Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Департамента
образования и науки города Севастополя
от 29 сентября 2021 г. N 1190-П
Положение об экспертных группах аттестационной комиссии Департамента образования и науки города Севастополя
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок создания и деятельности экспертных групп аттестационной комиссии Департамента образования и науки города Севастополя по аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - экспертные группы).
1.2. Целью создания экспертных групп является проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.3. Основными принципами работы специалистов экспертных групп являются компетентность, объективность, гласность, независимость, коллегиальность, обеспечение тесной связи аттестации и системы повышения квалификации, профессионального роста педагогических работников, достоверность и доступность результатов оценки педагогической деятельности аттестуемых работников для их практического использования в профессиональном самосовершенствовании, соблюдение норм профессиональной этики.
1.4. Специалисты экспертных групп, осуществляющие всесторонний анализ результатов профессиональной деятельности педагогических работников, в своей работе руководствуются законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам аттестации педагогических работников, настоящим Положением.
II. Порядок создания и деятельности экспертных групп
2.1. Экспертные группы создаются Государственным автономным образовательным учреждением профессионального образования города Севастополя "Институт развития образования".
2.2. Состав экспертных групп формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на экспертное заключение. Специалистами экспертных групп не могут быть лица, работающие в одном образовательном учреждении с аттестуемым педагогическим работником.
2.3. Состав экспертных групп ежегодно утверждается приказом Департамента образования и науки города Севастополя.
2.4. Основными задачами специалистов экспертных групп являются осуществление всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности, проведение экспертизы аттестационного портфолио (далее - портфолио) аттестуемых педагогических работников и подготовка соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии Департамента образования и науки города Севастополя.
2.5. Специалисты экспертных групп несут персональную ответственность за объективность, качество проводимой экспертизы и обоснованность экспертного заключения.
2.6. Сроки работы специалистов экспертных групп регламентируются графиком проведения аттестации педагогических работников с учетом продолжительности аттестации для каждого педагогического работника не более 60 календарных дней с начала ее проведения.
2.7. Специалисты экспертных групп обязаны знать и строго соблюдать требования нормативных документов при проведении экспертизы; владеть процедурой проведения аттестации, формами и методами получения анализа и обобщения информации; проводить экспертную оценку в строго установленные сроки; обеспечивать открытость и объективность проведения экспертизы. Эксперт обязан обеспечить конфиденциальность о ходе и результатах проведения экспертизы, владеть приемами создания комфортного микроклимата и методами разрешения конфликтных ситуаций в процессе проведения экспертизы, поддерживать достоинство и репутацию своего статуса.
2.8. Организационно-методическое сопровождение деятельности специалистов экспертных групп осуществляет Государственное автономное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя "Институт развития образования".
2.9. Государственное автономное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя "Институт развития образования":
- организует проведение экспертизы аттестационных материалов (принимает портфолио), создает условия для проведения экспертизы портфолио специалистами и оформления экспертных заключений соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей);
- представляет за 10 дней до даты, определенной графиком проведения аттестации, письменное экспертное заключение по результатам экспертизы каждого аттестуемого работника о соответствии уровня профессиональной компетенции педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) секретарю аттестационной комиссии Департамента образования и науки города Севастополя.
III. Состав экспертных групп
3.1. Экспертные группы формируются из числа высококвалифицированных педагогических работников образовательных организаций, имеющих высшую квалификационную категорию (как исключение - первую квалификационную категорию) и стаж практической деятельности не менее 5 лет.
3.2. В состав экспертной группы входят руководитель и специалисты экспертной группы.
3.3. Руководитель экспертной группы:
- осуществляет контроль за качеством выполняемой работы членами группы;
- участвует во всестороннем анализе профессиональной деятельности педагогических работников в качестве члена экспертной группы;
- проводит инструктаж специалистов экспертной группы;
- планирует и координирует деятельность членов экспертной группы;
- организует взаимодействие с аттестационной комиссией;
- согласовывает с аттестуемыми и специалистами экспертной группы алгоритм экспертных действий до начала проведения экспертизы;
- информирует секретаря аттестационной комиссии Департамента образования и науки города Севастополя о ходе и результатах экспертизы аттестационных материалов;
- несет ответственность за качество и объективность заключений по результатам всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников;
- подписывает заключение по результатам всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников;
- присутствует на всех заседаниях аттестационной комиссии Департамента образования и науки города Севастополя.
