Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждена
постановлением Администрации
Артемовского городского округа
от 05.05.2022 N 433-ПА
"Об утверждении муниципальной
комплексной программы
Муниципальная модель непрерывного
сопровождения профессионального
самоопределения и профессиональной
ориентации обучающихся Артемовского
городского округа на 2022 - 2025 годы"
Муниципальная комплексная программа
"Муниципальная модель непрерывного сопровождения профессионального самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Артемовского городского округа на 2022 - 2025 годы"
I. Паспорт муниципальной комплексной программы
Наименование муниципальной комплексной программы |
Муниципальная модель непрерывного сопровождения профессионального самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Артемовского городского округа на 2022 - 2025 годы (далее - Программа) |
Основной разработчик муниципальной комплексной программы |
Управление образования Артемовского городского округа |
Заказчик муниципальной комплексной программы |
Администрация Артемовского городского округа |
Соисполнители муниципальной комплексной программы |
Муниципальные образовательные организации и профессионального образования (ГАПОУ СО АКТП, ГАПОУ СО НТГПК имени Н.А. Демидова), ГКУ Артемовский центр занятости, промышленные предприятия Артемовского городского округа, Управление социальной политики N 2, Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, Общественная палата Артемовского городского округа, Администрация Артемовского городского округа, ГАУЗ СО "АЦРБ", ОМВД по Артемовскому району |
Цель и задачи муниципальной комплексной программы |
Создание условий для непрерывного процесса сопровождения профессионального самоопределения не менее чем у 65% детей и молодёжи Артемовского городского округа путём внедрения муниципальной модели к 2025 году. Подцели проекта по уровням образования: 1) Дошкольное образование (5-7 лет). Знакомство детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет к 2023 году с 10 компетенциями, согласно "Атласу новых профессий", через игровую деятельность: - получение знаний о 10 компетенциях профессионального труда; - обеспечение преемственности работы по сопровождению профессионального самоопределения образовательных организаций дошкольного образования путем привлечения педагогов общеобразовательных организаций; - внедрение системы ранней профориентации воспитанников; - формирование у воспитанников базовых понятийных представлений о мире труда и профессий; - информирование родителей (законных представителей) воспитанников об актуальности в потребности профессий на рынке труда; - организация сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда; - развитие интереса к будущей профессии из Атласа новых профессий 3.0 (сетевой врач, фармакологический эколог, медиаполицейский, дизайнер умной рекламы, сценарист семейного туризма, архитектор территорий, инженер 3D - печати в строительстве, проектировщик доступной среды, проектировщик личной безопасности, инженер по безопасности транспортной сети, ветеринар - реабилитолог), с использованием ИКТ - технологии; - формирование у воспитанников навыков самостоятельной познавательной деятельности, подготовка их к решению задач согласно возрастным и психологическим особенностям; - формирование у детей умения творчески комбинировать разнообразные события, связанные с миром профессий, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером 2) Начальная школа (1-4 классы). Вовлечение в процесс профессионального самоопределения не менее чем 80% обучающихся 1 -4 классов к 2025 году через получение знаний о себе, о мире компетенций профессионального труда во время урочной и внеурочной деятельности: - получение знаний о 20 профессиях из Атласа новых профессий 3.0 (отрасли: здравоохранение, образование, строительство, сельское и лесное хозяйство, безопасность, транспорт, машиностроение, сфера обслуживания) профессионального труда; - разъяснение обучающимся общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости; - привитие элементарных трудовых навыков, через реализацию базовых профессиональных проб; - развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры; - расширение представлений обучающихся о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности; - привитие уважительного отношения к представителям разных профессий, в том числе рабочей и обслуживающей направленности. 3) Основная школа (5-8 классы). Формирование готовности к осознанному и ответственному выбору профессиональной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей у 80% обучающихся основной школы через внедрение практико-ориентированных технологий: - создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через индивидуальные маршруты, систему работы педагогических работников, психологов, социальных педагогов; - подготовка обучающихся к самостоятельному выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям, через диагностику ценностных ориентаций, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности; - выбор профиля обучения за счёт участия в проекте "Билет в будущее", профессиональных диагностик; - создание условий для формирования осознанного выбора профессии в соответствии со своими способностями, психофизическими данными и потребностями