Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
по проекту федерального закона N 101381-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
(в части регистрации по адресам администраций муниципальных образований лиц из числа детей-сирот, не имеющих мест, где они постоянно или преимущественно проживают)
внесенный депутатами Государственной Думы Е.П. Стенякиной, Д.Ф. Вяткиным и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел проект федерального закона N 101381-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части вопросов ведения Комитета.
Авторы законопроекта в пояснительной записке приводят значительный перечень проблем, с которыми, по их мнению, приходится сталкиваться лицам из числа детей-сирот, не имеющих мест, где они постоянно или преимущественно проживают (угроза привлечения к административной ответственности за проживание в населенном пункте без регистрации, сложности с получением в полном объеме гарантированных им и предоставляемых по территориальному принципу мер социальной поддержки, проблемы с трудоустройством и т.п.).
В целях преодоления указанных проблем авторы законопроекта предлагают внести изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) и Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон о свободе передвижения).
Согласно предложенным законопроектом изменениям определение понятия места жительства предлагается дополнить положением, согласно которому местом жительства лица, имеющего право на предоставление жилого помещения в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, может быть признан муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, на территории которого находилось последнее место жительства, по которому такой гражданин был зарегистрирован по месту жительства до достижения возраста 18 лет либо до приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия. При этом регистрация должна будет осуществляться по адресу местной администрации указанного муниципального образования.
Указанные изменения концептуально не могут быть поддержаны по следующим мотивам. В соответствии со статьей 2 Закона о свободе передвижения регистрация гражданина по месту жительства представляет собой фиксацию сведений о месте жительства гражданина и его нахождении в данном месте жительства (жилом доме, квартире, комнате и т.д.), то есть состоит в фиксации факта.
Определение места жительства по адресу местной администрации соответствующего муниципального образования (муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, которые указываются по последнему известному месту регистрации по месту жительства такого лица) не будет отвечать существу института регистрационного учета по месту жительства.
Получается, что законопроект предполагает на законодательном уровне допустить фиктивную регистрацию гражданина, то есть совершение записи о том месте, в котором гражданин в действительности (заведомо для должностного лица, совершающего запись) не проживает. В случае осуществления гражданином фиктивной регистрации по месту жительства он может быть привлечен к уголовной ответственности (статья 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации), при этом фиктивной регистрацией признается регистрация гражданина на основании заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо регистрация гражданина в жилом помещении без намерения проживать в этом помещении, либо регистрация гражданина без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это помещение для проживания указанного лица (статья 2 Закона о свободе передвижения).
Вместе с тем, нельзя не согласиться с авторами законопроекта в том, что обозначенные в пояснительной записке проблемы существуют и требуют решения. Согласно части 2 статьи 3 Закона о свободе передвижения регистрация или ее отсутствие не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Однако отсутствие регистрации может затруднить совершение гражданином отдельных весьма значимых с социальной точки зрения действий (медицинское адресное обслуживание в поликлинике, получение СНИЛС, оформление медицинского полиса обязательного медицинского страхования, постановка на учет в отделениях Федеральной налоговой службы и др.), поскольку содержащиеся в различных актах нормы, регулирующие порядок предоставления указанных услуг, содержат положения о необходимости предоставления документа, подтверждающего регистрацию гражданина по месту жительства.
Таким образом, дети-сироты или лица из их числа в результате неисполнения органами власти публично-правовых обязанностей по обеспечению этих граждан жильем вынуждены претерпевать целый ряд лишений, вызванных невозможностью осуществить регистрационный учет по месту жительства. Возможно, решением перечисленных проблем могло бы стать обеспечение реальной возможности постановки указанной категории граждан на учет по месту пребывания (поскольку очевидно, что указанные граждане где-то находятся (гостиница, медицинское учреждение, жилое помещение, в котором лица временно проживают и т.п.), а также включение в различные законодательные и подзаконные акты, которые ставят осуществление социальных прав в зависимость от наличия учета по месту жительства, правила о том, что такие социальные права равным образом предоставляются гражданам, вставшим на регистрационный учет по месту пребывания (при отсутствии у них постоянного места жительства).
С учетом высказанных замечаний требуют переработки положения проекта федерального закона N 101381-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", внесенного депутатами Государственной Думы Е.П. Стенякиной, Д.Ф. Вяткиным и другими.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.