Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к МУК 4.2.3746-22
Профессиональные навыки специалистов, осуществляющих лабораторную диагностику холеры
1. Знания и умения специалистов МО, ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора и их филиалов, выполняющих бактериологические исследования на холеру в лабораториях, имеющих разрешение на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей III-IV групп патогенности (опасности)
1. Сотрудникам с высшим специальным образованием необходимо знать:
- основные положения эпидемиологического надзора за холерой, в том числе в части, касающейся сроков, объемов и контингентов, подлежащих обследованию на холеру, сроков, объемов и вида исследуемых проб из объектов окружающей среды;
- нормативные документы, регламентирующие проведение исследований, связанных с выделением возбудителя холеры;
- требования биологической безопасности при работе с материалом, подозрительным на зараженность возбудителями III-IV групп патогенности, а также требования биологической безопасности при работе с материалом, подозрительным на зараженность возбудителем холеры;
- этапы подготовительной работы (подготовка питательных сред, диагностических препаратов, реактивов);
- требования к доставке клинического материала и проб из объектов внешней среды, регистрации, хранению, уничтожению;
- порядок исследования материала в условиях односменной и круглосуточной работы лаборатории;
- порядок исследования материала в зависимости от времени отбора и доставки его в лабораторию;
- этапы лабораторного исследования на холеру;
- методы ускоренной диагностики холеры;
- культуральные, морфологические, серологические и биохимические свойства холерных вибрионов;
- сроки выдачи предварительного положительного результата исследования;
- правила и сроки передачи выделенных (подозрительных) культур.
2. Сотрудникам с высшим специальным образованием необходимо уметь выполнять диагностическое исследование клинического материала на холеру:
- отбирать колонии со щелочного агара и среды TCBS с характерным для вибрионов ростом;
- выполнять микроскопию мазков, окрашенных по Граму на всех этапах исследования;
- определять индофенолоксидазу;
- ставить с подозрительными на холерный вибрион колониями реакцию слайд-агглютинации с холерными сыворотками О1, Огава, Инаба, RO и О139;
- выполнять микроскопию и оценку результатов мазков, обработанных флюоресцирующими иммуноглобулинами (МФА);
- выполнять реакцию иммобилизации вибрионов (РИВ) с использованием сывороток холерных специфических;
- вести необходимую документацию.
3. Лаборанты, медицинские лабораторные техники и медицинские технологи должны знать:
- правила работы с материалом, подозрительным на зараженность возбудителями III-IV групп патогенности;
- этапы подготовительной работы (подготовку посуды, питательных сред, диагностических препаратов, реактивов;
- этапы лабораторного исследования на холеру;
- культуральные, морфологические свойства холерных вибрионов, отношение вибрионов к углеводам в полиуглеводных средах.
4. Лаборанты, медицинские лабораторные техники и медицинские технологи должны уметь:
- осуществлять отбор проб воды из поверхностных водоёмов, сточных вод и других объектов окружающей среды (только для лабораторий ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора и их филиалов);
- готовить к работе необходимые питательные среды;
- готовить ингредиенты для окраски мазков по Граму;
- готовить разведения сывороток для постановки реакции слайд-агглютинации и иммунофлюоресценции (при наличии люминесцентного микроскопа);
- выполнять первичные посевы исследуемого материала и пересевы со сред обогащения;
- готовить мазки, зафиксировать их, окрашивать по Граму, а также флюоресцирующими иммуноглобулинами;
- ставить пробу на индофенолоксидазу;
- проводить с подозрительными на холерный вибрион колониями реакцию слайд-агглютинации с холерными сыворотками О1, Огава, Инаба, RО и О139;
- ставить реакцию иммобилизации с сыворотками холерными;
- готовить отработанный материал для автоклавирования.
