В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2020 N 113-PЗ "О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановляет:
Внести в приложение к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.01.2019 N 13 "О государственной программе "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики" (в редакции постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.05.2019 N 128, от 10.12.2019 N 293, от 14.12.2020 N 283, от 25.12.2020 N 300, от 27.04.2021 N 77, от 10.08.2021 N 184, от 22.12.2021 N 106) следующие изменения:
1. Раздел "Объем финансового обеспечения государственной программы" Паспорта государственной программы "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики" изложить в следующей редакции:
2. Раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Характеристика текущего состояния государственной программы, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических рисков
Государственная программа "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики" (далее - государственная программа) разработана в соответствии с перечнем государственных программ Карачаево-Черкесской Республики, утвержденным распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.10.2018 N 501-р.
Государственная программа основана на Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (далее - Госпрограмма).
Соответствует положениям основных стратегических документов в области развития агропромышленного комплекса, включая:
Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
Федеральный закон от 25.07.2011 N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
Федеральный закон от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";
Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
Федеральный закон от 03.08.95 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве";
Федеральный закон от 17.12.97 N 149-ФЗ "О семеноводстве";
Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 20;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Государственную программу Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 N 993-р;
Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2018 N 118-р.
Главными приоритетами государственной программы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий.
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Госпрограммы среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства, несмотря на неблагоприятный 2010 год, составили 5%, пищевых продуктов - 6%.
Вместе с тем, последствия мирового финансового и экономического кризиса 2008 года, а также засуха в 2010 году негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе и динамике развития сельскохозяйственного производства.
В числе проблем следует выделить:
технико-технологическое отставание сельского хозяйства;
ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей;
медленные темпы социального развития сельских территорий, определяющие ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи.
Динамика развития агропромышленного комплекса на период до 2023 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой - сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.
В прогнозном периоде необходимо отметить следующие значимые тенденции:
увеличение инвестиций на повышение плодородия и развитие мелиорации сельскохозяйственных земель, стимулирование улучшения использования земельных угодий;
развитие подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;
ускорение обновления технической базы агропромышленного производства;
экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве, пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов. Прогноз реализации государственной программы основывается на достижении уровней её основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов по соответствующим подпрограммам.
При разработке государственной программы учитывались положения:
схемы территориального планирования Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20.09.2012 N 382;
схемы территориального планирования Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 20.12.2012 N 49;
схемы территориального планирования Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 25.01.2013 N 40;
схемы территориального планирования Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 28.12.2012 N 175;
схемы территориального планирования Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 28.12.2012 N 434-II;
схемы территориального планирования Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 21.12.2012 N 159;
схемы территориального планирования Прикубанского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 29.10.2012 N 25;
схемы территориального планирования Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 15.12.2012 N 1;
схемы территориального планирования Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 26.12.2012 N 44;
схемы территориального планирования Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 29.12.2012 N 19.
Реализация государственной программы осуществляется в соответствии с планом ее реализации, утверждаемым ответственным исполнителем ежегодно в разрезе подпрограмм и содержащим, в том числе перечень ответственных исполнителей мероприятий подпрограмм, с указанием фамилий, инициалов и должностей лиц, ответственных за реализацию мероприятий подпрограммы.
Лица, ответственные за реализацию мероприятий подпрограммы, информируют руководителя органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики - исполнителя соответствующей подпрограммы (далее - ответственный за подпрограмму) о ходе реализации мероприятий подпрограммы по мере их реализации, но не реже чем один раз в квартал.
Ответственный за подпрограмму определяет лицо, отвечающее за подготовку и предоставление ответственному исполнителю государственной программы отчета о ходе реализации мероприятий подпрограммы.
В случае невозможности исполнения мероприятий подпрограммы ответственный за подпрограмму информирует об этом ответственного исполнителя государственной программы с указанием причин, препятствующих их своевременному исполнению.
Ответственный исполнитель государственной программы обеспечивает размещение на официальном сайте в сети Интернет соответствующего органа информацию о ходе реализации подпрограмм государственной программы и государственной программы соответственно.
В агропромышленном комплексе республики функционирует более 390 сельскохозяйственных организаций различной формы собственности, в том числе 20 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 2500 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 77 тыс. личных подворий.
В 2021 году агропромышленный комплекс республики демонстрирует стабильное развитие - положительные результаты сохраняются в животноводстве, пищевой и перерабатывающей промышленности. Активно развивается мясное и молочное скотоводство, овцеводство, птицеводство, племенное животноводство, земледельцы республики внедряют передовые технологии возделывания сельскохозяйственных культур, ведется обновление парка сельскохозяйственной техники.
Так, объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (по предварительным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Карачаево-Черкесской Республике) увеличился к уровню 2020 года на 22,7% и составил 38,9 млрд. рублей.
На предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности выпускается более 60 видов колбасных изделий, мясных деликатесов и полуфабрикатов, 14 видов молочной продукции, 200 видов хлебобулочных и кондитерских изделий. По состоянию на 31.12.2021, индекс производства напитков составил 143,9% к 2020 году, индекс производства пищевых продуктов - 88,8%.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации по стабилизации цен на продукты первой необходимости (хлеб, сахар и растительное масло) в 2021 году осуществлялась компенсация предприятиям хлебопекарной и сахарной промышленности, части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий, и сахара-песка.
Благодаря государственной политике по развитию сельского хозяйства Карачаево-Черкесская Республика в рейтинге регионов Российской Федерации по поголовью овец и коз в хозяйствах всех категорий занимает шестое место, а по производству овощей в зимних теплицах наша республика входит в десятку регионов-лидеров России.
В Карачаево-Черкесской Республике в 2021 году посевная площадь составила 124,9 тыс. га, в том числе площадь посева зерновых и зернобобовых культур (включая кукурузу) составила 90,6 тыс. га, площадь под картофелем и овощебахчевым культурам - 1,38 тыс. га, площади технических культур - 16,7 тыс. га, овощи открытого грунта - 0,17 тыс. га.
В 2021 году сельскохозяйственными товаропроизводителями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами намолочено 398,3 тыс. тонн с убранной площади зерновых колосовых и зернобобовых культур, валовой сбор картофеля составил 21,2 тыс. тонн, сахарной свеклы - 178,8 тыс. тонн, подсолнечника - 21,5 тыс. тонн, овощей открытого грунта - 4,4 тыс. тонн.
В общем объеме произведенной продукции удельный вес сельхозорганизаций региона составил 30,1%, хозяйств населения - 42,9%, крестьянских (фермерских) хозяйств - 27,0%.
Агропромышленный комплекс Карачаево-Черкесской Республики специализируется в основном на животноводстве и растениеводстве.
Поголовье всех видов сельскохозяйственных животных во всех категориях хозяйств по предварительным данным Росстата по Карачаево-Черкесской Республике на конец 2021 года составило 2463,3 тыс. условных голов, из них поголовье крупного рогатого скота - 148,5 тыс. голов, овец и коз - 1157,7 тыс. голов, свиней - 1,7 тыс. голов, табунных лошадей - 22,4 тыс. голов, птицы - 1133,0 тыс. голов.
Основная часть скота сосредоточена в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 38%, в сельхозорганизациях содержится - 12,2% общего поголовья (именно они обеспечили основной прирост поголовья), в личных подсобных хозяйствах - 49,8%.
На территории республики работают 15 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, обладающих правом на осуществление деятельности в области племенного животноводства.
В течение последних 5 лет карачаевская порода овец по общей численности в Российской Федерации поднялась на 5 место, при этом тенденция к дальнейшему увеличению численности овец сохраняется, ареал распространения породы расширяется, доля Карачаево-Черкесской Республики в общероссийском стаде составляет 4,7%.
Ключевыми точками роста внешнеэкономической деятельности региона в аграрном секторе, станет экспорт продукции животноводства - поставка мяса баранины.
В 2018 - 2019 годах Карачаево-Черкесская Республика экспортировала мясо баранины в Республику Иран. Также, на развитие экспортного потенциала региона будет способствовать инвестиционный проект ООО "Фирмы Хаммер", направленный на создание племенного репродуктора по разведению овец карачаевской породы в количестве 50 тыс. голов маточного поголовья, реализация которого началась в 2018 году. Планируемый объем инвестиций - 784,9 млн. рублей.
Другим серьёзным достижением последних пяти лет является тот факт, что по численности овцематок в одном племенном хозяйстве, два племенных хозяйства республики занимают первое и второе места в общероссийском классификаторе. Это соответственно СПК племенной завод "Заря-1" (22600 голов) и ООО племенной завод "Дженгур" (22500 голов). Овцеводы региона ежегодно отмечаются призовыми местами на Всероссийской выставке племенных овец, которая проходит в Астраханской области.
Серьёзнейшим достижением является реализация суперсовременного инвестиционного проекта - строительство фабрики по переработке шерсти и производству пряжи с использованием инновационных технологий - ООО "Квест-А". Это позволило создать 450 постоянных рабочих мест, а также стимулировало 3000 дополнительных рабочих мест в смежных отраслях, производство сырья для трикотажного сектора. ООО Квест-А - единственное предприятие в Российской Федерации, межрегиональная, интеграционная экономическая модель которого обеспечивает полный цикл переработки овечьей шерсти, от сортировки немытой шерсти до производства импортозамещающей трикотажной пряжи и готового изделия. Мощность фабрики по переработке сельскохозяйственного сырья - шерсти овечьей составляет порядка 2000 тонн в год. Закупка шерсти производится не только в Северо-Кавказском федеральном округе, но и в Южном федеральном, что способствует социально-экономическому развитию сельских территорий всего юга России.
В целях дальнейшего развития высокодоходной отрасли птицеводства на базе ОАО племрепродуктор "Зеленчукский", которое является специализированным предприятием по производству и реализации инкубационного яйца и суточного молодняка уток пекинской породы кросса "Благоварский", разработан и реализован инвестиционный проект по увеличению объемов производства продукции за счет реконструкции и строительства птичников.
