Решение Калининградского областного суда от 18 октября 2021 г. N 3а-200/2021
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Г.В.Л. об оспаривании нормативных актов: Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2018 года N 198, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177, в части, установил:
Г.В.Л. обратился с административным иском в суд, указав, что является собственником административно-жилого здания с N общей площадью 715,8 кв. м., расположенного на земельном участке с N категории "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" по адресу: <адрес>. Данный объект включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177, под пунктом N 10357. Включение принадлежащего административному истцу здания в указанный перечень незаконно, противоречит положениям ст. 378.2 НК РФ, поскольку ни одному из перечисленных в этой статье критериев здание N не соответствует. Здание находится на земельном участке, имеющем разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. Помещения здания общей площадью 200 кв. м. используются медицинской клиникой ООО "Ок." для оказания медицинских услуг - в качестве медицинских кабинетов и операционного бокса. Помещения общей площадью 230 кв. м. переданы в аренду ООО "От." под производственно-технические нужды. Арендованные площади не используются в качестве торговых, офисных, для оказания бытовых услуг или для общественного питания. 120 кв. м. на мансардном этаже относятся к жилым помещениям, помещение гаража площадью 150 кв. м. под ними на первом этаже используются собственником для личных нужд. Ранее, 9 сентября 2019 года, административный истец обращался в комиссию Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области с заявлением об исключении здания N из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, однако, в удовлетворении заявления ему было отказано. С учетом уточнений просит исключить из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2018 года N 198; Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204; Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177 здание N
Административный истец Г.В.Л. и его представитель Б.Е.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержали по изложенным выше основаниям. Г.В.Л. пояснил, что фактически здание N является жилым со встроенными нежилыми помещениями. Назначение "административно-жилое" было указано им при регистрации права произвольно. Представитель Б.Е.С. пояснила, что часть помещений на 1 этаже переданы в аренду ООО "Ок.", при этом помещение N 11 площадью 192,3 кв. м. разграждено временными перегородками. В мансардном этаже помещения N 13, 14 и 15 фактически используются ООО "О." для производственной деятельности и складирования оборудования. Остальные площади используются Г.В.Л. и членами его семьи для личных нужд, в том числе как жилые. В здании не оказываются бытовые услуги населению, не организовано общественное питание, помещения не используются в качестве офисов.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Н.Н.В. административные исковые требования не признала и пояснила, что при решении вопроса о включении здания N в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019-2021 года Министерство исходило из данных технического учета, а также сведений, имеющихся в ЕГРН. Обследование здания было проведено 1 июля 2021 года. Ремонт лифтов как вид экономической деятельности относится к оказанию бытовых услуг. Поскольку более 20% помещений используются организацией, занимающейся этой деятельностью, здание N правомерно отнесено к категории административно-деловых центров. Административный истец ввел в заблуждение Министерство и суд, представив неподтвержденные данные об аренде помещений в здании ООО "От.".
Заслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит в том числе единый недвижимый комплекс и иные здания, строение, сооружение, помещение (подпункты 4 и 6 соответственно пункта 1 названной статьи).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 этой же статьи, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, а именно административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 402 НК РФ к отдельным видам объектов налогообложения, в отношении которых применяются особенности определения их налоговой базы и которые обособляются от иного имущества посредством включения таких объектов в специальные Перечни, относятся исключительно те виды недвижимого имущества, которые перечислены в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, а именно:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно закрепленным в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ условиям отнесения поименованных выше видов недвижимого имущества к объектам налогообложения, включаемых в оспариваемые Перечни, указанные объекты должны быть отдельно стоящими нежилыми зданиями (строениями или сооружениями).
Статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества и определяя признаки административно-делового и торгового центров, не раскрывает понятия "отдельно стоящее нежилое здание", не содержится такого определения и в пункте 2 статьи 11 НК РФ, предусматривающем понятия, используемые для целей названного кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах, следовательно, подлежат применению предписания пункта 1 названной статьи, согласно которым институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, которые идентифицируются наряду с другими по такому признаку как назначение (пункт 6 части 2 статьи 2, пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Назначение здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, то есть к сведениям, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах или вносятся в уведомительном порядке (часть 3, пункт 9 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
До принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2017 года, назначение здания определялось как нежилое и жилое, после указанной даты - нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, принятым и введенным в действие приказом Госстандарта от 12 декабря 2014 года N 2018-ст, жилые здания имеют самостоятельное кодово-групповое обозначение, отличное от иных (нежилых) зданий и сооружений - "ОК 013-2014 (СНС 2008)".
