Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Избирательной комиссии
Алтайского края
от 24 мая 2022 года N 8/78-8
Примерный порядок
и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований в Алтайском крае и расходовании этих средств
В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Кодексом Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве от 8 июля 2003 г. N 35-ЗС (далее - Кодекс) избирательная комиссия, организующая выборы в органы местного самоуправления (далее - избирательная комиссия) устанавливает следующий Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований в Алтайском крае и расходовании этих средств (далее - Порядок).
1. Общие положения
1.1. Кандидаты в депутаты представительных органов муниципальных образований, кандидаты на должности глав муниципальных образований обязаны создать собственные избирательные фонды для финансирования своих избирательных кампаний.
На выборах в представительные органы муниципальных образований, на выборах глав муниципальных образований при числе избирателей в избирательном округе не более пяти тысяч человек создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
1.2. Кандидаты в депутаты представительного органа муниципального образования, баллотирующиеся только в составе муниципального списка кандидатов, не вправе создавать собственные избирательные фонды.
1.3. Избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, собственный избирательный фонд не создает.
Избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, для финансирования своей избирательной кампании обязано создать избирательный фонд после регистрации избирательной комиссией уполномоченных представителей данного избирательного объединения по финансовым вопросам.
1.4. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения избирательной комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения в подразделении Алтайского отделения N 8644 ПАО Сбербанк (далее - Банк), указанном избирательной комиссией.
На выборах в представительные органы сельских поселений, глав муниципальных образований сельских поселений перечисление средств избирательного фонда на специальный избирательный счет необязательно в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают пятнадцати тысяч рублей. В этом случае избирательный фонд создается только за счет собственных средств кандидата.
1.5. Кандидат вправе назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам, действующих от имени кандидата на основании нотариально удостоверенной доверенности, наделенных полномочиями по распоряжению средствами избирательного фонда данного кандидата и иными связанными с этим полномочиями.
Избирательное объединение обязано назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения, наделенных полномочиями по распоряжению средствами избирательного фонда данного избирательного объединения и иными связанными с этим полномочиями.
Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата, уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательных объединений осуществляется избирательной комиссией в порядке, установленном Кодексом.
2. Учет поступления и порядок расходования средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений
2.1. Кандидат, избирательное объединение ведут учет поступления и расходования средств своего избирательного фонда. Сведения по учету поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения при проведении выборов оформляются по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
2.2. Избирательные фонды кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований могут формироваться только за счет:
1) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, установленного пунктом 4 статьи 163 Кодекса (далее - установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата);
2) средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (не из средств избирательного фонда избирательного объединения) и которые в совокупности не могут превышать предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата;
3) добровольных пожертвований юридических лиц в размере, не превышающем для каждого юридического лица 50 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата;
4) добровольных пожертвований граждан в размере, не превышающем для каждого гражданина 10 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата.
2.3. Избирательные фонды избирательных объединений могут формироваться только за счет:
собственных средств избирательного объединения, которые не могут превышать предельного размера расходования средств избирательного фонда избирательного объединения, установленного пунктом 4.2 статьи 163 Кодекса (далее - установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда избирательного объединения);
добровольных пожертвований юридических лиц в размере, не превышающем для каждого юридического лица 20 процента от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда избирательного объединения;
добровольных пожертвований граждан в размере, не превышающем для каждого гражданина 5 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда избирательного объединения.
2.4. Избирательные фонды кандидатов на должности глав муниципальных образований могут формироваться только за счет:
собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, установленного пунктом 4 статьи 178 Кодекса (далее - установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата);
средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (не из средств избирательного фонда избирательного объединения) и которые в совокупности не могут превышать установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата;
добровольных пожертвований юридических лиц в размере, не превышающем для каждого юридического лица 50 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата;
добровольных пожертвований граждан в размере, не превышающем для каждого гражданина:
10 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, в муниципальных образованиях с числом зарегистрированных избирателей до пятидесяти тысяч человек;
5 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата в иных муниципальных образованиях.
2.5. Собственными средствами избирательного объединения являются все денежные средства, находящиеся на текущих расчетных счетах политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений.
Собственные средства избирательного объединения могут поступить в его избирательный фонд, избирательный фонд кандидата, выдвинутого этим избирательным объединением, как от самой политической партии, так и с расчетных счетов региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений этой политической партии.
