Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению администрации
Нижнеилимского муниципального района
от 29 октября 2021 г. N 987
Основные направления
бюджетной и налоговой политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов разработаны в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, Отчета мэра Нижнеилимского муниципального района о социально-экономическом положении района и о работе администрации Нижнеилимского муниципального района за 2020 год, показатели Аналитического отчета о социально-экономической ситуации в муниципальном образовании "Нижнеилимский район" за 2020 год, Аналитического отчета о социально-экономической ситуации в муниципальном образовании "Нижнеилимский район" за 1 полугодие 2021 года, Предварительных итогов социально-экономического развития муниципального образования "Нижнеилимский район" за 2021 год, Прогноза социально-экономического развития Нижнеилимского муниципального района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, муниципальных программ.
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, используемых для составления проекта бюджета муниципального образования "Нижнеилимский район" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - проект бюджета района), подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета района, обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
2. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2020 году
Реализация бюджетной и налоговой политики в 2020 году, согласно аналитическому отчету о социально-экономической ситуации в муниципальном образовании "Нижнеилимский район" за 2020 год, осуществлялась в условиях снижения промышленного производства.
Экономику района определяют предприятия, работающие в сфере добычи металлических руд, лесного хозяйства и представления услуг в этой области, обрабатывающем производстве (обработка древесины).
Социально-экономическая ситуация в районе в 2020 году относительно 2019 года характеризуется отрицательной динамикой большинства ключевых показателей развития территории. Уменьшился объем выручки от реализации продукции, работ, услуг (-11 %). Состояние основных видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов характеризовалось снижением индекса объема промышленного производства.
В связи с естественной и миграционной убылью численности населения в районе, на протяжении ряда лет в отрицательной динамике демографическая ситуация: численность постоянного населения на 01.01.2020 года составляла 46 564 человек, на 01.01.2021 года - 45 910 человек.
Определяющим фактором оценки уровня жизни является среднедушевой денежный доход: в 2020 году показатель составил 29,995 тыс. рублей, что на 4 % выше аналогичного показателя 2019 года (28,842 тыс. рублей). Размер среднемесячной начисленной заработной платы в 2020 году в целом по району составил 57,962 тыс. рублей и вырос относительно 2019 года (54,466 тыс. рублей) на 6 %.
По показателям, установленным в рамках выполнения Указов Президента Российской Федерации, касающимся увеличения заработной платы работников учреждений бюджетной сферы, находящихся в ведении органов местного самоуправления, достигнуты целевые значения. Увеличение средней заработной платы в отраслях бюджетной сферы за период 2019-2020 годов:
- дополнительное образование: с 51,095 тыс. рублей до 52,306 тыс. рублей (102 %);
- дошкольное образование: с 41,598 тыс. рублей до 44,009 тыс. рублей (106 %);
- общее образование: с 46,829 тыс. рублей до 52,716 тыс. рублей (113 %);
- культура: с 44,997 тыс. рублей до 46,822 тыс. рублей (104 %).
По итогам 2020 года достигнуты следующие показатели по исполнению бюджета муниципального района:
- доходы - 2 163,4 млн. рублей, что на 41,6 млн. рублей больше уровня 2019 года (2 121,8 млн. рублей, +2 %).
- расходы - 2 191,7 млн. рублей, что на 87,3 млн. рублей больше уровня 2019 года (2 104,4 млн. рублей, +4 %).
- дефицит - 28,3 млн. рублей.
Налоговые и неналоговые доходы в 2020 году составили 559,7 млн. рублей, что на 5,9 млн. рублей (565,6 тыс. рублей, -1 %) меньше поступлений 2019 года, в том числе:
- налоговые доходы - 453,7 млн. рублей, снижение 10,2 млн. рублей(-2 %),
- неналоговые доходы - 106,0 млн. рублей, прирост 4,4 млн. рублей (+4 %).
Безвозмездные поступления в 2020 году составили 1 603,7 млн. рублей, что на 47,5 млн. рублей (1 556,2 млн. рублей, +3 %) больше поступлений 2019 года, в том числе:
- выполнение делегированных полномочий - 1 166,3 млн. рублей, прирост 13,7 млн. рублей (+1 %),
- софинансирование полномочий местного бюджета - 437,4 млн. рублей, прирост 33,7 млн. рублей (+8 %).
