Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 31 марта 2020 г. - Постановление Правительства Москвы от 31 марта 2020 г. N 315-ПП
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 7 октября 2011 г. N 476-ПП
Государственная программа
города Москвы "Развитие городской среды"
22 февраля 2012 г., 17 июля, 26 ноября 2013 г., 15 мая 2014 г., 13 октября 2015 г., 12 января, 10 октября 2016 г., 28 марта 2017 г., 27 марта 2018 г., 26 марта, 4 июня 2019 г., 31 марта 2020 г.
Постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2016 г. N 864-ПП с 1 января 2017 г. Государственная программа г. Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 гг." переименована в Государственную программу г. Москвы "Развитие городской среды на 2012-2018 гг."
Паспорт
государственной программы города Москвы "Развитие городской среды"
Наименование Государственной программы города Москвы |
Развитие городской среды |
||||||||||||||||
Цели Государственной программы города Москвы |
1. Создание инфраструктуры высокого уровня комфортности городской среды для организации отдыха и туризма в городе Москве. 2. Устойчивое развитие парков и парковых зон города Москвы, повышение их социальной, экологической, рекреационно-туристской значимости, создание максимально благоприятных условий для развития подрастающего поколения. 3. Повышение уровня благоустройства озелененных территорий города Москвы I и II категорий, особо охраняемых природных территорий и особо охраняемых зеленых территорий. 4. Повышение заинтересованности инвесторов в развитии городской среды. 5. Приспособление водных объектов для обеспечения отдыха населения города Москвы. 6. Создание условий для организации современного и комфортного отдыха населения города Москвы по месту постоянного и временного жительства. 7. Приведение улиц, городских общественных пространств в формат, отвечающий современным требованиям и тенденциям развития мировой туристской индустрии. Повышение качества городской среды. 8. Создание благоприятных условий для посещения города Москвы гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами с туристскими целями. 9. Создание необходимой инфраструктуры для обеспечения отдыха на природных и озелененных территориях города Москвы. 10. Поддержание особо охраняемых природных территорий в надлежащем состоянии, пригодном для отдыха и туризма. |
||||||||||||||||
Конечные результаты Государственной программы города Москвы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы |
N п/п |
Наименование конечного результата |
Единица измерения |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
||||||||
Факт |
Факт |
Факт |
Прогноз |
Прогноз |
Прогноз |
||||||||||||
1 |
Площади территорий парков (садов) культуры и отдыха, музеев, парковых зон, бульваров и скверов, парков по месту жительства и знаковых объектов, рекреационных зон ООПТ |
гектаров |
13666,5 |
13966,0 |
14022,9 |
14067,1 |
14081,1 |
14095,1 |
|||||||||
2 |
Количество объектов: парков (садов) культуры и отдыха, музеев, парковых зон, бульваров и скверов, парков по месту жительства и знаковых объектов, рекреационных зон ООПТ после проведения комплексного благоустройства и вновь созданных (нарастающим итогом) |
штук |
474 |
548 |
694 |
836 |
938 |
1040 |
|||||||||
3 |
Площадь благоустроенных территорий парков (садов) культуры и отдыха, музеев, парковых зон, бульваров и скверов, парков по месту жительства и знаковых объектов, рекреационных зон ООПТ (нарастающим итогом) |
гектаров |
2658,0 |
3605,5 |
4535,0 |
5976,1 |
6776,1 |
7576,1 |
|||||||||
4 |
Количество новых элементов и объектов инфраструктуры для организации спортивно-оздоровительного и культурно-досугового отдыха (детские и спортивные площадки, площадки тихого отдыха, катки, эстрадные площадки, туалеты), размещенных на территориях парков и парковых зон города Москвы (нарастающим итогом) |
штук |
3569 |
4184 |
5049 |
5150 |
5250 |
5350 |
|||||||||
5 |
Количество благоустроенных улиц, магистралей, площадей, набережных и общественных пространств (нарастающим итогом) |
штук |
327 |
350 |
410 |
449 |
474 |
499 |
|||||||||
Задачи Государственной программы города Москвы |
1. Повышение уровня благоустройства природных и озелененных территорий, увеличение площади озелененных территорий города Москвы, развитие и сохранение особо охраняемых природных территорий, особо охраняемых зеленых территорий, обеспечение адресности и доступности информации о размещении объектов рекреационной инфраструктуры. 2. Создание новых парков по предложениям жителей города Москвы (парки по месту жительства) и благоустройство знаковых объектов на территории административных округов города Москвы. 3. Благоустройство и реабилитация прудов и участков русловых водоемов, пляжей, набережных, а также их содержание. 4. Внедрение инновационных технологий управления развитием городской среды. 5. Развитие информационных технологий в рамках управления развитием городской среды. 6. Обеспечение комплексной безопасности на территориях природного комплекса города Москвы. 