См. ответ Верховного Суда РФ, направленный письмом от 9 июня 2022 г. N 8-ВС-2921/22
Ассоциация российских банков обращается по просьбе банков - членов АРБ касательно вопроса о правовом регулировании моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами.
Как следует из статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497) на 6 месяцев установлен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников.
Согласно пункту 1 Постановления N 497 вводится мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее - мораторий).
Как следует из пункта 2 Постановления N 497, введение моратория не распространяется на должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу Постановления N 497 (далее - проблемные застройщики).
В целях единообразного применения судами действующего законодательства Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24 декабря 2020 года N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление N 44) были даны разъяснения о применении положений статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 44 на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Таким образом, с одной стороны, из буквального толкования пункта 2 Постановления N 44 и пункта 1 Постановления N 497 можно сделать вывод, что мораторий был введен в отношении практически всех 1 юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества или нет ("тотальный мораторий" 2).
С другой стороны, существует позиция, согласно которой приостановление исполнительных производств возможно исключительно в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, включая поданные до апреля 2022 года, вопрос о принятии которых не был решен к дате введения моратория. Такая позиция была высказана Министерством юстиции Российской Федерации (копия письма Минюста России от 7 мая 2022 года N 04-52513/22 (далее - Ответ Минюста России) прилагается) в ответ на обращение Ассоциации от 8 апреля 2022 года N А-01/5-144 по вопросу применения Постановления N 497 (прилагается).
Нужно отметить, что обе позиции вызывают вопросы.
Толкование соответствующих норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации как предусматривающих введение с 1 апреля 2022 года Постановлением N 497 "тотального моратория" ставит под сомнение целесообразность введения законодателем такого моратория, последствием которого является, в том числе приостановление исполнительных производств по имущественным взысканиям в отношении всех физических и юридических лиц безотносительно к наличию у них фактической возможности исполнения своих обязательств (платежеспособности).
Толкование соответствующих норм, предложенное Минюстом России, также вызывает помимо иных вопросы, касающиеся тезисов о:
- приостановлении исполнительного производства в отношении должника, заявление о признании банкротом которого было подано, но не было принято;
- направленности целей Постановления N 497 только на защиту пострадавших субъектов предпринимательской деятельности;
- приостановлении исполнительного производства в отношении лиц, которыми были поданы заявления о банкротстве.
Таким образом, в настоящий момент в том числе перед банковским сообществом остро встал вопрос о том, можно ли, толкуя пункт 2 Постановления N 44, сделать вывод о том, что Постановлением N 497 мораторий вводится в отношении всех (кроме проблемных застройщиков и лиц, заявивших об отказе от применения в отношении них моратория) юридических и физических лиц, независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества или нет.
На основании вышеизложенного, а также принимая во внимание важное практическое значение оперативного разрешения вопросов правового регулирования моратория на возбуждение дел о банкротстве и для граждан, и для органов государственной власти, и для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, Ассоциация российских банков просит Верховный Суд Российской Федерации дать разъяснения по вопросу о круге лиц, на которых распространяется мораторий на возбуждение дел о банкротстве, введенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
Ассоциация российских банков благодарит Верховный Суд Российской Федерации за эффективное и плодотворное сотрудничество и выражает надежду на дальнейшие доверительные отношения.
Приложение на 6 л.
Президент |
Г.А. Тосунян |
------------------------------
1 Лица, на которые мораторий не распространяется, однозначно определены статьей 9.1 Закона N 127-ФЗ и Постановлением N 497 - это проблемные застройщики и лица, заявившие об отказе от применения в отношении них моратория.
2 Например, на сайте Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Федресурс) в отношении лиц, не отказавшихся от моратория и не являющихся проблемными застройщиками, стоит отметка о нахождении под мораторием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 20 мая 2022 г. N А-01/5-214 "О правовом регулировании моратория на возбуждение дел о банкротстве"
Опубликование:
-