В результате реализации данного проекта произведена диверсификация производства, произведена реконструкция и модернизация части существующих и строительство 4 новых высокотехнологичных корпусов. Установлено французское оборудование фирмы САС ТюффигоРапидекс, закуплено во Франции инкубационное яйцо уток пекинской породы. По итогам реализации проекта производственная мощность предприятия увеличилась до 70 тыс. посадочных мест с производством инкубационного яйца до 6,5 млн. штук в год и производством 300 тонн мяса утки.
В целях развития молочного скотоводства сельскохозяйственными товаропроизводителями республики при помощи мер государственной поддержки было приобретено из других регионов 711 голов племенного скота молочного направления на сумму более 80 млн. рублей.
Производство молока в нашем регионе на современных молочных комплексах соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" от 09.10.2013 N 67 (TP ТС 033/2013). На территории республики действует 4 крупных завода по переработке молока и развита сеть молокоприемных пунктов в муниципальных районах. Имеется рынок сбыта молочной продукции, это в первую очередь Кавказские Минеральные Воды, туристско-рекреационные зоны Архыз, Домбай, Теберда.
В 2020 году в регионе свою реализацию начал крупный инвестиционный проект по развитию индустриального мясного овцеводства. Инвестором выступает ГК "Дамате" (российский сельскохозяйственный холдинг, реализующий проекты по выращиванию и переработке мяса птицы, производству и переработке молока), планируемый объем инвестиций - 2,7 млрд. рублей. Проект предусматривает создание овцеводческих кластеров, включающих в себя семейные фермы по разведению и откорму овец, а также по убою и переработке продукции.
Также в 2021 году ООО "Ставропольский фермер" завершил строительство площадки по откорму овец на 50000 скотомест, в поселке Ударный, Карачаево-Черкесской Республики, в 50 километров от реконструируемого мясоперерабатывающего завода "Дамате" в г. Черкесск на общей площади в 131,4 тыс. кв. метров. Ягнята весом от 28 кг. будут приобретаться у местных фермеров, непосредственно откорм займёт 45 - 60 дней в зависимости от входящего веса. Убой и переработка будет осуществляться на заводе в г. Черкесске. Общий объем инвестиции по инвестиционному проекту составил - 533,467 млн. рублей.
С 2013 года в республике наблюдается динамичный рост отрасли растениеводства. Начался процесс технического и технологического переоснащения, модернизации, внедрение новых технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
Площадь сельскохозяйственных угодий Карачаево-Черкесской Республики составляет 601,8 тыс. га, в том числе 144,9 тыс. га пашни, 136,9 тыс. га сенокосов и 313,7 тыс. га пастбищ.
Основным направлением растениеводства является выращивание: зерновых и зернобобовых культур (пшеница озимая и яровая, тритикале озимая и яровая, кукуруза на зерно, ячмень озимый и яровой, овес, зернобобовые культуры), подсолнечника, сои, рапса, картофеля, овощей. Большое внимание в последние годы также уделяется закладке многолетних насаждений.
Если пять лет назад перед агропромышленным комплексом республики стояла задача по самообеспеченности региона, то на сегодняшний день имеем возможность экспортировать излишнюю сельскохозяйственную продукцию.
Валовой сбор зерна в республике за десять лет вырос более чем в два раза, с 196 тыс. тонн до 406,2 тыс. тонн.
За последние годы отрасль растениеводства значительно пополнилась новой техникой. На сегодняшний день насчитывается 840 тракторов, 87 зерноуборочных и 17 кормоуборочных комбайнов.
С каждым годом отрасль растениеводства пополняется новой техникой, на сегодняшний день насчитывается 788 тракторов, 74 зерноуборочных и 15 кормоуборочных комбайнов. Фермерами активно приобретается сельскохозяйственная техника на льготных условиях: с использованием механизма льготного кредитования, а также по программе субсидирования заводов производителей.
В растениеводстве функционирует более 300 организаций, в том числе 215 фермерских хозяйств. Отрадно, что у фермеров начала развиваться производственная база (зерносклады, хранилища картофеля, площадки для хранения техники и др. объекты). В среднем на 10 фермерских хозяйств, 4 имеют условия для развития сельскохозяйственного бизнеса.
Аграрии республики отдают предпочтение выращиванию кукурузы, таким образом, в республике успешно реализован инвестиционный проект по строительству селекционно-семеноводческого и оптово-распределительного центров, инициированный фирмой "Хаммер". С этой целью построен и функционирует селекционно-семеноводческий центр по выращиванию семян кукурузы, мощностью 10000 тонн семян в год и оптово-распределительный центр мощностью 120000 тонн зерна единовременного хранения. В республике появились собственные семена кукурузы ничем не уступающие импортным семенам, но намного дешевле импортных аналогов, в связи с этим у региона появилась возможность поставлять кукурузу на зерно в Исламскую республику Иран.