7. Соблюдение баланса интересов пешеходов и автомобильного транспорта. 8. Обеспечение безопасности на улицах города Москвы для всех групп населения города Москвы. 9. Повышение художественной выразительности территории города Москвы. 10. Формирование комфортных условий для передвижения пешеходов и велосипедистов. 11. Комплексное развитие городской инфраструктуры в рамках комплексного благоустройства территорий при проведении работ по благоустройству объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети. 12. Упорядочивание размещения рекламных вывесок, демонтаж ограждений на прилегающих к магистралям и улицам территориях. 13. Создание современных туристско-рекреационных комплексов. 14. Оборудование объектов и территорий инфраструктуры отдыха и туризма в городе Москве для беспрепятственного доступа и использования маломобильными гражданами и гостями города Москвы |
||||||||||||||||
Координатор Государственной программы города Москвы |
Департамент капитального ремонта города Москвы |
||||||||||||||||
Ответственные исполнители подпрограмм |
Департамент капитального ремонта города Москвы |
||||||||||||||||
Соисполнители подпрограмм |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы,Департамент культуры города Москвы,Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы,Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы,Департамент строительства города Москвы,Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы,Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы,префектура Восточного административного округа города Москвы,префектура Западного административного округа города Москвы,префектура Зеленоградского административного округа города Москвы,префектура Северного административного округа города Москвы,префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы,префектура Северо-Западного административного округа города Москвы,префектура Центрального административного округа города Москвы,префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы,префектура Юго-Западного административного округа города Москвы,префектура Южного административного округа города Москвы,префектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы |
||||||||||||||||
Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы |
Наименование Государственной программы города Москвы |
Источники финансирования |
Расходы (тыс. руб.) |
||||||||||||||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Итого |
|||||||||||
Факт |
Факт |
Факт |
Прогноз |
Прогноз |
Прогноз |
|
|||||||||||
Развитие городской среды |
Всего |
77426676,9 |
62843506,6 |
101616917,0 |
102787575,2 |
124490406,6 |
115933258,3 |
585098340,7 |
|||||||||
Государственная программа города Москвы "Развитие городской среды" |
бюджет города Москвы |
77400807,0 |
62818506,6 |
101609131,1 |
102662275,2 |
124365106,6 |
115807958,3 |
584663784,9 |
|||||||||
Государственная программа города Москвы "Развитие городской среды" |
средства федерального бюджета |
3096,9 |
0,0 |
3785,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
6882,8 |
|||||||||
Государственная программа города Москвы "Развитие городской среды" |
средства юридических и физических лиц |
22773,0 |
25000,0 |
4000,0 |
125300,0 |
125300,0 |
125300,0 |
427673,0 |
|||||||||
Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы |
Этап: 01.01.2019 - 31.12.2022 |
1. Характеристика текущего состояния сферы развития городской среды и ее основные проблемы
1.1. Общая характеристика текущего состояния сферы развития городской среды и основные проблемы территорий для развития городской среды
Город Москва, столица Российской Федерации, - исторический, духовный и культурный центр Российской Федерации и одновременно один из крупнейших центров мировой культуры, обладает широчайшими возможностями по формированию современной городской среды и предоставлению широкого спектра услуг досуга, отдыха, туризма жителям и гостям Москвы на городских общественных пространствах различного назначения.
В городе Москве сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального, мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события, представлен широкий спектр объектов туристского показа, расположена половина всех особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации (три из которых внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО: ансамбль Московского Кремля и Красной площади, церковь Вознесения в Коломенском и ансамбль Новодевичьего монастыря).
На территории города Москвы расположены архитектурно-парковые ансамбли различной степени сохранности и памятники природы. Часть земель города Москвы относится к особо охраняемым природным территориям (далее - ООПТ) и особо охраняемым зеленым территориям (далее - ООЗТ).
Город Москва - главный транспортный узел Российской Федерации, на долю которого приходится значительный пассажиропоток. Потребность жителей и гостей города Москвы в качественной, современного уровня городской среде продолжает возрастать.
