Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2022 г. N 66а-421/2022 настоящее решение оставлено без изменения
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Осипов А.В.
при секретаре Красюк А.В.,
с участием прокурора Ананченко И.Е.,
административного истца Манякина А.В., представителя административного истца Одинцовой О.В., представителя административного ответчика Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области Смаковой Е.Ю., представителей заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" Андроновой О.Г., Шагимуратова П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Манякина А.В. к Департаменту тарифной и ценовой политики Тюменской области о признании не действующим Распоряжения Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для садоводческих некоммерческих товариществ, огороднических некоммерческих товариществ" от 24 сентября 2021 года N 104/01-21, установил:
административный истец Манякин А.В. обратился в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим Распоряжения Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для садоводческих некоммерческих товариществ, огороднических некоммерческих товариществ" от 24 сентября 2021 года N 104/01-21.
Требования мотивированы тем, что Манякин А.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <.......>.
Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 24 сентября 2021 года N 104/01-21 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для садоводческих некоммерческих товариществ, огороднических некоммерческих товариществ" установлены нормативны накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) для садовых товариществ из расчета 160,62 кг ил 1,37 куб. м на одного члена (участника) товарищества.
Считает, что норматив накопления ТКО установленный для категории объектов "садовые некоммерческие товарищества, огородные некоммерческие товарищества" принят с нарушением требований Правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 269 от 04 апреля 2016 года, а также Методических рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/пр.
Обращает внимание, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 августа 2021 года признан недействующим со дня принятия пункт 9 приложения N 2 к Распоряжению Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 25 декабря 2018 года N 624/01-21 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов". Данная норма устанавливала норматив накопления ТКО для садовых некоммерческих товариществ и огородных некоммерческих товариществ из расчета 160,62 кг или 1,37 куб. м на одного члена (участника) товарищества.
Административный истец полагает, что оспариваемое распоряжение нарушает его права и законные интересы на оплату услуги по обращению с ТКО по законной и обоснованной цене.
В судебном заседании административный истец Манякин А.В. заявленные требования поддержал, суду пояснил, что в настоящее время в СНТ оборудованы контейнерные площадки, производится вывоз твердых коммунальных отходов, в связи с этим имеется возможность для проведения замеров. Доказательств, подтверждающих невозможность проведения замеров в других СНТ, не представлено.
Представитель административного истца Одинцова О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме. В связи с тем, что тарифы были установлены без проведения замеров, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", они не могут применяться для садовых некоммерческих товариществ.
Представитель административного ответчика Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области Смакова Е.Ю. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, суду пояснила, что обращение с твёрдыми коммунальными отходами - коммунальная услуга, которая должна оплачиваться по установленным тарифам и нормативам. Норматив был установлен на основании отмененного нормативно-правового акта. Норматив рассчитан на основании инструментальных замеров, которые проводились в 2018 году. Суд апелляционной инстанции указал, что нарушений при проведении инструментальных замеров допущено не было.
Представители заинтересованного лица ООО "ТЭО" Андронова О.Г., Шагимуратов П.А. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных требований, суду пояснили, что в рамках настоящего дела административный истец оспаривает порядок принятия нормативно-правового акта. Замеры нормативов твердых коммунальных отходов, указанных в пункте 2 Распоряжения, произведены верно. В апелляционном определении от 19 августа 2021 года Второй апелляционный суд общей юрисдикции указывает, что нарушений при проведении измерений и массы объема накапливаемых отходов допущено не было, единственное нарушение которое было допущено - не соблюдение количества участков, на которых производились замеры. Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов N 269 не содержат запрета на повторное использование данных проведенных замеров при издании оспариваемого нормативного правового акта. При установлении тарифа смешение категорий объектов допущено не было. Оспариваемое Распоряжение является временным, оно действует до момента расчета тарифа в установленном порядке. Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области проведены все необходимые расчеты.
Прокурор Ананченко И.Е. в заключении указала на нарушение прав административного истца в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что оспариваемое Распоряжение соответствовало действующему законодательству в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Кроме того, у административного ответчика имелась возможность для проведения замеров в соответствии с пунктами 7, 8 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Представители заинтересованных лиц Департамента недропользования и экологии Тюменской области, Правительства Тюменской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав административного истца, представителя административного истца, представителей административного ответчика, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что административный истец Манякин А.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская <.......> (т.1 л.д.8).
Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 25 декабря 2018 года N 624/01-21 "Об установлении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов", установлены нормативы накопления ТКО на территории Тюменской области.
Пунктом 9 Приложения N 2 Распоряжения N 624 для категории объекта "садовые некоммерческие товарищества" установлен норматив накопления ТКО в размере 160,62 кг. или 1,37 м. куб на одного члена (участника) товарищества.
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 августа 2021 года признан недействующим со дня принятия пункт 9 приложения 2 к распоряжению департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 25 декабря 2018 г. N 624/01-21 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 24 сентября 2021 года N 104/01-21 "Об установлении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов для садоводческих некоммерческих товариществ, огороднических некоммерческих товариществ", установлены нормативы накопления ТКО для садоводческих некоммерческих товариществ, огороднических некоммерческих товариществ в размере 160,62 кг. или 1,37 м. куб на одного члена (участника) товарищества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Абзацем 15 статьи 6 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится в том числе установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте тарифной и ценовой политики Тюменской области утвержденном Постановлением Правительства Тюменской области от 30 мая 2005 года N 59-п "Об утверждении Положения о Департаменте тарифной и ценовой политики Тюменской области" Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, уполномоченным в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
В силу подпункта о части 3 статьи 2.1 Положения о Департаменте тарифной и ценовой политики Тюменской области Департамент осуществляет полномочия по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Частью 1 статьи 32 Закона Тюменской области от 07 марта 2003 года N 121 "О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области" предусмотрено, что законы области, а также нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы.