общества; - информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности; - создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогических работников, психологов, социальных педагогов; - формирование у школьников устойчивых интересов к профессиональной деятельности; - развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; - формирование представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа "Я") и развитие у обучающихся компетенции для выбора профессиональной деятельности: - умения соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; - умения прогнозировать дальние и ближние профессиональные цели; - умения ставить цель и достигать их; - умение выявлять трудности в достижении профессиональных целей и поиск путей их преодоления; - формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей, потребности самодиагностике и диагностике профессиональных склонностей, обучение соответствующим приёмам; - выработка у обучающихся мышления, позволяющего не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации. 4) Средняя школа (9-11 классы). Объективизация процесса профессионального самоопределения не менее чем у 15% обучающихся 9-11 классов, через качественную подготовку к ЕГЭ, ОГЭ, получение дополнительных баллов посредством волонтерской деятельности и участия в конкурсах и олимпиадах по выбранному профилю. Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда региона, Артемовского городского округа к 2025 год: - создание условий для формирования осознанного выбора профиля обучения; - получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся из портфолио и (или) собеседования для разделения их по профилям обучения; - оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; - обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе; - повышение конкурентоспособности обучающихся среди абитуриентов в ходе приемной кампании в вузы, СПО, через участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. |
Этапы и сроки реализации муниципальной комплексной программы |
I этап - подготовительный: январь 2022 - июнь 2022 Результаты: 1. Разработана муниципальная модель непрерывного сопровождения профессионально самоопределения обучающихся Артемовского городского округа на 2022 - 2025 годы; 2. Определён круг социальных партнёров; 3. Разработан муниципальный минимум услуг по сопровождению профессионального самоопределения, где описан функционал всех задействованных субъектов; 4. Утверждена рабочая группа по реализации проекта. 5. Подготовлены соисполнители реализации проекта. II этап - реализации: сентябрь 2022 - май 2025 года Результаты: 1. Выполнен план мероприятий программы; 2. Осуществлён промежуточный контроль; 3. Создан единый информационный портал на сайте Управления образования Артемовского городского округа и МОО о сопровождении профессионального самоопределения; 4. Функционирует рабочая группа в Управлении образования Артемовского городского округа; 5. 50% педагогических кадров, задействованных в реализации модели, повысили квалификацию через курсовую подготовку; 6. Оказана необходимая поддержка обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; 7. Сформирован банк профориентационных уроков "От предмета к будущей профессии", мероприятий для детей дошкольного возраста 5-7 лет и обучающихся 1-11 классов; 8. Реализованы мероприятия муниципальной программы; III этап - завершающий: май - сентябрь 2025 года Результаты: 1. Подведены итоги, выполнен анализ эффективности и результативности реализации Программы 2. Обобщение опыта реализации программы 3. Подготовлен итоговый доклад 4. Разработан план на следующий период |
Направления деятельности |
1. Нормативное обеспечение 2. Методическое сопровождение 3. Просветительское 4. Психодиагностическое 5. Консультативное |
Оценка эффективности реализации муниципальной комплексной программы |
- создана вкладка на сайте Управления образования Артемовского городского округа о сопровождении профессионального самоопределения; - созданы страницы по профессиональному самоопределению на сайтах 100% общеобразовательных организаций Артемовского городского округа; - увеличение доли выпускников, осознанно выбравших профессию к 2025 году до 50%; - увеличение доли управленческих и педагогических кадров системы образования, прошедших повышение квалификации по профилю "Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся" с 0 до 50%; - заключены договоры о сотрудничестве с образовательными организациями среднего профессионального образования, предприятиями у 100% общеобразовательных организаций Артемовского городского округа; - охват программами сопровождения профессионального самоопределения, в том числе программами профессиональных проб, 15% обучающихся 9-11 классов общеобразовательных организаций; - 100% обучающихся проинформированы о муниципальном и региональном рынках труда и перспективах экономического развития Свердловской области; - 80% обучающихся дошкольных образовательных организаций Артемовского городского округа (5-7 лет) являются участниками мероприятий Программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной комплексной программы |