При перечислении собственных средств в избирательный фонд избирательного объединения, кандидата, выдвинутого этим избирательным объединением, в поле "Назначение платежа" платежного документа указывается "Собственные средства избирательного объединения".
2.6. Предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования устанавливается согласно пункту 4 статьи 163 Кодекса.
Предельный размер расходования средств избирательного фонда избирательного объединения устанавливается согласно пункту 4.2 статьи 163 Кодекса.
Предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования устанавливается согласно пункту 4 статьи 178 Кодекса.
2.7. Кандидат, выдвинутый одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, если эти выборы проводятся на одной и той же территории либо на территориях, одна из которых включена в другую, создает избирательные фонды в соответствии с пунктом 1 статьи 80 Кодекса, однако предельные размеры расходования средств этих избирательных фондов исчисляются в совокупности, по наибольшему из предельных размеров, установленных Кодексом.
2.8. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению только через соответствующий избирательный фонд.
2.9. Добровольным пожертвованием в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения признается:
для гражданина - безвозмездное внесение гражданином Российской Федерации собственных денежных средств на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения;
для юридического лица - безвозмездное перечисление юридическим лицом денежных средств со своего расчетного счета на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения.
2.10. Добровольное пожертвование гражданина Российской Федерации в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения вносится в отделение связи, кредитную организацию на специальный избирательный счет лично гражданином из собственных средств по предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина.
При внесении добровольного пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество. В реквизите "Назначение платежа" платежного документа указываются слово "пожертвование", дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина, информация о гражданстве.
При внесении добровольного пожертвования гражданином, который включен в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, и (или) информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, такой гражданин указывает в реквизите "Назначение платежа" платежного документа сведения об этом.
На основании платежных документов, составленных гражданами при внесении добровольного пожертвования, кредитная организация составляет платежные документы в соответствии с требованиями нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, устанавливающих правила осуществления перевода денежных средств. При этом в реквизит "Назначение платежа" платежного документа кредитная организация переносит информацию, указанную гражданином в платежном документе.
2.11. Добровольное пожертвование юридического лица в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения осуществляется путем перечисления денежных средств с расчетного счета юридического лица на специальный избирательный счет.
Платежные документы на перечисление добровольных пожертвований на специальный избирательный счет составляются юридическими лицами в соответствии с требованиями нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, устанавливающих правила осуществления перевода денежных средств (платежный документ должен содержать идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), наименование юридического лица, его банковские реквизиты). При этом в реквизите "Назначение платежа" платежного документа указываются следующие сведения: слово "пожертвование", дата регистрации юридического лица, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 6 статьи 58 Федерального закона, пунктом 6 статьи 82 Кодекса. В качестве отметки об отсутствии ограничений используется следующая запись: "Ограничения, предусмотренные пунктом 6 статьи 58 ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ, пунктом 6 статьи 82 Кодекса от 08.07.2003 г. N 35-ЗС, отсутствуют", допускается сокращение "Отс. огр.".
2.12. Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица при внесении добровольного пожертвования в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения заполняет в платежных документах реквизиты, предусмотренные пунктом 2.10 настоящего Порядка.
2.13. В соответствии с Федеральным законом и Кодексом запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений:
1) иностранным государствам и иностранным организациям;
2) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 Федерального закона;
3) лицам без гражданства;
4) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования;
5) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания (далее - выборы), (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
6) международным организациям и международным общественным движениям;
7) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
8) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
9) юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
10) организациям, учрежденным государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации); организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в подпунктах 5 и 9 настоящего пункта; организациям, имеющим в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) юридических лиц, указанных в подпунктах 5 и 9 настоящего пункта, превышающую (превышающий) 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
11) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;
12) благотворительным и религиозным организациям, а также учрежденным ими организациям;
13) анонимным жертвователям. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства - или указал недостоверные сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты - или указаны недостоверные сведения;
14) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах, а также российским юридическим лицам, информация о которых включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента;
15) некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, денежные средства либо иное имущество от:
- иностранных государств, а также от указанных в подпунктах 1-4, 6-8, 11-14 настоящего пункта органов, организаций или физических лиц;
- российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
- юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
- организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации);
- организаций, учрежденных юридическими лицами, указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта;
- организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) юридических лиц, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта, превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год).