Карачаево-Черкесская Республика путем реализации мероприятий государственной программы вносит свой вклад в обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации в целом.
На территории республики находится одно из крупнейших предприятий, которое является лидером в России по производству овощей в защищенном грунте, на 140 га ежегодно выращивается до 40 тыс. тонн овощей, агрокомбинат "Южный" специализируется на производстве томата и огурцов.
На протяжении 3 лет восстанавливаем садоводство, уже введены в эксплуатацию более 500 га садов интенсивного типа.
Начиная с 2018 года, по обеспеченности фруктами, регион вышел на новый уровень, возрождая садоводство. С этой целью реализуется ряд инвестиционных проектов по закладке фруктовых садов интенсивного типа с фруктохранилищами мощностью 25000 тонн, что позволит полностью обеспечить население и поставлять фрукты в соседние регионы. На сегодняшний день произведена закладка садов на площади 500 га, из них 400 га сады интенсивного типа и 100 га орехоплодные сады. Годовой объем производства составит порядка 15000 тонн фруктов, из них яблок - 14210 тонны, груши - 20 тонн, черешни - 195 тонн и сливы - 575 тонн. В 2018 году на территории Карачаево-Черкесской Республики заложен единственный в Российской Федерации грушевый сад ООО "Сады Карачаево-Черкесской Республики".
Для повышения уровня и качества жизни сельского населения, обеспечения продовольственной безопасности, сокращения трудовой миграционной активности, повышения занятости и самозанятости населения в поселениях республики в рамках реализации государственной программы, разработана региональная программа по закладке мини-садов интенсивного типа в личных подсобных дворах "Ведомственная целевая программа "Развитие садоводства в Карачаево-Черкесской Республике на 2019 - 2022 годы".
На сегодняшний день в программе участвуют уже 225 подворий (средства регионального бюджета на реализацию проекта составили порядка 100 млн. рублей). Собираем в год фруктов - 7,5 тыс. тонн, что на 200% выше предшествующих лет.
Поддержка личных подсобных хозяйств будет способствовать уменьшению оттока населения из сельской местности, улучшению демографической структуры населения, снижению социальной напряженности.
Увеличение объемов производства плодов повлечет за собой строительство комплексов по переработке плодоовощной продукции, что станет фактором дальнейшего наращивания объемов производства с высокой добавленной стоимостью. На сегодняшний день из двух начатых инвестиционных проектов по строительству фруктохранилищ мощностью по 5 тыс. тонн, в 2021 году ООО АПК "Приэльбрусье" в Адыге-Хабльском муниципальном районе завершило строительство фруктохранилища на 5 тыс. тонн с сортировочно-упаковочным оборудованием.
В структуре растениеводства первостепенное значение занимают зерновые культуры (включая кукурузу на зерно), посевные площади под которыми в 2020 году заняли 105,1 тыс. га или чуть более 81% в общем посеве республики. Основными зерновыми культурами является кукуруза на зерно, которая занимает более 61% от площади всех посевов и пшеница - 13%. Подсолнечник посеян в 2020 году на площади 5,8 тыс. га или 4,3% от площади всех посевов.
Отрасль свеклосеяния является для нашего региона традиционной, выращиванием сахарной свеклы сельскохозяйственные товаропроизводители занимаются с 1965 года. Переработку сладких корней осуществляет единственный в республике сахарный завод, который является градообразующим предприятием и несет высокую социальную ответственность, как перед жителями региона, так и перед сельскохозяйственными товаропроизводителями.
В результате снижения посевных площадей под сахарную свеклу с 6,8 тыс. га в 2015 году до 2,8 тыс. га в 2018 году уменьшаются и производственные мощности сахарного завода.
От результатов работы предприятия свеклосахарной отрасли зависит социально-экономическое состояние поселков, расположенных в сырьевых зонах сахарного завода, который обеспечивает работой более 400 человек (с учетом сезонных работников).
Ухудшение экономической ситуации, повышение цен на основные материально-технические ресурсы, необходимые при выращивании сахарной свеклы, низкие цены на сырье, увеличение доли транспортных расходов при доставке сахарной свеклы на перерабатывающие предприятия негативно отразились на рентабельности свеклосахарного производства, а также на снижении посевных площадей. В современных условиях решение изложенных проблем возможно только благодаря использованию комплексного подхода на основе программно-целевого метода.
Объективная необходимость участия государства в развитии свеклосахарного производства обусловлена:
социальной значимостью сахара, как необходимого продукта питания, доступного по цене;
высокой затратностью производства сахарной свеклы;
необходимостью оснащения хозяйств современной свекловичной техникой.
В связи с чем, в рамках государственной программы предусмотрен новый механизм государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в свеклосахарном производстве (подпрограмма "Развитие свеклосахарного производства в Карачаево-Черкесской Республике").