"Дошкольное образование" (5-7 лет): - повышение профессиональных компетенций педагогов образовательных организаций в вопросах сопровождения профессионального самоопределения детей; - активизация творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста; - формирование обобщенного представления у дошкольников о структуре трудового процесса, понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; - повышение уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о 10 компетенциях профессий будущего; - повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к компетенциям профессий будущего; - тесное сотрудничество с социальными партнерами в работе по ознакомлению с компетенциями профессий будущего; - удовлетворенность родителей качеством системы мероприятий, направленных на формирование элементарных представлений компетенций профессий будущего у детей старшего дошкольного возраста; - сформировано "профессиональное портфолио" по 10 компетенциям (в стадии сформированности согласно возрастным особенностям: лидерские качества, умение работать в команде, управление временем, концентрация на конкретной задаче, умение успокаивать себя, творческое мышление, эстетический вкус, умение продуктивно общаться, разрешать конфликты, эмоциональный интеллект); - расширение системы межведомственного взаимодействия по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста. "Начальная школа" (1-4 классы): - сформировано "профессиональное портфолио" по 15 компетенциям будущего (умение решать сложные задачи, критическое мышление, управление людьми, креативность, навыки координации и взаимодействия, эмоциональный интеллект, суждение и скорость принятия решений, клиентоориентированность, когнитивная гибкость, умение вести переговоры); - ознакомление обучающихся с профессиями (история профессий, тип профессий, профессиональная область, базовое образование, условия труда) наличие первоначальных профессиональных умений; - развитие у обучающихся интереса к труду взрослых, через школьные предметы (математика - бухгалтер, окружающий мир - биолог, технология - строитель, машинист и т.д.); - способность к организации собственной деятельности (самоконтроль, ответственность, работа в коллективе, социальная полезность, потребность в творчестве); - заинтересованность обучающихся в развитии своих способностей; - выработка у обучающихся и их родителей понимания важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребности в получении знаний о многообразии профессий; формирование отношения к людям любого труда, как к высшей ценности общества; - уважительное отношение к представителям разных профессий, в том числе рабочей и обслуживающей направленности. "Основная школа" (5-8 классы): - создание и формирование системности и комплексности деятельности педагогического коллектива по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся; - высокий уровень информированности подростков о мире профессии (полнота и дифференцированность знаний о мире профессий, умение работать с источниками информации, информированность о требованиях профессии к индивидуальным характеристикам человека); - снижение количества обучающихся, плохо информированных о мире профессий, затрудняющихся при выборе профиля дальнейшего обучения; - ориентация обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях, осознанное профессиональное самоопределение и его реализации (выбор профиля); - сформировано "Профессиональное портфолио" профессионального выбора обучающихся по 20 компетенциям (анализ проблемы, критический анализ, планирование, перспектива, ориентация на обучение, адаптивность, независимость, стрессоустойчивость, организованность, устная речь, гибкость, взятие на себя риска, решительность, упорство, инициатива, стратегическое мышление); - умение обучающихся анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности; - получение обучающимися персональных рекомендаций по построению индивидуального учебного плана для дальнейшего профессионального развития посредством участия в проекте "Билет в будущее"; - оказание адресной психологической помощи обучающимся в осознанном выборе профиля обучения, будущей профессии; - повышение уровня информированности о своих интересах, склонностях, способностях, посредством участия в проф. диагностиках, что позволит обучающимся оценить свои профессиональные возможности и построить траекторию дальнейшего обучения; - увеличение количества обучающихся, продолжающих обучение в 10-11 классах по выбранному профилю; - совершенствование единой информационной среды профессиональной ориентации и психологической поддержки обучающихся; - увеличение числа родителей, охваченных просветительской и консультативной деятельностью; - увеличение числа обучающихся, совершивших сознательный выбор профиля обучения; - выбор обучающимися траектории образовательного маршрута в построении личного профессионального плана для получения нужной профессии; - повышение уровня профессиональной компетенции и квалификации педагогов, реализующих Программу. "Средняя школа" (9-11 классы): - обеспечение профпросвещения, через проведение профдиагностик, профконсультаций для обучающихся, родителей; - уточнение обучающимися своего профессионального выбора. Нацеленность на развитие профессионально важных качеств в соответствии с избираемым профилем обучения и избираемой сферой профессиональной деятельности; - умение обучающихся ставить цель выбора профессии и составлять программу действий для ее достижения (самоанализ имеющихся вариантов выбора профессии, самоконтроль и коррекция профессиональных планов, самоактуализация потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к принятию решения о выборе профессии); - обеспечение информированности 100% обучающихся о рынке труда и перспективах развития Артемовского городского округа, как составляющей региональной экономики; - создание условий для проверки на практике склонностей и способностей, через организацию профессиональных проб, социальных практик, волонтерской деятельности, практикумов - ознакомление обучающихся с системой знаний, необходимых для выбора профессии (базы данных: информация о поступлении в ВУЗы, о потребностях в кадрах различных профессий, об условиях труда, о зарплате и т.