Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Федерального
агентства лесного хозяйства
от 02.12.2021 N 887
Методические рекомендации по определению лесных участков для проведения натурных осмотров и их минимального количества
I. Общие положения
1. Под натурным осмотром лесного участка понимается мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований при использовании лесных участков, организации и обеспечении охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также для оценки эффективности и качества проведенных лесохозяйственных мероприятий.
2. В целях отбора лесных участков, на которые планируется выезд для проведения натурного осмотра, обеспечивается сбор и анализ информации по конкретному направлению. Оцениваются транспортная доступность лесного участка и природно-климатические условия на момент проведения проверки исполнения органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - проверка).
3. При определении лесных участков для проведения натурного осмотра учитываются следующие источники информации:
а) акт предыдущей проверки исполнения органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, результаты исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;
б) отчетность об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений;
в) единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней;
г) результаты дистанционного мониторинга использования лесов;
д) результаты оценки качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов;
е) результаты государственного мониторинга воспроизводства лесов;
ж) реестры государственного лесопатологического мониторинга;
з) результаты контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью назначенных мероприятий;
и) обращения (жалобы), поступающие на рассмотрение в Рослесхоз и его территориальные органы;
к) иные.
4. Результаты натурного осмотра оформляются в форме акта натурного осмотра, в котором указываются в том числе местоположение лесного участка, вид использования лесного участка, площадь проверенного лесного участка, выявленные недостатки и нарушения.
Акт натурного осмотра прикладывается к акту проверки в качестве приложения, при этом в акте проверки дается краткое описание итогов проведения натурного осмотра с указанием нормативного правового акта (пункт, часть), требования которого нарушены (при наличии), со ссылкой в акте проверки на номер приложения.
В случае отсутствия выявленных недостатков и нарушений в акте проверки делается соответствующая запись.
II. Специальная часть
Отбор лесных участков в части организации использования лесов
5. Натурный осмотр проводится в целях проверки соблюдения требований при использовании лесных участков, в том числе соблюдения правил и режимов использования лесных участков, соответствия фактической деятельности на используемом лесном участке деятельности, предусмотренной проектом освоения лесов, другими нормативными актами, а также в целях установления фактов использования лесных участков без проектов освоения лесов и лесных деклараций.
6. При отборе лесных участков осуществляется выборка лесных участков, переданных в пользование, в том числе:
- по которым отсутствуют проекты освоения лесов, имеющие положительное заключение государственной экспертизы (за исключением случаев, когда не истек срок их предоставления);
- по которым отсутствуют лесные декларации, принятые уполномоченным органом.
7. Натурные осмотры лесных участков необходимо проводить в разрезе видов использования лесов, при этом приоритет отдается лесным участкам, предоставленным в пользование для осуществления заготовки древесины (при наличии), а также видам использования, по которым заключено максимальное количество договоров.
При этом рекомендуется для осуществления натурных осмотров отбирать не менее 4 видов использования лесов на территории не менее 3 разных лесничеств субъекта Российской Федерации.
8. В целях оптимизации натурных осмотров отбираются лесничества субъекта Российской Федерации, в которых имеются договоры аренды с проектами освоения лесов и договоры, по которым отсутствуют проекты освоения лесов и (или) лесные декларации.
9. Минимальное количество лесных участков для осуществления натурных осмотров - 20.
Отбор лесных участков в части использования данных о незаконных рубках лесных насаждений, выявленных в ходе дистанционного мониторинга использования лесов и материалов государственной инвентаризации лесов
10. При отборе лесных участков учитываются результаты дешифрирования материалов аэрокосмической съемки, по которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений не согласны с результатами дешифрирования материалов аэрокосмической съемки.
11. Минимальное количество лесных участков для натурных осмотров составляет 3 лесных участка.
Отбор лесных участков в части организации и обеспечения охраны лесов от пожаров
12. При отборе лесных участков для оценки проверки качества выполненных лесохозяйственных мероприятий в части охраны лесов от пожаров целесообразно руководствоваться статьей 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), при этом для назначения натурных обследований необходимо учитывать следующие мероприятия: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолётов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладка просек; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений.
13. При отборе лесных участков для проверки укомплектования лесопожарных формирований целесообразно уделять особое внимание наиболее горимым лесничествам субъекта Российской Федерации (согласно средним 5-летним значениям) (при наличии).