3.4. Специалисты экспертных групп:
- проводят всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников;
- подписывают заключения по результатам всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников;
- в случае несогласия с решением, принятым экспертной группой, имеют право требовать внесения в протокол особого мнения или изложить его в письменном виде на имя руководителя экспертной группы.
3.5. Руководителями экспертных групп назначаются методисты ГАОУ ПО "Институт развития образования".
3.6. Экспертные группы формируются из числа специалистов по должностям педагогических работников, преподаваемым предметам, образовательным областям, направлению деятельности в количестве не менее трех человек, включая руководителя экспертной группы.
3.7. Эксперты должны иметь необходимые знания в экспертируемой области, определенный уровень общественного и административного доверия, способность к проведению аналитической работы для составления научно обоснованных объективных выводов и предложений по итогам аттестации.
3.8. Ротация состава экспертных групп допускается в случаях выбытия члена экспертной группы за пределы региона, длительной болезни, перехода на другую работу, по другим уважительным причинам.
3.9. Специалисты экспертных групп привлекаются к работе на добровольной, безвозмездной основе.
3.10. Специалисты экспертных групп обязаны присутствовать на заседании аттестационной комиссии Департамента образования и науки города Севастополя по приглашению аттестационной комиссии.
IV. Содержание работы экспертной группы
4.1. Всесторонний анализ результатов профессиональной деятельности педагогического работника осуществляется в соответствии с требованиями действующего Порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предъявляемыми к первой, высшей квалификационным категориям за период с даты предыдущей аттестации и за период не более пяти лет, если аттестация проводится впервые.
4.2. Предметом анализа профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника являются:
- результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга, а также достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга, проводимого в образовательной организации, и по итогам внешнего мониторинга;
- выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
- личный вклад педагога в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
- участие заявителя в работе методических объединений педагогических работников организаций, других профессиональных сообществ, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса и в профессиональных конкурсах.
4.3. В план работы экспертной группы, осуществляющей всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников, претендующих на квалификационную категорию (первую, высшую), включается:
- собеседование с педагогическим работником по результатам его деятельности (с даты предыдущей аттестации);
- собеседования с руководителем (заместителем руководителя) образовательного учреждения, руководителем предметного методического объединения педагога;
- анализ профессионального портфолио педагогических достижений педагогического работника;
- посещение занятий (уроков, мероприятий внеурочной деятельности) с участниками образовательного процесса;
- анализ учебной документации педагогического работника (программы, планирование, классные журналы и другие учебно-методические материалы, связанные с организацией и осуществлением образовательного процесса).
4.4. В зависимости от заявленной квалификационной категории, стабильности результатов педагогической деятельности в течение пяти лет, предшествующих аттестации, в план работы экспертной группы могут быть включены иные мероприятия.
4.5. Портфолио представляется педагогическим работником на экспертизу не позднее чем за 30 рабочих дней до даты, определенной графиком проведения аттестации.
4.6. Специалисты по анализу профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, анализируют материалы информации, представленные в "личном кабинете" педагогического работника, заявившегося на аттестацию, или переданные им на бумажном носителе, знакомятся с профессиональной деятельностью заявителя на его рабочем месте (в случае аттестации педагога на данную квалификационную категорию впервые, а также если результаты профессиональной деятельности, представленные работником в информации, не позволяют принять решение о соответствии заявленной квалификационной категории).
4.7. Специалисты имеют право запрашивать у аттестуемого педагогического работника необходимые документы и информацию (в пределах своей компетенции) о профессиональном уровне педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).
4.8. Специалисты имеют право проверять, анализировать и оценивать аттестационные материалы, представленные материалы портфолио, посещенные уроки, занятия, мероприятия.
4.9. В условиях распространения новой коронавирусной инфекции, находясь на дистанционном режиме работы, специалисты экспертной группы осуществляют анализ профессионального портфолио педагогических достижений педагогического работника.
Документы, содержащиеся в индивидуальной папке, направляются педагогическим работником в виде скан-копии руководителю экспертной группы.