д.); - наличие у подростков мотивов выбора профессии, положительного отношения к ситуации выбора, активная позиция ученика в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии, наличие запасных вариантов профессионального выбора; - увеличение числа обучающихся, совершивших сознательный выбор профессии; - достигнуто сближение между профессиональными намерениями выпускников и потребностями муниципалитета и региона в кадрах; - сформирована ориентированность выпускника в поле профессионального выбора в условиях реального и потенциального рынка труда и образования; - самоопределение выпускника образовательной организации Артемовского городского округа |
Показатели эффективности реализации муниципальной комплексной программы |
1. Создана вкладка на официальном сайте Артемовского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о сопровождении профессионального самоопределения; 2. созданы страницы по профессиональному самоопределению на сайтах 100% общеобразовательных организаций Артемовского городского округа; 3. увеличение доли выпускников СПО, трудоустроенных по полученной профессии (специальности) в общем количестве трудоустроенных выпускников; 4. увеличение доли выпускников, продолжающих обучение в профессиональных образовательных организациях, по профессиям (специальностям), востребованным на муниципальном рынке труда; 5. увеличение доли выпускников, осознанно выбравших профессию к 2025 году до 50%; 6. увеличение доли управленческих и педагогических кадров системы образования, прошедших повышение квалификации по профилю "Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся" с 0 до 50%; 7. заключены договоры о сетевом взаимодействии с организациями профессионального образования у 100% общеобразовательных организаций; 8. охват программами сопровождения профессионального самоопределения, в том числе программами профессиональных проб, 15% обучающихся 9-11 классов общеобразовательных организаций Артемовского городского округа; 9. 100% обучающихся проинформированы о муниципальном и региональном рынках труда и перспективах экономического развития области; 10. 100% обучающихся дошкольных образовательных организаций (5-7 лет) являются участниками мероприятий программы |
Пояснительная записка
1. Перечень основных нормативно-правовых документов, лежащих в основе разработки Программы (федерального и регионального уровня)
Проект разработан в соответствии с основными положениями следующих документов:
1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями и дополнениями);
3. Федеральный государственный стандарт государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.08.2013 N 380-н;
4. Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 N 920-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года";
5. Паспорт Национального проекта "Образование" на 2019 - 2024 годы, утверждённый президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 N 16;
6. Муниципальная программа Артемовского городского округа "Развитие системы образования Артемовского городского округа на период 2019 - 2024 годов", утвержденная постановлением Администрации Артемовского городского округа от 31.10.2018 N 1185-ПА (с изменениями).
2. Проблемы, на решение которых направлена Программа
Профессиональное самоопределение - процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.
Анализ поступления выпускников школ показывает, что обучающиеся в большей мере по окончании 9 класса выбирают поступление в средние специальные и средние профессиональные учебные заведения:
в 2019 году - 55%, в 2020 году - 58,7%.
Среднее профессиональное образование в организациях Артемовского городского округа получают более 40% поступающих.
Из числа выпускников школ в высшие учебные заведения поступает в 2019 - 61,6%, в 2020 - 56,3%; в учебные заведения среднего профессионального образования поступает 38,4%, 43,7% соответственно.
В то же время недостаточная информированность обучающихся и их родителей (законных представителей) о профессиональных образовательных программах в Артемовском городском округе, о востребованности специальностей на предприятиях создает информационный вакуум в молодежной среде для профессионального самоопределения.
Таким образом, необходимо решение следующих проблем в ходе реализации Программы:
1. Отсутствие преемственности работы по профессиональному самоопределению на разных уровнях образования.
2. Низкий уровень социального партнерства в системе профессионального самоопределения, отсутствие устойчивых связей.
3. Острая нехватка педагогических кадров (педагогов-психологов, специалистов профориентологов), имеющих соответствующую подготовку по профилю "Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся".