2.14. Некоммерческие организации, указанные в подпункте 15 пункта 2.11 настоящего Порядка, не вправе вносить пожертвования в избирательный фонд кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения только в случае, если полученные этими некоммерческими организациями денежные средства либо иное имущество не были возвращены ими перечислившим эти денежные средства либо передавшим иное имущество иностранным государствам, органам, организациям или физическим лицам, указанным в абзацах втором - седьмом подпункта 15 пункта 2.11 настоящего Порядка (в случае невозможности возврата не были перечислены (переданы) в доход Российской Федерации), до дня внесения пожертвования в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения.
2.15. Кандидат, избирательное объединение вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем.
Пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, должны перечисляться кандидатом, избирательным объединением в доход местного бюджета в десятидневный срок со дня поступления такого пожертвования на специальный счет.
2.16. Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование, либо если пожертвование внесено с нарушением требований указанных в пунктах 2.10 и 2.11 настоящего Порядка, либо если пожертвование внесено в размере, превышающем установленный Кодексом максимальный размер такого пожертвования, оно подлежит возврату жертвователю в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает указанные в пунктах 2.2-2.4 настоящего Порядка максимальные размеры пожертвований, с указанием причины возврата. Срок возврата указанных в настоящем пункте средств составляет 10 дней со дня поступления пожертвования на соответствующий специальный счет.
Если собственные средства кандидата, избирательного объединения, средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, внесены в размере, превышающем предельный размер расходования средств избирательного фонда, установленный Кодексом, они подлежат возврату кандидату, избирательному объединению, в той части, которая превышает предельный размер расходования средств избирательного фонда, установленный Кодексом, с указанием причины возврата. Срок возврата указанных в настоящем пункте средств составляет 10 дней со дня поступления средств на соответствующий специальный счет.
2.17. Кандидат, избирательное объединение не несут ответственности за принятие пожертвований, при внесении которых жертвователи указали сведения, указанные в пунктах 2.10 и 2.11 настоящего Порядка и оказавшиеся недостоверными, если кандидат, избирательное объединение своевременно не получили информацию о неправомерности данных пожертвований.
2.18. Право распоряжаться средствами избирательного фонда принадлежит создавшим их кандидатам, избирательным объединениям.
Средства избирательных фондов имеют целевое назначение и могут использоваться кандидатами, избирательными объединениями только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании.
Средства избирательных фондов могут использоваться на:
финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;
агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями своей избирательной кампании.
2.19. Запрещаются без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения и без оплаты из соответствующего избирательного фонда выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах.
Выполнение платных работ (оказание платных услуг), реализация товаров гражданами и юридическими лицами для кандидата, избирательного объединения должны оформляться договором в письменной форме с указанием сведений об объеме поручаемой работы (оказываемой услуги), ее стоимости, расценок по видам работ (услуг), порядка оплаты и сроков выполнения работ (оказания услуг). Подписанный сторонами договор является документом, подтверждающим согласие кандидата, уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата (в случае его назначения), уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения на выполнение указанных работ (оказание услуг).
В случаях использования средств избирательного фонда на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная письменная форма договора (договор розничной купли-продажи, перевозки груза или пассажира), оформляется согласие кандидата, уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата (в случае его назначения), уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения на выполнение работ (оказание услуг) согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
2.20. Договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, заключаются лично кандидатом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения.
Расчеты между кандидатом, избирательным объединением и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке за исключением случая, если избирательный фонд создан без открытия специального избирательного счета.
Расчеты между кандидатом, избирательным объединением и физическим лицом допускаются наличными денежными средствами, снятыми со специального избирательного счета.
Все операции по снятию наличных денежных средств должны быть отражены в кассовой книге.
Операции в кассовой книге отражаются в хронологическом порядке. На титульном листе кассовой книги указывается фамилия, имя, отчество кандидата, наименование избирательного объединения, а также период, на который открывается кассовая книга. Листы кассовой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы. Все пустые строки в кассовой книге необходимо перечеркнуть в виде буквы Z или крест-накрест.
Кассовая книга подписывается кандидатом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата (в случае его назначения), уполномоченным представителем избирательного объединения по финансовым вопросам.
Выполненные работы, оказанные услуги должны подтверждаться актом выполненных работ (оказанных услуг), подписанным исполнителем и кандидатом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата (в случае его назначения), уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, накладными на получение товаров, товарно-транспортными накладными, проездными документами, товарными или кассовыми чеками, квитанциями к приходному ордеру, бланками строгой отчетности.