Судом установлено, что Г.В.Л. является собственником здания N общей площадью 715,8 кв. м., назначение - "нежилое", наименование - "административно-жилое", расположенного на принадлежащем также истцу земельном участке N площадью 1 114 кв. м. категории "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок, согласно постановлению главы администрации МО "Гурьевский район" от 3 июня 2005 года N 2051, предоставлен административному истцу под реконструкцию склада в административно-жилое здание. 8 июня 2005 года этот земельный участок передан Г.В.Л. в собственность.
Как следует из технического паспорта здания N, оно имеет назначение административно-жилое и используется в таком качестве. На 1 этаже, помимо прочего, размещаются кабинеты N 5, 6 и 8 площадью 10,3, 8,7 и 13,2 кв. м. соответственно, а также основное помещение N 11 площадью 192,3 кв. м. На мансарде размещены санузел, кухня, три жилых помещения, а также кабинеты N 13, 14, 15 и 18 площадью 32,9, 27,8, 23,3 и 54,2 кв. м. соответственно.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимого имущества, выданной 1 ноября 2019 года, здание N имеет назначение - нежилое, наименование - административно-жилое здание.
Административным истцом представлен договор аренды нежилого помещения от 1 марта 2019 года, в соответствии с которым Г.В.Л. передал в аренду ООО "Ц." нежилое помещение общей площадью 200 кв. м. в здании N
Приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2018 года N 198 под пунктом N , от 26 декабря 2019 года N 204 под пунктом N , от 16 декабря 2020 года N 177 под пунктом N здание N включалось в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019-2021 г.г.
1 июля 2021 года Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области проведено обследование здание N с целью определения вида его фактического использования. Согласно акту от указанной даты, 112 кв. м. мансарды используются как жилые помещения, 165,8 кв. м. пом. N 13-18 из лит. Б используется ООО "От." для размещения сотрудников, пом. N 11 оборудовано оргтехникой, стендами. Сделан вывод о том, что для размещения офисных помещений и бытового обслуживания ООО "От." используется 210,9 (165,8+21,6+23,5) кв. м., что составляет 29% от общей площади здания.
В 2019 году Г.В.Л. обращался в комиссию по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, с заявлением об исключении из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, здания N. Решением комиссии от 2 октября 2019 года (протокол N 14) в удовлетворении заявления Г.В.Л. отказано по тому основанию, что объект недвижимости является административным зданием.
Исходя из изложенных правовых норм в Перечень подлежит включению исключительно здание, имеющие назначение нежилое согласно перечисленным документам, при соответствии хотя бы одному из условий, указанных в статье 378.2 НК РФ.
Спорное здание является административно-жилым и используется, в том числе, для проживания, что подтверждается изложенными выше материалами дела.
В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем, административным ответчиком не представлено достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих использование не менее 20% площади здания для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац 3 подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ) либо для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (абзац 3 подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ).
До издания спорных нормативных актов обследование здания не проводилось. Данные технического учета и ЕГРН не позволяют сделать однозначный вывод об использовании помещений здания для целей, позволяющих отнести его к торговым или административно-деловым центрам. Не вполне отвечает критериям определенности и акт от 1 июля 2021 года, в частности, из его содержания и представленных в судебном заседании представителем Министерства фотоснимков не следует, что в арендуемых ООО "О." помещениях производится ремонт лифтового оборудования, относящийся к бытовым услугам согласно Распоряжению Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р.
Таким образом, здание N не отвечает предусмотренным пунктом 4 статьи 378.2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации условиям, определяющим критерии отнесения объектов недвижимости к торговому центру (комплексу) и не может быть отнесено к объектам, подлежащим включению в оспариваемые Перечни.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц за налоговые периоды 2019-2021 г.г. и признание оспариваемых норм с момента вынесения вступления в законную силу настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней недействующими со дня их принятия.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административные требования Г.В.Л. удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- пункт N 7702 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2018 года N 198;
- пункт N 8687 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204;
- пункт N 10357 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 18 октября 2021 г. N 3а-200/2021
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании