Решение Ростовского областного суда от 16 ноября 2021 г. по делу N 3а-218/2021
Ростовский областной суд в составе председательствующего судьи Журба О.В., при секретаре Кононенко О.И., с участием представителей административного истца ООО "Заря" - Алихановой Д.М., Бердутиной Н.И.
представителя административного истца С. Е.А. - А. Д.М, административного истца Б. Н.И.
представителя административного ответчика Городской Думы города Таганрога М. Д.В, представителя заинтересованного лица Администрации г. Таганрога С. А.Л, прокурора отдела прокуратуры Ростовской области З. О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Заря", С. Е.А, Б. Н.И. о признании не действующими Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог", утвержденных решением Городской Думы города Таганрога от 25 декабря 2012 г. N 506 в части распространения зоны превышения уровня шума на территорию земельных участков с кадастровыми номерами Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, установил:
Решением Городской Думы г. Таганрога от 25 декабря 2012 г. N 506 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог".
ООО "Заря" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Таганрог", утвержденных решением Городской Думы города Таганрога от 25 декабря 2012 г. N 506, в части распространения зоны превышения уровня шума на территорию земельных участков: кадастровый Номер обезличен площадью 11 157 кв. м, кадастровый Номер обезличен площадью 11 120 кв. м, кадастровый Номер обезличен площадью 15 773 кв. м, из земель населенных пунктов расположенных по адресу: Адрес обезличен.
В обоснование требований указано, что цель использования принадлежавших обществу земельных участков, расположенных в жилом микрорайоне "Андреевский" - строительство школы и дошкольного детского учреждения в соответствии с назначением (зона ОДЗ). Отображенная в Правилах землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" зона превышения уровня шума аэродромов не была установлена в соответствии с действующим законодательством, отображена с нарушением положений статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г..N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 поскольку вопросы установления размера и границ зоны ограниченного использования территории не отнесены к полномочиям представительного органа местного самоуправления. Согласно Генеральному плану муниципального образования "Город Таганрог", на территории указанных земельных участков возможно строительство школы и детского сада. Однако распространение на них оспариваемой зоны препятствует осуществлению плана Градостроительного зонирования, поскольку строительство школы и дошкольного детского учреждения в условиях зоны превышения уровня шума не допускается.
Также указано на то, что фактически превышение уровня шума на этой территории отсутствует; сведения, содержащиеся в письме начальника Таганрогского гарнизона от 7 февраля 2012 г..и послужившие основанием отражения зоны превышения уровня шума в Правилах землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" не относятся к земельным участкам административных истцов которые присоединены к территории муниципального образования "Город Таганрог" более поздней датой.
С. Е.А, Б. Н.И. в ходе рассмотрения данного административного дела приобрели у ООО "Заря" в собственность земельные участки кадастровый Номер обезличен площадью 11 157 кв. м, кадастровый Номер обезличен площадью 11 120 кв. м, кадастровый Номер обезличен площадью 15 773 кв. м, из земель населенных пунктов расположенных по адресу: Адрес обезличен, и заключили с обществом соглашение о намерениях по реализации проекта.
Определением Ростовского областного суда от 26 октября 2021 г. административные истцы С. Е.А, Б. Н.И. по их заявлениям привлечены к участию в деле, присоединились к требованиям административного истца ООО "Заря" и к основаниям, изложенным обществом.
Административные истцы ООО "Заря", С. Е.А, Б.. Н.И. просят суд признать недействующими со дня вступления в законную решения суда Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" (с учетом изменений, внесенных Решениями Городской Думы города Таганрога от 30 мая 2014 г., от 8 июля 2014 г., от 6 ноября 2014 г., от 1 апреля 2016 г., от 2 октября 2017 г., от 25 октября 2018 г., от 29 марта 2019 г., от 30 мая 2019 г., от 30 июля 2020 г., от 11 декабря 2020 г., от 3 июня 2021 г.) в части распространения зоны превышения уровня шума и отражения на графических материалах (картах) на территорию земельных участков с кадастровым номером Номер обезличен площадью 11 157 кв. м, с кадастровым номером Номер обезличен площадью 11 120 кв. м, с кадастровым номером Номер обезличен площадью 15 773 кв. м, из земель населенных пунктов расположенных по адресу: Адрес обезличен.
