Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Указания по подготовке и проведению выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах

Приложение
к приказу Росстата
от 27.09.2021 N 591

 

Указания
по подготовке и проведению выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах

ГАРАНТ:

См. Указания по подготовке и проведению Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, утвержденные приказом Росстата от 11 декабря 2023 г. N 637

См. формы N 1 доходы и N 2-доходы, утвержденные приказом Росстата от 7 августа 2023 г. N 379 для отчета в 2024 г.

I. Основные положения проведения наблюдения

 

Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах (далее - наблюдение) проводится Росстатом и его территориальными органами во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946) и от 11 июля 2015 г. N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 г. N 698).

Единицей наблюдения при проведении наблюдения является частное домашнее хозяйство (далее - домохозяйство) и члены домохозяйства.

Все понятия и определения, приведенные в настоящих Указаниях, используются исключительно для целей проведения наблюдения и не могут применяться в иных целях.

Домохозяйство - совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства.

Домохозяйство считается недоступным, если нет возможности установить контакт с домохозяйством: подъезд закрыт на кодовый замок и нет возможности попасть в подъезд; в квартире в данный момент никто не живет или появляются крайне редко; не открывают дверь или не вступают в разговор; открывший дверь находится в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, либо агрессивно настроен; неблагополучное домохозяйство.

Домохозяйство считается недостижимым, если при установлении контакта с домохозяйством проведение опроса не представляется возможным: например, члены домохозяйства не желают пускать в дом чужого человека или отвечать на вопросы о доходах; опасаются несоблюдения конфиденциальности; получен категорический отказ (без указания причин).

Наблюдение осуществляется на основе личного опроса членов домохозяйств (респондентов) по месту их проживания в составе отобранного для наблюдения домохозяйства.

Опросы респондентов проводятся на условиях добровольного согласия принять участие в наблюдении.

Опросы респондентов проводятся на основании специальных форм федерального статистического наблюдения (далее - вопросников):

Вопросник для домохозяйства;

Индивидуальный вопросник для лиц в возрасте 16 лет и более.

В ходе наблюдения интервьюером осуществляется заполнение отчетности, содержащей информацию о результатах отбора домохозяйств и ходе проведения наблюдения, в следующем составе:

Раздел "Информация о качестве вопросов" в Вопроснике для домохозяйства (утверждается приказом Росстата);

Раздел "Примечания интервьюера" в Индивидуальном вопроснике (утверждается приказом Росстата);

Рекомендуемый образец отчета интервьюера о рекрутировании домохозяйств (приложение N 1 к настоящим Указаниям);

Рекомендуемый образец отчета интервьюера о выполненной работе (приложение N 2 к настоящим Указаниям).

По завершении опросов в домохозяйствах интервьюером производится специальная подготовка информации, содержащейся в вопросниках, для последующей обработки, затем осуществляется сдача-приемка результатов работ в территориальный орган Росстата (далее - территориальный орган) по установленному им адресу: заполненных вопросников, отчетности о результатах рекрутирования домохозяйств и о выполненной работе.

 

II. Порядок отбора домохозяйств

 

2.1. Общие положения

 

Формирование выборки первичных выборочных единиц (счетных участков) и домохозяйств осуществляется на основе случайного отбора.

При построении выборочной совокупности используется многофазная выборка с реализацией на последней фазе двухступенчатого отбора (I ступень - случайный отбор счетных участков; II ступень - случайный отбор домохозяйств в рамках счетного участка, включенного в выборку на первой ступени).

В качестве основы выборки на первой ступени отбора использована территориальная выборка многоцелевого назначения (далее - ТВМН) на базе информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года. Единицей отбора является счетный участок.

На второй ступени при построении выборки за единицу отбора принято жилое помещение (и, в его рамках, домохозяйство), расположенное в жилых строениях, входящих в состав счетного участка, отобранного на первой ступени.

Количество жилых помещений (домохозяйств), подлежащих отбору в выборочный массив наблюдения, в целом по Российской Федерации составляет 60 000 домохозяйств ежегодно, в 2017 году и далее один раз в пять лет - увеличение выборки до 160 000 домохозяйств*.

Отбор счетных участков и жилых помещений (домохозяйств) производится Росстатом централизованно.

В целях формирования статистических показателей, характеризующих финансовое положение семей с детьми, начиная с 2021 года дополнительно обследуется целевая группа населения "семьи с детьми" (далее - целевая группа) с охватом 10 тыс. домохозяйств во всех субъектах Российской Федерации (при условии выделения финансирования на эти цели).

Основой для формирования целевой группы служит обезличенный перечень адресов из талонов родовых сертификатов и (или) перечень домохозяйств целевой группы, участвовавших ранее в выборочных наблюдениях по социально-демографическим проблемам.

Перечень домохозяйств целевой группы формируется Росстатом централизованно по каждому субъекту Российской Федерации и направляется в территориальные органы.