Увеличению доходной части бюджета района способствовали следующие мероприятия:
- реализация комплекса мер, направленных на увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет района:
- функционирование Рабочей группы по реализации мер, направленных на повышение объема поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению задолженности по налоговым и неналоговым платежам, подлежащим зачислению в бюджет района;
- осуществление мониторинга и анализа данных о текущем поступлении доходов в бюджет района;
- осуществление контроля над своевременностью и полнотой уплаты платежей в бюджет;
- осуществление на постоянной основе информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками о порядке оформления имущества и земельных участков в собственность, о сроках и необходимости своевременной уплаты налогов, реквизитах зачисления платежей в бюджет;
- проведение претензионной работы, а также работы по взысканию задолженности по доходам в судебных инстанциях;
- положительное рассмотрение вопроса несбалансированности бюджета района, в связи с выполнением руководством района в полной мере следующих требований Правительства Иркутской области:
- исполнение "майских" Указов Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников учреждений бюджетной сферы;
- недопущение кредиторской задолженности по заработной плате с начислениями на нее;
- недопущение кредиторской задолженности по обязательствам на оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
- недопущение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг;
- выплата заработной платы с начислениями на нее за декабрь в декабре текущего года;
- привлечение средств федерального и областного бюджетов на условиях софинансирования расходных обязательств по улучшению материально-технической базы объектов муниципальной собственности:
- осуществление мониторинга действующего законодательства в целях своевременного и качественного предоставления в Правительство Иркутской области, требуемых документов и материалов, для участия в государственных программах Иркутской области;
- обеспечение необходимой доли софинансирования за счет средств местного бюджета.
На поступление налоговых и неналоговых доходов в 2020 году повлияли следующие факторы:
- рост поступлений по налогу на доходы физических лиц (по крупнейшим организациям и учреждениям бюджетной сферы темп роста к уровню 2019 года составил 104 %);
- распространение коронавирусной инфекции, оказавшей негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность организаций района;
- реализация на территории РФ пилотного проекта по прямым выплатам пособий по временной нетрудоспособности органами ФСС РФ в части перечисления налога с пособий по временной нетрудоспособности свыше трех дней в бюджет г.Иркутска;
- завершение деятельности "новых" организаций, осуществляющих свою деятельность в районе с 2018 года;
- снижение дифференцированных нормативов отчисления в местные бюджеты от акцизов на 0,002 % (с 0,265 % в 2019 году до 0,263 в 2020 году);
- снижение кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности ПАО "КГОК";
- снижение кадастровой стоимости земельных участков, арендуемых ПАО "КГОК" (на основании решений Иркутского областного суда);
- проведение претензионно-исковой работы, направленной на погашение физическими лицами задолженности прошлых периодов за наем жилых помещений (с 01.01.2019 года плата за наем жилых помещений отменена в соответствии с Постановлением администрации Нижнеилимского муниципального района от 31.01.2019 года N 102 "О признании утратившим силу муниципального правового акта");
- снижение посещаемости образовательных учреждений, а также объемов проведенных мероприятий учреждениями культуры в связи с неблагополучной санитарно-эпидемиологической ситуацией в условиях распространения коронавирусной инфекции на территории района;
- вступление в силу 62-ФЗ от 15.04.2019 года "О внесении изменений в БК РФ" в части изменения принципа зачисления штрафов в бюджеты разных уровней.
В 2020 году в бюджет района, на решение вопросов местного значения на условиях софинансирования расходных обязательств в соответствии с заключенными соглашениями, было привлечено 168,6 млн. рублей (в 2019 году -93,8 млн. рублей, +80 %).
Средства были направлены на начало строительства 1 объекта образования (окончание работ в 2022 году), капитальный ремонт 2 образовательных организаций Иркутской области и 1 объекта муниципальной собственности в сфере культуры, окончание реконструкции 1 объекта дополнительного образования в сфере культуры (начало работ в 2019 году), улучшение материально-технической базы учреждений бюджетной сферы, реализацию мероприятий в области социальной политики. Средний процент софинансирования мероприятий за счет средств налоговых и неналоговых доходов бюджета района составил 12 %.