14. Для проведения натурного осмотра целесообразно определить не менее 3 лесничеств субъекта Российской Федерации, на территории которых имеются лесопожарные формирования, а также выполнены лесохозяйственные мероприятия в части охраны лесов от пожаров (не менее 3 мероприятий). Минимальное количество лесных участков для натурных осмотров составляет 10 участков.
15. Количество выездных проверок укомплектования лесопожарных формирований на территории субъекта определяется от их количества (не менее 10%, из них - не менее половины ЛПС-II и III типов). Авиаотделения (авиаточки) определяются от их количества (не менее 10%).
Отбор лесных участков в части организации и обеспечения защиты лесов
16. При отборе лесных участков, на которых проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, целесообразно руководствоваться статьей 60.5 Лесного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1158 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений", в соответствии с которыми натурное обследование лесных участков осуществляется в случае невозможности проверки обоснованности мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, путем сопоставления данных наземного и дистанционного наблюдений.
17. При отборе лесничества субъекта Российской Федерации целесообразно учитывать количество актов лесопатологических обследований, утвержденных уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (далее - уполномоченные органы, акт ЛПО), поступивших для проверки в территориальный орган Рослесхоза, а также количество актов ЛПО, по которым принято решение об отказе в их согласовании.
Для оценки качества проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий приоритет отдается лесничествам субъектов Российской Федерации, по которым поступило наибольшее количество актов ЛПО.
Для оценки соблюдения требования территориального органа о признании необоснованным назначенного мероприятия приоритет отдается лесничествам субъектов Российской Федерации, по которым принято наибольшее количество решений об отмене актов ЛПО.
18. При отборе лесничества субъекта Российской Федерации учитываются мероприятия, назначенные по результатам ЛПО, при этом целесообразно для отбора выбирать лесные участки, на которых назначены сплошные и (или) выборочные санитарные рубки.
19. Количество натурных осмотров определяется в зависимости от площади, на которой намечено проведение или проведены лесозащитные мероприятия (не менее 3%). В рамках натурного осмотра лесного участка осуществляется оценка качества данных, указанных в акте лесопатологического обследования, при проведении лесопатологического обследования на соответствие фактическому состоянию насаждения; оценка качества назначения санитарно-оздоровительного мероприятия; оценка санитарного состояния насаждений после проведения мероприятия; оценка соблюдения требований законодательства по заготовке, хранению в лесу и вывозке из леса древесины.
Отбор лесных участков в части организации воспроизводства лесов и обеспечения воспроизводства лесов
20. При отборе лесных участков целесообразно учитывать планирование/выполнение следующих мероприятий: выполнение мероприятий по лесовосстановлению, в том числе по подготовке почвы под лесные культуры, агротехническим и лесоводственным уходам за лесными культурами; выполнение мероприятий по уходу за объектами лесного семеноводства и их созданию; отнесение земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса; выполнение мероприятий по уходу за лесами; наличие лесных питомников; хранение семян лесных растений.
21. Минимальное количество лесных участков для натурных осмотров составляет - 15, лесных питомников - не менее 2 (при наличии), мест хранения семян лесных растений - не менее 2 (при наличии страхового фонда и/или запаса семян на хранении).
При этом рекомендуется для осуществления натурных осмотров отбирать не менее 4 видов мероприятий по воспроизводству лесов на территории не менее 3 разных лесничеств субъекта Российской Федерации.
Отбор лесных участков в части осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора)
22. Натурный осмотр лесного участка, на котором зафиксировано нарушение лесного законодательства, причинившее вред лесам, на предмет правильности определения количественных и качественных характеристик, используемых для определения размера вреда, причиненного нарушением лесного законодательства лесам и находящимся в них природным объектам.
23. Минимальное количество лесных участков для натурных осмотров - не менее 3 (при наличии) на территории не менее 3 разных лесничеств (при наличии).
III. Заключение
24. Отбор лесных участков для натурных осмотров осуществляется в течение 4 дней со дня начала проверки.
25. По результатам отбора лесных участков для натурных осмотров рекомендовано составлять примерный план-график выездов, в котором указываются в том числе даты выездов, цель проведения (в соответствии с пунктом задания на проведение проверки), местоположение лесных участков, ФИО членов комиссии, осуществляющих натурный осмотр.
Указанный план-график утверждается заместителем председателя комиссии по проведению проверки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.