Отбор домохозяйств целевой группы производится территориальным органом в каждом субъекте Российской Федерации в пределах счетного участка, отобранного для проведения наблюдения в текущем году, или граничащих с ним участков.

Количество домохозяйств, подлежащих отбору по целевой группе для каждого интервьюера, составляет 8 домохозяйств (с учетом резерва) как по городской, так и по сельской местности. Резервный массив используется для замены недоступных (недостижимых) домохозяйств. В случае недостаточности списка из 8 адресов для опроса домохозяйств целевой группы интервьюер обращается в территориальный орган для получения дополнительных адресов домохозяйств.

 

2.2. Отбор домохозяйств

 

Объем выборки (количество домохозяйств) в пределах счетного участка составляет 48 домохозяйств (с учетом резерва) как по городской, так и по сельской местности.

Резервный массив используется для замены недоступных (недостижимых) домохозяйств основного списка.

На уровне территориального органа на основе программного комплекса по составлению списков адресов домохозяйств составляется таблица N 3-отбор "Список отобранных домохозяйств, включая резервный массив" (приложение N 3 к настоящим Указаниям).

Данная таблица составляется по каждому счетному участку, включенному в выборку. Первая графа таблицы предназначена для присвоения порядковой нумерации домохозяйствам. Затемненные заштрихованные строки в таблице предназначены для занесения в них резервного домохозяйства. С учетом принятого уровня недостижимости домохозяйств в Списке отобранных домохозяйств заштрихованной будет являться каждая вторая строка.

В Списке отобранных домохозяйств указываются: порядковый номер домохозяйства в отобранной выборке (гр. 6), адрес домохозяйства (гр. 7), размер домохозяйства (из ТВМН) (гр. 8), информация об участии в наблюдении (гр. 9).

Порядок нумерации домохозяйств (гр. 6 Списка отобранных домохозяйств).

Каждому домохозяйству в незаштрихованной строке присваивается порядковый номер из интервала в 24 номера (с 1 по 24, с 25 по 48, с 49 по 72 и так далее), который предназначен для данного счетного участка и определяется централизованно территориальным органом исходя из общего объема выборки для субъекта Российской Федерации. В нижеследующей (заштрихованной) строке каждому резервному домохозяйству присваивается номер с добавлением 10 000, то есть если номер домохозяйства из основного списка - 17, то номер домохозяйства из резервного списка - 10017 (в заштрихованной строке).

Порядок нумерации домохозяйств целевой группы (гр. 6 Списка отобранных домохозяйств).

Количество домохозяйств, подлежащих отбору по целевой выборке в пределах счетного участка, составляет 4 домохозяйства как по городской, так и по сельской местности. На уровне территориального органа составляется таблица N 3-отбор "Список отобранных домохозяйств, включая резервный массив" (приложение N 3 к настоящим Указаниям) с перечнем адресов целевой группы (незаштрихованные строки не заполняются). Данная таблица составляется по каждому счетному участку, включенному в выборку. Первая графа таблицы предназначена для присвоения порядковой нумерации домохозяйствам. Каждому домохозяйству из целевой группы присваивается номер с добавлением 50 000.

 

2.3. Формирование участка наблюдения

 

Формирование участка наблюдения осуществляется на основе информации, содержащейся в таблице N 3-отбор "Список отобранных домохозяйств, включая резервный массив". Последовательность посещений домохозяйств интервьюером определяется порядковым номером домохозяйства в списке (начиная с наименьшего).

При первом посещении домохозяйства интервьюер представляется членам домохозяйства, предъявляет свое удостоверение и кратко излагает причину своего визита, а также цели и задачи наблюдения. При благожелательном отношении выявляется намерение домохозяйства относительно участия в наблюдении, и, при получении согласия, интервьюер более подробно разъясняет членам домохозяйства условия проведения наблюдения.

Если выясняется, что проживающие в этом помещении лица составляют более одного домохозяйства, но имеют один лицевой счет по оплате жилья, то для проведения опроса производится отбор одного из домохозяйств по возрасту главы домохозяйства. По первому случаю попадания такого адреса на участке опрашивается домохозяйство с главой домохозяйства самого старшего возраста, во втором таком случае - отбирается домохозяйство с главой домохозяйства самого младшего возраста, в третьем - отбирается домохозяйство со старшим главой домохозяйства и так далее.

В случае отсутствия членов домохозяйства по указанному адресу интервьюер посещает домохозяйство еще, по крайней мере, два раза в различные дни и часы. Только в тех случаях, когда после трехразового посещения интервьюер выясняет, что домохозяйство является недоступным, он обращается к списку резервных адресов.

Резервный список домохозяйств используется для замены в случае крайней необходимости и только после исчерпания основного списка. К наиболее частым причинам замены домохозяйств относятся: отказ от участия в наблюдении; жилое помещение ликвидировано или является незанятым и остается таковым все время наблюдения.