С 2017 года муниципальным районам из областного бюджета предоставляются субсидии на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений Иркутской области, входящих в состав муниципального района Иркутской области. Безусловное исполнение обязательств по распределению и предоставлению финансовой помощи поселениям направлено на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, обеспечение равного доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям.
В целях повышения финансовой устойчивости бюджетов поселений и формирования стабильной финансовой основы для исполнения их расходных обязательств, продолжена практика предоставления из бюджета района иных межбюджетных трансфертов в форме дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений.
В 2020 году финансовая поддержка поселениям района в виде межбюджетных трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности и обеспечение сбалансированности бюджетов поселений оказана на уровне 100 % к 2019 году (2019 год - 186,2 млн. рублей, 2020 год - 185,7 млн. рублей).
По итогам исполнения бюджета района в 2020 году достигнуто снижение просроченной кредиторской задолженности по расходам на 0,4 млн. рублей, или на 100 %. Просроченная кредиторская задолженность на конец 2020 года не допущена. Задолженность по исполнительным листам как просроченная, так и текущая, также отсутствует, в течение года оплата по поступающим исполнительным листам осуществлялась своевременно.
Дефицит бюджета района на 2020 год был предусмотрен в соответствии с рекомендациями Правительства Иркутской области в размере не более 7,5 % (32,5 млн. рублей, или 5,6 %). В течение года было проведено поэтапное снижение дефицита, и по итогам 2020 года дефицит удалось уменьшить к первоначальному плановому показателю на 4,2 млн. рублей, фактически дефицит составил 28,3 млн. рублей и обеспечен изменением остатков средств на счетах по учету средств бюджета района. В 2020 году привлечение кредитов не осуществлялось.
Приоритетное направление расходной части бюджета района, как и в предыдущие годы, - обеспечение функционирования социальной сферы района: образование, культура, социальная политика, физическая культура и спорт. Расходы по данному направлению в 2020 году составили 1 810,2 млн. рублей или 83 % от общего объема исполнения бюджета района по расходам (в 2019 году - 1 717,3 млн. рублей или 82 %). Увеличение расходов на социальную сферу в 2020 году по отношению к 2019 году на 92,9 тыс. рублей (+5 %).
В 2020 году продолжена практика осуществления планирования и исполнения бюджета района на основе муниципальных программ. В целях повышения эффективности управления бюджетными расходами, с учетом требований Федерального закона от 28.06.2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и рекомендаций, изложенных в письме Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2016 года N 06-04-11/01/79142, с 01.01.2018 года разработаны и утверждены концепции 15 муниципальных программ в новой редакции сроком реализации 6 лет с учетом в финансовом обеспечении реализации мероприятий всех источников доходных поступлений.
В 2020 году осуществлялось финансирование 14 муниципальных программ Нижнеилимского муниципального района. Доля расходов на их реализацию в общем объеме расходов бюджета района за счет всех источников финансирования расходных обязательств составила 99 % (2 173,4 млн. рублей из 2 191,7 млн. рублей).
Ежегодно в ходе заседания Координационного совета по программно-целевому, стратегическому бюджетному планированию решаются задачи обеспечения взаимосвязи стратегического, программно-целевого и бюджетного планирования, повышения эффективности программно-целевого планирования, оптимизации программных расходов.
В целях соблюдения принципа прозрачности (открытости) бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации, обеспечения доступа жителей к систематизированной актуальной информации по планированию и реализации бюджетной и налоговой политики, продолжается работа по совершенствованию, наполнению и наращиванию функционала портала "Бюджет" на официальном информационном сайте муниципального образования "Нижнеилимский район".
При утверждении бюджета района на очередной финансовый год и по результатам его исполнения осуществляется размещение презентационного материала "Бюджет для граждан", который направлен на информирование граждан о ходе бюджетного процесса в районе, об основных условиях формирования и исполнения бюджета, источников доходов и направленности бюджетных расходов. Для того чтобы данная информация стала понятной людям без специального финансового образования, с использованием механизмов графической визуализации информации, осуществляется специальная обработка данных, содержащихся в Решении о бюджете и иной бюджетной документации.
Ежегодно, в целях выявления и распространения лучшей практики формирования бюджета в формате, обеспечивающем открытость и доступность для граждан информации об управлении общественными финансами, Министерством финансов Иркутской области проведен конкурс проектов по предоставлению бюджетов муниципальных образований. По результатам проведенного конкурса Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района награждено:
в 2019 году - благодарственным письмом за 5 место в номинации "Лучший проект местного бюджета для граждан";
в 2020 году - памятной грамотой за 4 место в номинации "Лучший проект местного бюджета для граждан".