Городские общественные пространства и рекреационно-туристские территории ориентированы на ежедневное, круглогодичное посещение и обслуживание жителей и гостей города Москвы. В зависимости от выполняемых функций рекреационно-туристские территории города Москвы разделены на ряд групп: пешеходные зоны и маршруты (например, Никольская улица, улицы Пушечная, Неглинная, Рождественка, Кузнецкий Мост, Школьная улица); городские тематические автобусные экскурсионные маршруты; уникальные исторические парковые и усадебные территории (например, Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно", Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, в состав которого входят усадьбы Коломенское, Измайлово, Лефортово, Люблино, Парк культуры и отдыха "Сокольники", Парк культуры и отдыха "Фили", Парк культуры и отдыха "Измайловский", Московский музей-усадьба "Останкино", Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века" и другие парковые и усадебные территории), имеющие статус объектов культурного наследия - памятников садово-паркового искусства, с расположенными на них дворцовыми комплексами; специализированные парковые территории (Парк Победы на Поклонной горе, Сад Эрмитаж и другие), выполняющие мемориальные, культурно-просветительные функции; спортивные парковые территории (Лужники, Крылатское, Строгинская пойма); многофункциональные парковые зоны, выполняющие развлекательные, спортивные, выставочные, культурно-познавательные функции (Выставка достижений народного хозяйства (далее - ВДНХ); ботанические и зоологические сады (Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук, Ботанический сад Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова "Аптекарский огород", Московский государственный зоологический парк (далее - Московский зоопарк); уникальный парк "Зарядье"; музейные и выставочные комплексы, привлекающие большое количество жителей и гостей столицы в период проведения массовых мероприятий.
Рекреационные территории города Москвы предоставляют высококачественный комплекс услуг для круглогодичного повседневного отдыха различных категорий жителей и гостей города Москвы в местах, находящихся в пешеходной доступности от места жительства и пребывания. На рекреационных территориях города Москвы (главным образом в парках) расположены объекты досуга и отдыха (детские и спортивные площадки, мини-аттракционы, эстрадные площадки, площадки отдыха, велодорожки), объекты общественного питания и торговли. Территории, предназначенные для кратковременной рекреации (сады, скверы, бульвары и другие территории), функционируют без размещения на них объектов досуга или с минимальным количеством таких объектов.
Наиболее значимые проблемы развития инфраструктуры городской среды, требовавшие формирования комплекса мер государственной поддержки развития городской среды на момент формирования Государственной программы города Москвы "Развитие городской среды" (далее - Государственная программа):
- недостаточное развитие социальной, транспортной, информационной и инженерной инфраструктуры, в том числе из-за высоких издержек на строительство объектов инфраструктуры для создаваемых рекреационных комплексов (сетей энергоснабжения, водоснабжения, транспортной сети, очистных сооружений);
- неравномерность в развитии социально-культурной инфраструктуры районов города Москвы;
- необходимость повышения качества благоустройства озелененных территорий с размещением элементов благоустройства, повышающих их привлекательность (пешеходные тропы, велодорожки, лыжные трассы, катки, детские и спортивные площадки, площадки для отдыха, пикниковые зоны, эстрадные площадки, туалеты, наружное освещение и другие элементы благоустройства);
- недостаточность необходимой сервисной инфраструктуры на туристско-рекреационных территориях;
- слабая оснащенность территорий информационной инфраструктурой (отсутствие на многих территориях громкоговорящей связи, информационных стендов и указателей, в том числе на иностранных языках).
Указанные проблемы активно решаются в рамках мероприятий Государственной программы. Вместе с тем анализ состояния городской среды показал необходимость разработки и реализации системных проектов создания комфортной городской среды, направленных на выравнивание уровня благоустройства общественных пространств, в том числе внутрирайонных и внутриквартальных территорий, с учетом особенностей районов города Москвы и требований жителей. Каждый район города Москвы - это, по сути, отдельный город. При этом есть отдельные кластеры, которые обособлены от других территорий города Москвы - отрезаны городскими магистралями и железными дорогами. Необходимо, чтобы и на этих территориях все было в шаговой доступности. Для рекреационных территорий города Москвы необходимо повышение качества их благоустройства с размещением элементов благоустройства, повышающих их привлекательность (пешеходные тропы, велодорожки, лыжные трассы, катки, детские и спортивные площадки, площадки для отдыха, пикниковые зоны, эстрадные площадки, туалеты, наружное освещение и другие элементы благоустройства).
Необходимостью комплексного подхода к решению вопросов, связанных не только с развитием территорий города Москвы, но и отдельных отраслей, обусловлено решение об интеграции с 2020 года мероприятий Государственной программы города Москвы "Развитие городской среды", связанных с развитием территорий и учреждений культуры и туризма, в Государственную программу города Москвы "Развитие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия".
1.2. Характеристика текущего состояния территорий общего пользования, описание основных проблем
Общая обслуживаемая площадь объектов озеленения общего пользования, ООПТ и ООЗТ составляет 93658,5 га и включает в себя:
- объекты озеленения общего пользования, обслуживаемые Департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, общей площадью 1839,89 га;
- объекты озеленения общего пользования, ООПТ и ООЗТ, обслуживаемые префектурами административных округов города Москвы, общей площадью 88305,66 га;
- объекты озеленения общего пользования, обслуживаемые Департаментом культуры города Москвы, общей площадью 3512,95 га.