В рамках подпрограммы "Развитие свеклосахарного производства в Карачаево-Черкесской Республике" планируется государственная поддержка из республиканского бюджета в виде субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию затрат произведенной и сданной на переработку сахарной свеклы.
Реализация подпрограммы будет способствовать устойчивому развитию свеклосахарного производства республики и обеспечит сохранение количества действующих рабочих мест и создание более 100 новых рабочих мест.
Особенностью сельскохозяйственного производства Карачаево-Черкесской Республики является преобладание доли продукции, производимой малыми формами хозяйствования на селе. Так, удельный вес продукции, производимой малыми формами хозяйствования на селе в общем объеме продукции сельского хозяйства составляет более 70%. Фермеры производят высококачественную продукцию и в полной мере обеспечивают потребности не только Карачаево-Черкесской Республики, но и поставляют ее в соседние регионы страны.
Ввиду преобладания в сельскохозяйственном производстве доли малых форм хозяйствования на селе, особое значение приобретает государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Активно реализуются меры по стимулированию граждан, ведущих личное подсобное хозяйство к переходу в статус крестьянских (фермерских) хозяйств.
В этих целях, в соответствии с государственной программой осуществляется поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств с 2012 года и с 2015 года осуществляется поддержка сельскохозяйственных потребительских, перерабатывающих кооперативов посредством выделения грантов.
За эти годы обладателями грантов стали 1158 крестьянских (фермерских) хозяйств, из них:
по поддержке начинающих фермеров - 688 глав крестьянских (фермерских) хозяйств;
по развитию семейных животноводческих фермер - 470 фермерских хозяйств.
За период 2018 - 2019 годов гранты на развитие материально-технической базы получили 6 сельскохозяйственных потребительских, перерабатывающих кооперативов на развитие материально-технической базы.
За годы реализации мероприятий фермерскими хозяйствами приобретено более 30 тыс. голов сельскохозяйственных животных, построены и реконструированы 29 ферм для содержания сельскохозяйственных животных, введены в эксплуатацию и модернизированы 4 перерабатывающих объекта, создано более 1200 новых рабочих мест.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в Карачаево-Черкесской Республике утверждены региональные проекты "Система поддержки фермеров и развитие сельскохозяйственной кооперации" и "Экспорт продукции АПК в Карачаево-Черкесской Республике" (с 2021 года мероприятия федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" включены в федеральный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства").
По итогам 2021 года в рамках реализации регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" обладателями грантов на развитие деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств стали 103 фермера. Основное направление использования господдержки фермерами это приобретение сельскохозяйственных животных. За 2020 - 2021 годы по данному направлению создано 158 постоянных рабочих мест.
В рамках реализации регионального проекта "Экспорт продукции АПК" объем экспорта сельскохозяйственной продукции за 2021 год составил 1,95 млн. долларов США, из них: вода минеральная и питьевая - 1,45 млн. дол. США, и прочая продукция АПК (томаты, огурцы, шерсть и ее отходы) - 0,5 млн. дол. США.
Успешное развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, развитие сельскохозяйственной кооперации позволит не только эффективно решать задачи по развитию сельскохозяйственного производства и обеспечению продовольственной безопасности страны, но и будет способствовать экономическому и социальному развитию сельских территорий. В свою очередь улучшение качества жизни на селе несет и дополнительную нагрузку в виде положительной социализации граждан, борьбы с радикальными религиозными течениями, позиционирования государства, как гаранта стабильности и улучшения жизни людей.
Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, комплексному развитию сельских территорий, предусмотренной Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р, Стратегией пространственного развития Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р, Стратегией социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.08.2014 N 239, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в республике, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для комплексного развития сельских территорий путем:
повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;
повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
улучшения демографической ситуации;
развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.
В рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858, федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 (далее - Программы) с 2011 по 2018 гг. в Карачаево-Черкесской Республике введено более 215 км водопроводных сетей, 207 км газопроводных сетей, более 2,5 км сельских автомобильных дорог, построена общеобразовательная средняя школа на 260 ученических мест, введено 19 фельдшерско-акушерских пунктов, многофункциональные спортивные площадки площадью более 6500 кв. м, 4 социальных центра (дома культуры) на 1050 посадочных мест и 2 детские площадки.
В рамках реализации программ с 2011 по 2018 годы государственную поддержку на улучшение жилищных условий получили 346 сельских семей, в том числе молодые семьи и молодые специалисты - 151 введено в эксплуатацию (приобретено) более 46 тыс. кв. м. жилья общей площади из них молодые семьи и молодые специалисты составило 17 тыс. кв. м.
По сравнению с 2012 годом значительно улучшилось инженерное обустройство жилищного фонда: уровень газификации увеличился с 60,6% до 64,3%, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой с 60,54% до 64,5%.
Несмотря на положительный эффект, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования в общенациональных интересах экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения.
Новые правовые условия создают основу для дальнейшей реализации поставленных целей, требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления, а также осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.
Учитывая объективные особенности развития сельских территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях перехода от программно-целевого метода к проектному подходу решения имеющихся на сельских территориях экономических, социальных и экологических задач посредством широкого спектра финансовых инструментов.
Целесообразность использования проектного подхода при реализации государственной программы, устанавливающей социально-экономические показатели для сельских территорий, обуславливается:
отличительными особенностями территорий и необходимостью выработки отдельных инструментов для решений задач, взаимоувязанных с приоритетами социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики в части повышения уровня и качества жизни населения;
необходимостью повышения инициативности местного населения и предпринимательского сообщества для участия в формулировании четких целей развития и обеспечения контроля за их достижением;
высоким уровнем затратности накопившихся проблем села, делающим невозможным их решение только за счет средств государственной поддержки без софинансирования со стороны местного населения и предпринимателей.
Для достижения поставленных задач постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 утверждена государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Госпрограмма комплексного развития сельских территорий), которая включат в себя ряд мероприятий, направленных на сохранение доли сельского населения в общей численности населения, увеличение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского населения, повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах.
В соответствии с вышеуказанной Госпрограммой комплексного развития сельских территорий в государственную программу включена аналогичная подпрограмма "Комплексное развитие сельских территорий", которая и будет инструментом реализации государственной политики в области комплексного развития сельских территорий Карачаево-Черкесской Республики.
В рамках подпрограммы "Комплексное развитие сельских территорий" будет реализовываться 3 основных мероприятия:
"Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения";
"Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях";
"Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях".
Основное мероприятие "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" обусловлено необходимостью улучшения жилищных условий сельского населения на основе развития институтов субсидирования строительства и покупки жилья, а также ипотечного кредитования.
Госпрограммой комплексного развития сельских территорий определены следующие цели:
сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне не менее 25,3% в 2025 году (в 2017 году (базовый год) - 25,7%);
повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50% в 2025 году (в 2017 году - 32,6%).
По состоянию на 01 января 2020 года на территории Карачаево-Черкесской Республики проживало 465669 жителей, в том числе в сельской местности - 265966 жителей, что составляет - 57,1%. Величина доли сельского населения в общей численности населения республики остается на уровне 2019 года (на 01 января 2019 года - 57,1%).
В разрезе муниципальных районов доля сельского населения в общей численности населения Карачаево-Черкесской Республики приведена в таблице.
Таблица
Доля сельского населения в общей численности населения Карачаево-Черкесской Республики в разрезе муниципальных районов
Наименование муниципального района, городского округа |
Численность населения, человек |
Доля сельского населения в общей численности населения Карачаево-Черкесской Республики, (%) |
||||
всего |
в том числе сельское население |
|||||
на 01.01.2019 |
на 01.01.2020 |
на 01.01.2019 |
на 01.01.2020 |
на 01.01.2019 |
на 01.01.2020 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Карачаево-Черкесская Республика - всего, в том числе |
465616 |
465669 |
266032 |
265966 |
57,1 |
57,1 |
Черкесский городской округ |
123060 |
123316 |
- |
- |
- |
- |
Карачаевский городской округ |
38376 |
38262 |
5010 |
5012 |
13,1 |
13,1 |
муниципальные районы | ||||||
Абазинский |
17697 |
17751 |
17697 |
17751 |
100 |
100 |
Адыге-Хабльский |
15663 |
15673 |
15663 |
15673 |
100 |
100 |
Зеленчукский |
48248 |
48380 |
48248 |
48380 |
100 |
100 |
Карачаевский |
31662 |
31628 |
25092 |
25070 |
79 |
79 |
Малокарачаевский |
43426 |
43332 |
43426 |
43332 |
100 |
100 |
Ногайский |
15485 |
15454 |
15485 |
15454 |
100 |
100 |
Прикубанский |
28840 |
28928 |
27951 |
28046 |
96,9 |
96,9 |
Урупский |
22399 |
22233 |
17139 |
17045 |
76,6 |
76,5 |
Усть-Джегутинский |
49976 |
49959 |
19537 |
19450 |
38,9 |
39,1 |
Хабезский |
30784 |
30753 |
30784 |
30753 |
100 |
100 |
На 01 января 2020 года общая площадь жилых помещений всего по республике составляет 10158,5 тыс. кв. м., из них в сельской местности составляла 5286,0 тыс. кв. м., (в среднем на одного жителя 21,8 кв. м.).
Уровень благоустройства жилищного фонда в Карачаево-Черкесской Республике в % к общей площади на конец 2020 года:
водопроводом - 81,0;
канализацией - 63,2;
отоплением - 75,2;
горячим водоснабжением - 48;
газом (сетевым, сжиженным) - 86,4.
Приоритетными направлениями реализации основного мероприятия "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" являются комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, и содействие улучшению жилищных условий сельского населения. В совокупности указанные мероприятия направлены на облегчение условий труда и быта в сельской местности и наряду с другими государственными мерами содействия улучшения демографической ситуации способствуют увеличению продолжительности жизни и рождаемости в сельской местности.
Главным приоритетом подпрограммы "Комплексное развитие сельских территорий" является особое внимание социальному и инфраструктурному развитию сельских территорий, решение которого должно качественно изменить жизнь сельских жителей, приблизить условия проживания в сельской местности к уровню городов, которая также определяет цели, задачи и направления комплексному развитию сельских территорий, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Основное мероприятие "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" будет осуществляться по следующим направлениям:
благоустройство сельских территорий;
развитие газификации и водоснабжения на сельских территориях;
развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях; современный облик сельских территорий.
Комплексное развитие сельских территорий в Карачаево-Черкесской Республике охватывает вопросы государственной поддержки по обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры и благоустройству площадок под компактную жилищную застройку на сельских территориях, благоустройства сельских территорий, строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки в населенных пунктах, расположенных на сельских территориях, оказание содействия сельхозтоваропроизводителям в обеспечении квалифицированными работниками, вопросы создания для сельского населения благоприятных условий жизнедеятельности, расширения рынка труда и его привлекательности для сельского населения.
Реализация мероприятий государственной программы позволяет ежегодно увеличивать на 10% прирост объема сельскохозяйственной продукции.
Реализации целей и задач государственной программы по выполнению прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2019 - 2025 годы могут помешать негативные природные факторы и имеющиеся в агропромышленном секторе социально-экономические проблемы.
К основным рискам, оказывающим влияние на конечные результаты реализации мероприятий государственной программы, относятся:
1. Природно-климатические риски, обусловленные тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства, что может значительно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность. Для снижения рисков, связанных с природно-климатическими условиями, необходимы переход к новым технологиям, техническая модернизация, мелиорация земель в засушливых зонах, принятие дополнительных мер поддержки в особо неблагоприятные по природно-климатическим условиям годы.
2. Макроэкономические риски, обусловленные неблагоприятной конъюнктурой мировых цен и снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, которые не позволят интенсифицировать развитие отраслей растениеводства и переработки, усилят зависимость их развития от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию растениеводства и продуктов их переработки.
3. Торгово-политические риски, обусловленные функционированием аграрного сектора, в увязке с ситуацией на международных рынках и существенным возрастанием конкуренции в результате вступления страны во Всемирную торговую организацию.
4. Социальные риски, обусловленные возможностью усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создают серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и провоцируют нехватку трудоспособного населения, в том числе квалифицированных руководящих кадров и специалистов, что снижает уровень качества принятия управленческих решений, а также ставит под угрозу срыва реализацию программ развития агропромышленного сектора.
5. Управленческие (внутренние) риски, связанные с управлением реализацией государственной программы, низким качеством межведомственного взаимодействия, сокращением объемов финансирования государственной программы из федерального бюджета, а также дефицитом средств республиканского бюджета, могут привести к финансированию государственной программы в неполном объеме.
6. Законодательные риски, выражающиеся в ограничении сельскохозяйственным организациям возможности использовать землю в качестве предмета залога и не позволяющие сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.".
3. В разделе 4 абзац пятый изложить в следующей редакции:
"Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет всех источников финансирования приведено в приложении 4 к государственной программе. Объемы ресурсного обеспечения государственной программы за счет республиканского бюджета приведены в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2020 N 113-PЗ "О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (в редакции законов Карачаево-Черкесской Республики от 20.02.2021 N 2-РЗ, от 01.04.2021 N 10-РЗ, от 24.06.2021 N 42-РЗ, от 27.08.2021 N 59-РЗ, от 24.11.2021 N 81-РЗ, от 24.12.2021 N 108-РЗ).".
4. В разделе 5 абзац девятый изложить в следующей редакции:
"Процедура обеспечения публичности (открытости) информации о значениях показателей (индикаторов) государственной программы, результатах реализации государственной программы, осуществляется путем размещения годового отчета на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.".