3. Условия реализации бюджетной и налоговой политики в текущем году и в 2022 - 2024 годах
Согласно предварительным итогам социально-экономического развития муниципального образования "Нижнеилимский район" за 2021 год, прогнозу социально-экономического развития района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, прогнозируется улучшение основных показателей социально-экономического развития муниципального образования. Ожидается положительная динамика ключевых показателей развития территории. Прогнозируется рост производственных показателей по предприятиям, определяющим экономику Нижнеилимского района, увеличение инвестиций в основной капитал. В рамках решения вопросов социально-экономического развития территории, значимыми направлениями деятельности будут являться выполнение плана мероприятий, направленных на повышение эффективности социальной сферы, развитие малого и среднего бизнеса.
Согласно Аналитическому отчету о социально-экономической ситуации в муниципальном образовании "Нижнеилимский район" за 1 полугодие 2021 года, социально-экономическая ситуация в районе характеризуется увеличением выручки от реализации продукции, работ, услуг (+37 %), промышленного производства (+38 %) в сравнении с показателями аналогичного периода прошлого года.
Среднедушевой денежный доход, как определяющий фактор оценки уровня жизни, в 1 полугодии 2021 года составил - 28,588 тыс. рублей, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (27,488 тыс. рублей) темп роста 104 %.
В целях обеспечения сохранения действующего порядка выполнения показателей повышения оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы в соответствии с "майскими" указами Президента Российской Федерации, в текущем году также запланировано повышение средней заработной платы отдельным категориям работников. Увеличение показателя средней заработной платы, доведенного министерствами Иркутской области на 2021 год, относительно "норматива" 2020 года составит:
- дополнительное образование: с 51,536 тыс. рублей до 54,902 тыс. рублей (107 %);
- дошкольное образование: с 43,990 тыс. рублей до 46,909 тыс. рублей (107 %);
- общее образование: с 50,468 тыс. рублей до 53,580 тыс. рублей (106 %);
- культура: с 47,963 тыс. рублей до 49,865 тыс. рублей (107 %).
В 2021 году ожидается достичь следующих показателей по исполнению бюджета муниципального района:
- доходы - 2 702,9 млн. рублей, что на 539,5 млн. рублей больше уровня 2020 года (2 163,4 млн. рублей, +25 %).
- расходы - 2 714,6 млн. рублей, что на 522,9 млн. рублей больше уровня 2020 года (2 191,7 млн. рублей, +24 %).
- дефицит - 11,7 млн. рублей.
Ожидаемое поступление налоговых и неналоговых доходов составляет 803,0 млн. рублей, что на 243,3 млн. рублей (+43 %) больше поступлений 2020 года (559,7 млн. рублей), в том числе:
- налоговые доходы - 494,4 млн. рублей, прирост 40,7 млн. рублей (+9 %);
- неналоговые доходы - 308,6 млн. рублей, прирост 202,6 млн. рублей (+191 %).
Значительный прирост ожидаемых поступлений в 2021 году наблюдается по следующим налогам и платежам:
- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в результате отмены с 01.01.2021 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (поступления за 2020 год составили 16,7 млн. рублей, оценка поступлений в 2021 году - 31,7 млн. рублей);
- налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, в результате отмены с 01.01.2021 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (поступления за 2020 год составили 0,8 млн. рублей, оценка поступлений в 2021 году 13,1 млн. рублей);
- плата за негативное воздействие на окружающую среду в результате передача с 01.01.2021 года региональной части (40 %) от платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты муниципальных районов в соответствии с Законом Иркутской области "О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты" (далее - Закон Иркутской области 74-ОЗ) (поступления за 2020 год составили 24,1 млн. рублей, оценка поступлений в 2021 году 211,8 млн. рублей).
За 9 месяцев 2021 года поступление налоговых и неналоговых доходов составило 624,6 млн. рублей, что на 240,1 млн. рублей (+62 %) больше поступлений за аналогичный период 2020 года (384,5 млн. рублей), в том числе:
- налоговые доходы - 351,2 млн. рублей, прирост 29,2 млн. рублей (+9 %),
- неналоговые доходы - 273,4 млн. рублей, прирост 210,9 млн. рублей (+337 %).