4. Отсутствие непрерывной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Артемовского городского округа.
5. Противоречие между стремлением молодежи занять определённое социальное положение и неверная оценка своих личных профессиональных интересов, склонностей и способностей, а также уровня физического и психоэмоционального развития.
6. Низкая заинтересованность большинства работодателей во взаимодействии с образовательными организациями общего и профессионального образования, участие в подготовке квалифицированных специалистов носит эпизодический характер.
7. Инфантильность современной молодежи, выбор доступной, а не желаемой профессии.
8. Идеализирование будущей профессии, неготовность к трудностям. Большинство молодых людей испытывают так называемый шок от реальности, связанный с тем, что представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречия с реальной обстановкой на рабочем месте.
9. Принятие выбора старшего поколения становится нормой для современной молодёжи, так как это избавляет её от поиска правильного решения.
10. "Синдром делегирующего родителя". Родители, не имеющие позитивного образа собственного социального будущего, переносят ответственность за него на своего ребёнка.
11. Следование за друзьями. Часто подростки, не определившись с выбором профессии, идут в те профессиональные учреждения, что и его товарищи, одноклассники.
3. Цель, задачи реализации и деятельности Программы
Цель: Создание условий для непрерывного процесса сопровождения профессионального самоопределения не менее чем у 65% обучающихся Артемовского городского округа путём внедрения муниципальной модели к 2025 году.
Подцели Программы по уровням образования:
Дошкольное образование (5-7 лет): знакомство детей дошкольного возраста 5 - 7 лет к 2023 году с 10 компетенциями, согласно "Атласу новых профессий", через игровую деятельность.
Начальная школа (1-4 классы): вовлечение в процесс профессионального самоопределения не менее чем 80% обучающихся 1-4 классов к 2025 году через получение знаний о себе, о мире компетенций профессионального труда во время урочной и внеурочной деятельности.
Основная школа (5-8 классы): формирование готовности к осознанному и ответственному выбору профессиональной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей у 80% обучающихся основной школы через внедрение практико-ориентированных технологий.
Средняя школа (9-11 классы): объективизация процесса профессионального самоопределения не менее чем у 15% обучающихся 9-11 классов, через качественную подготовку к ЕГЭ, ОГЭ, получение дополнительных баллов посредством волонтерской деятельности и участия в конкурсах и олимпиадах по выбранному профилю. Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда региона и муниципалитета к 2025 году.
Задачи Программы:
"Дошкольное образование" (5-7 лет):
- получение знаний о 10 компетенциях профессионального труда;
- обеспечение преемственности работы по сопровождению профессионального самоопределения образовательных организаций дошкольного образования путем привлечения специалистов образовательных организаций;
- внедрение системы ранней профориентации обучающихся;
- формирование у обучающихся базовых понятийных представлений о мире труда и профессий;
- информирование родителей (законных представителей) обучающихся об актуальности в потребности профессий на рынке труда;
- организация сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;
- развитие интереса к будущей профессии из Атласа новых профессий 3.0 (сетевой врач, фармакологический эколог, медиаполицейский, дизайнер умной рекламы, сценарист семейного туризма, архитектор территорий, инженер 3D - печати в строительстве, проектировщик доступной среды, проектировщик личной безопасности, инженер по безопасности транспортной сети, ветеринар - реабилитолог), с использованием ИКТ - технологии;
- формирование у обучающихся навыков самостоятельной познавательной деятельности, подготовка их к решению задач согласно возрастным и психологическим особенностям;
- формирование у детей умения творчески комбинировать разнообразные события, связанные с миром профессий, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером.
"Начальная школа" (1-4 классы):
- получение знаний о 20 профессиях из Атласа новых профессий 3.0 (отрасли: здравоохранение, образование, строительство, сельское и лесное хозяйство, безопасность, транспорт, машиностроение, сфера обслуживания) профессионального труда;
- разъяснение обучающимся общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости;
- привитие элементарных трудовых навыков через реализацию базовых профессиональных проб;
- развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;
- расширение представлений обучающихся о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности;
- привитие уважительного отношения к представителям разных профессий, в том числе рабочей и обслуживающей направленностей.