Решение о замене недоступных (недостижимых) домохозяйств принимается на основании анализа причин отказа от участия в наблюдении. Замена домохозяйства осуществляется другим, наиболее сходным по размеру, домохозяйством, чей номер в таблице N 3-отбор начинается с 10 000. Домохозяйство из резервного списка не ставится в известность о том, что оно является замещающим.

На случай возникновения форс-мажорных обстоятельств, когда для выполнения плана наблюдения оказывается недостаточным список из 48 адресов домохозяйств, интервьюер обращается в территориальный орган для получения дополнительных адресов домохозяйств.

Дополнительные адреса домохозяйств отбираются территориальным органом вручную из ТВМН на том же участке переписи населения. Территориальным органом определяется номер дополнительного домохозяйства, начинающегося с 30 000. В этом случае домохозяйства, опрошенные вне списка отобранных домохозяйств, получают номера начиная с 30 001, 30 002 и так далее, информация по ним в графах 6-9 таблицы N 3-отбор записывается интервьюером в пустых дополнительных строках таблицы. В пределах субъекта Российской Федерации дополнительные домохозяйства имеют уникальный номер.

Порядок отбора дополнительных домохозяйств.

1-й этап. Подготовка к отбору списка жилых помещений (домохозяйств), составленного в результате натурного обхода территории счетного участка. В данном списке его единицам (жилым помещениям или домохозяйствам) присваиваются порядковые номера от 1 до M i, где M i - количество домохозяйств в i-счетном участке (если не удалось установить число домашних хозяйств, то M i - количество жилых помещений в i-счетном участке).

2-й этап. Проведение отбора установленного числа жилых помещений (домохозяйств) - (m i). Для этого определяется интервал (шаг) отбора (ИО). Значение интервала отбора вычисляется по формуле:

 

ИО=M i/m i,

 

где:

M i - количество домохозяйств (помещений) в счетном участке в соответствии с данными натурного обхода;

m i - число домохозяйств, подлежащих отбору в счетном участке с учетом 50%-го резерва.

3-й этап. Определение случайного начала отбора. Случайное начало отбора соответствует случайному числу, выбранному в рамках интервала отбора. Для определения случайного числа используется генератор случайных чисел или таблица случайных чисел.

Если интервал отбора - целое число, то случайное начало отбора выбирается из совокупности целых чисел: 01-k i, где: 01 - первая единица отбора, k i - последняя единица в интервале отбора на i-счетном участке (например, если шаг отбора равен 3, то этим единицам присваивается нумерация от 01 до 03 и в этом диапазоне выбирается случайное начало отбора).

Если интервал отбора является дробным числом, то для определения случайного начала отбора используется следующая процедура:

с помощью генератора случайных чисел (или по таблице случайных чисел) определяется одно из случайных чисел (СЧ). Например, оно оказалось равным 0,75331892;

определяется случайное начало отбора с помощью найденного случайного числа и вычисленного значения интервала отбора. Для этого значение интервала отбора умножается на найденное случайное число:

 

СНО=ИО·СЧ,

 

где СНО - случайное начало отбора. Например, если интервал отбора равен 1,58333 (то есть ИО i=1,58333), а СЧ = 0,75331892,

то СНО=1,58333·0,75331892=1,19275.

4-й этап. Реализация процедуры систематического отбора. Определение всех других чисел проводится путем периодического прибавления к случайному началу интервала отбора (ИО), то есть:

СНО - номер первого отобранного домохозяйства;

СНО + ИО - номер второго отобранного домохозяйства;

(СНО + ИО) + ИО - номер третьего отобранного домохозяйства;

.................................

СНО+ИO(m i-1) - номер последнего отобранного домохозяйства.

5-й этап. Определение совокупности номеров конечных единиц отбора, то есть домохозяйств (или жилых помещений), которые обследуются в счетном участке при проведении Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах в субъекте Российской Федерации отдельно по городскому и сельскому населению.

Данная совокупность номеров устанавливается на основе, полученной на 4-м этапе последовательности ряда десятичных чисел, в которых необходимо взять только их целую часть.

В графе 9 таблицы N 3-отбор в ходе проведения наблюдения регистрируется информация об участии домохозяйств в наблюдении, и проставляются следующие отметки:

1 - домохозяйство принимало участие в наблюдении;

2 - при рекрутировании от домохозяйства получен отказ от участия в наблюдении (кратко описывается причина отказа, и в дальнейшем используется сотрудниками территориального органа при подготовке итогового отчета о проведении наблюдения);

3 - домохозяйство было недостижимо по любой другой причине, кроме отказа от участия в наблюдении.

Полностью заполненные таблицы N 3-отбор представляются интервьюерами в территориальный орган одновременно с заполненными вопросниками.

 

III. Подготовка к обработке и сдаче-приемке материалов наблюдения

 

3.1. Порядок заполнения отчетов о ходе проведения наблюдения

 

В ходе проведения наблюдения, кроме вопросников, интервьюером заполняются:

1. Отчет интервьюера о рекрутировании домохозяйств (рекомендованный образец приведен в приложении N 1 к настоящим Указаниям).