В 2021 году на формирование доходной части бюджета района повлияли следующие факторы:
- установление дифференцированных нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов от упрощенной системы налогообложения в соответствии с Законом Иркутской области 74-ОЗ;
- отмена с 01.01.2021 года ЕНВД в соответствии с Федеральным Законом от 29.06.2012 года N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
- передача с 01.01.2021 года региональной части (40 %) от платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты муниципальных районов в соответствии с Законом Иркутской области 74-ОЗ;
- отмена с 01.01.2019 года платы за наем жилых помещений в соответствии с Постановлением администрации Нижнеилимского муниципального района от 31.01.2019 года N 102 "О признании утратившим силу муниципального правового акта".
В целях повышения эффективности программно-целевого бюджетирования, начиная с 2020 года (в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации) в бюджетный процесс внедрена система, обеспечивающая ежегодный учет и оценку налоговых расходов бюджета района - выпадающих доходов, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, предусмотренными в качестве мер муниципальной поддержки в соответствии с целями муниципальных программ.
В целях реализации требований законодательства проведена оценка эффективности налоговых расходов, сформированы выводы:
1. единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности:
- введена налоговая льгота в виде понижающего корректирующего коэффициента базовой доходности К2;
- налоговые расходы муниципального района по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности соответствуют установленной цели муниципальной программы "Экономическое развитие" на 2018-2023 годы;
- востребованность плательщиками предоставленных налоговых льгот по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности считается достигнутой (по данным налоговой отчетности за 2020 год налоговыми льготами воспользовалось 643 налогоплательщика, сумма налогового расхода за 2020 год составила 17,8 млн. рублей);
- налоговые расходы муниципального района по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности считаются эффективными.
2. налог на имущество физических лиц:
- введена налоговая льгота в виде пониженной налоговой ставки 1,9 % в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей;
- налоговые расходы муниципального района по налогу на имущество физических лиц соответствуют установленной цели муниципальной программы "Экономическое развитие" на 2018-2023 годы;
- востребованность плательщиками предоставленных налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц считается не достигнутой, т.к. отсутствуют налогоплательщики воспользовавшихся данной налоговой льготой;
- налоговые расходы муниципального района по налогу на имущество физических лиц считаются неэффективными;
- неэффективная налоговая льгота отменена на основании Решения Думы Нижнеилимского муниципального района от 29.10.2020 года N 10 "О внесении изменений в Решение Думы Нижнеилимского муниципального района от 27.11.2014 года N 506 "О налоге на имущество физических лиц на межселенной территории муниципального образования "Нижнеилимский район".
В текущем году безвозмездные поступления в бюджет района ожидаются в объеме 1 899,9 млн. рублей, или на 296,2 млн. рублей (+18 %) больше к уровню 2020 года (1 603,7 млн. рублей), в том числе:
- на выполнение делегированных полномочий - 1 394,5 млн. рублей, что на 228,2 млн. рублей (+20 %) больше к уровню 2020 года (1 166,3 млн. рублей),
- на софинансирование полномочий местного бюджета - 505,4 млн. рублей, что на 68,0 млн. рублей (+15 %) больше к уровню 2020 года (437,4 млн. рублей).
За 9 месяцев 2021 года безвозмездные поступления составили 1 312,4 млн. рублей, что на 225,0 млн. рублей (+21 %) больше поступлений за аналогичный период 2020 года (1 087,4 млн. рублей), в том числе:
- на выполнение делегированных полномочий - 970,1 млн. рублей, прирост 121,1 млн. рублей (+14 %) к уровню 2020 года (849,0 млн. рублей),
- на софинансирование полномочий местного бюджета - 342,3 млн. рублей, прирост 103,9 млн. рублей (+44 %) к уровню 2020 года (238,4 млн. рублей).
В текущем году на условиях софинансирования расходных обязательств запланировано привлечь средства из бюджетов других уровней в объеме 238,3 млн. рублей. Как и в предыдущий год предусмотрены бюджетные инвестиции в объекты муниципальной собственности: 100,5 млн. рублей - на строительство 1 объекта образования, 70,9 млн. рублей - на проведение капитального ремонта 2 объектов образования. Процент софинансирования мероприятий за счет средств налоговых и неналоговых доходов бюджета района составит 12 %.
