разработке образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения основного, общего и профессионального образования, в том числе профессиональной переподготовки с получением новой профессии (специальности); - консультирование по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (самостоятельного развития речи, коррекции чтения и письма); - консультирование по вопросам полового воспитания ребенка-инвалида; - консультирование по вопросам духовного воспитания и развития ребенка-инвалида и др. |
|
|
Индивидуальная |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей |
Итого по мероприятию |
0,5 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Практические коррекционно-развивающих занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом |
|
- достижение сотрудничества с ребенком-инвалидом и установление руководящего контроля во взаимодействии с ним; - коррекция и поддержание учебного поведения (понимание и выполнение инструкций, выдерживание времени занятий в учебном режиме и др.); - коррекция и поддержание коммуникативных навыков, устной и письменной речи (в том числе проведение тренинга функциональной коммуникации); - коррекция и поддержание сенсорно-перцептивных и сенсорно-двигательных действий, графомоторных навыков; - коррекция и поддержание необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и др.); - коррекция и поддержание навыков длительного удерживания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности; - обучение и отработка навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях, включая дифференциацию собственности вещей; - проведение с ребенком-инвалидом логопедических занятий по коррекции импрессивной речи, направленной на: понимание речи (ситуативный и неситуативный диалог); соотношение названия с предметами (показ предметов и частей тела по названиям) понимание сложно построенной речи (объяснение логико-грамматических, инвертируемых конструкций); понимание простых и сложных инструкций; - проведение с ребенком-инвалидом логопедических занятий по коррекции экспрессивной речи; - занятия по использованию TCP и ассистивных технологий для целей получения образования (при необходимости); - обучение пользованию TCP для организации процесса обучения (при необходимости); - обучение пользованию компьютером, в том числе электронными ресурсами (государственными порталами "Госуслуги", "Росреестр", электронной медицинской картой и др.) |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Педагог-психолог, логопед/дефектолог, социальный педагог, специалист по работе с семьей |
Итого по мероприятию |
0,5 |
16 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
10-22 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ: |
|
20 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
14-26 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социально-педагогической диагностики, отражающего эффективность проведения реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечание |
1 |
Средства для проверки (испытания) и оценки устной речи |
04 25 03 |
1 |
|
2 |
Средства для тестирования и оценки психических функций организма |
04 25 06 |
1 |
|
3 |
Вспомогательные средства для тренировки голоса и тренировки речи |
05 03 03 |
1 |
|
4 |
Игрушки |
30 03 03 |
1 |
|
5 |
Оборудование площадок для игр |
30 03 06 |
1 |
|
6 |
Игры |
30 03 09 |
1 |
|
7 |
Вспомогательные средства для раннего обучения способности считать |
05 15 03 |
1 |
|
8 |
Вспомогательные средства обучения способности понимать время |
05 15 09 |
1 |
|
9 |
Вспомогательные средства обучения способности обращаться с деньгами |
05 15 12 |
1 |
|
10 |
Вспомогательные средства обучения основам геометрии |
05 15 18 |
1 |
|
11 |
Вспомогательные средства для тренировки (обучения) способности различать и сравнивать |
04 36 03 |
1 |
|
12 |
Вспомогательные средства для тренировки и обучения способности ориентироваться |
04 36 06 |
1 |
|
13 |
Вспомогательные средства обучения последовательности действий |
05 12 06 |
1 |
|
14 |
Вспомогательные средства обучения навыкам умозрительного восприятия |
05 12 12 |
1 |
|
15 |
Вспомогательные средства обучения способности классифицировать |
05 12 15 |
1 |
|
9. Примерный перечень методик социально-педагогической реабилитации и абилитации:
1. Методика диагностики умственных нарушений Стребелевой Е.А.
2. Стандартизированный комплекс методик для оценки развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер).
3. Комплексная методика психолого-педагогического обследования дошкольников с помощью таблиц (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик).
4. Диагностика готовности ребенка к школе. Тест Керна-Иерасека.
A. Копирование фразы "Ей дан чай".
Б. Срисовывание группы точек.
B. Рисунок человека.
5. Методика Н.И. Гуткиной "Домик" (готовность к школе).
6. Тест "Способность к обучению в школе" Г. Вицлака( 1972 г.).
7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Психолого-педагогическая диагностика. Оценка готовности ребенка к началу школьного обучения.
8. Анализ продуктов деятельности ребенка.
9. Самооценка учебных успехов и "зоны незнания".
10. Сформированность познавательных учебных действий.
Методики диагностики восприятия:
1. Методика "Чего не хватает на этих рисунках?".
2. Методика "Узнай, кто это".
3. Методика "Какие предметы спрятаны в рисунках?".
4. Методика "Чем залатать коврик?".
Методики диагностики внимания:
1. Методика "Найди и вычеркни".