2. Знания и умения специалистов, выполняющих бактериологические исследования на холеру в лабораториях, имеющих разрешение на работу с микроорганизмами II-IV групп патогенности (опасности)
1. Сотрудникам с высшим специальным образованием необходимо знать:
- основные положения эпидемиологического надзора за холерой, в том числе в части, касающейся обследования больных на холеру;
- нормативные документы, регламентирующие проведение исследований, связанных с выделением возбудителя холеры;
- требования биологической безопасности при работе с материалом, подозрительным на зараженность возбудителями II-IV групп патогенности, а также требования биологической безопасности при работе с материалом, подозрительным на зараженность возбудителем холеры;
- этапы подготовительной работы (подготовка питательных сред, диагностических препаратов, реактивов);
- требования к доставке клинического материала, регистрации, его хранению, уничтожению;
- порядок исследования материала в условиях односменной и круглосуточной работы лаборатории;
- порядок исследования материала в зависимости от времени отбора и доставки его в лабораторию;
- этапы лабораторного исследования на холеру;
- методы ускоренной диагностики холеры;
- культуральные, морфологические, иммуносерологические и биохимические свойства холерных вибрионов;
- сроки выдачи предварительного положительного результата исследования;
- правила и сроки передачи выделенных (подозрительных) культур;
- методы контроля качества питательных сред и ингибиторов посторонней микрофлоры;
- методы определения чувствительности к диагностическим фагам классическому и эльтор, к холерным эльтор фагам и
;
- методы оценки эпидемической значимости холерных вибрионов (ПЦР);
- методы определения антибиотикочувствительности холерных вибрионов.
2. Сотрудникам с высшим специальным образованием необходимо уметь выполнять диагностическое исследование материала на холеру:
- проводить исследование материала от больных и умерших с подозрением на холеру, от лиц, подлежащих бактериологическому обследованию на холеру, проб воды из стационарных и других точек отбора и других объектов окружающей среды, предусмотренных требованиями санитарно-эпидемиологических правил:
- идентифицировать выделенные культуры холерных вибрионов О1 и О139 серогрупп по сокращенной и полной схеме с определением эпидзначимости холерных вибрионов по наличию генов ctxA и tcpA, гемолитической активности и чувствительности к фагам и
;
- определять антибиотикочувствительность выделенных культур;
- устанавливать таксономическую принадлежность холерных вибрионов не О1/не О139 серогрупп и других представителей рода Vibrio и семейства Vibrionaceae;
- вести необходимую документацию.
3. Лаборантам, медицинским лабораторным техникам и медицинским технологам необходимо знать:
- правила работы с материалом, подозрительным на зараженность возбудителями III-IV групп патогенности;
- этапы подготовительной работы (подготовку посуды, питательных сред, диагностических препаратов, реактивов;
- этапы лабораторного исследования на холеру;
- культуральные, морфологические и антигенные свойства холерных вибрионов, отношение вибрионов к углеводам в полиуглеводных средах;
- методы полной и сокращенной идентификации холерных вибрионов О1 и О139 серогрупп;
- методы идентификации культур холерных вибрионов не O1/не О139 серогрупп и других представителей рода Vibrio и семейства Vibrionaceae;
- методы определения качества питательных сред и ингибиторов роста посторонней микрофлоры.
4. Лаборантам, медицинским лабораторным техникам и медицинским технологам необходимо уметь:
- готовить ингредиенты для окраски мазков по Граму;
- готовить разведения сывороток для постановки реакции слайд-агглютинации и иммунофлюоресценции (при наличии люминесцентного микроскопа);
- выполнять первичные посевы исследуемого материала и пересевы со сред обогащения;
- готовить мазки, зафиксировать их, окрашивать по Граму, а также флюоресцирующими иммуноглобулинами;
- ставить пробу на индофенолоксидазу;
- проводить с подозрительными на холерный вибрион колониями реакцию слайд-агглютинации и объемную реакцию агглютинации с холерными сыворотками О1, Огава, Инаба, RO и О139;
- ставить реакцию иммобилизации с сыворотками холерными;
- готовить отработанный материал для автоклавирования.