В целях проведения модернизации муниципальных учреждений на должном уровне, будет продолжена активная работа по взаимодействию с Правительством и министерствами Иркутской области по вхождению в государственные программы и привлечению средств на условиях софинансирования расходных обязательств.
Расходная часть бюджета района направлена на безусловное финансовое обеспечение выполнения обязательств перед физическими лицами, социальных обязательств, обеспечение функционирования учреждений бюджетной сферы. Запланировано увеличение финансирования муниципальных программ - на 525,6 млн. рублей, +24 % (2 173,4 млн. рублей - в 2020 году, 2 699,0 млн. рублей - в 2021 году). Увеличение объема финансирования муниципальных программ запланировано по всем первоочередным направлениям.
На социальную сферу планируется направить 2 205,9 млн. рублей, или 81 % от общего ожидаемого объема бюджета района по расходам (2 714,6 млн. рублей), что на 395,7 млн. рублей больше уровня 2020 года (1 810,2 млн. рублей из 2 191,7 млн. рублей, 83 %).
За 9 месяцев 2021 года на социальную сферу направлено 83 % от общего объема расходов бюджета района (1 450,2 млн. рублей из 1 738,9 млн. рублей).
В текущем году осуществляется финансирование 18 муниципальных программ, доля расходов на их реализацию в общем объеме расходов бюджета района за счет всех источников финансирования расходных обязательств ожидается в размере 99 % (2 699,0 млн. рублей из 2 714,6 млн. рублей).
За 9 месяцев 2021 года на исполнение мероприятий в рамках муниципальных программ направлено 99 % от общего объема расходов бюджета района (1 727,7 млн. рублей из 1 738,9 млн. рублей).
Увеличение объема финансирования за период 2020-2021 годов прогнозируется по всем целевым группам населения, в том числе:
- Воспитанники и обучающиеся - от 882,9 млн. рублей до 1 118,9 млн. рублей, +27 %;
- Семьи с детьми - от 105,7 млн. рублей до 127,5 млн. рублей, +21 %;
- Молодежь - от 1,9 млн. рублей до 5,9 млн. рублей, рост в 3 раза;
- Педагоги - от 647,5 млн. рублей до 766,9 млн. рублей в 2021 году, +18 %;
- Врачи - в пределах 2,9 млн. рублей;
- Пенсионеры, ветераны, инвалиды, дети-сироты - от 17,9 млн. рублей до 19,8 млн. рублей, +11 %.
За 9 месяцев 2021 года отсутствует просроченная кредиторская задолженность как по бюджетным обязательствам, так и по исполнительному производству.
В текущем году финансовая поддержка поселениям района предусмотрена в размере 229,6 млн. рублей, или на 43,9 млн. рублей (+24 %) больше чем в 2020 году (185,7 млн. рублей).
Продолжена работа по подготовке "Путеводителя по бюджету муниципального образования "Нижнеилимский район" в доступной для граждан форме. По результатам проведенного министерством финансов Иркутской области конкурса проектов по предоставлению бюджетов муниципальных образований в 2021 году, Финансовому управлению администрации Нижнеилимского муниципального района присвоено 1 место в номинации "Лучший проект местного бюджета для граждан".
4. Цели и задачи бюджетной политики на 2022 - 2024 годы
Большинство задач в сфере бюджетной политики, поставленных в предыдущие годы, сохраняют свою актуальность. Бюджетная политика района в части расходов в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов будет направлена на сохранение определенных ранее приоритетов, содействие экономическому и социальному развитию района с учетом достижения определенных критериев эффективности и результативности бюджетных расходов. Основными целями бюджетной политики в указанный период являются:
1) Финансовое обеспечение приоритетных направлений расходов, обеспечение бюджетной стабильности и устойчивости:
Основными задачами в этом направлении следует считать:
- обеспечение достигнутого уровня целевых показателей по заработной плате отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных Указами Президента Российской Федерации 2012 года;
- реализация национальных проектов и обеспечение достижения целевых показателей национальных проектов, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- направление в первоочередном порядке бюджетных средств на социально значимые расходы, а именно, заработную плату с начислениями на выплаты по оплате труда работников учреждений бюджетной сферы, социальное обеспечение, коммунальные услуги.