"Основная школа" (5-8 классы):
- создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через индивидуальные маршруты, систему работы педагогических работников, психологов, социальных педагогов;
- подготовка обучающихся к самостоятельному выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям, через диагностику ценностных ориентаций, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;
- выбор профиля обучения за счёт участия в проекте "Билет в будущее", профдиагностик;
- создание условий для формирования осознанного выбора профессии в соответствии со своими способностями, психофизическими данными и потребностями общества;
- информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;
- создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогических работников, психологов, социальных педагогов;
- формирование у школьников устойчивых интересов к профессиональной деятельности;
- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- формирование представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа "Я") и развитие у обучающихся компетенции для выбора профессиональной деятельности:
1) умения соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
2) умения прогнозировать дальние и ближние профессиональные цели;
3) умения ставить цель и достигать их;
4) умение выявлять трудности в достижении профессиональных целей и поиск путей их преодоления;
5) формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей, потребности самодиагностике и диагностике профессиональных склонностей, обучение соответствующим приёмам;
6) выработка у обучающихся мышления, позволяющего не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.
"Средняя школа" (9-11 классы):
- создание условий для формирования осознанного выбора профиля обучения;
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся из портфолио и (или) собеседования для разделения их по профилям обучения;
- оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
- повышение конкурентоспособности обучающихся среди абитуриентов в ходе приемной кампании в высшие и средние профессиональные учебные заведения.
4. Этапы реализации Программы
I этап - подготовительный: январь 2022 - июнь 2022 года.
Результаты:
1. Разработана муниципальная модель непрерывного сопровождения профессионально самоопределения обучающихся Артемовского городского округа на 2022 - 2025 годы;
2. Определён круг социальных партнёров;
3. Разработан муниципальный минимум услуг по сопровождению профессионального самоопределения, где описан функционал всех задействованных субъектов;
4. Утверждена рабочая группа по реализации Программы.
5. Подготовлены соисполнители реализации программы.
II этап - основной: сентябрь 2022 - май 2025 года.
Результаты:
1. Выполнен план мероприятий Программы;
2. Осуществлён промежуточный контроль;
3. Создан единый информационный портал на сайте Управления образования Артемовского городского округа и муниципальных образовательных организаций о сопровождении профессионального самоопределения;
4. 50% педагогических кадров, задействованных в реализации модели, повысили квалификацию через курсовую подготовку;
5. Оказана необходимая поддержка обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
6. Сформирован банк профориентационных уроков "От предмета к будущей профессии", мероприятий для детей дошкольного возраста 5-7 лет и обучающихся 1-11 классов;
III этап - завершающий: май - сентябрь 2025 года.
Результаты:
1. Подведены итоги, выполнен анализ эффективности и результативности реализации Программы.
2. Обобщение опыта реализации программы.
3. Подготовлен итоговый доклад.
4. Разработана Программа на следующий период.
5. Результаты Программы
Ожидаемые результаты от реализации Программы:
"Дошкольное образование" (5-7 лет):
1. повышение профессиональных компетенций педагогов образовательных организаций в вопросах сопровождения профессионального самоопределения детей;
2. активизация творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста;
3. формирование обобщенного представления у дошкольников о структуре трудового процесса, понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
4. повышение уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о 10 компетенциях профессиях будущего;
5. повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к компетенциям профессий будущего;
6. тесное сотрудничество с социальными партнерами в работе по ознакомлению с компетенциями профессий будущего;
7. удовлетворенность родителей качеством системы мероприятий, направленных на формирование элементарных представлений компетенций профессий будущего у детей старшего дошкольного возраста;
8. сформировано "профессиональное портфолио" по 10 компетенциям (в стадии сформированности согласно возрастным особенностям: лидерские качества, умение работать в команде, управление временем, концентрация на конкретной задаче, умение успокаивать себя, творческое мышление, эстетический вкус, умение продуктивно общаться, разрешать конфликты, эмоциональный интеллект);
9. расширение системы межведомственного взаимодействия, по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста.
"Начальная школа" (1-4 классы):
1. сформировано "профессиональное портфолио" по 15 компетенциям будущего (умение решать сложные задачи, критическое мышление, управление людьми, креативность, навыки координации и взаимодействия, эмоциональный интеллект, суждение и скорость принятия решений, клиентоориентированность, когнитивная гибкость, умение вести переговоры.