В судебном заседании административный истец Б. Н.И, действующая также по доверенности в интересах ООО "Заря", и представитель ООО "Заря" и С. Е.А. - А. Д.М, действующая в соответствии с доверенностями, поддержали исковые требования в полном объеме.
В качестве административных ответчиков к участию в деле привлечена Городская Дума города Таганрога, в качестве заинтересованных лиц: Администрация города Таганрога, публичное акционерное общество "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева" (ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева), Войсковая часть 45096, Федеральное государственное унитарное предприятие "Авиакомплект" (ФГУП "Авиакомплект").
Представитель Городской Думы города Таганрога М. Д.В, действующий по доверенности, просил отказать в удовлетворении административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дополнениях к ним, указав, что зона превышения уровня шума отображена в соответствии со сведениями полученными из письма начальника Таганрогского гарнизона Войсковой части N 21350 гв. полковника С. Кизилова от 7 февраля 2012 г. N 194 с приложением план-схемы зоны акустического дискомфорта военного аэродрома Таганрог-Центральный. Разработчиком Правил землепользования и застройки ООО "Хоумленд Архитектура" были отражены сведения о границах городского округа, границах зон с особыми условиями использования территории, в том числе приаэродромной территории, к которой относится зона превышения уровня шума, в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации. С 25 декабря 2012 г. на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" были отражены данные сведения, которые распространены и на территорию спорных участков, позже присоединенных из территории Неклиновского муниципального района. Полагает, что фактов нарушения прав административных истцов не представлено, процедура внесения и рассмотрения муниципальных правовых актов Городской Думой соблюдена.
Представитель Администрации города Таганрога С. А.Л, действующий по доверенности, поддержал позицию Городской Думы города Таганрога, и изложенные письменно возражения, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят правомочным представительным органом, в пределах компетенции, с соблюдением порядка, в установленной форме. На карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" отображены зоны с особыми условиями использования территории двух аэродромов: "Таганрог-Центральный" (военный аэродром) и "Таганрог-Южный". Зона превышения уровня шума нанесены на карту градостроительного зонирования в отношении военного аэродрома Таганрог-Центральный, в соответствии с письмом начальника Таганрогского гарнизона от 7 февраля 2012 г. N 194. Земельные участки с кадастровыми номерами Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположены в территориальной зоне размещения объектов образования и просвещения. Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Таганрога, они обременены ограничениями в использовании, поскольку расположены в зоне с особыми условиями использования территорий по экологическим условиям. Полагает, что права административных истцов не нарушены. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель Войсковой части 45096 в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен. Г. Г.Б, представляющий интересы Войсковой части 45096 по доверенности, подал заявление о рассмотрении административного дела в свое отсутствие на усмотрение суда. В письменном отзыве указал, что решением начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и решением заместителя главнокомандующего Воздушно-космическими силами по материально-техническому обеспечению полномочия по согласованию, реконструкции и строительству объектов вблизи аэродромов Минобороны России до установления приаэродромной территории возложены на командира Войсковой части N 45096. В адрес Войсковой части из управления капитального строительства г. Таганрога поступали запросы о согласовании строительства детского дошкольного учреждения и школьного учреждения в приаэродромной территории военного аэродрома Таганрог-Центральный, в соответствии с расчетными данными указанные в запросах земельные участки попадают в зону А с эквивалентным уровнем авиационного шума более 60 и 50 ДБ (днем и ночью) и максимальным уровнем звука при полете самолетов не более 80 и 70 ДБ. Указанное свидетельствует о том, что испрашиваемое строительство разрешается.
Представитель ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен. Из поступившего письменного возражения представителя ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" М. С.Р, действующего по доверенности следует, что на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" отображены зоны с особыми условиями использования территории двух аэродромов, в том числе аэродрома "Таганрог-Южный". Указанный аэродром используется в гражданской и экспериментальной авиации и за согласованием размещения объектов на его приаэродромной территории истец не обращался. Полагает, что поскольку земельные участки имеют разрешенное использование - сельскохозяйственное производство, то не могут использоваться для иных целей. Таким образом, зона превышения уровня шума не оказывает влияния на осуществление деятельности в их отношении. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ФГУП "Авиакомплект" в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен. Из поступившего письменного возражения представителя заинтересованного лица - К. Е.В. действующей по доверенности, следует, что с введением в действие Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222, нормы СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 действуют в части им не противоречащей. В г. Таганроге на пл. Авиаторов, 1 расположен реконструируемый объект "Реконструкция аэродромной базы Таганрог "Южный", в отношении которого ФГУП "Авиакомплект" осуществляло мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны и использует как базу экспериментальной авиации. 19 апреля 2019 г. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вынесено решение N 53-РСЗЗ об установлении санитарно-защитной зоны с указанием ее границ в которой не допускается размещением объектов образовательного назначения (пункт 5 Правил). Однако земельные участки с кадастровыми номерами Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен в данную санитарно-защитную зону объекта "Реконструкция аэродромной базы Таганрог "Южный" не входят.
Суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, принимая во внимание наличие в деле сведений об их надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания и отсутствие оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных статьями 150, 152 КАС РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, заслушав заключение прокурора З. О.В, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующему.
Согласно положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)). Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки городского округа, являющиеся, в том числе в их графической части, неотъемлемой частью соответствующих решений органов местного самоуправления, устанавливают обязательные для исполнения правила и требования, действуют в отношении неограниченного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, направлены на урегулирование общественных отношений, то есть обладают признаками нормативных правовых актов.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, и вступления в силу; соответствие нормативного правового акта (в оспариваемой части) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
На основании ГрК РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования "Город Таганрог" решением Городской Думы муниципального образования "Город Таганрог" от 25 декабря 2012 г. N 506 утверждены Правила землепользования и застройки города муниципального образования "Город Таганрог".
На карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" отражена граница специальной зоны аэродрома - зона превышения уровня шума.
В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах являются одним из оснований ограничения прав на землю.
ООО "Заря" с 24 марта 2020 г. владело на праве собственности земельными участками с кадастровыми номерами Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, местоположением: Адрес обезличен, которые образованы в марте 2020 г. из земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен.
Земельные участки: с кадастровым номером Номер обезличен площадью 11 157 кв. м, с кадастровым номером Номер обезличен площадью 11 120 кв. м, с кадастровым номером Номер обезличен площадью 15 773 кв. м, из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположены в границах зоны превышения уровня шума, имеют ограничения в использовании.
Суд принимает во внимание, что земельные участки находятся и в зонах приаэродромных территорий двух аэродромов: Таганрог-Южный и Таганрог-Центральный, которые отображены на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог".
Владельцем аэродрома Таганрог-Центральный является Министерство обороны, старший авиационный начальник - командир войсковой части 45096.
Аэродром Таганрог-Южный используется в гражданской и экспериментальной авиации, находится в аренде у ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" и используется ФГУП "Авиакомплект". Установленная санитарно-защитная зона объекта "Реконструкция аэродромной базы Таганрог "Южный" на спорные участки не распространена (л.д.198-206 том 5).
В настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости сведения о границе приаэродромной территории аэродромов Таганрог-Южный и Таганрог-Центральный отсутствуют (л.д. 177 том 4).
В отношении зон приаэродромных территорий аэродромов Таганрог-Южный и Таганрог-Центральный административными истцами требования не заявлены.
Требования административных истцов касаются подзоны приаэродромной территории, в которой, в силу положений пункта 7 части 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.
Земельные участки с кадастровыми номерами Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен расположены в территориальной зоне ОДЗ - зона размещения объектов образования и воспитания, в жилом микрорайоне "Андреевский", что участниками процесса не оспаривалось.
На территории жилого микрорайона "Андреевский" отсутствуют социальные объекты, в том числе дошкольные и общеобразовательные учреждения, что следует из письма Управления капитального строительства города Таганрога (л.д. 30 т. 3).
ООО "Заря" обращалось за выполнением проектно-изыскательских работ с целью проектирования детской дошкольной образовательной организации и общеобразовательной школы в ООО "Троицкий и К ЛТД", согласно ответу от 29 апреля 2021 г. которого, несмотря на документы градостроительного зонирования, проектирование и дальнейшее прохождение экспертизы проектной документации невозможно, ввиду распространения на данные участки зоны превышения уровня шума (л.д. 24 т. 3).