В части 2.1 статьи 32 Закона Тюменской области от 07 марта 2003 года N 121 указано, что Официальным опубликованием нормативного правового акта Губернатора Тюменской области, Правительства Тюменской области, исполнительного органа государственной власти Тюменской области считается первая публикация его полного текста в одной из газет - "Тюменская правда", "Парламентская газета "Тюменские известия", "Тюменская область сегодня" - или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (www.admtyumen.ru) в подразделе "Опубликование законов Тюменской области и иных нормативных правовых актов" раздела "Законодательство" либо на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Полный текст Распоряжения N 104/01-21 был опубликован на официальном портале органов государственной власти Тюменской области - www.admtyumen.ru.
Суду представлены листы согласования проекта Распоряжения N 104/01-21 в которых содержится подпись начальника юридического отдела Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области Смаковой Е.Ю. в чьи полномочия входит проведение правовой и антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Департамента (т.1 л.д.49).
Наличие подписи начальника юридического отдела Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области Смаковой Е.Ю. в листах согласования проектов оспариваемого нормативного акта свидетельствует об отсутствии замечаний к правовому содержанию проекта и отсутствие в нем коррупционного фактора, что представляет собой результаты правовой и антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, Распоряжение N 104/01-21 является нормативным правовым актом, принятыми уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия, опубликованию и введения в действие.
Манякин А.В. как собственник земельного участка, расположенного по адресу: <.......>, а также как член названного садового некоммерческого товарищества является субъектом отношений, регулируемых Распоряжением N 104/01-21.
В целях устранения отсутствия правового регулирования в области обращения с ТКО в садовых некоммерческих товариществах на территории Тюменской области Департаментом проведен анализ данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, полученных в ходе инструментальных замеров в 2018 года.
Из анализа представленного экспертного заключения по определению временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов "Садоводческие некоммерческие товарищества" (т.1 л.д. 43-47), а также объяснений специалиста Грудцыной Я.О. следует, что при принятии Распоряжения N 104/01-21 были использованы исключительно замеры, произведенные в 2018 году, при подготовке Распоряжения N 624/01-21, никакие новые данные, либо замеры использованы не были. Расчёт временных нормативов накопления Распоряжение N 104/01-21 полностью совпадает с расчетом в Распоряжении N 624/01-21 и составляет 160,62 кг или 1,37 м. куб на одного члена (участника) товарищества.
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, установлен Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (далее-Правила определения нормативов).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. N 524/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов" утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее-Методические рекомендации).
Настоящие Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов разработаны в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы; Методические рекомендации не содержат положений обязательного характера (пункты 1, 2 Методических рекомендаций).
Согласно пункту 7 Правил определения нормативов в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:
а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;
б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300-500 тыс. человек;
в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.
Пунктом 8 Правил определения нормативов предусмотрено, что на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.
Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 августа 2021 года установлено, что при утверждении пункта 9 приложения 2 к распоряжению Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 25 декабря 2018 года N 624/01-21 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" был нарушен пункт 8 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. N 269.
Учитывая, что при определении норматива накопления твердых коммунальных отходов для садовых некоммерческих товариществ в 2021 году использовались данные и замеры, которые признаны вступившим в законную силу решением суда не соответствующими Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов Распоряжение департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 24 сентября 2021 года N 104/01-21 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для садовых некоммерческих товариществ, огороднических некоммерческих товариществ" не может быть признано законным и обоснованным.
Каких-либо убедительных и достоверных доказательств, указывающих на соблюдение Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области всех положений Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. N 269 при принятии Распоряжения N 104/01-21 суду не представлено.
Указание в апелляционном определении на отсутствие данных о нарушении Департаментом и региональным оператором ООО "ТЭО" при проведении инструментальных измерений массы и объема накапливаемых отходов не исключает вывод о нарушении пункт 8 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. N 269.
Принятие нормативного правового акта, органом регулирования в целях замены акта, признанного судом недействующим, согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2, 4 и 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", не вводит новое правовое регулирование с распространением его на ранее возникшие отношения, а направлено на установление экономически обоснованного размера тарифов в целях исключениях возникновения правовой неопределенности в уже существующих отношениях. При этом устранение правовой неопределенности при принятии заменяющего нормативного правового акта не освобождает орган тарифного регулирования от соблюдения законодательства.
Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим, суд, исходя из заявленных требований, пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом применения этого акта считает, что он подлежит признанию не действующим с момента вступления решения в законною силу.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области.
Руководствуясь ст. 208-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Манякина А.В. к Департаменту тарифной и ценовой политики Тюменской области о признании не действующим Распоряжения Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для садоводческих некоммерческих товариществ, огороднических некоммерческих товариществ" от 24 сентября 2021 года N 104/01-21 - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Распоряжение Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для садоводческих некоммерческих товариществ, огороднических некоммерческих товариществ" от 24 сентября 2021 года N 104/01-21.
Возложить на Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 февраля 2022 года.
Судья Тюменского областного суда |
А.В. Осипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменского областного суда от 28 января 2022 г. N 3а-2/2022 "О признании недействующим распоряжения Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 24.09.2021 N 104/01-21 "Об установлении норматива накопления твердых коммунальных отходов для садоводческих некоммерческих товариществ, огороднических некоммерческих товариществ"
Текст решения опубликован на официальном сайте Тюменского областного суда (www.oblsud-tum.sudrf.ru)
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2022 г. N 66а-421/2022 настоящее решение оставлено без изменения