2. Отчет интервьюера о выполненной работе (рекомендованный образец приведен в приложении N 2 к настоящим Указаниям).

1. Отчет интервьюера о рекрутировании заполняется по всем домохозяйствам, посещенным в период проведения наблюдения. В отчете осуществляется регистрация результатов этих посещений.

 

Адресная часть

 

Коды в графах 1 и 2 заполняются территориальными органами.

В графе 1 проставляется 2-значный код субъекта Российской Федерации.

В графе 2 проставляется 9-значный код населенного пункта.# уже заполнены. Интервьюер потратил в домохозяйстве время, но опрос не был завершен, и домохозяйство отказалось от продолжения опроса (графа 7 = 1, графа 9 = 2, графа 10 = 1 или 2, графа 11 = порядковый номер посещения домохозяйства.).

Код 2 "Нет" ставится в случае, если домохозяйство было доступно, но интервьюер получил отказ от участия в наблюдении. Далее в графе 8 отмечается причина, по которой опрос не был проведен. Отмечается код 1 (получен отказ) или код 2 (другая причина). В графе 11 делается отметка о посещении домохозяйства.

Если получен отказ домохозяйства от участи в наблюдении, то в графе 8.1 указывается основная причина отказа. Коды для заполнения графы 8.1 приведены внизу таблицы.

Код 3 "В стадии проведения" отмечается в случае, если интервьюер начал проводить опрос в домохозяйстве, но по каким-то причинам домохозяйство предложило интервьюеру прийти в другой день для продолжения опроса. В данном случае следует перейти к заполнению графы 11 и сделать отметку о посещении домохозяйства.

В графе 10 делается отметка о незаполненных вопросниках.

В графе 11 проставляется количество посещений в пределах одного домохозяйства. Если домохозяйство посещается первый раз, то ставится "1", при втором посещении этого же домохозяйства ставится "2", при третьем - "3".

2. В отчете интервьюера о выполненной работе:

 

Адресная часть

 

Коды по строкам 1 и 2 заполняются территориальными органами.

В строке 1 проставляется 2-значный код субъекта Российской Федерации.

В строке 2 проставляется 9-значный код населенного пункта.

В строке 3 проставляется код типа населенного пункта в зависимости от его местонахождения: городской - 1, сельский - 2.

В строке 4 проставляется 6-значный номер участка переписи населения, на котором проводилось наблюдение.

 

Информационная часть

 

Строка 1 - проставляется общее число домохозяйств из таблицы N 3-отбор (приложение N 3 к настоящим Указаниям) на момент завершения опросов (равняется сумме строк 2 и 5).

Строка 2 - проставляется количество посещенных домохозяйств (равняется сумме строк 3 и 4).

Строка 3 - количество домохозяйств, в которых опрос был проведен полностью.

Строка 4 - количество неопрошенных домохозяйств, включая недоступные и отказавшиеся от участия в опросе.

Строка 5 - количество домохозяйств из неиспользованного резерва. Неиспользованным резервом считаются домохозяйства из резервного списка, которые интервьюер не посещал.

По строкам 6-8 проставляется количество домохозяйств:

по строке 6 - из основного списка;

по строке 7 - из резервного списка (номера домохозяйств 1xxxx);

по строке 8 - из дополнительного списка (номера 3хххх).

Сумма строк 6-8 должна равняться строке 3.

По строкам 9-12 распределяются все опрошенные домохозяйства по их размеру (сумма этих строк должна равняться строке 3). Размер домохозяйства определяется по числу лиц, указанных в разделе 1 Вопросника для домохозяйства.

По строкам 13 и 17 проставляется количество неопрошенных домохозяйств:

по строке 13 - по причине отказа;

по строке 17 - по причинам недоступности (при трехкратном посещении никого не смогли застать дома, жилое помещение по указанному адресу отсутствовало и тому подобное).

По строкам 14-16 проставляется количество отказавшихся домохозяйств из основного, резервного и дополнительного списков (сумма этих строк должна равняться строке 13).

По строкам 18-20 проставляется количество недостижимых домохозяйств из основного, резервного и дополнительного списков (сумма этих строк должна равняться строке 17).

Строка 21 - проставляется общее количество заполненных вопросников (равняется сумме строк 22-23).

Строка 22 - проставляется количество заполненных вопросников для домохозяйства.

Строка 23 - проставляется количество заполненных индивидуальных вопросников для лиц в возрасте 16 лет и более.

Внимание! Отчет интервьюера о выполненной работе заполняется по домохозяйствам целевой группы отдельно. Строки 5-8, 14-16, 18-20 не заполняются.

 

3.2. Порядок подготовки материалов наблюдения к обработке

 

Подготовка материалов наблюдения к обработке на полевом уровне состоит из двух этапов:

1. Визуальный контроль.

2. Кодирование информации.

1. Визуальный контроль осуществляется следующим образом.

После завершения опроса в домохозяйстве просматриваются все заполненные вопросники на предмет правильности заполнения вопросов и соблюдения правил логических переходов. Вся цифровая информация записывается четко и разборчиво.

