Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 14 мая 2022 г. N Исх-16567/02
"Информация по безопасности полетов N 4*"
Несмотря на принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности полётов, предусмотренных письмом Росавиации от 18.04.2022 Исх-12791/02, в апреле-мае 2022 года произошло несколько авиационных происшествий и серьёзных авиационных инцидентов с вертолётами и лёгкими самолётами.
В коммерческой авиации 01.05.2022 на посадочной площадке Могоча (Забайкальский край) произошла катастрофа вертолёта Ми-8Т RA-24212 ООО "Мост Авиа" (имеет сертификат эксплуатанта на выполнение авиационных работ).
Выполнялся полёт с целью обеспечения работ по тушению пожаров. На борту вертолёта находились 3 члена экипажа и 12 пассажиров (пожарные-десантники).
По объяснениям КBС, для посадки на п.п. Могоча экипаж выполнил проход на высоте 50 м для определения направления и силы ветра. Поскольку ветер был определен как попутный, экипаж произвел повторный заход против ветра на грунтовую полосу.
При зависании вертолёта на высоте около 8 м произошел разворот вертолёта влево с опусканием носа на пикирование с увеличением угловой скорости вращения (согласно записи с видеокамеры наблюдения вертолет сделал 2,5 витка). Вертолёт грубо приземлился, опрокинулся на правый борт и загорелся. Бортмеханик выключил двигатели стоп-кранами. В результате авиационного происшествия 1 пассажир погиб, 5 пострадали.
Комиссией по расследованию авиационного происшествия предложено с членами лётных экипажей, выполняющими полёты на вертолётах с самостоятельным подбором с воздуха, провести внеплановые занятия по порядку выполнения посадок на необорудованные посадочные площадки с учётом метеоусловий, состояния подстилающей поверхности, времени года и действиям при возникновении аварийных ситуаций, действиям по предотвращению попадания вертолёта в левое вращение и выводу из него.
С лёгкими самолетами с апреле-мае 2022 года произошло два авиационных происшествия (аварии) и серьёзный авиационный инцидент. Все три авиационных события произошли при посадке и были связаны с выкатыванием за пределы ВПП.
24.04.2022 на посадочной площадке Гостилицы (Ленинградская область) произошла авария ЕЭВС самолета Кронавиа-9 RA-0333G, принадлежащего частным лицам (сертификата эксплуатанта не имеют).
Выполнялся полет в личных целях в районе посадочной площадки Гостилицы. На борту самолета находились пилот и пассажир.
По предварительным данным, в районе посадочной площадки отмечался ветер у земли 180° 9, порывы 13 м/с, видимость 2000 м, умеренный ливневой дождь, облачность: редкая кучево-дождевая в слое 500-3000 м над уровнем земли, местами облачность значительная слоистая нижняя граница 150 м, верхняя граница выше 300 м от уровня земли.
Предварительно в ходе расследования установлено, что после приземления и пробега около 200 м пилот не справился с управлением и допустил выкатывание самолета с ИВПП влево на грунт. С целью исправления ситуации и исключения столкновения с находящимися на стоянке ВС, КВС предпринял попытку ухода на второй круг, в процессе которой произошло столкновение самолёта со штоком ветроуказателя и землей. Самолёт остановилось в 10 метрах от ангара.
В результате авиационного происшествия пилот самолета получил телесные повреждения.
06.05.2022 на аэродроме Братск произошла авария ЕЭВС самолета TUNDRA RA-2482G ООО "Инсайт" (имеет сертификат эксплуатанта на выполнение авиационных работ).
Выполнялись лесоавиационные работы. На борту самолёта находись два пилота и один наблюдатель. По предварительным данным, посадка на ВПП-12 выполнялась в условиях ветра 170° 5 м/с, неустойчивого направления 130°-220°. После приземления произошло выкатывание самолёта влево за пределы ВПП. В результате выкатывания находившиеся на борту люди не пострадали, самолёт получил значительные повреждения.
10.05.2022 на посадочной площадке Каргасок (Томская область) произошел серьезный авиационный инцидент с самолетом Ан-2 RA-70096 ООО "МОБИЛ АВИА" (имеет сертификат эксплуатанта на выполнение авиационных работ).
На борту самолёта находились 2 члена экипажа и 1 пассажир (специалист для технического обслуживания ВС).
По предварительным данным, при посадке в условиях бокового ветра экипаж ВС не справился с управлением, что привело к выкатыванию самолёта за пределы ВПП и столкновению с ограждением посадочной площадки.
В апреле-мае 2022 года произошло две катастрофы с воздушными судами, владельцы (эксплуатанты) которых выполняли полеты с сознательным нарушением требований воздушного законодательства Российской Федерации: без регистрации воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, при отсутствии сертификата лётной годности воздушного судна, без уведомления органов ОВД.
Так, 17.04.2022 в районе Майкопа при выполнении авиационно-химических работ произошла катастрофа вертолёта Ми-2, не имеющего бортового номера. Пилот вертолета погиб.
По имеющимся сведениям, пилот вертолёта не имел свидетельства пилота гражданской авиации и ранее уже привлекался к административной ответственности за нарушение порядка использования воздушного пространства при выполнении авиационно-химических работ.
01.05.2022 в районе села Нарва (Майский район, Красноярский край) при выполнении полета в личных целях произошла катастрофа самолёта типа Cessna-182, незарегистрированного в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации. На борту воздушного судна находились пилот и пассажир. В результате авиационного происшествия пилот получил травмы, пассажир погиб.
Следует отметить, что в течение 2022 года зарегистрировано 3 авиационных происшествия с незарегистрированными воздушными судами.
С целью обеспечения безопасности полётов предлагаю руководителям территориальных органов Росавиации:
1. Довести настоящую информацию по безопасности полётов до подконтрольных организаций гражданской авиации, эксплуатантов АОН и владельцев воздушных судов.
2. Рекомендовать эксплуатантам (владельцам) вертолётов:
2.1. провести занятие с членами лётных экипажей по изучению рекомендаций РЛЭ по особенностям полётов на площадки, подобранные с воздуха, а также особенностей выполнения посадки по вертолётному без использования влияния и с пользованием влияния "воздушной подушки". Обратить внимание на технику пилотирования с целью исключения грубого приземления и неуправляемого левого вращения вертолёта;
2.2. обратить внимание членов лётных экипажей на рекомендации РЛЭ по действиям при отказе путевого управления вертолётом.
3. Рекомендовать эксплуатантам (владельцам) лёгких самолётов:
3.1. провести занятия с членами лётных экипажей по особенностям выполнения посадки в условиях бокового ветра, а также прогнозируемого сдвига ветра в приземном слое;
3.2. обратить внимание членов лётных экипажей на критерии стабилизированного захода на посадку, а также рекомендации РЛЭ по технике пилотирования при уходе на второй круг.
3.3 убедиться в наличии в документации по СУБП поставщика обслуживания реестра опасных факторов, содержащего выявленные и предполагаемые отклонения от нормального функционирования, способные приводить к событиям, подобным произошедшему с вертолётом Ми-8 RA-24212 ООО "Мост Авиа", произвести ревизию имеющихся оценок риска проявления подобных факторов опасности, выполненных специалистами СУБП поставщика обслуживания, учитывать любые существующие средства защиты и их (не) способность достигнуть приемлемого уровня риска для безопасности полётов.
|
А.В. Нерадько |
______________________________
* Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 14 мая 2022 г. N Исх-16567/02 "Информация по безопасности полетов N 4"
Опубликование:
-