2.21. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.
2.22. Запрещается изготовление предвыборных агитационных материалов без предварительной оплаты из средств соответствующего избирательного фонда и с нарушением требований, предусмотренных частью 2 статьи 54 Федерального закона, пунктом 6 статьи 73 Кодекса и пунктом 2.18 настоящего Порядка.
2.23. В договоре о предоставлении кандидату, избирательному объединению платного эфирного времени указываются следующие условия:
вид (форма) предвыборной агитации,
дата и время выхода в эфир агитационного материала,
продолжительность предоставляемого эфирного времени,
размер и порядок оплаты за предоставленное эфирное время,
формы и условия участия журналиста (ведущего) в телепередаче, радиопередаче.
После выполнения условий договора оформляются акт об оказании услуг и справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием канала вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир.
2.24. Платежный документ о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости эфирного времени представляется в Банк кандидатом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения не позднее чем за день до дня предоставления эфирного времени.
2.25. Платежный документ о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости печатной площади представляется в Банк кандидатом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения не позднее чем за два дня до дня публикации предвыборного агитационного материала.
2.26. Копия платежного документа с отметкой Банка представляется кандидатом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения в организацию телерадиовещания, редакцию периодического печатного издания до предоставления эфирного времени, печатной площади. В случае нарушения этого условия предоставление эфирного времени, печатной площади не допускается.
2.27. Банк обязан осуществить перечисление денежных средств в оплату стоимости эфирного времени, печатной площади не позднее операционного дня, следующего за днем получения платежного документа. При этом перевод денежных средств осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств со специального избирательного счета кандидата, избирательного объединения.
2.28. Во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях за плату, должна содержаться информация о том, из средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения была оплачена публикация, а также иная информация в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 73 Кодекса.
2.29. Редакции сетевых изданий 1, осуществляющие выпуск средств массовой информации, зарегистрированных не менее чем за один год до начала избирательной кампании, а также редакции сетевых изданий, учрежденных избирательными объединениями (в том числе их структурными подразделениями), независимо от срока регистрации изданий вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям платные услуги по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях при условии выполнения указанными редакциями требований, предусмотренных пунктами 5.1 и 6 статьи 71 Кодекса.
2.30. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате изготовления этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.
2.31. Оплата изготовления, а также распространения каждого тиража агитационного материала должна производиться отдельными платежными поручениями.
При перечислении кандидатом, избирательным объединением денежных средств за изготовление предвыборных агитационных материалов в поле "Назначение платежа" платежного документа рекомендуется указывать наименование и тираж агитационного материала, а также реквизиты договора на его изготовление.
Наименование агитационного материала определяется кандидатом, избирательным объединением самостоятельно. Указанное в платежном документе наименование агитационного материала должно совпадать с наименованием агитационного материала, указываемого при его представлении в соответствующую избирательную комиссию в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 54 Федерального закона, пункта 3 статьи 75 Кодекса. Допускается использование первых слов наименования агитационного материала или сокращений, позволяющих идентифицировать данный агитационный материал.
2.32. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, краевой список кандидатов, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда. На этих же условиях могут размещаться объявления (иная информация) о связанной с выборами деятельности кандидата, избирательного объединения при условии указания в объявлении (иной информации) сведений, из средств избирательного фонда какого кандидата, какого избирательного объединения оплачено их размещение.
В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная из средств соответствующего избирательного фонда, не допускается.
2.33. Допускается добровольное бесплатное личное выполнение работ (оказание услуг) гражданином для кандидата, избирательного объединения в ходе избирательной кампании без привлечения третьих лиц.
2.34. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению только через соответствующие избирательные фонды.
2.35. Кандидаты, избирательные объединения вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, а также на проведение предвыборной агитации, на осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, только денежные средства (в том числе собственные денежные средства избирательного объединения), поступившие в их избирательные фонды в установленном законом порядке.
2.36. Избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов, вправе для целей своей избирательной кампании использовать без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимое и движимое имущество (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящееся в его пользовании (в том числе на правах аренды) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
3. Запреты на расходование средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений
3.1. Расходование в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, запрещается.
3.2. Запрещаются бесплатные или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах. Материальная поддержка кандидата, избирательного объединения, направленная на достижение определенного результата на выборах, может быть оказана только при ее компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда.
Под необоснованным занижением (завышением) расценок понимается реализация товаров, выполнение работ либо оказание услуг по ценам в два и более раза ниже (выше) средних цен по Алтайскому краю.
3.3. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей:
вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу);
производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение;
проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании;
предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях;
воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
4. Контроль за порядком формирования и расходованием средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений
4.1. Избирательная комиссия осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений на основе сведений о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет кандидатов, избирательных объединений и сведений о расходовании денежных средств со специальных избирательных счетов кандидатов, избирательных объединений, предоставляемых Банком.
4.2. При поступлении в избирательную комиссию данных о нарушении порядка создания избирательного фонда кандидата, избирательного объединения или расходования средств этого фонда указанная информация незамедлительно сообщается кандидату либо уполномоченному представителю по финансовым вопросам кандидата, уполномоченному представителю по финансовым вопросам избирательного объединения.
4.3. Все финансовые операции по специальным избирательным счетам кандидатов, избирательных объединений, за исключением возврата в избирательный фонд неизрасходованных средств и зачисления на указанный счет средств, перечисленных до дня (первого дня) голосования, прекращаются в день (первый день) голосования.
Если избирательное объединение, кандидат не представили в установленном Кодексом порядке в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации соответственно муниципального списка кандидатов, кандидата, или получили отказ в регистрации, либо избирательное объединение отозвало муниципальный список кандидатов или кандидата, выдвинутого им по единому, одномандатному, многомандатному избирательному округу, либо кандидат снял свою кандидатуру, либо изменился одномандатный, многомандатный избирательный округ в соответствии с пунктом 4 статьи 125, пунктом 4 статьи 160 Кодекса, а также если регистрация краевого списка кандидатов, муниципального списка кандидатов, кандидата была отменена или аннулирована, все финансовые операции по специальному избирательному счету прекращаются Банком по указанию избирательной комиссии.
4.4. На основании ходатайства кандидата, избирательного объединения избирательная комиссия может продлить срок проведения финансовых операций:
кандидату, избирательному объединению - по оплате работ (услуг, товаров), выполненных (оказанных, приобретенных) до даты отказа им в регистрации, отзыва кандидатом своего заявления о согласии баллотироваться, отзыва кандидата избирательным объединением, отзыва избирательным объединением муниципального списка кандидатов, до установленного Кодексом срока представления подписных листов и иных документов для регистрации соответственно;
зарегистрированному кандидату, снявшему свою кандидатуру, отозванному избирательным объединением, избирательному объединению, отозвавшему зарегистрированный муниципальный список кандидатов, зарегистрированному кандидату, регистрация которого была аннулирована или отменена, избирательному объединению, регистрация муниципального списка кандидатов которого была аннулирована или отменена, - по оплате работ (услуг, товаров), выполненных (оказанных, приобретенных) до даты принятия решения об аннулировании или отмене регистрации, снятия кандидатуры, отзыва зарегистрированного кандидата, муниципального списка кандидатов;
иным зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям - по оплате работ (услуг, товаров), выполненных (оказанных, приобретенных) до дня голосования.
5. Отчетность по средствам избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений
5.1. Операции по специальному избирательному счету кандидата, избирательного объединения осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, настоящим Порядком и на основании договора банковского счета.
5.2. Банк представляет соответствующей избирательной комиссии сведения о поступлении денежных средств на соответствующие специальные избирательные счета и расходовании этих средств соответственно кандидата, избирательного объединения с использованием автоматизированной системы дистанционного банковского обслуживания (далее - система ДБО).
В случае отсутствия системы ДБО либо возникновения проблем с передачей данных указанные сведения представляются соответствующим избирательным комиссиям в машиночитаемом виде 2 или на бумажном носителе не реже одного раза в неделю, а за 10 дней до дня (первого дня) 3 голосования - не реже одного раза в три операционных дня по формам, утвержденным решением Избирательной комиссии Алтайского края от 18 июня 2015 года N 100/1054-6.
Банк по требованию кандидата, избирательного объединения обязан периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, избирательного объединения.
Положение о представлении этих сведений включается в договор специального избирательного счета.
5.3. Банк, по представлению соответствующей избирательной комиссии, а по соответствующему избирательному фонду также по требованию кандидата, избирательного объединения обязан в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня (первого дня) голосования немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов.