Номер домохозяйства на титульном листе вопросника точно соответствует номеру домохозяйства из таблицы N 3-отбор.

При подготовке материалов наблюдения к сдаче-приемке особое внимание обращается на соблюдение переходов в вопросниках. Если перехода нет, то следующий по порядку вопрос должен быть задан, а ответ - записан. В случае пропусков вопросов или при обнаружении других неточностей интервьюер вновь встречается с респондентом и получает недостающую информацию.

2. Кодирование адресной части Вопросника для домохозяйства и адресной части Индивидуального вопросника для лиц в возрасте 16 лет и более производится в соответствии с указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения для организации выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах (утверждаются приказом Росстата).

Кодирование вопросов Индивидуального вопросника для лиц в возрасте 16 лет и более:

Раздел 3. вопрос 6: кодирование вида экономической деятельности респондента производится интервьюером в соответствии с двузначным кодом из приведенного перечня классификационных группировок для видов экономической деятельности, построенных на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (приложение N 6 к Указаниям по заполнению форм федерального статистического наблюдения для организации выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах (утверждается приказом Росстата).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "приложение N 3"

Раздел 3. вопрос 8: кодирование профессионального или служебного положения респондента производится интервьюером с использованием Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ). Проставляется 4-значный код, соответствующий профессии (должности) респондента (приложение N 7 к Указаниям по заполнению форм федерального статистического наблюдения для организации выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах (утверждается приказом Росстата).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "приложение N 4"

Раздел 3, вопрос 24: кодирование вида деятельности производится интервьюером с использованием справочника "Виды самостоятельной предпринимательской деятельности" (приложение N 8 к Указаниям по заполнению форм федерального статистического наблюдения для организации выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах (утверждается приказом Росстата). Кодируются все виды работ, которые назвал респондент.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "приложение N 5"

Раздел 3, вопрос 30: кодирование кода субъекта Российской Федерации и населенного пункта производится территориальным органом.

 

3.3. Порядок сдачи-приемки материалов наблюдения

 

Сдача-приемка материалов наблюдения производится в соответствии с графиком сдачи-приемки работ, утверждаемым территориальным органом.

Сдача-приемка результатов работ производится с выездом в территориальный орган. В отдельных случаях сдача-приемка результатов работ может осуществляться по почте через отделы территориальных органов в районах.

При подготовке материалов наблюдения к сдаче-приемке важно учитывать следующее:

каждый комплект вопросников на одно домохозяйство включает в себя один Вопросник для домохозяйства и столько индивидуальных вопросников, сколько членов домохозяйства записано в Разделе 1 "Состав домохозяйства", за исключением членов домохозяйств, на которых индивидуальные вопросники не заполняются. Если домохозяйство состоит из одного человека, на такое домохозяйство заполняется Вопросник для домохозяйства и один Индивидуальный вопросник для лиц в возрасте 16 лет и более;

на всех вопросниках написано время проведения интервью;

на обложках заполнены все пункты.

 

IV. Порядок проведения контрольных мероприятий

 

4.1. Общие положения

 

Проверка качества работы заключается в контроле двух основных позиций:

правильность реализации последней ступени выборки (привлечение домохозяйств к участию в наблюдении строго по адресам, включенным в таблицу N 3-отбор "Список отобранных домохозяйств, включая резервный массив", соблюдение процедур использования резервного массива домохозяйств, наличие произвольных замен респондентов, соблюдение порядка ведения Отчета интервьюера о рекрутировании домохозяйств);

правильность проведения собственно интервью (проверка точности выполнения правил и требований по проведению опросов, возможные искажения и фальсификация информации, например, самостоятельное заполнение интервьюером вопросников без посещения домохозяйства, "улучшение" результатов опроса).

Контроль за качеством работы интервьюера производится в несколько этапов:

визуальный контроль вопросников (на стадии сдачи-приемки в отделе территориального органа, а также в ходе контрольной проверки работы интервьюера в полевых условиях), проведение формально-логического контроля первичного информационного фонда данных (проверка логических связей) при обработке вопросников;

проведение контрольных проверок в полевых условиях.

 

4.2. Визуальный контроль

 

В ходе сдачи-приемки заполненных вопросников производится их проверка на полноту заполнения и отсутствие несоответствий. Даже небольшая ошибка может вызвать серьезные проблемы после того как информация введена в компьютер. Визуальным контролем охватывается 100% вопросников.

При проверке особое внимание обращается на наличие информации на титульной странице вопросника и на заполнение социально-демографических характеристик, так как на этой информации построена система статистической обработки данных наблюдения.

Внимание! Проверяется, чтобы один и тот же населенный пункт имел одинаковый тип населенного пункта по численности населения (графа 7 Вопросника для домохозяйства, графа 8 Индивидуального вопросника для лиц в возрасте 16 лет и более). На всех счетных участках в пределах одного и того же населенного пункта на титульной станице вопросников должен стоять одинаковый тип населенного пункта по численности населения.