А также парковые территории:
- объекты озеленения общего пользования, обслуживаемые Департаментом образования и науки города Москвы, общей площадью 89,0 га;
- объект озеленения общего пользования (Екатерининский парк), обслуживаемый Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, общей площадью 14,9 га;
- Культурно-спортивный парковый комплекс "Останкино", обслуживаемый Комитетом по туризму города Москвы, общей площадью 75,6 га.
Проблемами текущего состояния озелененных территорий общего пользования являются:
- необходимость проведения текущего ремонта и поддержания в надлежащем состоянии элементов благоустройства (волейбольных, футбольных площадок, спортивных площадок, катков, в том числе с искусственным покрытием, теннисных кортов, детских игровых площадок, малых архитектурных форм, стационарных туалетов на парковых территориях);
- недостаточное количество организованных площадок для мелкорозничной торговли и общественного питания, площадок для установки пунктов проката инвентаря, организованных площадок для отдыха на свежем воздухе, организованных эстрадных площадок;
- необходимость приспособления природных и особо охраняемых природных территорий для организованного отдыха - создание рекреационных зон с контролируемым воздействием для ограничения влияния на заповедные участки;
- недостаточное развитие социальной, транспортной, информационной и инженерной инфраструктуры, в том числе из-за высоких издержек на строительство объектов инфраструктуры для создаваемых рекреационных комплексов (сетей энергоснабжения, водоснабжения, транспортной сети, очистных сооружений);
- необходимость перехода от линейного благоустройства к межквартальному с целью создания комфортных условий на всей территории, учитывая пешеходные связи, транспорт, социальные объекты, рекреационные места и другие направления.
На решение проблем комплексного развития городских территорий, включая общественные пространства и озелененные территории, направлен проект "Мой район".
1.3. Характеристика текущего состояния городских улиц, магистралей и общественных пространств, описание основных проблем
В городе Москве ведутся масштабные работы по созданию комфортных общественных пространств. Активно создаются парки и пешеходные зоны. Востребованность созданных общественных пространств определила необходимость дальнейшей работы в этом направлении, а именно: проведение работ по комплексному благоустройству улиц и общественных пространств, которые ежедневно используют миллионы москвичей как в качестве транзита, так и в рекреационных целях.
Задача комплексного благоустройства улиц - перейти от улицы для автомобиля к улице для человека, от улицы как транспортного пространства к улице как общественному пространству. Сделать московские улицы узнаваемыми, повысить их доступность, сделать их безопаснее, обеспечить комфортные условия для отдыха, улучшить качество их благоустройства, преодолеть дисбаланс между пешеходным, велосипедным и автомобильным движением, упорядочить парковочное пространство.
Благоустройством "вылетных" магистралей фактически решаются вопросы повышения их привлекательности для жителей и гостей города Москвы за счет благоустройства прилегающих к таким магистралям территорий и обновления внешнего облика зданий и строений. Отдельно выделяются наиболее востребованные населением видовые объекты, где создаются рекреационные зоны с досуговой инфраструктурой. В результате проведенной работы меняется эстетическое восприятие этих территорий и повышается комфортность как для пользователей улично-дорожной сети города Москвы, так и для жителей прилегающих домов.
С начала реализации Государственной программы благоустроено более 400 объектов. Масштабная работа последних лет позволила в целом завершить благоустройство центральной части города Москвы и вернуть его исторический облик, а также стать мировым лидером в основных градообразующих категориях.
За период реализации программы удалось обновить практически всю центральную часть города, в том числе: Садовое, Бульварное и Кремлевское кольца, Тверскую улицу, Триумфальная площадь, площадь Тверская Застава, Лубянскую площадь, Славянскую площадь, улицы, прилегающие к парку "Зарядье", многие другие центральные улицы так любимые москвичами и гостями столицы.
Новый облик получили 410 улиц и общественных пространств протяженностью более 360 км и площадью 2612,8 га.
Отдельное внимание при благоустройстве уделяется работе с артефактами, объектами культурного наследия. Все находимые артефакты и фрагменты зданий значимы для понимания древней истории города Москвы. Их было важно суметь показать москвичам и сохранить для будущих поколений.
В целом за период комплексного благоустройства в городе Москве найдено более 45 тысяч артефактов, а также выполнены работы по реставрации 1200 объектов культурного наследия.
Как яркий пример - благоустройство исторической части Китай-города, 8 переулков "Ивановской горки", это: Малый и Большой Златоустинские, Старосадский, Колпачный и другие.
Например, на Малом Златоустинском переулке открыта Музейная экспозиция под стеклом, где теперь можно увидеть артефакты XV-XVIII веков и остатки белокаменного фундамента каменного Храма Николая Чудотворца в Столпах, а на Хохловской площади на месте строительного котлована появился амфитеатр под открытым небом с музеефикацией стены Белого города, сохранившейся с конца XVI века.