5.4. В соответствии с пунктом 9 статьи 59 Федерального закона, пунктом 1 статьи 85 Кодекса кандидат, избирательное объединение представляют в соответствующую избирательную комиссию первый финансовый отчет и итоговый финансовый отчет о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда (далее - первый финансовый отчет и итоговый финансовый отчет соответственно).
Кандидат, выдвинутый одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, представляет копии своих финансовых отчетов по каждому из избирательных округов, в которых он выдвинут, с периодичностью, установленной для представления финансовых отчетов Федеральным законом, Кодексом.
5.5. Первый финансовый отчет составляется кандидатом, избирательным объединением по форме согласно приложению N 3 к Порядку и представляется в соответствующую избирательную комиссию на бумажном носителе одновременно с представлением документов для регистрации кандидата, краевого списка кандидатов.
В первый финансовый отчет включаются сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате предоставления финансового отчета.
5.6. До сдачи итогового финансового отчета все наличные средства, оставшиеся у кандидата, избирательного объединения должны быть возвращены кандидатом, уполномоченными представителями по финансовым вопросам кандидата либо избирательного объединения на соответствующие специальные избирательные счета. При этом в платежном документе о переводе денежных средств указывается: "Возврат наличных денежных средств кандидата (избирательного объединения)".
До сдачи итогового финансового отчета все имущество, приобретенное за счет средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений на цели избирательной кампании, должно быть реализовано по первоначальной стоимости с учетом амортизационного износа, а денежные средства возвращены в соответствующие избирательные фонды.
5.7. Кандидат, избирательное объединение после дня голосования обязаны перечислить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на соответствующем специальном избирательном счете, гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в соответствующие избирательные фонды, пропорционально вложенным средствам (за вычетом расходов на пересылку).
5.8. Оставшиеся на специальном избирательном счете кандидата, избирательного объединения неизрасходованные денежные средства Банк обязан по истечении 60 дней со дня (последнего дня) голосования перечислить в доход краевого бюджета и закрыть этот счет.
5.9. Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить на бумажном носителе и в электронном виде (в формате MS Excel) избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда
Итоговый финансовый отчет составляется кандидатом, избирательным объединением по форме согласно приложению N 3 к Порядку.
К итоговому финансовому отчету прилагаются:
первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд и расходование этих средств согласно перечню, указанному в приложении N 4 к настоящему Порядку;
банковская справка об оставшихся средствах и (или) о закрытии специального избирательного счета;
сведения по учету поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения (далее - Сведения по учету) согласно приложению N 1 к настоящему Порядку на бумажном носителе и в электронном виде (в формате MS Excel). В графе "Шифр строки финансового отчета" Сведений по учету указывается, в какой строке итогового финансового отчета учтены каждое поступление, возврат, расходование средств избирательного фонда;
пояснительная записка (при необходимости);
экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры или копии аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии, экземпляры или копии иных агитационных материалов.
Первичные финансовые документы к итоговому финансовому отчету представляются в хронологической последовательности по мере отражения финансовых операций на специальных избирательных счетах. При этом за основу принимаются выписки Банка по специальному избирательному счету, к которым прилагаются соответствующие документы.
К итоговому финансовому отчету прилагается опись указанных в настоящем пункте документов и материалов по форме, согласно приложению N 5 к настоящему Порядку.
Все прилагаемые к итоговому финансовому отчету документы и материалы должны быть представлены в сброшюрованном виде и иметь сквозную нумерацию страниц.
5.10. Итоговый финансовый отчет, Сведения по учету соответствующего избирательного фонда подписываются кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения по финансовым вопросам.
Финансовый отчет, Сведения по учету соответствующего избирательного фонда представляются кандидатом или его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем избирательного объединения по финансовым вопросам в избирательную комиссию.
5.11. Первичные финансовые документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
наименование и дату составления документа;
наименование организации либо фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, от имени которых составлен документ;
содержание хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
наименование должности, фамилию, инициалы лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личную подпись указанного лица.
5.12. Получение избирательной комиссией итогового финансового отчета кандидата, избирательного объединения оформляется актом приема итогового финансового отчета, составленным по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку.
5.13. Оставшиеся на специальных избирательных счетах кандидатов, избирательных объединений неизрасходованные денежные средства по истечении 60 дней со дня голосования Банк обязан перечислить в доход местного бюджета.