Важно проконтролировать вопросники с точки зрения соблюдения логических связей и переходов. Убедиться, что респонденту задали все вопросы, относящиеся именно к этому респонденту, то есть выявить:

вопросы, на которые есть ответ, в то время как ответа на них быть не должно;

вопросы, оставленные без ответа, в то время как ответ на них должен быть зарегистрирован в обязательном порядке.

Проверяются такие взаимосвязи в вопросниках, ошибки в которых не очевидны при регистрации ответа и могут быть связаны с ошибкой в указании индивидуального кода респондента, ошибками в указании года того или иного события, случайным переходом к заполнению другой графы вопросника, строки в матричном вопросе и тому подобное (например, наличие у 34-летней женщины 24-летних детей; год замужества, не соответствующий возрасту респондента; регистрация в качестве участника Великой Отечественной войны 20-летнего члена домохозяйства).

Проверяется правильность кодирования всех вопросов, кодировка по которым была возложена на интервьюера.

Важна проверка на полноту заполнения открытых и полуоткрытых вопросов. Если у интервьюера во всех вопросниках односложные краткие записи, например, о профессии, квалификации или отсутствует словесное описание в подавляющем большинстве ответов отмечено "другое", это является одним из показателей некачественной работы интервьюера.

Косвенным методом контроля может стать время, затраченное на интервью в разных по составу или, напротив, однотипных домохозяйствах. Стабильность указанных временных периодов или вызывающие сомнение объемы работ, выполненные в один день, также говорят о добросовестности интервьюера в выполнении своих функций.

Наиболее эффективным является проведение визуального контроля в присутствии интервьюера (при его личной доставке материалов в отдел территориального органа или в ходе контрольной проверки интервьюера в поле), так как:

замечания могут быть высказаны немедленно;

личная беседа с интервьюером дает для проверяющего информацию о степени освоения интервьюером вопросников и возможных его недочетах в работе с домохозяйствами в ходе проведения опросов.

Обнаруженные ошибки, возможные исправления вносятся проверяющим красным цветом. На обложке проверенных вопросников проверяющим записывается "проверено", проставляется дата и его личная подпись.

В случае наличия пропусков вопросники дорабатываются, при необходимости с помощью уточнения ответов у респондентов. В случае возникновения серьезных проблем проводится повторный опрос респондента. Если повторное посещение невозможно и выявленные несоответствия невелики, с помощью интервьюера выходят на правильный ответ на основе других содержащихся в вопроснике сведений. Если и это не представляется возможным, интервьюер проводит дополнительные интервью.

Результаты визуального контроля могут явиться основой в выборе проверяющим специалистом территориального органа стратегии проведения контроля работы интервьюера непосредственно в домохозяйствах.

 

4.3. Контрольные проверки на полевом уровне

 

Контролирующие меры на этапе полевых работ предназначены для получения раннего сигнала о допущенных нарушениях и пропусках, которые могут быть исправлены до начала работ по вводу данных.

Целью контрольных проверок является:

проверка соблюдения процедур проведения наблюдения на полевом уровне установленной методологии;

содействие устранению систематических ошибок, если они были выявлены в ходе проверки.

Виды контрольных проверок в полевых условиях:

проверка процесса проведения опросов интервьюером в домохозяйствах;

контрольные опросы с посещением домохозяйства (по ограниченному кругу вопросов);

телефонные и почтовые контрольные интервью (с учетом сроков проведения наблюдения рекомендуются контрольные интервью по телефону).

Контрольные проверки осуществляются как специалистами отдела территориального органа, ответственного за проведение наблюдения, так и работниками внештатной службы в период (или после) проведения опросов интервьюерами. План-график контрольных проверок должен предусматривать проведение проверок в отношении каждого интервьюера и распределен как на дни проведения опросов (начиная после нескольких первых дней проведения опросов), так и на дни после завершения опросов. Период проведения опросов является наиболее насыщенным по выполнению интервьюерами различных видов работ, связанных с проведением наблюдения на полевом уровне, что позволит проверяющим охватить во время проверки возможно большее число возникающих проблем.

Проведение контрольных проверок осуществляется с непосредственным выездом на участки наблюдения проверяющего лица или посредством телефонного контроля.

При выезде на участок наблюдения проверяющий осуществляет:

визуальный контроль находящихся на момент контрольной проверки на руках у интервьюера вопросников;

наблюдение за ходом проведения опроса выборочно в 1-2 домохозяйствах, в которых проводится опрос (по случайно выбранным адресам из не посещенных интервьюером);

проведение контрольных опросов выборочно в 2-3 домохозяйствах, в которых завершен опрос (по случайно выбранным адресам из уже охваченных наблюдением);

выяснение факта участия в наблюдении (выборочно в 8-10 домохозяйствах, в которых завершен опрос) по телефону;

проверку правильности ведения интервьюером Отчета о рекрутировании домохозяйств.