Говоря о программе благоустройства городских пространств, невозможно не упомянуть о высокой значимости для города Москвы и его жителей главной водной артерии - Москвы-реки и ее каналов - уникальном водном ресурсе, соединяющем между собой многие основные достопримечательности и ключевые места, однако, ранее значительные по протяженности участки набережных не были доступны для пешеходов.
Речные берега должны быть превращены в доступные привлекательные парки и бульвары, набережные необходимо наполнить новыми функциями, раскрыть их рекреационный потенциал, при этом сохраняя баланс с природой.
За период с начала реализации программы преобразились 31 набережная, почти 56 км.
В исторической части города для жителей и гостей столицы создан единый комфортный пешеходный маршрут вдоль набережных от Московского международного делового центра "Москва-Сити" до Таганской площади общей протяженностью 19 км, это - Кремлевская, Москворецкая, Новодевичья, Краснопресненская и другие набережные.
Москва - зеленый город, по уровню озеленения опережающий многие мегаполисы мира - это около 49 процентов всей территории. Сегодня парковые зоны становятся полноценными общественными пространствами.
За последние годы значительно увеличилось количество организованных парковых территорий. Помимо благоустройства существующих природных территорий, активно ведется работа по ревитализации промышленных зон, развиваются и создаются уникальные рекреационные пространства и парки на ранее заброшенных и недостаточно благоустроенных территориях.
Парк Ходынское поле был создан на месте заброшенного пустыря и взлетно-посадочной полосы бывшего Центрального аэродрома имени Фрунзе, теперь это яркий ландшафтный парк с водоемом, спортивными и детскими площадками и крупнейшим плоскостным фонтаном в городе Москве.
Впервые в городе Москве создана зона технических видов спорта в районе Печатники города Москвы на значительном удалении от жилых кварталов, отданная в распоряжение любителей "шумных" видов спорта - авто- и мотогонщиков, которые активно принимали участие на всех этапах реализации создания зоны.
Также одним из крупных проектов благоустройства является благоустройство района Капотня города Москвы. Впервые работы по комплексному благоустройству велись в целом районе города Москвы. Для большинства москвичей он ассоциируется с расположенным здесь Московским нефтеперерабатывающим заводом. Но прежде всего Капотня - это более 32 тысяч жителей, которые имеют право на качественную среду для жизни. Именно поэтому был реализован этот проект, благодаря которому один из не самых востребованных районов столицы стал более комфортным и привлекательным.
В жилой зоне района Капотни города Москвы расширили тротуары, чтобы сделать их более безопасными и удобными для пешеходов. Вдоль проезжей части организовали плоскостные парковки, парковочные места и заездные карманы для общественного транспорта, а также установили современные остановочные павильоны.
Для велосипедистов расширили сеть велодорожек. Вдоль набережной Москвы-реки был создан парк общей площадью более 50 га. Парк стал естественным продолжением ранее благоустроенного Парка 850-летия Москвы в районе Марьино города Москвы. Общая длина единого велопешеходного маршрута вдоль левого берега Москвы-реки от МКАДа до крайней точки парка 850-летия Москвы составляет около 10 км.
Другой масштабный проект - территория, прилегающая к Киевскому вокзалу. Это 2-й Брянский проезд, Брянская улица, улица Можайский Вал, Можайский переулок, Киевская улица, Платовская улица, улица Раевского, Студенческая улица, Дохтуровский переулок, Резервный проезд, 6-й Можайский переулок, улица Дунаевского, Кутузовский переулок, 1-й Можайский тупик, Большая Дорогомиловская улица, Смоленская улица до Садового кольца, Киевский сквер, площадь Европы, Смоленская-Сенная площадь. Протяженность их - 18 км, а общая площадь территории благоустройства - 47,5 га.
Зона между торгово-развлекательным центром "Европейский" и Киевским вокзалом стала частично пешеходной. Также на площади Киевского вокзала планируется установить специальный навес для пассажиров, ожидающих наземный транспорт.
Еще один значимый и масштабный проект - благоустройство Центрального проспекта и парка Победы в Зеленограде.
Центральный проспект - основная магистраль и одновременно главное общественное пространство Зеленограда. В праздничные дни именно он становится основной площадкой для городских торжеств. Основная идея благоустройства заключалась в том, чтобы сохранить исторический колорит построенного в конце 1950-х годов наукограда, города-спутника столицы, придав ему современный комфорт и функциональность.
В рамках благоустройства Центрального проспекта полностью благоустроили территорию бульвара со стороны 3 микрорайона, также отремонтировали дворовые территории.