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области Роспотребнадзора по заявлению общества проводило лабораторные измерения на спорных земельных участках. В соответствии с заключениями N 10.2-06/1868.1-ЭЗ, 10.2-06/1869.1-ЭЗ, 10.2-06/1870.1-ЭЗ от 11 мая 2021 г, территории соответствуют требованиям СанПин 1.2.3685-21 (л.д. 34-35, 39-40, 44-45 том 3).
ООО "Заря" обращалось с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" в части подзоны приаэродромной территории "превышения уровня шума". Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города Таганрога 25 мая 2021 г. было отказано (л.д. 28-29 т. 3). Указанное явилось основанием обращения в суд с данным иском.
Указанные земельные участки приобретены Сидюковым Е.А, Бердутиной Н.И. по договору от 20 сентября 2021 г. и в настоящее время принадлежат им на праве общей собственности по доли за каждым.
Сидюков Е.А. и Бердутина Н.И. заключили с ООО "Заря" соглашение о намерениях по реализации проекта от 25 октября 2021 г. Как пояснили в судебном заседании Бердутина Н.И. и Алиханова Д.М, ООО "Заря" передало право собственности на участки, при этом сохраняет права инвестора в планируемом строительстве.
Таким образом, являясь субъектами правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, административные истцы вправе оспорить его в соответствующей части в судебном порядке.
Проверяя соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, форму и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия и правила введения его в действие, суд отмечает следующее.
Процедуры подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30 - 33 ГрК РФ.
Судом установлено, что в соответствии с Областным законом Ростовской области от 19 ноября 2004 г. N 190-ЗС "Об установлении границы и наделении статусом городского округа муниципального образования "Город Таганрог", муниципальное образование "Город Таганрог" является городским округом.
В пределах муниципального образования осуществляется местное (городское) самоуправление (статья 3 Устава муниципального образования, принятого решением Городской Думы г. Таганрога от 3 июня 2011 г. N 318).
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в надлежащей форме - в форме решения на заседании Городской Думы города Таганрога, правомочным составом депутатов, о чем свидетельствует выписка из протокола N 63 заседания Городской Думы города Таганрога от 25 декабря 2012 г. по результату публичных слушаний (27 июля и 31 июля 2012 г.), которые были назначены постановлениями Мэра г. Таганрога N 1654 от 12 мая 2012 г, N 1943 от 1 июня 2012 г.
Заключение о результатах публичных слушаний от 25 августа 2012 г. и решение Городской Думы города Таганрога от 25 декабря 2012 г. N 506 опубликованы в соответствии с требованиями статьи 32 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 46 Устава муниципального образования в бюллетене "Официальный вестник Таганрога" определенном в качестве источника официального опубликования муниципальных правовых актов муниципального образования "Город Таганрог", соответственно в N 28 от 25 сентября 2012 г. и в N 41 от 29 декабря 2012 г.
Постановлением Администрации города Таганрога от 21 мая 2013 г. N 1559 источником официального опубликования определена газета "Таганрогская правда".
В Правила землепользования и застройки вносились изменения решениями Городской Думы города Таганрога от 30 мая 2014 г. N 669, от 8 июля 2014 г. N 686, от 6 ноября 2014 г. N 18, от 1 апреля 2016 г. N 187, от 2 октября 2017 г. N 388, от 25 октября 2018 г. N 501, от 29 марта 2019 г. N 560, от 30 мая 2019 г. N 584, от 30 июля 2020 г. N 102, от 11 декабря 2020 г. N 128, от 30 июня 2021 г. N 179.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "от 3 июня 2021 г. N 179"
Правила землепользования и застройки признаны не действующими в части вступившими в законную силу решениями Ростовского областного суда от 17 декабря 2020 г. по административному делу N 3а-328/2020, от 14 июля 2021 г. по административному делу N 3а-187/2021. Изменения, вносимые указанными судебными актами не затрагивают содержания данного нормативного правового акта в оспариваемой части.
Правила землепользования и застройки приняты полномочным на принятие данного нормативного правового акта органом, в надлежащей форме решения на заседании Городской Думы города Таганрога правомочным составом депутатов.
Изменения в базовое решение также утверждены Городской Думой города Таганрога в пределах имеющейся компетенции, размещены на официальном сайте муниципального образования (http://tagancity.ru, раздел "Градостроительная деятельность"). Порядок опубликования нормативного правового акта и введения его в действие соблюден.
