Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
на проект федерального закона N 86771-8 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об урегулировании вопросов двойного гражданства",
внесенный Президентом РФ
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об урегулировании вопросов двойного гражданства (далее - Соглашение) было подписано в городе Цхинвал 20 сентября 2021 года.
В соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" 14 марта 2022 года указанное Соглашение внесено Президентом Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу.
Соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку устанавливает иные правила, чем предусмотренные законодательством, его предметом являются основные права и свободы человека и гражданина, а также в связи с тем, что Стороны условились о последующей ратификации Соглашения.
Соглашение состоит из преамбулы и 13 статей, которые представляют собой единую систему правовых норм, что соответствует Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации".
Соглашением предусматривается право граждан одной Стороны приобрести гражданство другой Стороны (двойное гражданство) без отказа от имеющегося у них гражданства.
Российская Федерация предоставляет право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке состоявшим на момент признания Республики Российской Федерацией (26 августа 2008 года) гражданам Южной Осетии, достигшим совершеннолетия. При этом условия приема в гражданство, порядок подачи заявлений о приеме, перечень предоставляемых документов и порядок рассмотрения заявлений устанавливаются Президентом России.
Согласно Соглашению состоящие в гражданстве обеих Сторон обеспечиваются правами на социальное обеспечение, образование, медицинское обслуживание в соответствии с законодательством той Стороны, на территории которой они постоянно проживают. При этом любая Сторона имеет право предоставлять таким лицам права и льготы, даже если они проживают на территории другой Стороны. Стороны также предоставляют друг другу по запросу информацию о приобретении лицами, имеющими двойное гражданство, гражданства третьего государства.
Соглашение вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами и действует в течение 5 лет с автоматическим продлением на последующие пятилетние периоды. Прекращение действия Соглашения не влечет автоматически прекращения гражданства любой из Сторон.
Парламент Южной Осетии ратифицировал Соглашение 1 декабря 2021 г.
Исходя из представленного финансово-экономического обоснования и заключения Правительства Российской Федерации к законопроекту, ратификация Российской Стороной данного Соглашения не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Ратификация Соглашения не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Правительство Российской Федерации поддерживает принятие законопроекта о ратификации данного Соглашения.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний к тексту законопроекта не имеет.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об урегулировании вопросов двойного гражданства.
Председатель Комитета |
Л.И. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.