2. ознакомление обучающихся с профессиями (история профессий, тип профессий, профессиональная область, базовое образование, условия труда);
3. наличие первоначальных профессиональных умений;
4. развитие у обучающихся интереса к труду взрослых, через школьные предметы (математика - бухгалтер, окружающий мир - биолог, технология - строитель, машинист и т.д.);
5. способность к организации собственной деятельности (самоконтроль, ответственность, работа в коллективе, социальная полезность, потребность в творчестве);
6. заинтересованность обучающихся в развитии своих способностей;
7. выработка у школьников и их родителей понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества;
8. уважительное отношение к представителям разных профессий, в том числе рабочей и обслуживающей направленности.
"Основная школа" (5-8 классы):
1. создание и формирование системности и комплексности деятельности педагогического коллектива по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;
2. высокий уровень информированности подростков о мире профессии (полнота и дифференцированность знаний о мире профессий, умение работать с источниками информации, информированность о требованиях профессии к индивидуальным характеристикам человека);
3. снижение количества обучающихся, недостаточно информированных о мире профессий, затрудняющихся при выборе профиля дальнейшего обучения;
4. ориентация обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях, осознанное профессиональное самоопределение и его реализации (выбор профиля);
5. сформировано "Профессиональное портфолио" профессионального выбора обучающихся по 20 компетенциям (анализ проблемы, критический анализ, планирование, перспектива, ориентация на обучение, адаптивность, независимость, стрессоустойчивость, организованность, устная речь, гибкость, взятие на себя риска, решительность, упорство, инициатива, стратегическое мышление и т.д.);
6. умение обучающихся анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности;
7. получение обучающимися персональных рекомендаций по построению индивидуального учебного плана для дальнейшего профессионального развития посредством участия в проекте "Билет в будущее";
8. оказание адресной психологической помощи обучающимся в осознанном выборе профиля обучения, будущей профессии;
9. повышение уровня информированности о своих интересах, склонностях, способностях, посредством участия в проф. диагностиках, что позволит обучающимся оценить свои профессиональные возможности и построить траекторию дальнейшего обучения;
10. увеличение количества обучающихся, продолжающих обучение в 10-11 классах по выбранному профилю;
11. совершенствование единой информационной среды профессиональной ориентации и психологической поддержки обучающихся;
12. увеличение числа родителей, охваченных просветительской и консультативной деятельностью;
13. увеличение числа обучающихся, совершивших сознательный выбор профиля обучения;
14. выбор обучающимися траектории образовательного маршрута в построении личного профессионального плана для получения нужной профессии;
15. повышение уровня профессиональной компетенции и квалификации педагогов, реализующих Программу.
"Средняя школа" (9-11 классы):
1. обеспечение профпросвещения, через проведение профдиагностик, профконсультаций для обучающихся, родителей;
2. уточнение обучающимися своего профессионального выбора. Нацеленность на развитие профессионально важных качеств в соответствии с избираемым профилем обучения и избираемой сферой профессиональной деятельности;
3. умение обучающимися ставить цель выбора профессии и составлять программу действий для ее достижения (самоанализ имеющихся вариантов выбора профессии, самоконтроль и коррекция профессиональных планов, самоактуализация потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к принятию решения о выборе профессии);
4. обеспечение информированности 100% обучающихся о рынке труда и перспективах развития Артемовского городского округа, как составляющей региональной экономики;
5. создание условий для проверки на практике склонностей и способностей, через организацию профессиональных проб, социальных практик, волонтерской деятельности, практикумов и т.д.;
6. ознакомление обучающихся с системой знаний, необходимых для выбора профессии (базы данных: информация о поступлении в ВУЗы, о потребностях в кадрах различных профессий, об условиях труда, о зарплате и т.д.);
7. наличие у обучающихся мотивов выбора профессии, положительного отношения к ситуации выбора, активная позиция ученика в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии;
8. увеличение числа обучающихся, совершивших сознательный выбор профессии;
9. достигнуто сближение между профессиональными намерениями выпускников и потребностями муниципалитета и региона в кадрах;
10. сформирована ориентированность выпускника в поле профессионального выбора в условиях реального и потенциального рынка труда и образования;
11. сближение между профессиональными намерениями выпускников и потребностями муниципалитета и региона в кадрах;
12. самоопределение выпускника школы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.