Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Кабинета
Министров Республики Адыгея
от 18 мая 2022 года N 102
Положение
о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - региональный лицензионный контроль).
2. Предметом регионального лицензионного контроля является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензиаты), лицензионных требований.
3. Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Адыгея по осуществлению регионального лицензионного контроля является Управление государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (далее - Управление).
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального лицензионного контроля (далее - инспекторы), являются:
1) заместитель начальника Управления - начальник государственной жилищной инспекции Республики Адыгея (далее - заместитель начальника Управления);
2) начальник отдела Управления - заместитель начальника государственной жилищной инспекции Республики Адыгея;
3) главные специалисты-эксперты государственной жилищной инспекции Республики Адыгея;
4) ведущие специалисты-эксперты государственной жилищной инспекции Республики Адыгея.
5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются начальник Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея - начальник инспекции государственного строительного надзора Республики Адыгея (далее - начальник Управления) и заместитель начальника
Управления (в случае отсутствия начальника Управления).
6. Инспекторы при осуществлении регионального лицензионного контроля имеют права и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31; 2021, N 24, 27, 50) (далее - Федеральный закон).
7. Инспекторы имеют служебные удостоверения единого образца, установленного Кабинетом Министров Республики Адыгея.
8. Объектами регионального лицензионного контроля (далее - объект лицензионного контроля) является деятельность, действия (бездействие) лицензиатов.
9. Учет объектов лицензионного контроля обеспечивается с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах лицензионного контроля, размещаемой в ГИС ЖКХ в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30; 2017, N 1; 2018, N 1; 2019, N 52; 2021, N 9,18,24; 2022, N 1), информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, а также посредством государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
10. Организация и осуществление регионального лицензионного контроля регулируются Федеральным законом.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального лицензионного контроля
1. При осуществлении регионального лицензионного контроля применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2. Управление при осуществлении регионального лицензионного контроля относит объекты лицензионного контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) умеренный риск;
4) низкий риск.
3. Отнесение объектов лицензионного контроля к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов лицензионного контроля к категориям риска согласно приложению к настоящему Положению.
4. В случае если объект лицензионного контроля не отнесен Управлением к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
5. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов лицензионного контроля в зависимости от категории риска проводятся со следующей периодичностью:
1) для категории высокого риска проводится одно из следующих контрольных надзорных мероприятий:
а) инспекционный визит - один раз в 3 года;
б) документарная проверка - один раз в 3 года;
в) выездная проверка - один раз в 3 года;
2) для категории среднего риска проводится одно из следующих контрольных надзорных мероприятий:
а) инспекционный визит - один раз в 4 года;
б) документарная проверка - один раз в 4 года;
в) выездная проверка - один раз в 4 года;
3) для категории умеренного риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит - один раз в 5 лет;
б) документарная проверка - один раз в 5 лет;
в) выездная проверка - один раз в 5 лет.
6. В отношении объектов лицензионного контроля, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
7. Индикатором риска нарушения лицензионных требований, применяемым Управлением в целях оценки риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия при осуществлении регионального лицензионного контроля, является поступление в Управление информации, свидетельствующей о нарушении лицензионных требований.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
1. В целях стимулирования добросовестного соблюдения лицензионных требований лицензиатами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям лицензионных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также в целях создания условий для доведения лицензионных требований до лицензиатов, повышения информированности о способах их соблюдения при осуществлении регионального лицензионного контроля осуществляются профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2. В рамках регионального лицензионного контроля осуществляются следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
3. Информирование осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
4. Управление в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, обязано размещать и поддерживать в актуальном состоянии на Интернет-странице Управления официального Интернет-сайта исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.adygheya.ru) (далее - официальный сайт Управления) сведения, предусмотренные частью 3 статьи 46 Федерального закона.
5. Обобщение правоприменительной практики осуществляется ежегодно инспекторами путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах, а также анализа поступивших в адрес Управления обращений. По итогам обобщения правоприменительной практики Управлением готовится проект доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Управления (далее - доклад о правоприменительной практике), который в обязательном порядке проходит публичные обсуждения.
6. Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным.
7. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом Управления до 10 марта года, следующего за отчетным годом, и размещается на официальном сайте Управления до 15 марта года, следующего за отчетным годом.
8. Доклад о правоприменительной практике подлежит направлению Управлением в адрес федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в течение 2 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте Управления.
9. Объявление предостережения осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона.
10. Лицензиат не позднее 15 рабочих дней после получения предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований (далее - предостережение) вправе подать в Управление возражение в отношении указанного предостережения, в котором указываются:
1) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
2) идентификационный номер налогоплательщика-лицензиата;
3) дата и номер лицензии лицензиата;
4) дата и номер предостережения, направленного в адрес лицензиата;
5) обоснование позиции лицензиата в отношении указанных в предостережении его действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению лицензионных требований.
11. Возражение в отношении предостережения может быть подано лицензиатом на бумажном носителе почтовым отправлением, в виде электронного документа на адрес электронной почты, указанный в предостережении о недопустимости нарушения лицензионных требований, или иными указанными в таком предостережении способами.
12. Управление по итогам рассмотрения возражения в отношении предостережения направляет ответ лицензиату в течение 20 рабочих дней со дня получения такого возражения.
13. В случае удовлетворения возражения в отношении предостережения по итогам его рассмотрения данные такого предостережения не используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
14. Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона.
15. Время консультирования одного лицензиата или его представителя не может превышать 15 минут.
16. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
1) организация и осуществление лицензионного контроля;
2) порядок проведения профилактических мероприятий;
3) предмет лицензионного контроля.
17. Письменное консультирование осуществляется по вопросу, предусмотренному подпунктом 3 пункта 16 настоящего раздела, в случае поступления соответствующего обращения в письменной форме.
18. В случае поступления 5 и более обращений, содержащих однотипные вопросы, лицензиатов и (или) их представителей консультирование по таким вопросам осуществляется посредством размещения на официальном сайте Управления письменного разъяснения с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подписанного начальником Управления или заместителем начальника Управления (в случае отсутствия начальника Управления).
19. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона.
20. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении лицензиатов, приступающих к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также в отношении объектов лицензионного контроля, отнесенных к категории высокого риска. Управление обязано предложить лицензиату проведение обязательного профилактического визита не позднее чем в течение одного года с момента начала деятельности по управлению многоквартирными домами.
21. Лицензиат вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Управление не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
22. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности лицензиата либо путем использования видео-конференц-связи. Срок проведения обязательного профилактического визита составляет один рабочий день.
23. В ходе профилактического визита лицензиат информируется о лицензионных требованиях, предъявляемых к его деятельности как объекту лицензионного контроля, об отнесении его деятельности как объекта лицензионного контроля к категориям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении указанной деятельности как объекта лицензионного контроля, отнесенного к соответствующей категории риска.
24. При проведении профилактического визита лицензиатам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений лицензионных требований. Разъяснения, полученные лицензиатом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
25. В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты лицензионного контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом начальнику Управления или заместителю начальника Управления (в случае отсутствия начальника Управления) для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
IV. Осуществление регионального лицензионного контроля
1. При осуществлении регионального лицензионного контроля проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) предусматривающие взаимодействие с лицензиатом на плановой и внеплановой основе:
а) инспекционный визит;
б) документарная проверка;
в) выездная проверка;
2) без взаимодействия с лицензиатом:
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
б) выездное обследование.
2. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
3. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов, которые в соответствии с лицензионными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
4. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
5. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) экспертиза.
6. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
7. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
8. При осуществлении наблюдения за соблюдением лицензионных требований Управление:
1) проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) изучает размещенную в ГИС ЖКХ информацию о деятельности лицензиата.
9. Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту нахождения объекта лицензионного контроля.
10. В ходе выездного обследования могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) осмотр;
2) испытание.
11. Выездное обследование проводится без информирования лицензиата.
12. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
13. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении лицензионного контроля проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона.
