1. Область применения
Настоящие методические рекомендации устанавливают основные подходы к ранжированию и отбору мероприятий в отношении автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в целях осуществления мероприятий по их реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию.
Положения методических рекомендаций предназначены для применения органами управления автомобильными дорогами общего пользования.
2. Общие положения
Целью настоящих методических рекомендаций является создание методологической основы, используемой при планировании работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения и искусственных дорожных сооружений на них, ориентированной на сохранность и поддержание их надлежащего технического состояния, бесперебойное и безопасное дорожное движение при оптимальных расходах финансовых средств и материально-технических ресурсов, выделяемых для этих целей.
Методические рекомендации предусматривают приоритизацию мероприятий, планируемых к реализации на автомобильных дорогах в составе опорной сети автомобильных дорог, в рамках национальных проектов и обеспечивающих транспортную доступность административно-территориальных центров, социально-значимых объектов, включая медицинские организации, школы, объекты туристической инфраструктуры, в том числе с учетом социально-экономического значения соответствующих объектов, а также с учетом интенсивности дорожного движения.
3. Ранжирование мероприятий
В рамках процедуры ранжирования автомобильных дорог формируется общий перечень автомобильных дорог субъекта Российской Федерации или муниципального образования, подлежащих ранжированию, после чего проводится анализ заключений о техническом состоянии автомобильных дорог.
В случае отсутствия заключения об оценке технического состояния автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) за последние 3-5 лет требуется проведение первичного обследования автомобильной дороги (участка автомобильной дороги). Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2020 N 288. При этом методика оценки технического состояния автомобильных дорог, порядок организации и методика выполнения оценки технического состояния автомобильных дорог и порядок использования результатов диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог для принятия управленческих решений на стадии планирования дорожно-ремонтных работ описаны в ОДМ 218.4.039-2018 "Рекомендации по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог".
По итогам анализа технического состояния рассматриваемые автомобильные дороги разделяют на две группы:
группа 1 - перечень автомобильных дорог (участков автомобильных дорог, искусственных сооружений), которые соответствуют по транспортно-эксплуатационным характеристикам требованиям технических регламентов и национальных стандартов;
группа 2 - перечень автомобильных дорог (участков автомобильных дорог, искусственных сооружений), которые не соответствуют по транспортно-эксплуатационным характеристикам требованиям технических регламентов и национальных стандартов.
При этом объекты из группы 1 не проходят процедуру ранжирования и подлежат повторному обследованию переменных параметров и характеристик автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющихся в процессе эксплуатации автомобильной дороги, которое проводится ежегодно для подтверждения соответствия требованиям технических регламентов. При выявлении несоответствия обследуемого участка автомобильной дороги требованиям технических регламентов после повторного обследования, данный участок автомобильной дороги относится к группе 2 для проведения процедуры ранжирования.
Ранжирование объектов из группы 2 проводится на основании общей балльной оценки (), определяемой следующим образом:
,
где:
- балльная оценка по критериям технического состояния, определяемая в соответствии с таблицей 1 путем суммирования начисленных баллов (определение технического состояния производится в соответствии с требованиями ГОСТ 33388-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации" и ОДМ 218.4.039-2018 "Рекомендации по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог");
- балльная оценка по критериям транспортного планирования и проектирования, определяемая в соответствии с таблицей 2 путем суммирования начисленных баллов.