2. Методика "Проставь значки".
3. Методика "Запомни и расставь точки".
4. Методика "Графический диктант" Д.Б. Эльконина.
5. Методика "Рисование по точкам" или "Образец и правило" (А.Л. Венгер).
Методики оценки развития мышления:
1. Методика "Времена года".
2. Методика "Что здесь лишнее?".
3. Методика "Кому чего недостает?".
4. Методика "Раздели на группы".
5. Методика "Воспроизведи рисунки".
6. Методика "Вырежи фигуры".
7. Методика "Обведи контур".
8. Методика "Лабиринт".
9. Методика "Выделение двух существенных признаков".
10. Методика "Последовательные картинки" (тест умственного развития младшего школьника) Е.М. Борисова, В.П. Арсланьян.
11. Понимание скрытого смысла текста.
12. Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок.
Методики диагностики памяти:
1. Методика "Узнай фигуры".
2. Методика "Запомни рисунки".
3. Методика "Запомни цифры".
4. Методика "10 слов".
5. Запомнить стихотворение (4-6 строк).
6. Запомнить слоги.
7. Запомнить пары слов связанных и несвязанных по смыслу.
Методики диагностики речевых функций:
1. Методика "Расскажи по картинке".
2. Диагностика развития речи (М.П. Злобенко, О.Н. Ерофеева).
3. Методика "Аналитическая проверка произношения".
4. Методика "Обследование словарного запаса".
5. Методика "Обследование умения составлять связный текст по картинкам".
6. Методика "Звуковые прятки".
7. Методика "Назови слова".
8. Методика для выяснения пассивного словарного запаса.
9. Диктант, изложение.
10. Грамматическое задание.
11. Беседа: представления об окружающем.
12. Определение общего уровня развития коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
13. Чиркина Г.В. "Оценка уровня сформированности навыка письма".
14. Чиркина Г.В. "Выявление состояния устно-речевых предпосылок письменной речи". "Оценка потенциальной готовности к овладении самостоятельной письменной речью".
15. Чиркина Г.В., Грибова О.Е. "Оценка состояния звукопроизношения".
16. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Каше Г.А., Грибова О.Е. "Объем пассивного и активного словарного запаса".
17. Лурия А.Р. "Понимание и употребление в речи всех предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов" "Оценка сформированности сложных пространственных и квазипространственных представлений".
18. Макарова А.К. "Методика обследования слоговой структуры слова".
19. Pay Ф.Ф., Фомичева М.Ф. "Методика обследования звукопроизношения".
20. Чиркина Г.В. "Визуальный осмотр", "Оценка строения и двигательных функций артикуляционного аппарата":
1) особенности анатомического строения;
2) соотношение нарушений;
3) объем пассивного и активного словарного запаса (названия предметов, действий, качеств предмета - конкретная лексика).
21. Бессонова Т.П., Грибова О.Е., Корнев А.Н., Лурия А.Р. "Выделение заданного звука из слова (на слух)". "Звуковой анализ".
22. Иншакова О.Б. "Методика обследования самостоятельной речи".
Методики диагностики воображения:
1. Исследование продуктивности воображения (В.П. Глухов, 1985).
2. Исследование индивидуальных особенностей воображения (В.П. Глухов, 1985).
3. Методика "Придумай рассказ" (Р.С. Немов, 1997).
4. Методика "Придумай игру" (Е.А. Панько).
Логопедические методики:
1. Архипова Е.Ф. "Технологии коррекционно-логопедической работы".
2. Белякова Л.И. "Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи".
3. Аксанова Т.Ю. "Дыхательные упражнения в системе работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи".
4. Нищева Н.В. "Веселая артикуляционная гимнастика" (в 2-х частях).
5. Смирнова И.А. "Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения".
6. Новикова В.Н. "Методика логопедического массажа".
7. Краузе Е. "Артикуляционная гимнастика".
8. Корсунская Б.Д. "Методика глобального чтения".
9. Методики Монтессори М.
10. Методики Лупан С.
11. Волкова Г.А. "Логопедическая ритмика".
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Качественная оценка динамических изменений социально-педагогического статуса после реализованных реабилитационных мероприятий
Результаты восстановления (формирования) способности к обучению, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Базовые компетенции (навыки и умения), необходимые для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.) |
|
|
Общая осведомленность и познавательная активность |
|
|
Уровень обучаемости и освоения новой информации |
|
|
Уровень владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью |
|
|
Уровень развития мелкой и крупной моторики у ребенка-инвалида |
|
|
Уровень сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-педагогической реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-педагогического статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-педагогический статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
|
|
социально-педагогический статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
социально-педагогический статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
1 |
1-2 |
Консультирование |
1 |
1-2 |
Практические занятия |
16 |
10-22 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
20 |
14-26 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.