14. Индивидуальный предприниматель, являющийся лицензиатом, вправе представить в Управление информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
1) его временной нетрудоспособности;
2) нахождения его в служебной командировке или отпуске в ином населенном пункте.
15. По результатам рассмотрения представленной информации Управлением принимается решение о переносе проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для представления индивидуальным предпринимателем информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
16. При проведении выездной проверки или инспекционного визита инспекторы для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись.
17. Решение о необходимости использования технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, принимается инспектором самостоятельно. Для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
18. Фиксация нарушений лицензионных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений лицензионных требований. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения лицензионных требований.
19. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту.
20. Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
V. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия
1. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия в рамках регионального лицензионного контроля осуществляется в соответствии со статьей 87 Федерального закона.
2. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия в рамках регионального лицензионного контроля, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом, составляется акт.
3. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в рамках регионального лицензионного контроля в день окончания проведения такого мероприятия.
4. При отказе или невозможности подписания лицензиатом или его представителем акта в акте делается соответствующая отметка. В этом случае акт направляется лицензиату в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона.
5. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. В случае выявления по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия нарушения лицензиатом лицензионных требований Управлением после оформления акта выдается предписание об устранении таких нарушений (далее - предписание) с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
7. Лицензиат или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 88 Федерального закона.
VI. Обжалование решений Управления, действий (бездействия) инспекторов
1. Правом на досудебное обжалование решений Управления, актов, действий (бездействия) инспекторов Управления в рамках контрольных (надзорных) мероприятий обладают лицензиаты, указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона.
2. Жалоба на решение Управления, действия (бездействие) его инспекторов может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда лицензиат узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
3. Жалоба на предписание Управления может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения лицензиатом предписания.
4. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен начальником Управления.
5. Жалоба на решение Управления, действия (бездействие) инспекторов рассматривается начальником Управления.
6. Начальник Управления принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы, если:
1) жалоба подана по истечении сроков подачи жалобы, установленных частями 5 и 6 статьи 40 Федерального закона, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от лицензиата, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
5) ранее начальнику Управления была подана другая жалоба от того же лицензиата по тем же основаниям;
6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу инспекторов Управления, а также членов их семей;
7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного лицензиата с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений Управления.
7. Начальник Управления в течение 20 рабочих дней со дня регистрации жалобы:
1) рассматривает жалобу;
2) принимает одно из следующих решений:
а) оставляет жалобу без удовлетворения;
б) отменяет решение Управления полностью или частично;
в) отменяет решение Управления полностью и принимает новое решение;
г) признает действия (бездействие) инспекторов Управления незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
8. Начальник Управления при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности.
9. При рассмотрении жалобы начальник Управления вправе запросить у лицензиата, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Лицензиат вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их начальником Управления, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от лицензиата дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
10. Не допускается запрашивать у лицензиата, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
11. Решение начальника Управления, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете лицензиата в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) в государственной информационной системе "Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Адыгея" в срок не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия.
VI. Оценка результативности и эффективности деятельности Управления
1. Оценка результативности и эффективности деятельности Управления осуществляется по итогам каждого календарного года на основе системы показателей результативности и эффективности регионального лицензионного контроля, включающей в себя ключевой показатель регионального лицензионного контроля и его целевое значение, а также индикативные показатели регионального лицензионного контроля.
2. Ключевым показателем регионального лицензионного контроля является доля устраненных нарушений лицензионных требований (%), который рассчитывается как отношение общего количества исполненных предписаний, выданных в связи с выявленными нарушениями лицензионных требований (единиц), к общему количеству выданных предписаний (единиц).
3. Целевое значение ключевого показателя регионального лицензионного контроля - не менее 95%.
4. Индикативными показателями регионального лицензионного контроля являются:
1) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
2) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения лицензионных требований, за отчетный период;
3) количество предостережений о недопустимости нарушения лицензионных требований, объявленных за отчетный период;
4) количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период;
5) количество жалоб, поданных лицензиатами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения Управления либо о признании действий (бездействия) инспекторов Управления незаконными, за отчетный период;
6) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) инспекторов Управления, направленных лицензиатами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период;
7) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.