Таблица 1
N |
Наименование критерия |
Балл* |
I |
Техническое состояние автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) |
|
1 |
Определение фактической категории автомобильной дороги и оценка состояния геометрических параметров и характеристик: |
|
|
соответствие нормативным требованиям |
0 |
|
несоответствие нормативным требованиям |
1 |
2 |
Дефекты покрытия в баллах (ОДМ 218.4.039-2018): |
|
|
, |
0 |
|
, |
1 |
|
, |
2 |
|
3 |
|
3 |
Продольная ровность покрытия (IRI) (не оценивается на покрытиях переходного и низшего типа): |
|
|
соответствие нормативным требованиям |
0 |
|
несоответствие нормативным требованиям |
1 |
4 |
Колейность дорожного покрытия (не оценивается на покрытиях переходного и низшего типа): |
|
|
соответствие нормативным требованиям |
0 |
|
несоответствие нормативным требованиям |
1 |
5 |
Сцепные свойства покрытия (не оценивается на покрытиях переходного и низшего типа): |
|
|
соответствие нормативным требованиям |
0 |
|
несоответствие нормативным требованиям |
1 |
6 |
Коэффициент прочности дорожной одежды (ОДМ 218.4.039-2018, не выполняется на покрытиях переходного и низшего типа): |
|
|
0 |
|
|
1 |
|
|
2 |
|
7 |
Показатель срока службы автомобильной дороги, отражающий срок в годах с момента последнего ремонта, капитального ремонта, строительства или реконструкции участка (в том числе ГОСТ Р 58861-2020): |
|
|
С ср.сл - превышает межремонтные сроки, установленные нормативно-техническими документами |
1 |
|
С ср.сл. - не превышает межремонтные сроки, установленные нормативно-техническими документами |
0 |
8 |
Нормативная нагрузка 11,5 тонн на ось (для автомобильных дорог в составе опорной сети автомобильных дорог): |
|
соответствие нормативным требованиям |
0 |
|
несоответствие нормативным требованиям |
1 |
|
II |
Техническое состояние искусственного сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.) |
|
1 |
Общая оценка технического состояния искусственного сооружения: |
|
- аварийное |
3 |
|
- предаварийное |
3 |
|
- неудовлетворительное |
2 |
|
- удовлетворительное, или хорошее, или отличное |
0 |
|
2 |
Грузоподъемность сооружения: |
|
соответствие нормативным требованиям |
0 |
|
несоответствие нормативным требованиям |
1 |
|
3 |
Габарит приближения искусственного сооружения для принятой технической категории примыкающего участка автодороги: |
|
соответствие нормативным требованиям |
0 |
|
несоответствие нормативным требованиям |
1 |
|
4 |
Наличие тротуаров мостовых сооружений в пределах населенных пунктов: |
|
соответствие нормативным требованиям |
0 |
|
несоответствие нормативным требованиям |
1 |
|
III |
Техническое состояние средств организации дорожного движения и элементов обустройства автомобильных дорог: |
|
соответствие нормативным требованиям |
0 |
|
несоответствие нормативным требованиям |
1 |
|
IV |
Достоверность и обоснованность данных по ключевым критериям технического состояния автомобильной дороги (участка автомобильной дороги), искусственного сооружения |
|
1 |
Актуальная, разработанная не ранее чем за 3-5 лет до проведения ранжирования, оценка технического состояния участка автомобильной дороги по параметрам: |
|
наличие оценки технического состояния |
1 |
|
отсутствие оценки технического состояния |
0 |
|
2 |
Актуальная, разработанная не ранее чем за 3-5 лет до проведения ранжирования, оценка технического состояния искусственного сооружения по параметрам: |
|
наличие оценки технического состояния |
1 |
|
отсутствие оценки технического состояния |
0 |
|
V |
Наличие судебных актов и (или) предписаний ГИБДД, обуславливающих необходимость выполнения соответствующих работ: |
|
наличие актов (предписаний) |
1 |
|
отсутствие актов (предписаний) |
0 |
Таблица 2
N |
Наименование критерия |
Условие |
Балл* |
1 |
Соответствие критериям отнесения автомобильной дороги (участка автомобильной дороги, искусственного сооружения) к опорной сети автомобильных дорог**: |
|
|
1.1 |
соединяет столицы субъектов Российской Федерации между собой по маршрутам, не включающим автомобильные дороги федерального значения |
балл начисляется за каждое соответствие критериям отнесения к опорной сети автомобильных дорог |
1 |
1.2 |
соединяет города с численностью населения более 100 тыс. жителей между собой и с соответствующими административными центрами по кратчайшему маршруту |
1 |
|
1.3 |
является обходом города с численностью населения свыше 100 тысяч человек |
1 |
|
1.4 |
