Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Росавиации
от 23 мая 2022 г. N 306-П
Обстоятельства авиационных происшествий с единичными экземплярами сверхлегких воздушных судов самолетом "Вираж В-1" RA-0376A и дельталетом "Стриж" RA-0004A
4 октября 2020 г. при выполнении авиационно-химических работ (далее - АХР) на участке поля длиной около 1 км, имеющем перепад высот рельефа местности (абсолютная высота начала поля 235 м и 190 м в конце поля) и ограничение в виде резко возвышающегося холма высотой около 100 м в северном направлении, произошла катастрофа единичного экземпляра сверхлегкого воздушного судна (далее - ЕЭСВС) самолета "Вираж В-1" RA-0376A частного лица (сертификата эксплуатанта не имел).
В ходе исследования бортовой системы самолета ГЛОНАСС-мониторинга и оповещения СМАРТ S-2333A комиссией по расследованию авиационного происшествия установлено, что в день авиационного происшествия на ЕЭСВС самолета "Вираж В-1" RA-0376A было выполнено 10 полетов. Во всех выполняемых полетах комиссией по расследованию авиационного происшествия отмечено невыдерживание пилотом безопасных высот полетов. В 11 аварийном полете выполнено 5 гонов над обрабатываемым участком поля на высоте около 5 м с выполнением левых и правых разворотов на высотах от 40 м до 60 м при выходе из гонов. В 6 (аварийном) гоне полет выполнялся в направлении холма в сторону понижения рельефа местности на высоте около 5 м и скорости 110 км/ч. Длина гона составила около 850 м, выход из гона происходил левым разворотом в наборе высоты с вертикальной скоростью 6 м/с и скорости около 90 км/ч. При нахождении самолета над склоном холма в режиме набора высоты (высота около 36 м), после вывода его из левого разворота, системой мониторинга и оповещения самолета зафиксировано уменьшение скорости полета с учетом ветра до 70 км/ч, что ниже минимально допустимой приборной скорости полета 85 км/ч, приведенной в Руководстве по летной эксплуатации ЕЭСВС самолета "Вираж В-1" RA-0376A. При выходе из гона произошло столкновение самолета с верхушками деревьев высотой около 15 м и в последующем с земной поверхностью. В результате авиационного происшествия (катастрофа) пилот погиб, самолет разрушен.
Комиссией по расследованию авиационного происшествия установлены нарушения требований пункта 7.6 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, в части выполнения полетов к обрабатываемым участкам полей на высотах 30 м.
По заключению комиссии по расследованию:
"Причиной авиационного происшествия явилось невыдерживание безопасной траектории набора высоты после выхода из гона, что привело к столкновению с препятствиями и землей.
Способствующими факторами, наиболее вероятно, явились:
- невыход двигателя на повышенный режим работы и, как следствие, снижение скорости полета. Установить по имеющимся данным причину невыхода двигателя на повышенный режим работы не представляется возможным. Вплоть до столкновения с препятствием двигатель работал;
- значительное повышение рельефа местности на траектории вывода самолета из гона;
- неучет направления ветра при выполнении разворота, по мере выполнения которого попутная составляющая увеличивалась.".
Подробная информация о результатах расследования авиационного происшествия с ЕЭВС самолетом "Вираж В-1" приведена в Окончательном отчете, размещенном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
10 августа 2021 г. выполнялся полет ЕЭСВС дельталета "Стриж" RA-0004A по произвольному маршруту в районе озера Добрино (Витебская область, Республика Беларусь). На борту дельталета находились КВС и пассажир.
В ходе работы комиссии по расследованию авиационного происшествия установлено, что после выполнения взлета дельталета с остатком топлива около 10 л и набора высоты с вертикальной скоростью 7-8 м/с (расчетный угол тангажа +24° - 33°), на высоте около 20 м и скорости 75 км/ч произошло самопроизвольное выключение двигателя. Для увеличения скорости полета КВС перевел дельталет в пологое пикирование и, находясь над водной поверхностью на высоте около 10 м, выполнил правый разворот в направлении береговой черты. Приводнение дельталета произошло без крена на скорости около 40 км/ч в 53 м от берега с последующим погружением тележки дельталета на глубину около 2,8 м. В результате авиационного происшествия пассажир утонул, КВС не пострадал, дельталет незначительно поврежден.
Комиссией по расследованию авиационного происшествия установлено, что КВС имел свидетельство пилота-любителя, срок действия которого истек в 2017 году, и выполнял полеты в отсутствие действующего медицинского заключения. Сертификат летной годности ЕЭСВС дельталету "Стриж" RA-0004A Росавиацией не выдавался. План полетов для уведомления органов ОВД (управления полетами) или получения разрешения на использование воздушного пространства не предоставлялся. Топливный бак дельталета имеет конструктивные особенности, которые оказали влияние на непрерывную подачу топлива. КВС и пассажир выполняли полеты над водной поверхностью в отсутствие спасательных жилетов.
По заключению комиссии по расследованию:
"Причиной авиационного происшествия явилось столкновение воздушного судна ВС дельталет "Стриж" с водной поверхностью в результате самопроизвольного выключения двигателя в полете.
Наиболее вероятной причиной самопроизвольного останова двигателя в полете явилось прекращение подачи топлива в двигатель, из-за увеличения командиром воздушного судна угла тангажа в процессе набора высоты и конструктивной особенности топливного бака, что при недостаточном количестве топлива в топливном баке привело к подсосу воздуха в топливную магистраль.
Способствующим фактором явилась неудовлетворительная организация выполнения полета воздушного судна.".
Подробная информация о результатах расследования авиационного происшествия с ЕЭСВС дельталетом "Стриж" RA-0004A приведена в Окончательном отчете в приложении 2 к настоящему приказу.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 23 мая 2022 г. N 306-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.