2) Повышение эффективности использования бюджетных средств и оптимизация бюджетных расходов:
Основными направлениями повышения эффективности бюджетных расходов являются:
- включение в бюджет в приоритетном порядке расходов на финансирование действующих расходных обязательств, их безусловное исполнение;
- принятие решений об увеличении действующих расходных обязательств, об установлении новых расходных обязательств, исходя из обоснованности социальной и бюджетной эффективности их реализации, при условии финансового обеспечения действующих расходных обязательств в полном объеме, при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет, при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета;
- обеспечение эффективного управления расходами посредством реализации муниципальных программ, в которых учтены приоритеты развития социальной сферы и инфраструктуры;
- повышение качества и эффективности реализации муниципальных программ как основного инструмента стратегического и бюджетного планирования;
- проведение работы главными распорядителями бюджетных средств по повышению эффективности использования бюджетных средств, в том числе, за счет сокращения малоэффективных бюджетных расходов, не влияющих на достижение целевых показателей муниципальных программ, а также за счет проведения структурных изменений сети муниципальных учреждений;
- обеспечение максимального вовлечения федеральных и областных трансфертов в развитие экономики района за счет эффективного взаимодействия с органами государственной власти, привлечение внебюджетных источников, обеспечение своевременного и полного использования привлеченных средств в строгом соответствии с целевым назначением;
- оптимизация расходов на содержание бюджетной сети при сохранении доступности и качества оказываемых муниципальных услуг;
- усиление роли муниципального финансового контроля в управлении бюджетным процессом, в том числе в целях оценки эффективности использования бюджетных средств;
- усиление контроля за размещением заказов и исполнением контрактов, договоров в целях эффективного использования средств бюджета района органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями;
- недопущение увеличения объема кредиторской задолженности;
- последовательное снижение дефицита бюджета района в процессе исполнения бюджета района в течение финансового года.
3) Повышение прозрачности бюджета и бюджетного процесса:
В рамках данного направления планируется продолжить размещение общедоступной информации о муниципальных финансах на официальном сайте муниципального образования "Нижнеилимский район", обеспечить публичность информации о плановых и фактических результатах деятельности муниципального района, продолжить опубликование на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru) информации о деятельности муниципальных учреждений района.
Кроме того, продолжится подготовка брошюр "Бюджет муниципального образования "Нижнеилимский район" в доступной для граждан форме. В электронном виде материалы размещаются на официальном сайте муниципального образования "Нижнеилимский район".
5. Цели и задачи налоговой политики на 2022 - 2024 годы
Основными целями налоговой политики муниципального образования "Нижнеилимский район" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов являются:
1) Обеспечение роста отдачи от хозяйствующих субъектов района и полноты учета объектов налогообложения:
- активизация мероприятий по выявлению, постановке на налоговый учет, привлечению к налогообложению обособленных подразделений, головные организации которых расположены за пределами района;
- легализация "теневой" заработной платы, что с одной стороны будет способствовать выявлению резервов роста налога на доходы физических лиц, а с другой стороны являться основой роста реальных доходов налогоплательщиков и социальной защищенности населения;
- проведение целенаправленной работы с крупнейшими недоимщиками бюджета района по выявлению причин неплатежей и выработке предложений и рекомендаций по принятию мер к снижению образовавшейся задолженности;
- создание благоприятных условий для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
2) Сохранение и развитие налогового потенциала района:
- осуществление мониторинга платежей в бюджет в разрезе доходных источников;
- проведение совместно с территориальными органами федеральных и региональных органов исполнительной власти мероприятий по легализации налогооблагаемой базы и обеспечения поступлений в консолидированный бюджет, выявление и пресечение нелегальной выплаты заработной платы работающего населения;
- совершенствование системы администрирования доходных источников местного бюджета, повышение уровня ответственности главных администраторов (администраторов) доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам местного бюджета, активизация претензионно-исковой деятельности с неплательщиками;
- осуществление мер принудительного взыскания задолженности.