Перед выездом на проверку проверяющий систематизирует все замечания, данные интервьюеру по представленным им ранее заполненным вопросникам (если таковые имеются), и намечает конкретные вопросы, рассматриваемые с интервьюером в процессе предстоящей проверки.

 

4.4. Проверка процесса проведения опросов

 

Проверка процесса проведения опросов применяется в целях контроля за деятельностью интервьюера, его способностью установить положительный контакт с членами домохозяйства и предусматривает присутствие проверяющего во время проведения интервьюером опроса.

Проверяющий при проведении опроса оценивает, выявляет ошибки и неправильные представления, которые нельзя обнаружить посредством применения визуальных поверок и проверок с применением компьютерных программ. Распространена ситуация, когда заполненный вопросник формально не содержит ошибок, но интервьюер при этом задал ряд вопросов неточно.

Во время опроса проверяющий находится достаточно близко и видит, какие записи делает интервьюер. Это позволяет оценить правильность интерпретации интервьюером ответов респондента и соблюдение порядка перехода к другим вопросам или разделам. Важно отметить неясности и моменты, которые позже обсуждаются с интервьюером. Проверяющий не вмешивается в опрос во время его проведения, чтобы не нервировать и не смущать интервьюера или респондента. Проверяющий вмешивается только в тех случаях, когда интервьюер совершает серьезные ошибки. Интервьюеру не разрешается обращаться к проверяющему за советом во время интервью.

При проверке качества проведения интервью обращается внимание на то, как интервьюер поддерживает контакты с респондентом, владеет ли разговором, не допускает ли неловких пауз, не оказывает ли влияние на ответы опрашиваемых, хорошо ли знает инструментарий (вопросники и указания к ним), какие вопросы являются наиболее трудными для респондента, проявляет ли интервьюер достаточно настойчивости, чтобы получить ответ респондента на все вопросы и так далее. Отслеживается, делает ли интервьюер необходимые пометки на полях вопросника для последующего заполнения раздела "Примечания интервьюера" в конце вопросников.

Проверяется, включен ли адрес, по которому проводится рекрутирование, в форму 3-отбор "Список отобранных домохозяйств, включая резервный массив".

Все замечания проверяющего заносятся в отчет по результатам проверки проведения опроса интервьюером (рекомендованный образец приведен в приложение N 4 к настоящим Указаниям) непосредственно на месте ведения опроса.

В конце Отчета проверяющим проставляется общая оценка работы интервьюера по результатам проверки. Оценка определяется в зависимости от соотношения положительных и отрицательных оценок. Преобладание положительных оценок означает удовлетворительную работу интервьюера, отрицательных - говорит о том, что оценка работы интервьюера неудовлетворительная и он должен повысить качество своей работы. В зависимости от количества отрицательных оценок может быть принято решение о необходимости проведения дополнительного инструктажа этого работника.

После каждого контрольного опроса проверяющий и интервьюер обсуждают работу последнего.

 

4.5. Контрольное интервью

 

Контрольные интервью очень важны для поддержания стандартов проведения опросов на высоком уровне даже среди добросовестных интервьюеров.

Данный вид контроля работы интервьюера предполагает повторное посещение проверяющими тех домохозяйств, опросы в которых уже завершены. Повторное посещение респондентов носит случайный характер. Интервьюеры в курсе, что проведение контрольных интервью возможно, но они не знают заранее, в каких домохозяйствах конкретно эти интервью будут проводиться, и какие вопросы будут задаваться домохозяйству повторно. В ходе контрольного интервью проверяющие выясняют, был ли интервьюер в домохозяйстве, с кем именно велась беседа, задают несколько вопросов из вопросника.

Продолжительность контрольных интервью составляет не более 15 минут.

Рекомендованный образец контрольного интервью приведен в приложении N 5 к настоящим Указаниям. При подготовке к контрольному интервью проверяющий вписывает в Анкету контрольного интервью из заполненных вопросников 3-5 вопросов с вариантами ответа на них респондентов. При этом отбираются вопросы, вероятность изменения ответов на которые в период между интервью и контрольным интервью незначительна (возраст членов домохозяйства, занятость, сведения о жилье и тому подобное).

Разница в ответах во время контрольного и первоначального интервью еще не говорит о том, что интервьюер выполнил свои обязанности недобросовестно (возможны случаи проведения контрольного интервью с разными респондентами, в разное время одни и те же респонденты могут сообщать разную информацию). Однако наличие неоднократно выявленных расхождений указывает на необходимость дополнительной проработки с интервьюером возможных причин таких расхождений.

 

4.6. Контрольное интервью по телефону

 

Контроль качества работы интервьюера может быть проведен также по телефону. Преимуществами этого вида контроля является существенное сокращение потребности в затратах времени специалистов на выезды на места при увеличении охвата интервьюеров и домохозяйств контрольными мероприятиями. При проведении контроля ведется тщательный учет домохозяйств, к которым обратились с контрольными вопросами, и полученных или неполученных от них ответов.