Оценка указанным основаниям была дана вступившими в законную силу решениями Ростовского областного суда от 17 декабря 2020 г. по административному делу N 3а-328/2020, от 14 июля 2021 г. по административному делу N 3а-187/2021, и по этим основаниям не оспаривается.
С 25 декабря 2012 г. на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог", утвержденных Решением Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012 N 506 разработчиком документа ООО "Хоумленд Архитектура" отражены сведения о границах населенных пунктов, входящих в состав городского округа, границах зон с особыми условиями использования территории, в том числе приаэродромной территории аэродромов и зоны превышения уровня шума.
Спорные участки расположены в границах специальной зоны аэродрома - в зоне превышения уровня шума.
С учетом заявленных требований и изложенных в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснений суд рассматривает требования об оспаривании Генерального плана муниципального образования "Город Таганрог" утвержденного решением от 25 декабря 2008 г. N 753 и Правил землепользования и застройки, утвержденного решением от 25 декабря 2012 г. N 506 в их действующих редакциях.
Из представленных Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города Таганрога сведений об обременениях и ограничениях в использовании земельного участка N 60.3.1.1-9952, 60.3.1.1-9954, 60.3.1.1-9956 от 22 апреля 2021 г. следует, что основанием возникновения зоны превышения уровня шума явились Воздушный кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" утвержденные Решением Городской Думы города Таганрога от 25 декабря 2012 г. N 506.
При этом, установлено, что на карту градостроительного зонирования нанесена зона превышения уровня шума только в отношении военного аэродрома Таганрог-Центральный, в соответствии с письмом начальника Таганрогского гарнизона от 7 февраля 2012 г. N 194.
Согласно пункту 4 статьи 1 ГрК РФ зоны с особыми условиями использования - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 30 ГрК РФ (в редакции действовавший на момент принятия оспариваемых Правил) на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.
В соответствии с Градостроительным регламентом (р. III Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог") общественно-деловая зона выделена для обеспечения правовых условий использования и строительства недвижимости с широким спектром административных, деловых, общественных, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования многофункционального назначения, а именно размещения объектов здравоохранения, культуры, просвещения, связи, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, а также организаций среднего профессионального и высшего образования, научно-исследовательских, административных учреждений, культовых объектов, центров деловой, финансовой и общественной активности и иных зданий и сооружений.
Согласно статье 46 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) (в редакции действовавший на момент принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог") проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Правило о согласовании строительства в приаэродромной территории содержащееся в нормах ранее действовавшей статьи 46 и действующей в редакции Федерального закона от 1 июля 2017 N 135-ФЗ статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации не запрещает строительство на данной территории в целом, а указывает на необходимость выяснения правового режима земельного участка, определение условий, при которых возможно строительство того или иного объекта, а также параметров допустимого строительства.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в редакции действовавшей на момент принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог") земельные участки, которые включены в состав особых зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые не совместимы с целями установления зон.
В силу положений пункта 6.1.3 Свода правил 252.1325800.2016. "Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования" утвержденных Приказом Минстроя России от 17 августа 2016 г. N 573/пр, пункта 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222, в границах указанной выше санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях размещения объектов образовательного назначения.
Ограничение на использование территории в зоне неблагоприятного влияния аэродромов (шумовая зона) по критериям санитарно-эпидемиологической безопасности осуществляется через реализацию требований к режиму территорий санитарно-защитных зон, а также требований к установлению и соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, установленных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Положения подпункта 3 части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривают, что до 1 января 2025 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 г. нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
Правила землепользования и застройки не устанавливают такие зоны, а только отображают их на соответствующей карте.
Следует учитывать, что статья 46 Воздушного кодекса Российской Федерации утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" (далее - Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ).
Статья 1 Закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ отменяющая статью 46 Воздушного кодекса Российской Федерации и изменяющая статью 47 данного Кодекса вступила в силу с 30 сентября 2017 г.
Отображение шумовой зоны в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" было утверждено после вступления в силу СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 1 марта 2008 г. и его нормы должны были соблюдаться.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, оказывающих воздействие на среду обитания и здоровье человека. Указанные зоны разрабатываются с учетом требований санитарных правил и норм (СанПиН), утвержденных применительно к различным видам промышленных объектов, производств Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в зависимости от класса опасности промышленного объекта.
В соответствии с пунктом 2.9 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.