Общая площадь благоустройства на территории парка Победы составила более 26 га. Здесь привели в порядок главную достопримечательность парка - фонтан "Каскад". По просьбам местных жителей вместо одной детской площадки сделали две. Кроме того, на берегах Большого городского пруда обустроили прогулочные набережные над водой и лодочную станцию.
В целях дальнейшей реализации городской политики по формированию комфортной городской среды планируется реализация мероприятий, направленных на переход от линейного благоустройства к межквартальному с целью создания комфортных условий на территории с учетом пешеходных связей, транспорта, расположенных социальных объектов, рекреационных мест, а также с учетом исторического облика города Москвы и пожеланий жителей.
На реализацию Государственной программы могут повлиять как объективные, так и субъективные факторы, которые могут привести к снижению эффективности Государственной программы в целом. Это, соответственно, сложная макроэкономическая ситуация в Российской Федерации, форс-мажорные обстоятельства, наличие неурегулированных имущественно-земельных отношений.
2. Прогноз развития городской среды. Планируемые результаты и показатели
Концепция Государственной программы определена исходя из основных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития города Москвы, с учетом перспективных задач по созданию в городе Москве привлекательной среды обитания для жителей и гостей города Москвы и направлена на:
- улучшение качества жизни жителей города Москвы, формирование комфортной среды проживания, в том числе для гостей города Москвы, за счет развития материально-технической базы рекреационного комплекса города Москвы, а также повышения привлекательности и доступности услуг в сфере здорового и культурного отдыха жителей и гостей города Москвы;
- увеличение вклада развития городской среды в социально-экономическое развитие города Москвы, в частности развитие сфер транспорта и связи, строительства, торговли и общественного питания, производства сувенирной продукции, стимулирование туристского потребления, которое позволит также создать новые рабочие места.
Необходимость реализации комплексного системного подхода по развитию городской среды в городе Москве становится все более актуальной в контексте современных социально-экономических тенденций. Эффективное и рациональное использование природных ресурсов при одновременном развитии туристско-рекреационных объектов и городской инфраструктуры (инженерной, транспортной, комплексной безопасности), повышение качества услуг и привлечение в отрасль высококвалифицированных специалистов в совокупности обеспечат повышение конкурентоспособности города Москвы как культурного и туристского центра, создадут предпосылки для ощутимого социально-экономического эффекта и роста вклада объектов туристской инфраструктуры в валовой региональный продукт города Москвы. При этом процесс развития городской среды в настоящее время невозможен без использования рыночных механизмов, а также механизмов государственно-частного партнерства, предусматривающих эффективное взаимодействие всех органов исполнительной власти города Москвы, бизнеса, а также научных и общественных организаций в реализации комплексных проектов и программ.
3. Цели и задачи Государственной программы
3.1. Цели Государственной программы:
3.1.1. Создание инфраструктуры высокого уровня комфортности городской среды для организации отдыха и туризма в городе Москве.
3.1.2. Устойчивое развитие парков и парковых зон города Москвы, повышение их социальной, экологической, рекреационно-туристской значимости, создание максимально благоприятных условий для развития подрастающего поколения.
3.1.3. Повышение уровня благоустройства озелененных территорий города Москвы I и II категорий, особо охраняемых природных территорий и особо охраняемых зеленых территорий.
3.1.4. Повышение заинтересованности инвесторов в развитии городской среды.
3.1.5. Приспособление водных объектов для обеспечения отдыха населения города Москвы.
3.1.6. Создание условий для организации современного и комфортного отдыха населения города Москвы по месту постоянного и временного жительства.
3.1.7. Приведение улиц, городских общественных пространств в формат, отвечающий современным требованиям и тенденциям развития мировой туристской индустрии. Повышение качества городской среды.
3.1.8. Создание благоприятных условий для посещения города Москвы гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами с туристскими целями.
3.1.9. Создание необходимой инфраструктуры для обеспечения отдыха на природных и озелененных территориях города Москвы.
3.1.10. Поддержание особо охраняемых природных территорий в надлежащем состоянии, пригодном для отдыха и туризма.
3.2. Задачи Государственной программы:
3.2.1. Повышение уровня благоустройства природных и озелененных территорий, увеличение площади озелененных территорий города Москвы, развитие и сохранение особо охраняемых природных территорий, особо охраняемых зеленых территорий, обеспечение адресности и доступности информации о размещении объектов рекреационной инфраструктуры.
3.2.2. Создание новых парков по предложениям жителей города Москвы (парки по месту жительства) и благоустройство знаковых объектов на территории административных округов города Москвы.
3.2.3. Благоустройство и реабилитация прудов и участков русловых водоемов, пляжей, набережных, а также их содержание.
3.2.4. Внедрение инновационных технологий управления развитием городской среды.