3. Знания и умения специалистов Центров индикации, Референс-центра и Центров верификации, выполняющих бактериологические исследования, связанные с выделением возбудителя холеры в лабораториях, имеющих разрешение на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей I-II групп патогенности (опасности)
1. Сотрудникам с высшим специальным образованием необходимо знать:
- основные положения эпидемиологического надзора за холерой;
- вопросы организации лабораторных исследований на холеру;
- требования биологической безопасности при работе с зараженным и подозрительным на заражение микроорганизмами II группы патогенности материалом;
- таксономию и классификацию представителей семейства Vibrionaceae;
- морфологические, культуральные, биохимические свойства холерных вибрионов;
- серологические методы изучения свойств холерных вибрионов;
- определение чувствительности к диагностическим фагам классическому и эльтор;
- методы определения эпидемической значимости холерных вибрионов;
- определение чувствительности к антибиотикам, химиопрепаратам и дезинфектантам;
- этапы лабораторного исследования на холеру, сроки выдачи ответов, правила и сроки передачи выделенных культур;
- требования к доставке материала, его хранению, регистрации, уничтожению, подготовке к передаче и транспортированию;
- этапы подготовительной работы (подготовку питательных сред для выделения и идентификации холерных вибрионов, диагностических препаратов, реактивов);
- методы серологической диагностики холеры;
- критерии оценки качества питательных сред, используемых для диагностики холеры, ингибиторов посторонней микрофлоры;
- нормативные документы, используемые при проведении лабораторных исследований на холеру.
2. Сотрудникам с высшим специальным образованием необходимо уметь:
- провести полное исследование по схеме лабораторной диагностики холеры материала от больных и умерших с подозрением на холеру, проб из объектов окружающей среды;
- идентифицировать выделенные культуры холерных вибрионов О1 и О139 серогрупп по сокращенной и полной схеме;
- определить эпидемическую значимость культур;
- определить чувствительность к антибиотикам выделенных культур;
- провести серологическую диагностику материала от больных холерой, вибриононосителей и других контингентов - по эпидпоказаниям;
- установить таксономическую принадлежность холерных вибрионов не О1/не О139 серогрупп и других представителей рода Vibrio и семейства Vibrionaceae;
- осуществлять контроль качества питательных сред и ингибиторов посторонней микрофлоры;
- вести необходимую документацию.
3. Лаборантам, медицинским лабораторным техникам и медицинским технологам необходимо знать:
- морфологические, культуральные и основные биохимические свойства холерных вибрионов;
- этапы лабораторного исследования на холеру;
- методы полной и сокращенной идентификации холерных вибрионов О1 и О139 серогрупп;
- методы идентификации культур холерных вибрионов не О1/не О139 серогрупп и других представителей рода Vibrio и семейства Vibrionaceae;
- методы серологической диагностики холеры;
- правила работы с материалом, зараженным или подозрительным на заражение возбудителем холеры;
- этапы подготовительной работы (подготовку посуды, красок, питательных сред для выделения и идентификации холерных вибрионов, диагностических препаратов, реактивов);
- методы определения качества питательных сред и ингибиторов посторонней микрофлоры.
4. Лаборантам, медицинским лабораторным техникам и медицинским технологам необходимо уметь:
- приготовить основные ингредиенты для окраски мазков по Граму;
- приготовить реактивы для постановки пробы на оксидазу, выявления образования ацетилметилкарбинола, индола, сероводорода, нитратредуктазы, ;
- подготовить разведения сывороток для постановки слайд- и развернутой реакции агглютинации и иммунофлуоресценции;
- произвести первичные посевы и пересевы поступившего материала;
- сделать мазки, зафиксировать их и окрасить;
- поставить пробу на индофенолоксидазу;
- поставить слайд- и развернутую реакцию агглютинации с холерными сыворотками;
- поставить реакцию иммобилизации с холерными сыворотками;
- провести определение качества питательных сред и теллурита калия;
- подготовить отработанный материал для автоклавирования;
- участвовать в идентификации выделенной культуры; определении эпидемической значимости выделенной культуры по регламентированным для этих лабораторий тестам; определении антибиотикочувствительности выделенных культур; исследовании сывороток крови больных холерой и вибриононосителей в системе серологических реакций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.