Данными видами проверок охватывается домохозяйства, которые не были включены в контрольные опросы или не посещены с опросом вместе с интервьюером (с учетом временного периода проведения наблюдения).

Заранее подготавливаются 3-4 вопроса.

При проведении контрольного интервью по телефону можно воспользоваться следующей формой проведения контрольного интервью:

"Здравствуйте, Вас беспокоит Федеральная служба государственной статистики. Несколько дней назад Вы участвовали в опросе на тему доходов населения и участия в социальных программах. Мы проверяем работу Вашего интервьюера. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

1. Сколько человек интервьюер опросил в Вашем домохозяйстве?

2. Кто-то из членов семьи заполнял анкету самостоятельно?

3. В прошлом году Ваше домохозяйство (кто-то из членов Вашего домохозяйства) получало (получал) (ВИД ДОХОДА)?

4. При ответе на сложные вопросы интервьюер показывал Вам карточку с перечнем ответов?

5. У Вас в домохозяйстве есть пенсионеры/учащиеся/студенты/дети? Спасибо. Есть ли какие-то замечания по работе интервьюера? До свидания".

Проведение контроля качества работы интервьюера по телефону фиксируется также в "Анкете контрольного интервью", приведенной в приложении N 5 к настоящим Указаниям.

В случае явного несоответствия информационных данных респондента, полученных в ходе контрольного интервью, с начальными данными, предоставленными интервьюером, проверяющий исправляет начальные данные в вопросниках (красным цветом) и в качестве достоверной считается информация, которая была получена в результате контроля.

 

4.7. Оформление результатов проверки работы

 

По результатам проверки проверяющий указывает на все имеющиеся в работе интервьюера недостатки и помогает разобраться во всех непонятных для него вопросах.

Результаты проверок оформляются в соответствии с образцом актами по результатам проверки работы интервьюера (рекомендованный образец приведен в приложении N 6 к настоящим Указаниям). Акт составляется в присутствии интервьюера по месту проведения проверки.

Проверяющий описывает выполненный в ходе проверки объем работ, подробно описывает все достоинства и недостатки, установленные при проверке интервьюера. Отмечается, выполняет ли интервьюер все требования и задания территориального органа, а также записываются предложения по улучшению работы интервьюера.

В случае выявления отсутствия адреса фактически опрошенного домохозяйства в таблице N 3-отбор "Список отобранных домохозяйств, включая резервный массив" интервьюер исправляет свою ошибку и проводит опрос домохозяйства по одному из адресов, предоставленных ему территориальным органом. Если выявлены неоднократные нарушения подобного рода, осуществляется 100%-я проверка соответствия адресов опрошенных домохозяйств таблице N 3-отбор, составленной территориальным органом.

При выявлении каких-либо существенных и многочисленных несоответствий в ответах респондентов с данными вопросников вопросники возвращаются интервьюеру на проведение повторных интервью. Если повторное интервью невозможно, интервьюером проводится дополнительное интервью по адресам из таблицы N 3-отбор не задействованных при рекрутировании домохозяйств для участия в наблюдении.

Акт составляется в двух экземплярах: один экземпляр акта передается интервьюеру, второй представляется в территориальный орган. К акту прилагаются отчет по результатам проверки проведения опроса интервьюером, анкеты контрольных интервью, заполненные по результатам проверки.

Результаты контрольных мероприятий являются основанием для применения определенных санкций к интервьюерам, не справляющимся со своими обязанностями. По итогам проверок работы интервьюеров рекомендуется подготовка общего обзора по обнаруженным ошибкам и анализ причин их возникновения.

 

4.8. Контроль при обработке информации

 

Как правило, компьютерные программы, применяемые для обработки итогов выборочных наблюдений, позволяют оценить как в целом качество информационного массива, так и качество работы отдельного интервьюера.

На этапе компьютерного контроля выявляется наличие минимальных и максимальных значений (так называемых "выбросов") в количественных данных. При наличии "выбросов" определяется, в каких вопросниках наблюдаются эти "выбросы". Такие вопросники проходят повторный визуальный и телефонный контроль, а при необходимости возвращаются интервьюеру на проведение повторного опроса.

Компьютерный контроль, в частности, может выявить наличие у интервьюера превышения нормы ответов "ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ". Это обстоятельство становится предметом обсуждения с конкретным интервьюером, а также специальным вопросом для включения в дальнейшем в программу обучения или инструктажа интервьюеров.

Наибольшая ценность компьютерного контроля состоит в проверке логических связей, которые сложно полностью отследить при визуальном контроле вопросников. Задача отдела территориального органа, ответственного за организацию и проведение наблюдения, - добиться полного отсутствия ошибок по "жестко" установленным правилам формально-логического контроля и минимального количества логических отступлений, которые данными правилами допускаются. Содержание и объем протокола контроля, полученного на федеральном уровне по итогам наблюдения, является основным критерием оценки качества работы территориального уровня.

 

______________________________

* Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 и от 11 июля 2015 г. N 698.