3.2.5. Развитие информационных технологий в рамках управления развитием городской среды.
3.2.6. Обеспечение комплексной безопасности на территориях природного комплекса города Москвы.
3.2.7. Соблюдение баланса интересов пешеходов и автомобильного транспорта.
3.2.8. Обеспечение безопасности на улицах города Москвы для всех групп населения города Москвы.
3.2.9. Повышение художественной выразительности территории города Москвы.
3.2.10. Формирование комфортных условий для передвижения пешеходов и велосипедистов.
3.2.11. Комплексное развитие городской инфраструктуры в рамках комплексного благоустройства территорий при проведении работ по благоустройству объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети.
3.2.12. Упорядочивание размещения рекламных вывесок, демонтаж ограждений на прилегающих к магистралям и улицам территориях.
3.2.13. Создание современных туристско-рекреационных комплексов.
3.2.14. Оборудование объектов и территорий инфраструктуры отдыха и туризма в городе Москве для беспрепятственного доступа и использования маломобильными гражданами и гостями города Москвы.
4. Сроки и этапы реализации Государственной программы и плановые значения конечных результатов
Государственная программа реализуется в один этап: 01.01.2019-31.12.2022.
4.1. Ожидаемым результатом реализации Государственной программы по окончании этапа является повышение привлекательности городских улиц и площадей с точки зрения использования их общественных пространств в рекреационных целях.
4.2. Плановые значения ключевых натуральных показателей Государственной программы и подпрограммы:
4.2.1. Конечными показателями Государственной программы являются:
- площади территорий парков (садов) культуры и отдыха, музеев, парковых зон, бульваров и скверов, парков по месту жительства, рекреационных зон ООПТ - 14095,1 га;
- площадь благоустроенных территорий парков (садов) культуры и отдыха, музеев, парковых зон, бульваров и скверов, парков по месту жительства, рекреационных зон ООПТ (нарастающим итогом) - 7576,1 га;
- количество объектов: парков (садов) культуры и отдыха, музеев, парковых зон, бульваров и скверов, парков по месту жительства, рекреационных зон ООПТ после проведения комплексного благоустройства и вновь созданных (нарастающим итогом) - 1040 единиц;
- количество новых элементов и объектов инфраструктуры для организации спортивно-оздоровительного и культурно-досугового отдыха (детские и спортивные площадки, площадки тихого отдыха, катки, эстрадные площадки, туалеты), размещенных на территориях парков и парковых зон города Москвы (нарастающим итогом), - 5350 единиц;
- количество благоустроенных улиц, магистралей, площадей, набережных и общественных пространств (нарастающим итогом) - 499 единиц.
4.2.2. Конечный ключевой показатель подпрограммы "Индустрия отдыха на территориях общего пользования" - количество создаваемых парков по месту жительства и знаковых объектов за счет бюджета города Москвы (нарастающим итогом) - 718 штук.
5. Обоснование состава и значений конечных результатов Государственной программы, подпрограммы и непосредственных результатов основных мероприятий по годам реализации Государственной программы
Эффективность и результативность Государственной программы оценивается на основании показателей, характеризующих успешность выполнения Государственной программы в экономической, социальной и экологической сферах.
Комплекс мероприятий Государственной программы позволит адаптировать природные зоны отдыха к новым условиям. Также увеличится туристский поток, интерес жителей города Москвы к благоустроенным общественным пространствам и рекреационным зонам города Москвы, что приведет к созданию новых рабочих мест и увеличению налоговых поступлений в бюджет города Москвы.
Сведения о планируемых значениях натуральных показателей по годам реализации представлены в приложении 2 к Государственной программе.
6. Перечень подпрограмм Государственной программы
До 2020 года Государственная программа включала в себя 3 подпрограммы:
1. "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб".
2. "Индустрия отдыха на территориях общего пользования".
3. "Развитие туризма".
С 2020 года подпрограммы "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб" и "Развитие туризма" и их мероприятия интегрированы в Государственную программу города Москвы "Развитие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия". В настоящей Государственной программе реализуются мероприятия подпрограммы "Индустрия отдыха на территориях общего пользования". В этой связи цели и задачи Государственной программы и входящей в нее подпрограммы идентичны.
7. Описание подпрограммы Государственной программы
Подпрограмма "Индустрия отдыха на территориях общего пользования".
Ключевыми мероприятиями подпрограммы являются:
1. Мероприятия в области водных отношений.
2. Содержание объектов озеленения и территорий зеленого фонда.
3. Создание и благоустройство парков и озелененных территорий.
4. Реализация комплекса мер, направленных на развитие зеленых зон, природных и озелененных территорий.
5. Содержание произведений монументального и монументально-декоративного искусства и прилегающих к ним территорий, зон отдыха и иные расходы по благоустройству.