6. Сведения о формировании избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, подлежащие опубликованию
6.1. Избирательная комиссия до дня (первого дня) голосования периодически, но не реже чем один раз в две недели, направляет в редакцию муниципального периодического печатного издания (при наличии) для опубликования сведения о поступлении средств на специальные избирательные счета кандидатов, избирательных объединений и расходовании этих средств по формам, приложенным к решению Избирательной комиссии Алтайского края от 24 мая 2022 года N 8/77-8 "Об определении объема сведений о поступлении средств на специальный избирательный счет кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов в органы местного самоуправления и расходовании этих средств подлежащих опубликованию в муниципальных периодических печатных изданиях и размещению в сети интернет на официальном сайте Избирательной комиссии Алтайского края" (далее - Сведения).
Избирательная комиссия, лицо, ответственное за ввод информации в задачу "Контроль избирательных фондов" ГАС "Выборы", до дня (первого дня) голосования по утвержденному графику, периодически, но не реже чем один раз в две недели, направляют Сведения в Избирательную комиссию Алтайского края для размещения на официальном сайте в сети Интернет.
6.2. Редакция муниципального периодического печатного издания обязана публиковать указанные сведения, передаваемые избирательной комиссией для опубликования, в течение десяти дней со дня их получения.
6.3. Обязательному опубликованию и размещению подлежат сведения:
о финансовой операции по расходованию средств из избирательного фонда в случае, если ее размер превышает 50 тысяч рублей;
о юридических лицах, перечисливших в избирательный фонд добровольные пожертвования в сумме, превышающей 25 тысяч рублей;
о количестве граждан, внесших в избирательный фонд добровольные пожертвования в сумме, превышающей 20 тысяч рублей;
о средствах, возвращенных жертвователям из избирательного фонда, в том числе об основаниях возврата;
об общей сумме средств, поступивших в избирательный фонд, и об общей сумме израсходованных средств.
6.4. Избирательная комиссия передает копии первых и итоговых финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений не позднее чем через пять дней со дня их получения в редакцию муниципального периодического печатного издания (при наличии) для опубликования.
Редакция муниципального периодического печатного издания обязана публиковать переданные избирательной комиссией финансовые отчеты кандидатов, избирательных объединений (сведения из указанных отчетов) в пятидневный срок с момента их получения.
6.5. Избирательная комиссия, лицо, ответственное за ввод информации в задачу "Контроль избирательных фондов" ГАС "Выборы", незамедлительно, после получения, направляют скан итогового финансового отчета кандидата, избирательного объединения в Избирательную комиссию Алтайского края для размещения на официальном сайте в сети Интернет 4.
7. Ответственность за нарушения порядка формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений
7.1. Ответственность за нарушение порядка формирования и расходования средств избирательных фондов, непредставление, несвоевременное представление либо неполное представление итогового финансового отчета и приложенных к нему документов по установленным Порядком формам, недостоверность данных, содержащихся в отчете, несут кандидат, гражданин, являвшийся кандидатом, уполномоченный представитель избирательного объединения по финансовым вопросам.
7.2. В случаях, указанных в подпунктах "ж", "з", "и" пункта 24 статьи 38 Федерального закона, пунктах 7, 8, 9 статьи 52 Кодекса, за нарушения порядка формирования и расходования средств избирательных фондов избирательная комиссия вправе принять решение об отказе в регистрации кандидата.
7.3. В случаях, указанных в подпунктах "д", "е", "ж" пункта 25 статьи 38 Федерального закона, пунктах 7, 8, 9 статьи 52 Кодекса, за нарушения порядка формирования и расходования средств избирательных фондов избирательная комиссия вправе принять решение об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов.
8. Заключительные положения
Настоящий Порядок распространяется на правоотношения, связанные с проведением основных, дополнительных и повторных выборов в органы местного самоуправления.
1 В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации.
2 Машиночитаемый вид - файл формата DBF, содержащий сведения о платежах в соответствии с "Техническими решениями, обеспечивающими обмен информацией между избирательными комиссиями, комиссиями референдума и филиалами Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество)" от 11 сентября 2007 года, для иной кредитной организации - в соответствии с техническими решениями кредитной организации.
3 Здесь и далее в скобках указаны сроки, применяемые в случае принятия решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд, предусмотренного пунктом 1 статьи 63.1 Федерального закона.
4 Данный пункт указывается только при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.