С учетом приведенных норм права, юридически значимым и подлежащим доказыванию при разрешении настоящего спора являются обстоятельства, связанные с наличием или отсутствием соответствующего постановления (решения) об утверждении санитарно-защитной зоны для военного аэродрома Таганрог-Центральный, являющегося основанием для отображения зоны превышения уровня шума в отношении земельных участков истцов на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки.
Как установлено, зона превышения шума отображена на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки в отношении военного аэродрома на основании письма начальника Таганрогского гарнизона войсковой части 21350 Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым главе администрации г. Таганрога была предоставлена план-схема г. Таганрога с нанесенными на нее зонами полос воздушных подходов, зоной превышения уровня шума и приаэродромной территорией.
Из поступившего 20 сентября 2021 г. на судебный запрос ответа Войсковой части 45096 следует, что документы, согласно которым была составлена данная план-схема, отсутствуют. Седьмая подзона приаэродромной территории в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации N 1460 от 2 декабря 2017 г. в настоящее время не установлена (л.д. 89 т. 5).
Согласно ответам Федерального казенного учреждения "1002 центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации от 17 сентября 2021 г. (л.д. 87 т. 5) и от 13 октября 2021 г. (л.д. 189 т. 5) следует, что в соответствии с требованиями пунктов 2.1, 2.9 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 проект санитарно-защитной зоны аэродрома Таганрог (Центральный) в ФКУ "1002 центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" не направлялся, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным правилам не выдавалось.
Указанное свидетельствует, что отображение зоны превышения уровня шума аэродрома осуществлено в Правилах землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" в нарушение нормативного правового акта большей юридической силы.
Кроме того, письмо начальника Таганрогского гарнизона войсковой части 21350 Министерства обороны от 7 февраля 2012 г. содержало сведения о зоне превышения уровня шума в границах города Таганрога, которые не включали в себя территорию спорных участков. До 25 октября 2012 г. территория с данными участками находилась в составе муниципального образования "Неклиновский район".
Областным законом Ростовской области от 25 октября 2012 г. N 980-ЗС были внесены изменения в Областные законы Ростовской области от 19 ноября 2004 г. N 190-ЗС и от 14 декабря 2004 г. N 224-ЗС, в соответствии с чем ряд территорий Неклиновского муниципального района, в том числе спорные, были присоединены к территории муниципального образования "Город Таганрог".
Решением Городской Думы города Таганрога от 27 января 2014 г. N 621 в Генеральный план были внесены изменения в части отображения присоединенных земель, затем решением Городской Думы города Таганрога от 6 ноября 2014 г. N 18 внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог", в карту градостроительного зонирования были внесены изменения в части отображения присоединенных земель. Указанные изменения опубликованы 10 ноября 2014 г. и вступили в силу.
Административный ответчик не указал оснований к отображению зоны превышения уровня шума на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки в отношении присоединенных спорных земельных участков; решений об увеличении границ зоны превышения уровня шума аэродрома Таганрог-Центральный принятых после указанного увеличения территории муниципального образования "Город Таганрог" суду не представлено.
Более того, из ответа о согласовании строительства детского дошкольного учреждения и школьного учреждения, представленного в управление капитального строительства г. Таганрога командиром Войсковой части 45096 следует, что территории спорных земельных участков не попадают в зону превышения уровня шума.
При изложенных обстоятельствах, требования административных истцов являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Определяя с какого момента Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" в соответствующей части должны быть признаны недействующими суд с учетом разъяснений содержащихся в пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" и заявленными административными истцами требованиями приходит к выводу, что Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" в оспариваемой части подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Заря", С. Е.А, Б. Н.И. удовлетворить.
Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" утвержденные Решением Городской Думы города Таганрога от 25 декабря 2012 г. N 506 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" в части распространения зоны превышения уровня шума на территорию земельных участков с кадастровыми номерами Номер обезличен площадью 11 157 кв. м, Номер обезличен площадью 11 120 кв. м, Номер обезличен площадью 15 773 кв. м, расположенных по адресу Адрес обезличен.
Обязать Городскую Думу города Таганрога в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о его принятии в общественно-политической газете "Таганрогская правда".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2021 г.
Судья Ростовского областного суда |
О.В. Журба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ростовского областного суда от 16 ноября 2021 г. по делу N 3а-218/2021
Текст решения опубликован не был