5. Раздел "Объем финансового обеспечения подпрограммы 1" Паспорта подпрограммы 1 изложить в следующей редакции:
6. Раздел "Объем финансового обеспечения подпрограммы 2" Паспорта подпрограммы 2 изложить в следующей редакции:
7. Раздел "Объем финансового обеспечения подпрограммы 3" Паспорта подпрограммы 3 изложить в следующей редакции:
8. Разделы "Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы 5" и "Объем финансового обеспечения подпрограммы 5" Паспорта подпрограммы 5 изложить в следующей редакции:
9. Раздел "Объем финансового обеспечения подпрограммы 7" Паспорта подпрограммы 7 изложить в следующей редакции:
10. Раздел "Объем финансового обеспечения подпрограммы 9" Паспорта подпрограммы 9 изложить в следующей редакции:
11. Раздел "Наименование подпрограммы 10" Паспорта подпрограммы 10 изложить в следующей редакции:
"Наименование подпрограммы 10 |
"Ведомственная целевая программа "Развитие садоводства в Карачаево-Черкесской Республике на 2019 - 2022 годы" (далее - подпрограмма 10)". |
12. Раздел "Объем финансового обеспечения подпрограммы 11" Паспорта подпрограммы 11 изложить в следующей редакции:
13. Раздел "Объем финансового обеспечения подпрограммы 12" Паспорта подпрограммы 12 изложить в следующей редакции:
14. Паспорт подпрограммы 13 государственной программы изложить в следующей редакции:
"Паспорт подпрограммы 13
государственной программы
Наименование подпрограммы 13 |
"Комплексное развитие сельских территорий" (далее - подпрограмма 13). |
Ответственный исполнитель подпрограммы 13 (соисполнитель государственной программы) |
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики. |
Участники подпрограммы 13 |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики. |
Цель подпрограммы 13 |
Создание комфортных условий в сельской местности для сохранения доли сельского населения в общей численности населения республики, достижения соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств, а также повышения доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах. |
Задачи подпрограммы 13 |
1. Обеспечение создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности. 2. Строительство автомобильных дорог на сельских территориях. 3. Улучшение жилищных условий сельского населения на основе развития институтов субсидирования строительства и покупки жилья, а также ипотечного кредитования. |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы 13 |
1. Ввод в действие локальных водопроводов (км): 2020 год - 23,553. 2. Ввод в действие распределительных газовых сетей (км): 2020 год - 21,1. 3. Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки (км): 2020 год - 6,732. 4. Количество инициативных проектов комплексного развития сельских территорий (единиц): 2020 год - 1 2021 год - 5 2022 год - 17 2023 год - 18 2024 год - 24 2025 год - 18. 5. Количество населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, в которых реализованы проекты комплексной застройки (единиц): 2022 год - 2 2023 год - 2 2024 год - 2 2025 год - 2. 6. Количество общественно-значимых проектов по благоустройству территорий (единиц): 2023 год - 60 2024 год - 103. 7. Количество предоставленных жилищных (ипотечных) кредитов (займов) гражданам, для строительства (приобретения) жилых помещений (жилых домов) на сельских территориях (единиц): 2023 год - 50 2024 год - 50 2025 год - 50. 8. Объем ввода (приобретения) жилья для граждан, проживающих на сельских территориях (кв. м): 2020 год - 184 2021 год - 628 2022 год - 238 2023 год - 272 2024 год - 2628 2025 год - 2628. 9. Объем ввода жилья, предоставленного на условиях найма гражданам, проживающим на сельских территориях (кв. м): 2020 год - 0 2021 год - 0 2022 год - 2300 2023 год - 2810 2024 год - 5620 2025 год - 5620. |
Сроки реализации подпрограммы 13 |
01.01.2020 - 31.12.2025 |
Объем финансового обеспечения подпрограммы 13 |
Объем финансового обеспечения подпрограммы 13 - 4031951,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 309235,2 тыс. рублей 2021 год - 57415,2 тыс. рублей 2022 год - 7705,5 тыс. рублей 2023 год - 5260,4 тыс. рублей 2024 год - 1687779,8 тыс. рублей 2025 год - 1964555,0 тыс. рублей; за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 201818,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 14906,6 тыс. рублей 2021 год - 530,7 тыс. рублей 2022 год - 75,3 тыс. рублей 2023 год - 52,6 тыс. рублей 2024 год - 88229,9 тыс. рублей 2025 год - 98023,0 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 3800554,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 283225,5 тыс. рублей 2021 год - 52273,2 тыс. рублей 2022 год - 7444,5 тыс. рублей 2023 год - 5207,8 тыс. рублей 2024 год - 1589967,4 тыс. рублей 2025 год - 1862436,1 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов (по согласованию) - 11820,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 516,0 тыс. рублей 2021 год - 451,6 тыс. рублей 2022 год - 31,0 тыс. рублей 2024 год - 6725,4 тыс. рублей 2025 год - 4095,9 тыс. рублей; за счет внебюджетных средств (по согласованию) - 17758,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 10587,0 тыс. рублей 2021 год - 4159,7 тыс. рублей 2022 год - 154,7 тыс. рублей 2024 год - 2857,1 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 13 |
1. Количество инициативных проектов комплексного развития сельских территорий - 18 единиц. 2. Количество населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, в которых реализованы проекты комплексной застройки - 2 единицы. 3. Количество предоставленных жилищных (ипотечных) кредитов (займов) гражданам, для строительства (приобретения) жилых помещений (жилых домов) на сельских территориях - 50 единиц. 4. Объем ввода (приобретения) жилья для граждан, проживающих на сельских территориях - 2628 кв. м. 5. Объем ввода жилья, предоставленного на условиях найма гражданам, проживающим на сельских территориях - 5620 кв. м." |
15. Приложения 2, 3, 4 к государственной программе изложить в редакции согласно приложениям 1, 2, 3.
Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики |
М.О. Аргунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 18 мая 2022 г. N 144 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.01.2019 N 13 "О государственной программе "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики"
Вступает в силу с 3 июня 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 23 мая 2022 г. N 0900202205230001