3) Эффективное управление муниципальной собственностью:
- обеспечение эффективности использования муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования, посредством повышения качества контроля за его использованием, выявления неиспользуемого имущества и принятия мер, направленных на его реализацию или передачу в аренду;
- осуществление контроля за поступлением средств от использования муниципальной собственности;
- проведение претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по неналоговым доходам и предъявлению претензий за несвоевременное и некачественное исполнение договоров и муниципальных контрактов на оказание услуг или выполнение работ для муниципальных нужд.
- осуществление муниципального земельного контроля;
- обеспечение контроля над сохранностью муниципального имущества.
6. Основные подходы к формированию доходов бюджета на 2022 - 2024 годы
Основные направления налоговой политики района являются основой для формирования и исполнения бюджета района. Придерживаясь принципа преемственности в решении ранее поставленных задач, целями налоговой политики являются обеспечение стабильности поступления доходов в бюджет, сохранение бюджетной устойчивости и обеспечение бюджетной сбалансированности.
При формировании прогноза доходов бюджета района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов учтены изменения в законодательстве касающиеся:
- отмены с 01.01.2021 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в соответствии с Федеральным Законом от 2 июня 2016 года N 178-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального Закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального Закона "О банках и банковской деятельности" и как следствие переход налогоплательщиков на другие системы налогообложения;
- проекты Законов Иркутской области "О внесении изменений в Закон Иркутской области "О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты" (ПЗ-895), "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Иркутской области государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района Иркутской области, бюджетам поселений" (ПЗ-896).
7. Основные подходы к формированию бюджетных расходов на 2022 - 2024 годы
Для расчета предельных объемов бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ и непрограммных направлений деятельности в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов в качестве "базовых" принимаются бюджетные ассигнования в соответствии с проектом Решения Думы Нижнеилимского муниципального района "О внесении изменений в Решение Думы Нижнеилимского муниципального района от 25.12.2020 г. N 49 "О бюджете муниципального образования "Нижнеилимский район" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", внесенного на рассмотрение в октябре т.г., с учетом исключения разовых расходов.
Учитывая необходимость обеспечения сбалансированности местного бюджета, определены приоритетные направления расходной части бюджета.
В основу критериев формирования расходной части бюджета положено достижение заявленных приоритетов и показателей, изложенных в Указах Президента Российской Федерации, и в первую очередь, обеспечение сохранения действующего порядка выполнения показателей повышения оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы.
Формирование расходной части бюджета района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов осуществляется с учетом реальных доходных источников, при этом учтены следующие основные подходы планирования бюджетных ассигнований:
- социально значимые расходы, а именно, расходы на заработную плату с начислениями на выплаты по оплате труда работников учреждений бюджетной сферы, социальное обеспечение, коммунальные услуги, предусматриваются в первоочередном порядке;
- расходы на приобретение продуктов питания и хозяйственные расходы учреждений образования района, осуществляемые за счет платы, взимаемой с родителей (законных представителей), предусматриваются на уровне 100 % от прогноза поступлений доходов от оказания платных услуг в 2021-2023 годах соответственно;
- расходы, формирующие муниципальный дорожный фонд муниципального образования "Нижнеилимский район", предусматриваются в соответствии с требованиями статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на уровне 100 % от прогноза поступлений доходов от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в местный бюджет;
- расходы на финансовую поддержку поселений предусматриваются в соответствии с Законом Иркутской области N 74-ОЗ от 22.10.2013 года "О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты" (с изменениями и дополнениями);
- расходы за счет нецелевой финансовой помощи предусматриваются в соответствии с проектом закона "Об областном бюджете";
- целевые расходы, осуществляемые за счет целевых средств областного бюджета, предусматриваются в соответствии с проектом закона "Об областном бюджете";
- расходы, осуществляемые за счет средств бюджетов поселений, предусматриваются в соответствии с соглашениями о передаче части полномочий из бюджетов поселений бюджету муниципального района.
Наличие источников финансирования расходных обязательств является необходимым условием эффективного формирования и исполнения местного бюджета, для чего должен быть подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств, в том числе на поддержку и развитие бюджетной сферы, должны рассматриваться исключительно в рамках существующего доходного потенциала при условии оптимизации и сокращении малоэффективных расходов и повышения качества программного планирования.
Начальник Финансового управления администрации |
Н.Л.Труфанова |
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Нижнеилимского муниципального района Иркутской области от 29 октября 2021 г. N 987 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.