Учитывая, что одним из объектов экспертизы профессиональной деятельности педагогического работника является посещение и анализ урока (учебного занятия, воспитательных, методических и других мероприятий), в условиях распространения новой коронавирусной инфекции специалисты экспертной группы осуществляют просмотр и анализ видеоурока (учебного занятия, воспитательных, методических и других мероприятий) педагогического работника.
Видеозапись урока (учебного занятия, воспитательных, методических и других мероприятий) позволяет информировать специалистов экспертной группы об используемой аттестуемым педагогическим работником образовательной технологии, приемах, методах, средствах обучения, формах организации учебной деятельности обучающихся и т.д. в рамках реализации конкретной образовательной программы или изучаемой (разрабатываемой) методической темы.
Основными критериями оценивания урока, видеоурока, учебного занятия и т.д. являются ориентация на достижение новых образовательных результатов, характер учебной активности обучающихся, адекватность используемых педагогических средств и техник для достижения планируемых результатов (целей урока, видеоурока, учебного занятия и т.д.).
Перед проведением видеосъемки необходимо получить от родителей обучающихся согласие в письменной форме (статья 11 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных" Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статья 11" имеется в виду "статья 9"
При этом родителям обучающихся должны быть разъяснены цели видеосъемки, особенности хранения и доступа к ней посторонних лиц.
4.10. Руководители и специалисты экспертных групп, осуществляющие всесторонний анализ профессиональной деятельности, несут персональную ответственность за неразглашение содержания видеозаписей уроков (учебных занятий, воспитательных, методических и других мероприятий).
4.11. Специалисты, осуществляющие всесторонний анализ профессиональной деятельности, несут персональную ответственность за объективность и качество анализа, достоверность и обоснованность содержания экспертного заключения.
4.12. С целью повышения объективности, коллегиальности, открытости процедуры аттестации при проведении комплексного анализа используются критерии и показатели, которые позволяют исчислять в баллах уровень квалификации педагога. Критерии и показатели, используемые при аттестации педагогических работников, утверждаются приказом Департамента образования и науки города Севастополя.
V. Результат экспертных действий
5.1. По результатам работы экспертная группа готовит экспертное заключение, которое является основным документом, отражающим результаты экспертизы и представляющим суждения экспертов, высказанные в виде содержательной, качественной или количественной оценки.
Экспертное заключение принимается большинством голосов и подписывается всеми специалистами экспертной группы. Участие педагогического работника в заседании экспертной группы не предусмотрено.
5.2. Члены экспертной группы оценивают соответствие профессиональной компетентности аттестуемого педагогического работника требованиям, предъявляемым к заявленной квалификационной категории.
5.3. Решение по итогам изучения уровня практической деятельности аттестуемого педагогического работника оформляется в виде экспертного заключения, которое подписывается специалистами экспертной группы (не менее 3 человек).
5.4. Экспертное заключение соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) направляются на бумажном носителе секретарю аттестационной комиссии Департамента образования и науки города Севастополя.
5.5. Если анализ предоставленных материалов позволяет сделать вывод о том, что уровень квалификации педагогического работника соответствует требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, и аттестуемый набирает необходимое количество баллов, то экспертная группа принимает решение рекомендовать аттестационной комиссии Департамента образования и науки установить данному педагогическому работнику соответствующую категорию.
5.6. Если анализ предоставленных материалов не позволяет сделать вывод о том, что уровень квалификации педагогического работника соответствует требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, и (или) аттестуемый не набирает необходимого количества баллов, то принимается решение о дополнительной экспертизе профессиональной деятельности аттестуемого в виде собеседования с аттестуемым педагогическим работником и руководителем образовательного учреждения или выходе специалистов экспертной группы на рабочее место аттестуемого.
5.7. Решение выносится после всесторонней объективной оценки всех мероприятий, предусмотренных Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 N 276, включая анализ портфолио аттестуемого педагогического работника.
5.8. Право вынесения решения о возможности рекомендации установления (отказа в рекомендации) заявленной категории на основании представленной информации и результатов, полученных в ходе экспертизы на рабочем месте аттестуемого, относится к компетенции специалистов.
Заключение специалистов по итогам всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогического работника поступает в аттестационную комиссию Департамента образования и науки города Севастополя для принятия итогового решения,
5.9. Экспертное заключение для аттестационной комиссии Департамента образования и науки города Севастополя носит рекомендательный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.