обеспечивает подъезд к морским портам Российской Федерации (входящим в опорную сеть портов) при наличии существующего автодорожного подхода к ним |
1 |
|
1.5 |
обеспечивает подъезд к портам на внутренних водных путях Российской Федерации (входящим в опорную сеть внутренних водных путей) |
1 |
|
1.6 |
обеспечивает подъезд к аэропортам (входящим в опорную сеть аэродромов (аэропортов) гражданской авиации) при наличии существующего автодорожного подхода к ним |
1 |
|
1.7 |
соединяет центры экономического роста (определяемые в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации) между собой и с соответствующими административными центрами по кратчайшему маршруту |
1 |
|
1.8 |
обеспечивает подъезд к действующим автомобильным пунктам пропуска через государственную границу |
1 |
|
1.9 |
участок входит в систему международных транспортных маршрутов в соответствии с международными соглашениями, заключенными Российской Федерацией |
1 |
|
1.10 |
наблюдаемая приведенная суточная интенсивность движения в обоих направлениях составляет более 10, 7,5, либо 5 тыс. автомобилей в сутки (в зависимости от специфики субъекта Российской Федерации), кроме улично-дорожной сети городов |
1 |
|
2 |
Для автомобильных дорог, не включенных в состав опорной сети автомобильных дорог: наблюдаемая приведенная суточная интенсивность движения по автомобильной дороге в обоих направлениях |
< 10 000 ед. |
0 |
10 000 ед. |
1 |
||
3 |
Наличие маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, трассированных по автомобильной дороге |
маршруты отсутствуют |
0 |
1 маршрут |
1 |
||
> 1 маршрута |
2 |
||
4 |
Наличие и число мест концентрации ДТП (МКДТП) на автомобильной дороге (участке автомобильной дороги) |
МКДТП отсутствуют |
0 |
1-2 МКДТП |
1 |
||
3 и более МКДТП |
2 |
||
5 |
Для автомобильных дорог, не включенных в состав опорной сети автомобильных дорог: автомобильная дорога обеспечивает непосредственный подъезд: - к объектам внешнего транспорта (вокзалам и железнодорожным станциям, автовокзалам и автостанциям, портам и причалам, аэропортам и вертолетным площадкам); - к организациям здравоохранения, школам; - к иным объектам социальной инфраструктуры; - к объектам туристической инфраструктуры |
не обеспечивает подъезд |
0 |
обеспечивает подъезд |
1 |
||
6 |
Автомобильная дорога по кратчайшему маршруту связывает административный центр муниципального района с опорной сетью автомобильных дорог субъекта Российской Федерации (для автомобильных дорог местного значения) |
связь не обеспечивается |
0 |
связь обеспечивается |
1 |
||
| |||
7 |
Автомобильная дорога по кратчайшему маршруту связывает поселение с административным центром муниципального района (для автомобильных дорог местного значения) |
связь не обеспечивается |
0 |
связь обеспечивается |
1 |
||
8 |
Запланированное мероприятие по капитальному ремонту и ремонту автомобильной дороги включено в состав: - программы дорожной деятельности в целях реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги"; - государственной программы субъекта Российской Федерации; - программы комплексного развития транспортной инфраструктуры субъекта Российской Федерации либо городской агломерации; - муниципальной программы |
мероприятие не предусмотрено |
0 |
мероприятие предусмотрено 1 или более из указанных документов |
1 |
------------------------------
* Приведенные в таблице значения баллов определены экспертным путем и могут быть уточнены в ходе опытного применения методических рекомендаций.
** В случае пересмотра критериев отнесения автомобильных дорог к опорной сети автомобильных дорог, для ранжирования и отбора мероприятий в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями должны использоваться актуальные критерии с соответствующей корректировкой числа баллов в случае изменения числа критериев.
------------------------------
Объект с наибольшей суммой баллов получает первое место в соответствующем перечне с результатами ранжирования мероприятий, с наименьшей суммой - последнее место.
4. Отбор, планирование и назначение мероприятий
Планирование мероприятий по содержанию автомобильных дорог должно осуществляться органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципальным образованием) исходя из необходимости выполнения соответствующих работ на всей сети подведомственных автомобильных дорог, при этом особое внимание должно также уделяться своевременному выполнению работ по устранению деформаций и повреждений покрытий и обочин.