6. Благоустройство улиц и городских общественных пространств.
7. Благоустройство территорий административных округов города Москвы и расположенных на них объектов.
8. Мероприятия по комплексному развитию районов города Москвы (2019-2022 годы).
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы и подпрограммы
Финансовое обеспечение Государственной программы осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, за счет средств частных инвесторов на развитие инфраструктуры на территории города Москвы, а также за счет средств федерального бюджета. Объем финансовых ресурсов в разрезе по годам реализации программы уточняется при составлении проектов законов города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.
Планируемая общая потребность в финансовых ресурсах Государственной программы на 2017-2022 годы составляет 585098340,7 тыс. рублей, из них:
- за счет средств бюджета города Москвы - 584663784,9 тыс. рублей;
- за счет средств федерального бюджета - 6882,8 тыс. рублей;
- за счет средств юридических и физических лиц - 427673,0 тыс. рублей.
Финансовое обеспечение Государственной программы за счет средств бюджета города Москвы приведено в приложении 3 к Государственной программе, финансовое обеспечение мероприятий Государственной программы, реализованных в 2019 году, приведено в приложении 3(1) к Государственной программе, а общий объем финансовых ресурсов Государственной программы приведен в приложении 4 к Государственной программе.
9. Характеристика мер правового регулирования в сфере развития городской среды, направленных на достижение целей и результатов Государственной программы
В рамках совершенствования правового регулирования обеспечена стандартизация благоустройства улиц и общественных пространств в целях достижения современного уровня качества городской среды, а также обеспечены единство, комплексность и эффективность подхода к благоустройству улиц с учетом их типологии и исторического своеобразия.
Для решения задач Государственной программы создан Координационный совет при Правительстве Москвы по вопросам развития городской среды города Москвы в целях организации взаимодействия между органами исполнительной власти города Москвы, что позволяет вырабатывать единые подходы по вопросам реализации Государственной программы, обеспечивает согласованность действий органов исполнительной власти города Москвы и принятие ими согласованных решений.
Планируемые к реализации основные меры правового регулирования Государственной программы не являются исчерпывающими и могут изменяться и дополняться по итогам мониторинга законодательства Российской Федерации и законодательства города Москвы.
Оценка применения мер государственного регулирования по годам реализации подпрограммы представлена в приложении 5 к Государственной программе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. приложении 5 в Государственной программе отсутствует
10. Методы оценки эффективности и результативности реализации Государственной программы
Оценка эффективности и результативности Государственной программы представляет собой совокупность показателей оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации Государственной программы, характеризующих успешность выполнения Государственной программы в экономической, социальной и экологической сферах. Эффективность и результативность Государственной программы оцениваются с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию Государственной программы, и возможных рисков.
Оценка эффективности реализации Государственной программы производится ежегодно в целях уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий Государственной программы.
Для оценки эффективности реализации Государственной программы используются показатели (критерии) эффективности, которые отражают выполнение мероприятий Государственной программы.
Оценка эффективности производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными значениями показателей (критериев).
Методика оценки эффективности и результативности Государственной программы определяет алгоритм оценки результативности и эффективности Государственной программы по отдельным этапам и итогам реализации.
Результативность оценивается как степень достижения запланированных нефинансовых результатов реализации основных мероприятий, подпрограммы и в целом Государственной программы.
Результативность оценивается по нефинансовым и финансовым показателям реализации основных мероприятий, подпрограммы и в целом Государственной программы.
Индекс нефинансовой результативности определяется по следующей формуле:
,
где
- индекс нефинансовой результативности;
Ф - фактическое значение натурального показателя Государственной программы за отчетный период;
П - планируемое значение натурального показателя Государственной программы за отчетный период;
k - количество натуральных показателей Государственной программы.
Индекс финансовой результативности определяется по следующей формуле:
,
где
- индекс финансовой результативности;
- фактическое освоение средств бюджета города Москвы по Государственной программе в отчетном периоде;
- запланированные средства бюджета города Москвы на реализацию Государственной программы в отчетном периоде.
Индекс эффективности определяется по формуле:
,
где
- индекс эффективности;
- индекс нефинансовой результативности;
- индекс финансовой результативности.
По итогам проведения анализа индекса эффективности дается качественная оценка эффективности реализации основных мероприятий, подпрограммы и в целом Государственной программы.
Качественная оценка мероприятия, подпрограммы, Государственной программы в целом по показателю Индекс эффективности ():
- высокоэффективные, при значении Иэфф от 1,0 до 2,0;
- уровень эффективности средний, при значении Иэфф от 0,7 до 1,0;
- уровень эффективности низкий, при значении Иэфф от 0,5 до 0,7;
- неэффективные, при значении Иэфф менее 0,5 или более 2,0.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.