При назначении мероприятий по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог необходимо руководствоваться классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402.
После отбора объектов по результатам анализа их технического состояния для каждого объекта из группы 2, сформированной в рамках ранжирования мероприятий, определяются следующие категории параметров несоответствия нормативным требованиям:
1) постоянные параметры и характеристики автомобильной дороги (далее - технический уровень автомобильной дороги):
- количество полос движения, ширина проезжей части и обочин, ширина разделительной полосы;
- габарит приближения;
- длины прямых, величины углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов;
- протяженность подъемов и спусков;
- продольный и поперечный уклоны;
- высота насыпи и глубина выемки;
- габариты искусственных дорожных сооружений;
- состояние элементов водоотвода;
- размеры переходно-скоростных полос;
2) переменные параметры и характеристики автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющиеся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (далее - эксплуатационное состояние автомобильной дороги):
- продольная ровность и глубина колеи дорожного покрытия;
- коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием и состояние обочин;
- эксплуатационное состояние обустройства дороги, в том числе технических средств организации дорожного движения;
- прочность дорожной одежды;
- грузоподъемность искусственных дорожных сооружений;
- объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;
3) характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта и безопасность дорожного движения (далее - параметры дорожного движения и показатели уровня аварийности):
- коэффициент (уровень) загрузки автомобильной дороги движением;
- наличие стабильного МКДТП или МКДТП, в границах которого зафиксировано 3 и более погибших;
- наличие последовательно расположенных МКДТП (расстояние между границами МКДТП менее 1 км);
- плотность ДТП на автомобильной дороге менее 7 км / ДТП;
- способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами.
При несоответствии нормативным требованиям параметров технического уровня (категории) участка автомобильной дороги по постоянным параметрам и характеристикам автомобильной дороги, приведенным выше, рекомендуется рассматривать с учетом положений ОДМ 218.4.039-2018 (при необходимости - с подготовкой технико-экономического обоснования с учетом ОДМ 218.4.023-2015) вопрос реализации мероприятий по реконструкции или капитальному ремонту автомобильной дороги (участка) по доведению несоответствующих параметров требованиям ГОСТ Р 52399-2022 (СП 34.13330.2021), ГОСТ Р 52748-2007 (габариты приближения).
При несоответствии нормативным требованиям параметров эксплуатационного состояния автомобильной дороги рекомендуется рассматривать с учетом положений ОДМ 218.4.039-2018, ОДМ 218.6.002-2010, ГОСТ Р 58861-2020 (межремонтные сроки) (при необходимости - с подготовкой технико-экономического обоснования с учетом ОДМ 218.4.023-2015) вопрос реализации мероприятий по содержанию ремонту или капитальному ремонту автомобильной дороги (участка) по доведению несоответствующих параметров требованиям ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52399-2022, СП 78.13330.2012.
При несоответствии нормативным требованиям параметров дорожного движения и наличии показателей аварийности, перечисленных выше для автомобильной дороги (участка), рекомендуется рассматривать с учетом положений ОДМ 218.4.039-2018, ОДМ 218.2.020-2012, ГОСТ Р 58861-2020, ГОСТ Р 59200-2021, ГОСТ Р 59201-2021, ГОСТ Р 59202-2021 (при необходимости - с подготовкой технико-экономического обоснования с учетом ОДМ 218.4.023-2015) вопрос реализации мероприятий по реконструкции или капитальному ремонту автомобильной дороги (участка) по доведению несоответствующих параметров требованиям ГОСТ 33100-2014, ГОСТ Р 52748-2007, СП 34.13330.2021.
Кроме того, в рамках ранжирования и отбора мероприятий может проводиться оценка социально-экономических эффектов, получаемых в результате назначения мероприятий по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автодорожной инфраструктуры, которые определяются в соответствии с ОДМ 218.4.023-2015 "Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по ранжированию и отбору мероприятий в отношении автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в целях осуществления мероприятий по их реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию (Министерство транспорта РФ, 18 мая 2022 г.)
Опубликование:
-